Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система цен, действующая в рыночных условиях




Биржевая цена - цена товара или ценной бумаги на бирже.

Базисная цена учитывает совокупность факторов (условия поставки товара, его хранение, упаковки).

Гибкая цена вводится для защиты отечественных производителей и одновременно для стимулирования увеличения производства.

Договорная цена устанавливается по совместному договору между покупателем и продавцом.

Закупочная цена применяется для расчетов за сельскохозяйственное сырье, которое поставляется предприятием.

Исходная цена - цена, первоначально предлагаемая на торгах и аукционах.

Контрактная цена - цена, которая фиксируется в контракте (является коммерческой тайной).

Монопольная цена - цена товара, которая устанавливается производителем, занимающим монопольное положение.

Рыночная цена определяется существующим на рынке соотношением спроса и предложения.

Скользящая цена - цена, которая устанавливается на изделие с длительным сроком изготовления с таким расчетом, чтобы можно было учитывать изменения в издержках производства за этот период.

Твердая цена - цена, устанавливаемая при заключении договора и не изменяемая в течение всего срока его действия.

Успокаивающая цена - цена, которую продавец устанавливает несколько ниже обычной величины с целью привлечения покупателей.

 

 

Лекция 16.

Тема 13. Доходы и расходы предприятия (продолжение)

13.3 Прибыль и рентабельность.

13.4 Методы оценки экономической эффективности капитальных вложений.

 

13.3 Прибыль и рентабельность.

Прибыль – разница между выручкой в действующих оптовых ценах и себестоимостью этой же продукции.

Различают прибыль:

- общую (балансовую);

- чистую.

Общая прибыль включает в себя:

1. Прибыль от реализации продукции.

2. От реализации основных средств.

3. От прочей реализации.

4. От внереализационных доходов или расходов.

Прибыль от реализации ТП – разность между стоимостью этой продукции в действующих оптовых ценах и ее полной себестоимостью.

Он ц, Ок ц – остатки на начало и конец по ценам на готовую продукцию;

Он с, Ок с – остатки на начало и конец по себестоимости;

Qт ц, Qт с – объем выпуска ТП по ценам и по себестоимости.

Прибыль от прочей реализации образуется в связи с выполнением организацией У и Т, невключаемых в состав ТП (например, реализация продукции подсобного сельского хозяйства, излишних материальных ценностей).

Внереализационные доходы и расходы включают штрафы, пени, неустойки, списание безнадежных долгов, убытки от стихийных бедствий, выявленные в текущем году прибыли или убытки прошлых лет.

Из балансовой прибыли предприятие выплачивает налоги, а также некоторые другие платежи. Оставшаяся прибыль является чистым доходом предприятия и может использоваться на выплату дивидендов, формирование различных фондов и резервов, покрытие убытков прошлых лет и других целей.

Для характеристики доходности предприятия правильнее использовать относительные показатели, соизмеряющие полученную прибыль с затратами, с помощью которых она была получена. Это и называется рентабельностью.

Рентабельность предприятия рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции к сумме среднегодовой стоимости основных фондов и нормируемых оборотных средств.

Рентабельность изделия определяется как отношение прибыли от реализации к полной себестоимости изделия.

 

13.4 Методы оценки экономической эффективности капитальных вложений.

В связи с необходимостью экономической оценки принимаемых технических решений необходимо правильно подобрать методы и критерии такой оценки.

В условиях рыночной экономики в качестве такого критерия используется механизм отклонения прибыли к затратам.

В настоящее время известно большое количество показателей, отражающих данный критерий.

Существующие методы оценки разделяются на 3 группы:

1) Показатели общей эффективности базируются на разности дисконтированных затрат и результатов за период реализации мероприятий.

2) Показатель сравнительной экономической эффективности, в основу которого положены приведенные годовые или суммарные затраты, дисконтированные по годам реализации предприятий.

При определении экономичности эффекта рассматривались два варианта:

- проектный,

- базовый.

