Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международно-правовые формы сотрудничества и координации деятельности таможенных администраций стран СНГ




 

В связи с прекращением существования Союза Советских Социалистических Республик как субъекта международного права и геополитической реальности Республика Беларусь, Российская Федерация, Украина подписали 21 декабря 1991 г. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств.

Статьей 1 Соглашения закрепляются обязательства Договаривающихся сторон образовать Содружество Независимых Государств. В сферу их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координационные институты Содружества, относится сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и европейского рынков в области таможенной политики (ст. 7).

Международное партнерство осуществляется в целях образования Союза Независимых Государств и сочетает в себе освобождение от центра и признание реального факта существования независимых государств и открывает возможность решать многие проблемы на основе международного права и общепринятых международных механизмов в отношении с ближним зарубежьем, т.е. бывшими союзными республиками Советского Союза. В целях сохранения хозяйственных, торговых, научно-технических связей был заключен между странами содружества государств «Договор об Экономическом Сообществе». В договоре содержатся основные принципы и нормы международного таможенного права о согласовании между независимыми государствами таможенной политики. Предусмотрены обязательства сторон о проведении договоренностей о сближении хозяйственного законодательства и проведении согласованной политики в области таможенных правил и тарифа (ст. 5).

Таможенными администрациями Азербайджана, Армении, Беларуси, Кыргызстана, Туркменистана, Узбекистана 2 апреля 1992 г. подписано соглашение «О порядке таможенного оформления транзитных грузов».

И этом соглашении статьей 1 определяются обязательства сторон по согласованию общих терминов и понятий технологии таможенного оформления транзитных грузов. А именно: «Государство отправления» — с территории которого груз вывозится в третьи государства, включая договаривающиеся стороны; «Государство назначения» — место окончательного назначения груза, вывозимого из третьих стран; «Государство транзита» — через территорию которого грузы провозятся транзитом из государства отправления в государство назначения; «Процедура таможенного транзита» — установленный порядок транзитной перевозки грузов под таможенным контролем от таможенного места отправления до таможенного места назначения через государства транзита; «Таможня места отправления» — там, где начинается перевозка по процедуре таможенного транзита;

«Таможня места назначения» — там, где заканчивается перевозка по процедуре таможенного транзита; «Промежуточная таможня» — таможня государства транзита, где производится частичная догрузка или выгрузка транспортных средств или контейнеров, следующих по процедуре таможенного транзита. Грузы перевозятся под ответственность предприятий, организаций и граждан, принявших такие грузы к перевозке по процедуре таможенного транзита. Ст. 2 определяется порядок оформления грузов, ввозимых в государства — участников Соглашения. На перевозку транзитных грузов составляется транзитный документ (ТД) транспортной организацией, осуществляющей перевозку декларантом (таможенным брокером) или таможней в зависимости от положений национального законодательства договаривающегося государства. ТД составляется на бланке Грузовой таможенной декларации. Ст. 3, 4 и 5 определяется порядок оформления таможенных грузов, вывозимых из государств — участников Соглашения, порядок таможенного оформления грузов, перемещаемых транзитом через территорию государств — участников Соглашения и особенности оформления грузов, перевозимых на открытых транспортных средствах. Особое внимание уделяется порядку оформления реэкспортных грузов.

Товары, ввезенные для внутреннего потребления на территорию одного из договаривающихся государств с территории другого, пропускаются таможнями государства вывоза в соответствии с его национальным законодательством при наличии разрешения, которое выдается в порядке, определенном внутренним законодательством. Порядок определения государства происхождения товара, требования к сертификату, подтверждающему происхождение товара, и форма этого сертификата определены Соглашением. Федеративным Договором Российской Федерации статьей 1 к ведению Федеративных органов государства внутри Российской Федерации относится установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование.

В рамках Содружества Независимых Государств Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, желая сохранить и укрепить экономическое пространство в отношениях между собой, обеспечить свободное движение товаров, проводить согласованную политику в таможенных связях в отношении третьих стран и унификации таможенного законодательства и таможенных процедур в целях защиты внутреннего рывка подписали «Соглашение о принципах таможенной политики». Для реализации этих целей создается Таможенный Союз, который в пределах своих функций является самостоятельным субъектом международного права (ст. 1). В связи с этим образуется общая таможенная территория государств — участников Соглашения.

