Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы финансовой политики

Финансовая система, финансовое регулирование; государственный бюджет как основной финансовый документ государства.

Контрольні запитання

1. Що входить в поняття рекреаційних ресурсів?

2. Які особливості формування рекреаційних ресурсів в основних природних зонах?

3. З якою метою проводиться оцінка рекреаційних ресурсів?

4. Які показники оцінюються при характеристиці певної природної зони?

5. Які особливості використання водних ресурсів Ви можете назвати?

6. Серед перелічених нижче рекреаційних ресурсів виберіть найцінніший: повітря, вода, ліс. Обґрунтуйте відповідь.

 

Финансовая система представляет собой совокупность законов, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства, предприятий и населения, включая систему финансовых учреждений и денежную систему. То есть, финансы – это особая форма экономических отношений по поводу образования и распределения денежных доходов и накоплений предприятий и работников, участвующих в процессе производства и реализации продукции, включая образование бюджетов, централизованных фондов, а также внебюджетных фондов.

Финансовая система включает бюджеты 3 уровней: федеральный, региональный, местный (бюджетная система), фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервные фонды государства, денежные фонды предприятий и фирм, коммерческих и некоммерческих структур и другие специальные денежные фонды.

В рамках финансовой системы финансовые ресурсы формируются как количественно определенные и специально предназначенные суммы денежных средств.

Финансы предприятий определяются как экономические денежные отношения, образующиеся на основе денежных потоков, связанные с функционированием на предприятии денежных фондов.

Финансовая система включает государственные и муниципальные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и финансы населения. В финансы хозяйствующих субъектов-предприятий, в том числе и пищевых, включают:

· чистую прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, пенни и т.д.);

· амортизацию (предназначенную на полное восстановление);

· свободные денежные средства по не выданной заработной плате в кассе;

· поступления по акциям и дивидендам;

· кредиты банков;

· средства частных инвесторов, как юридических, так и физических лиц, включая зарубежных.

В переходной экономике России на систему государственного регулирования финансов возложены задачи создания гибких условий для эффективной работы предприятий реального сектора экономики и оздоровления экономики на микро- и макроуровне. Основным финансовым документом в стране является государственный бюджет. Иерархия бюджетов включает:

1) Бюджеты муниципальных образований;

2) Бюджеты региональные;

3) Бюджет РФ;

4) Консолидированный бюджет.

Консолидированный бюджет – сумма доходов и расходов всех бюджетов, в него входящих. Консолидированный бюджет в РФ с 2005 по 2009 г. был профицитным, его доходная часть превышала уровень расходов. Начиная с 2009 г. бюджет имел дефицит, в 2011-2014 гг. бюджет опять профицитный, но с небольшим перевесом. В 2011 г. профицит составил 1,6 трлн. рублей в 2012 г. – 0,9 трлн. рублей. Бюджет 2014 года планируют как дефицитный.

Основная часть консолидированного бюджета состоит из налоговых поступлений (95,7%).

К неналоговым поступлениям относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Расходы бюджета осуществляются в соответствии с расходными обязательствами, установленными законодательством РФ, разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов субъектов и местных органов власти.

В современных условиях ППП обладают полной финансовой независимостью, выражающейся в их праве самостоятельно распределять выручку от реализации продукции, распоряжаться амортизацией, чистой прибылью, направляя ее в фонды накопления и потребления по своему усмотрению, самостоятельно изыскивать источники для инвестирования в расширенное воспроизводство, модернизацию и формирование оборотных средств (целесообразно рассчитывать минимальную потребность в них), выпуск облигаций. Для привлечения кредитных ресурсов предприятие имеет право открывать расчетные счета в любом банке. Ни государство, ни вышестоящие органы управления не вправе осуществлять перераспределение финансовых ресурсов между предприятиями.

Регулирующая функция государства весьма ограничена и осуществляется через экономические рычаги, проводя соответствующую налоговую, амортизационную, экспортно-импортную и валютную политику. Однако полная финансовая самостоятельность предприятия осуществляется в рамках действующих законов и не освобождает предприятие от ответственности за свою деятельность и фактические результаты работы (обязательств перед государством в части перераспределения доходов, перед банками по погашению кредитов, перед поставщиками по оплате товаров, перед работниками по заработной плате).