3) Основывается на приростных показателях, которые оценивают экономический эффект только по изменяющимся элементам текущих затрат и капитальных вложений.

В методике комплексной оценки эффективности мероприятий экономической эффективности определяется за весь период разработки производства и исполнения мероприятия.

При расчете экономического эффекта необходимо учитывать динамику и эксплуатационные характеристики эксплуатационных объектов, возможную динамику цен, неравноценность экономических оценок разновременных затрат и результатов.

Экономический эффект на всех этапах реализации рассчитывается как превышение стоимостной оценки результатов над оценкой затрат ресурсов за весь срок реализации мероприятия по формуле:

, где

- стоимостная оценка суммарных результатов за весь период реализации мероприятия, приведенных к расчетному году.

- аналогичная оценка затрат.

Стоимостная оценка результатов за весь период осуществляется с учетом неравномерности затрат по формуле:

- результаты в t-том году,

- коэффициент приведения равновременных результатов к расчетному году.

,где

- коэффициент дисконтирования результатов,

и - сроки начала и окончания мероприятия.

Стоимостная оценка результатов в t-том году включает в себя основные и сопутствующие результаты.

.

Основными результатами являются цена конечной продукции, которая является целью данного мероприятия.

Для предметов труда основные результаты определяются по формуле:

, где

- объем применяемых предметов труда в t-том году в i-той сфере.

- удельный расход предметов труда в i-том году в i-той сфере.

- цена в i-том году в i-той сфере.

Для средств труда основные результаты рассчитываются по формуле:

, где

- годовой объем потребляемого сырья в i-той сфере.

Стоимостная оценка сопутствующих результатов включает данные экономические выходы в различных сферах народного хозяйства, а также оценка социальных и экономических исследований от реализации мероприятия.

Оценка затрат независимо от объекта разработки должна учитывать:

1) Затраты, связанные как с проектированием, так и с производством и использованием новой техники,

2) Все виды текущих и единовременных затрат, как в производственной, так и в непроизводственной сфере,

3) Динамику затрат по расчетному периоду.

Затраты на мероприятия определяются по прямому суммированию текущего и единовременных затрат каждого участка производства:

,

- издержки i-того участка мероприятия,

- капитальные вложения в i-том году i-того участка,

- ликвидационная (остаточная) стоимость основных фондов.

Остаточная стоимость учитывается, если оборудование не выработало его стоимость.

При технико-экономическом обосновании конструкторских и технологических решений главным образом сравнительной экономической эффективности, что предполагает обязательность составления разных вариантов. Такая оценка показывает на сколько один вариант выгоднее другого.

Сравнение вариантов должно производиться в расчете получения одного и того же варианта.

Это означает, что должна быть обеспечена сопоставимость вариантов по объему выпуска, по качеству производительности и другим факторам.

В качестве обобщающих показателей сравнительной эффективности используются:

1) приведенные годовые затраты,

2) годовой экономический эффект,

3) срок окупаемости дополнительных капиталовложений.

Оптимальный вариант определяется по критерию min .

Экономический эффект может рассчитываться по следующим формулам:

(1)

(2)

(3)

- коэффициент реновации основных фондов.

(1) формула используется для мероприятий с изменяющимися приведенными затратами по годам реализации мероприятия, при этом капиталовложения в проект осуществляются в течение нескольких лет.

(2) формула применяется для мероприятий со стабильными затратами по годам реализации или их динамики неизвестна.

(3) формула используется для мероприятий, капиталовложения которых осуществляются в течение года.

В приведенных формулах включают составляющие 3-х видов затрат:

1) текущие затраты (себестоимость выпускаемой продукции за исключением амортизационных отчислений),

2) единовременное вложение в основные фонды,

3) единовременные затраты, не увеличивающие стоимость основных фондов.