Стороны согласовывают общий таможенный тариф и содействуют единообразному внутреннему налогообложению товаров и иных предметов, ввозимых на общую таможенную территорию и вывозимых с этой территории. Товары, обращающиеся внутри Таможенного Союза, не облагаются таможенными пошлинами и иными налогами и сборами, имеющие эквивалентные действия (ст. 2). Стороны будут воздерживаться от установления таможенных барьеров между собой и обязуются пересматривать качественные ограничения с тем, чтобы объем ограничений на вывоз товаров во взаимном обмене уменьшался. При этом количественные ограничения могут сохраняться лишь по взаимному согласованию между государствами только на вывоз товаров и на конкретный срок. Одновременно стороны обязуются отменить количественные ограничения на вывоз вещей личного пользования, принадлежащих гражданам государств, участвующих в соглашении (ст. 3). Следует отметить, что данное соглашение не затрагивает права любой договаривающейся стороны на принятие в соответствии с международным правом, а также ее внутренним законодательством мер, необходимых для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, культурно-исторического наследия своих народов, охраны редких животных и растений (ст. 4).

Для обеспечения функционирования Таможенного Союза, выработки общей таможенной политики, координации взаимодействия таможенных служб, сбора и анализа таможенной статистики учрежден Таможенный Совет (ст. 5).

Доходы от взимания таможенных пошлин, налогов, сборов при ввозе товаров на их общую таможенную территорию из третьих стран и вывозе товаров с этой территории в третьи страны направляются в бюджет государств — участников Таможенного Союза (ст. 6). Следует подчеркнуть, что порядок урегулирования спорных вопросов, могущих возникнуть в связи с толкованием и применением положений соглашения, а также процедуры выхода из Таможенного Союза будет определяться отдельным соглашением (ст. 10). К Таможенному Союзу при согласии всех его членов может присоединиться любое другое государство.

Таможенный Совет — высший орган Таможенного Союза. Основными целями Совета являются:

— обеспечение функционирования Таможенного Союза;

— выработка и проведение единой таможенной политики, учитывающей интересы субъектов хозяйственной деятельности государств — участников Таможенного Союза, который является самостоятельным субъектом международного права;

— противодействие монополизму, а также дискриминационным акциям иностранных государств и союзов;

— пресечение недобросовестной конкуренции при осуществлении экспортно-импортных операций;

— защита потребительского и промышленного рынков в рамках объединенного рынка государств — участников Таможенного Союза;

— разработка и реализация конкретных межгосударственных программ развития таможенного дела;

— сбор и анализ таможенной статистики Таможенного Союза.

Для реализации указанных целей Совет наделен следующими функциями:

— разработка, рассмотрение и утверждение предложений по основным направлениям таможенной политики государств — участников Таможенного Союза, включая Общий таможенный тариф государств-участников, формируемый на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров; порядок установления, отмены или изменения ставок таможенной пошлины; предоставления тарифных льгот и преференций; положение о применении таможенных пошлин, включая специальные, антидемпинговые и компенсационные; порядок организации и проведения необходимых процедур, предшествующих принятию решений о применении таможенных пошлин, перечисленных в настоящей статье, изменение номенклатурной части Общего таможенного тарифа;

— разработка и рассмотрение проектов актов законодательства Таможенного Союза и его международных договоров в части, касающейся таможенно-тарифного регулирования;

— изучение всего комплекса вопросов таможенного сотрудничества, которому государства — участники Таможенного Союза согласились содействовать, технических аспектов таможенных систем с целью предложения практических средств достижения возможно более высокого уровня их единообразия и согласованности;

— разработка и принятие решений, обеспечивающих единообразие в толковании и применении соглашений в области таможенного дела, действующего таможенного законодательства Таможенного Союза, включая вопросы номенклатуры для классификации товаров, а также разрешение споров по толкованию и применению документов, упоминаемых в настоящей статье;

— обеспечение распространения информации, касающейся таможенно-тарифного регулирования и таможенных процедур, предоставление правительствам государств — участников Таможенного Союза предложений по таможенному делу; сотрудничество с международными организациями по вопросам, входящим и компетенцию Совета.

Членство. Членами являются все члены правительств государств — участников Таможенного Совета. Каждый член Совета вправе определить в качестве своих представителей своего заместителя и не более трех советников (экспертов). Члены Совета, их заместители и советники (эксперты) назначаются правительствами государств — участников Таможенного Союза. Совет избирает Председателя и определяет его полномочия. Совет назначает Секретаря, который руководит деятельностью рабочего аппарата и специализированными техническими комиссиями Совета (ст. 5).

Структура Таможенного Совета. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, не реже одного раза в два месяца. Для координации действий национальных служб таможенных администраций и исполнения своих функций Советом создаются исполнительные органы. При необходимости для содействия своей работе формируются специализированные технические комитеты. Функции рабочего аппарата осуществляются его Секретариатом. Заседания Совета проходят поочередно в столицах государств — участников Таможенного Союза. Штаб-квартира находится в г. Москве (Российская Федерация).

Правовые формы деятельности Совета. В своей работе Совет руководствуется Соглашением о принципах таможенной политики, Положением о Таможенном Совете, Регламентом работы Совета, Положением об установлении, отмене и изменении ставок таможенных пошлин, Правилами оценки в таможенных целях, Правилами определения страны происхождения, которые разрабатываются и принимаются Советом.