Годовые приведенные затраты могут быть определены по следующей формуле:

- себестоимость продукции без амортизационных отчислений,

- коэффициент реновации основных фондов,

и - первоначальная и ликвидационная стоимость основных i-тых фондов,

- остаточная стоимость действующих фондов, исключаемых в данном варианте,

- капиталовложения, не увеличивающие стоимость основных фондов.

Срок эксплуатации основных капиталовложений:

, где

- дополнительные капиталовложения в данном варианте,

, где

- капиталовложения в новое оборудование,

и - остаточная стоимость базовых и проектных вариантов.

Вариант считается экономически целесообразным, если

> 0; >,

- срок реализации мероприятия.

 

Тема 14. Учет и отчетность

14.1 Функции налогов.

14.2 Виды налогов.

 

14.1 Функции налогов.

Налоги - обязательные платежи физических лиц (населения) и юридических лиц (предприятий), взимаемые государством.

1. Фискальная функция состоит в том, чтобы наложить бюджет государства, а затем расходовать собранные деньги на содержание аппарата управления государством.

2. Распределительная функция состоит в том, что с помощью налоговой системы государство распределяет полученные деньги в пользу тех или иных групп населения.

1. Регулирующая функция, в процессе которой государство изменяет ставку налогов в пользу тех или иных отраслей предприятий, которые в данный момент являются наиболее важными для государства или выпускают конкурентоспособную продукцию.

 

14.2. Виды налогов.

1. Республиканские - налоги с краев и областей:

- плата за пользование природными ресурсами,

- лесной налог,

- плата за воду (с предприятий),

- налог на имущество предприятий.

2. Местные налоги:

- налог на имущество физических лиц,

- налог на строительство предприятий в курортной зоне,

- целевые сборы с населения и предприятия,

- земельный налог,

- регистрационный сбор с предпринимателей.

Налоги с позиции предпринимателей (предприятий) - это обычная статья издержек или прямой убыток.

 

 

Лекция 17.

Тема 14. Учет и отчетность

 

14.3 Принципы налоговой системы.

14.4 Элементы и категории налоговой системы.

14.5 Классификация налогов.

 

 

14.3. Принципы налоговой системы.

1. Обязательность, т.е. принудительность и неотвратимость уплаты.

2. Стабильность ставок налогообложения в течение ряда лет.

3. Равнонапряженность, заключающаяся в равномерном распределении налогового времени среди налогоплательщиков, чтобы относительная налоговая нагрузка была равнозначной для субъектов с разными уровнями расходов.

4. Социальная справедливость, проявляющаяся в установлении налоговых ставок и льгот т.о., чтобы все налогоплательщики были в равных условиях, а налогоплательщики с низким доходом - в щадящих условиях.

 

10.4. Элементы и категории налоговой системы.

 

Различают следующие элементы:

1. Субъект налога - физическое или юридическое лиц, которое обязано по закону платить налог.

2. Объект обложения - то, что облагается налогом (доход, имущество, сделка).

3. Налоговая ставка - установленный государством размер налога на единицу обложения.

Налоговые ставки могут быть твердыми и долевыми.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения.

Долевые ставки выражаются в долях объекта обложения (если в сотых долях объекта обложения, то процентными ставками). Кроме того, долевые ставки могут быть пропорциональными и прогрессивными (ставки возрастают по мере роста объекта обложения).

Налоговая льгота - это полное или частичное освобождение налогоплательщика от налогообложения в соответствии с действующим законодательством (необлагаемый налогами минимум дохода).

 

14.5. Классификация налогов

Прямые налоги - это взимаемые государством непосредственно с доходов (зарплаты, прибыли, процентов) или с имущества налогоплательщика (земли, строений).

Косвенные налоги – это налоги на товары или услуги в виде надбавки к цене или тарифу (акции, НДС).

Прямые налоги с физических лиц - подоходный налог, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, налог с владельцев транспортных средств.

Объектом обложения являются валовая (балансовая) прибыль предприятия, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (основного капитала) и новое имущество и доходов от внереализационных операций за вычетом суммы расходов по этим операциям.

Прибыль от реализации продукции - это разница между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, которая включается в себестоимость продукции.

Затраты на производство и реализацию продукции:

, где

- материальные затраты на производство и реализацию продукции

- амортизационные отчисления

- зарплата

- отчисления в фонд социального страхования

- отчисления в фонд занятости и пенсионный фонд

- плата по кредитам

- прочие расходы (на командировочные расходы, на представительские расходы)

- расходы на приобретение покупных изделий

Доходы от внереализационных операций - это доходы, получаемые от долевого участия в совместных предприятиях, от сдачи имущества в аренду, дивиденды по акциям и иным ценным бумагам, являющимся собственностью предприятия.

Ставка налога на прибыль устанавливается в соответствии с действующим законодательством РФ в процентном отношении к объекту обложения (долевая пропорциональная ставка).

Налог на имущество предприятий. Плательщиками этого налога являются предприятия, имеющие самостоятельный баланс и являющиеся собственниками имущества, находящегося на территории РФ.

Налогообложению не подлежит имущество, используемое для переработки производства и хранения сельскохозяйственной продукции, а также имущества вновь созданных предприятий в течение первого года с датой их государственной регистрации.

Налог на имущество - это республиканский налог. Его ставка устанавливается областной думой.

Предельная налоговая ставка на имущество предприятия устанавливается на уровне 1% от стоимости актива баланса предприятия.

Налог на добавленную стоимость взимается с части стоимости, которая добавляется на каждой стадии производства и реализации товара.

Количественно добавленная стоимость - это разница между стоимостью продукта, произведенного товаропроизводителем и расходами на приобретение промежуточных товаров у других производителей.

- ставка налога на добавленную стоимость

- оптовая цена i-того изделия

- объем реализации i-того изделия

- налог на добавленную стоимость приобретенных материалов, полуфабрикатов, изделий (комплектующих), которые используются для производства данной продукции.

Добавленная стоимость включает зарплату с начислениями на социальное страхование, амортизацию основных фондов, расходы на электроэнергию, транспорт, рекламу и плата за кредиты.

 

 

Тема 15. Аналитическая деятельность на предприятии

15.1 Анализ разрыва.

15.2 Анализ динамики издержек и кривая опыта.

15.3 Анализ динамики рынка, модель жизненного цикла.

15.4 Модель «продукт-рынок».

 

15.1 Анализ разрыва.

Анализ разрыва – простой, но эффективный метод стратегического анализа. Его цель – определить, существует ли разрыв между целями фирмы и ее возможностями, и, если да, установить, как «заполнить» его (рисунок 1).


 

Рисунок 1 – Схеме анализа разрыва

 

Конкретное применение анализа разрыва означает:

• определение основного интереса фирмы, выраженного в
терминах стратегического планирования (например, в уве­личении числа продаж);

• выяснение реальных возможностей фирмы с точки зрения
текущего состояния среды и предполагаемого будущего состояния (через 3, 5 лет);

• определение конкретных показателей стратегического плана, соответствующих основному интересу фирмы;

• установление разницы между показателями стратегическо­го плана и возможностями, диктуемыми реальным положением фирмы;

• разработка специальных программ и способов действий,
необходимых для заполнения разрыва.

Другой способ применения анализа разрыва - это определение разницы между наиболее высокими ожиданиями и самыми скром­ными прогнозами. Например, если высшее руководство рассчиты­вает на реальную ставку оборота на вложенный капитал в 20%, но анализ показывает, что наиболее реалистичной величиной будет 15%, требуются обсуждение и принятие мер по заполнению разрыва в 5%.

Заполнение можно произвести несколькими способами, напри­мер:

• за счет роста производительности и достижения желаемых 20%;

•,за счет отказа от более амбициозных планов в пользу 15%;

• путем упования на улучшение ситуации в соответствии с лозунгом планирования: "Минимум усилий и больше доверия естественному ходу вещей".