Международно-правовые формы деятельности Совета оформляются в следующем порядке:

— установление размеров ввозных и вывозных таможенных пошлин на товары и иные предметы;

— установление сезонных таможенных пошлин;

— установление, изменение и отмена ставок таможенных пошлин на предметы личного пользования;

— определение условия возврата таможенных пошлин при вывозе с таможенных территорий государств — членов Таможенного Союза товаров, ввезенных для сборки, монтажа, переработки или обработки;

— освобождение от оплаты таможенных пошлин товаров и иных предметов, воплощающих в себе новейшие достижения научно-технического прогресса, не производимых или производимых в недостаточных количествах в государствах — участниках Таможенного Союза;

— внесение изменений в номенклатуру Общего таможенного тарифа в целях регулирования и защиты объединенного рынка государств — участников Таможенного Союза с учетом международных норм и практики;

— установление иных правил в целях более эффективного использования средств регулирования внешнеэкономической деятельности, предусмотренных в законодательствах государств — участников Таможенного Союза, и сближения этих средств с международной практикой;

— внесение в Правительства Договаривающихся Сторон рекомендаций, направленных на укрепление объединенного рынка государств— участников Таможенного Союза, совершенствование системы регулирования внешнеэкономической деятельности государств — участников Таможенного Союза, включая вопросы налогообложения, количественного регулирования режима иностранных инвестиций, а также иные вопросы, связанные с эффективным действием Общего таможенного тарифа;

— запрашивание и получение от органов государственного управления, субъектов хозяйственной деятельности и банковских учреждений государств — участников Таможенного Союза документов и сведений, необходимых для своей деятельности;

— учреждение бюджета для решения вопросов материально-технического, финансового, кадрового, социального и иного обеспечения деятельности Таможенного Совета, а также для реализации межгосударственных программ таможенного дела, включая вопросы об устройстве общих таможенных границ.

Юридическая сила решений Совета. Решения Совета принимаются с общего согласия его членов либо их заместителей, присутствующих на заседании Совета. Каждое государство — участник Таможенного Союза обладает в Совете одним голосом. С общего согласия Совет устанавливает порядок голосования, приглашает на свои заседания с правом совещательного голоса представителей органов государственного управления, субъектов хозяйственной деятельности, банковских учреждений, а также международных организаций. Решения Совета принимаются в форме постановлений, подписываются Председателем Совета и подлежат публикации для всеобщего сведения в официальном издании, устанавливаемом Советом. Решения Совета являются окончательными и подлежат непосредственному применению во всех государствах — участниках Таможенного Союза без каких-либо дополнительных процедур. Постановления Совета, имеющие общее значение, если они не устанавливают более льготные нормы по сравнению с ранее действующими, вступают в силу по истечении одного месяца с даты опубликования для всеобщего сведения. По вопросам текущей деятельности Председатель Совета издает распоряжения ненормативного характера.

Существенное значение для уяснения характера таможенного сотрудничества стран Содружества Независимых Государств имеют:

— Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств СНГ на территории его участников от 9 октября 1992 г.

— Соглашение о взаимном признании виз государств — участников СНГ от 9 октября 1992 г.

— Соглашение о создании зоны свободной торговли (СНГ) от 15 апреля 1994 г.

— Соглашение о реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешения на реэкспорт от 15 апреля 1994 г.

Правила определения страны происхождения товаров учреждены Решением Совета Глав Правительств СНГ от 24 октября 1993 г.

Для организации таможенного контроля за товарами грузового оборота принята в 1992 г. «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности» (ТН ВЭД), которая вступила в действие с мая 1992 г. ТН ВЭД представляет подробное описание десятков тысяч различных товаров и их цифровые коды. Эта номенклатура является продолжением Комбинированной номенклатуры Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, которой пользуются все цивилизованные государства мирового сообщества. На основе Гармонизированной системы ведутся международные переговоры в рамках Генерального Соглашения о Тарифах и Торговле (ГАТТ). ТН ВЭД имеет девять знаков кода. Первые восемь точно соответствуют кодам ЕЭС, а последний зарезервирован для детализации товаров. Следует отметить, что появление в нормативных документах кодов выдвигает на первый план государственного регулирования внешнеэкономической деятельности конкретный товар.

Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 14 ноября 1997 г. предусмотрены формы обмена информацией, упрощения таможенных формальностей, сотрудничества, контролируемые поставки, правовые формы расследования таможенных правонарушений и др. Другим Протоколом, заключенным между Государственным Таможенным Комитетом Российской Федерации и Главным Таможенным Управлением Финляндской Республики, об оперативном обмене данными, характеризующими таможенную стоимость товаров, перемещенных через Российско-Финляндскую государственную границу (ст. 4), от 4 декабря 1997 г., а также Соглашением между Правительствами Российской Федерации и Венгерской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 13 января 1998 г. принято положение о передаче сведений о физических лицах, которым руководствуются таможенные службы сторон.

Таможенные вопросы часто содержатся в международных соглашениях с участием Российской Федерации, примером которых являются другие сферы общественных отношений. Так, в рамках Соглашения об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств — участников Содружества Независимых Государств (СНГ) перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с договорами (контрактами), заключенными между российскими предприятиями и предприятиями, расположенными в государствах — участниках СНГ, на основании отраслевых (межотраслевых) соглашений. Товары, перемещаемые через границу в соответствии с этим Соглашением, помещаются под таможенный режим экспорта при вывозе с таможенной территории Российской Федерации и под таможенный режим выпуска для свободного обращения при ввозе в нее без уплаты таможенных пошлин и налогов. Следует отметить, что регулирование международных таможенных отношений имеет три основных направления: унификация и стандартизация процесса таможенной оценки, оценки товаров для взимания таможенных пошлин, унификация таможенных процедур и таможенных формальностей, унификация товарной номенклатуры, обеспечение ее сопоставимости с номенклатурой, используемой во внешнеэкономических связях.

Создана нормативная база, на основе которой территориальные таможенные органы России могут получать документы и иную информацию от таможенных служб иностранных государств. Российская Федерация заключила международные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах с Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, Швецией, Норвегией, Финляндией, Литвой, Польшей, Болгарией, Германией, США, Китаем, Монголией, Южной Кореей, Аргентиной, Израилем, Македонией и странами СНГ.

Совершенствуется механизм международно-правового регулирования сотрудничества в таможенных делах государств — участников стран СНГ. Устанавливаются прямые связи между территориально-таможенными органами России и других государств СНГ. В рамках СНГ создан и действует Таможенный Совет, соглашение о котором было подписано 13 марта 1992 г., для выработки и проведения единой таможенной политики, унификации таможенного законодательства и таможенных процедур, координации взаимодействия таможенных служб государств — участников СНГ. Таможенный Совет является высшим органом Таможенного Союза, создание которого предусмотрено Соглашением о принципах таможенной политики от 13 марта 1992 г. Именно поэтому в качестве основной цели Таможенного Совета является обеспечение функций Таможенного Союза.

Наряду с созданием общей таможенной территории Соглашение предусматривает согласование общего таможенного тарифа, содействие единообразному внутреннему налогообложению товаров, ввозимых на общую таможенную территорию и вывозимых с этой территории, освобождение от таможенных пошлин и иных налогов и сборов товаров, имеющих эквивалентное действие, при перемещении их внутри Таможенного Союза. Следует отметить, что внутри Содружества происходит процесс дифференциации, в результате которого регулирование внешнеэкономических связей России с другими государствами — участниками СНГ не является единообразным. Так, подписанное Соглашение о Таможенном Союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь 6 января 1995 г., которым предусмотрено объединение таможенных территорий государств — участников этого Союза и перемещение таможенного контроля на внешние границы Союза. В последующем к Таможенному Союзу присоединилась Республика Казахстан, происходит процесс присоединения Киргизской Республики к Соглашению о Таможенном Союзе 29 марта 1996 г. (Договором о присоединении). 28 марта 1998 г. Республика Таджикистан присоединилась к Договору «Об углублении интеграции в экономической и культурной областях» и Соглашению о Таможенном Союзе.

Совет руководителей таможенных служб СНГ 28 февраля 1998 г. принял Типовой порядок таможенного оформления и контроля природного газа, нефти, нефтепродуктов и электроэнергии, пересекающих таможенную границу государств — членов СНГ трубопроводным транспортом и по линиям электропередач. Одновременно подписан Протокол о единообразном порядке взимания таможенных платежей (предусмотрены уплаты таможенных сборов, таможенных пошлин, акцизов, налога на добавочную стоимость (НДС) и другие платежи, предусмотренные национальными законодательствами) в зависимости от заявленного таможенного режима. Приняты в качестве приложения к Протоколу «Единые принципы к подходу взимания таможенных платежей».

Решением Межгосударственного Совета Таможенного Союза 28 апреля 1998 г. принято Заявление. «О десяти шагах навстречу простым людям» (Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия), в котором отмечается, что Договор от 29 марта 1996 г. «Об углублении интеграции в экономической и гуманитарных областях» является базой всеобщего и взаимовыгодного сотрудничества: введение упрощенного порядка приобретения гражданства, обеспечение гражданам свободного и равного права пересечения границ четырех государств, либерализация пограничного, таможенного и иных видов контроля и др. Создается Зона Свободной Торговли Республики Узбекистан с участием стран — членов СНГ (Республики Беларусь, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Туркмении, Узбекистана, Таджикистана и Азербайджана).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.