Следующие методы стратегического анализа обычно применя­ются для Определения стратегических альтернатив, возможных ва­риантов стратегического плана.

 

15.2 Анализ динамики издержек и кривая опыта.

Одна из классических моделей стратегий разработана в 1926 году. Она связывает определение стратегии с достижением преимущества в издержках. Предполагает, что каждый раз, когда объем производства удваивается, затраты на создание единицы продукции уменьшаются на 20% (рис. 2).

 


Рисунок 2 – Кривая опыта

 

 

Снижение затрат при увеличении объема производства обу­словлено комбинацией следующих факторов:

- преимущества в технологии, возникающие с расширением производства;

- обучение на опыте наиболее эффективным способом орга­низации производства;

- эффект экономии на масштабе.

В соответствии с кривой опыта основным направлением стра­тегии фирмы должно стать завоевание наибольшей доли рынка, по­скольку именно у крупнейшего из конкурентов появляются возмож­ности достижения самых низких единичных издержек и, следова­тельно, самых высоких прибылей.

Погоня за доминированием на рынке, как стратегический им­ператив, оправдывает себя в случае быстрорастущих рынков, даю­щих конкурентам возможности для роста. Применение кривой опы­та возможно в основном в отраслях материального производства.

В современных условиях достижение лидерства в издержках необязательно связано с увеличением масштабов производства. Ны­нешнее высокотехнологичное оборудование рассчитано не только на крупные производства, но и на небольшие. Сегодня даже маленькая фирма может использовать компьютеры, модульное обору­дование, которые обеспечивают высокую производительность и возможности перестройки для решения различных специфических задач.

Главным недостатком модели являются учет только одной из внутренних проблем организации и невнимание ко внешней среде (в первую очередь к потребностям покупателей).

 

15.3 Анализ динамики рынка, модель жизненного цикла.

 

В основе анализа динамики рынка данного продукта лежит из­вестная модель жизненного цикла товара, которая является анало­гией жизненного цикла биологического существа.

Жизнь товара на рынке разделяется на несколько основных этапов, каждому из которых соответствуют свой уровень сбыта и другие маркетинговые характеристики:

• рождение и внедрение на рынок - небольшой сбыт и стратегия, ориентированная на рост;

• стадия роста - существенное увеличение сбыта и стратегия быстрого роста;

• стадия зрелости - устойчивый сбыт и стратегия, ориентированная на стабильность;

• стадия насыщения рынка и упадка - снижение сбыта и стратегия сокращения.

Цель модели жизненного цикла - правильно определить стра­тегию бизнеса для каждого этапа жизнедеятельности товара на рынке. Существует большое количество модификаций жизненных циклов в зависимости от типов товаров. Тем не менее нельзя слиш­ком тесно привязывать стратегию к модели жизненного цикла. Очень часто жизнь товара на рынке не укладывается в рамки из­вестной кривой (рисунок 3).

 

Рисунок 3 – Модель жизненного цикла


 

Модели "кривой опыта" и "жизненного цикла" являются наи­более простыми методами стратегического анализа, поскольку свя­зывают разработку стратегии лишь с одним из факторов деятельно­сти фирмы. Описанные далее методы имеют более комплексный характер, идут по пути увязки различных компонентов внутренней и внешней среды организации.

 

15.4 Модель «продукт-рынок».

Предложена А.Дж. Стейнером в 1975 г. Представляет собой матрицу, включающую классификацию рынков и классификацию продуктов на существующие, новые, но связанные с существую­щими, и совершенно новые продукты (рисунок 4).

 


 

Рисунок 4 – Матрица «рынок - продукт»

 

Матрица показывает уровни риска и соответственно степень вероятности успеха при различных сочетаниях "рынок-продукт". Модель используется для:

- определения вероятности успешной деятельности при вы­боре того или иного вида бизнеса;

- выбора между различными видами бизнеса, в том числе при определении соотношения инвестиций для разных деловых единиц, то есть при формировании портфеля ценных бумаг фирмы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.143 сек.