Предприятия, не получающие прибыль и неспособные выполнять обязательства перед кредиторами, объявляются банкротами, со всеми вытекающими последствиями.

Показатели, характеризующие финансовое положение ППП, показывают, что финансовое состояние предприятий по стране в целом имеет следующие значения:

· средний уровень рентабельности – 7-10%;

· 36% предприятий имеют просроченную задолженность перед покупателями;

· 28% имеют задолженность перед поставщиками.

Поэтому финансовая политика предприятий является одной из основных функций в области стратегического управления предприятия. Включает:

1) Анализ финансового положения предприятия

2) Разработку учетной, кредитной и налоговой политики

3) Выбор амортизационной и дивидендной политики

4) Управление оборотными средствами

5) Управление дебиторской и кредиторской задолженностью, издержками производства

Государство практически не регулирует и не управляет финансовой политикой. Среди финансовых функций государства доминируют фискальные.

Денежно-кредитная политика совсем не зависит от предприятия и полностью регулируется государством в рамках проводимой экономической политики. Она представляет собой комплекс мероприятий по поддержанию и регулированию необходимого количества денег в экономике и кредитованию хозяйствующих субъектов и населения.

Денежно-кредитная система состоит из 2 уровней: государственного (ЦБ РФ), коммерческого (банки, включая иностранные). Среди коммерческих банков под контролем ЦБ находятся Сбербанк, Внешторгбанк, Внешэкономбанк, Росэксимбанк (?), Российский банк развития, Россельхозбанк.

Важнейшим ориентиром денежно-кредитной политики являются показатели и размеры устойчивости процентной ставки (ставки рефинансирования) денежной массы, обменного курса рубля, наличности. Кредитование населения должно стать приоритетным направлением деятельности коммерческих банков. Причем, коммерческие банки располагают огромными кредитными ресурсами и могут устанавливать свои процентные ставки. В этой связи экономист или менеджер по финансам предприятия должен владеть ситуацией о финансовом состоянии предприятия и информацией о кредитоспособности того или иного банка. В особой степени это касается привлечения инвестиций для инновационного развития предприятий и пополнения оборотных средств.

 

2. Финансовая политика: задачи, функции.

Финансовая политика представляет собой основу экономической политики государства и любого хозяйствующего субъекта. Если финансы представляют собой базисную категорию, то финансовая политика выражается в совокупности мероприятий, проводимых собственником, администрацией, трудовым коллективом (в зависимости от формы собственности), цели изыскания и использования финансов для осуществления функций и задач государственного уровня, региона, муниципалитета, предприятия.

Финансовая политика предприятия выражает целенаправленное использование финансов в реализации стратегических и тактических задач.

Содержание финансовой политики:

1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

2. Создание адекватного финансового механизма.

3. Управление финансовой деятельностью государства и каждого субъекта экономики.

Основа финансовой политики – это стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главной задачи, вытекающей из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач, использование в финансовых отношениях. Все эти мероприятия взаимозависимы и взаимосвязаны между собой.

Задачи финансовой политики:

1) Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов.

2) Установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов.

3) Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами.

4) Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии.

5) Создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики: кредитной, ценовой, денежной.

Финансовая политика государства оценивается через достигнутые показатели в области ВВП в расчете на душу населения (темпы его роста), ВРП, вновь добавленная стоимость, а также через социальные индикаторы, рост доходов на душу населения, рост финансовых ресурсов, формирование бездефицитного бюджета. Финансовый механизм – это система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам этого механизма относятся:

· формы финансовых ресурсов;

· методы формирования финансовых ресурсов;

· система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;

· организация бюджетных систем финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Цели финансовой политики государства:

1. политические – достижение целей в области внешней и внутренней политики.

2. экономические – достижение целей в области экономики на различных уровнях;

3. социальные – достижение целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага и их распределение).

1) Мировой;

2) Региональный;

3) Национальный;

4) На уровне отдельных регионов внутри страны;

5) На уровне предприятий, организаций (хозяйствующих субъектов);

6) На уровне отдельного предпринимателя;

7) На уровне отдельного домохозяйства.

Финансовая политика на уровне государства выступает в виде бюджетной, налоговой, таможенной, денежно-кредитной, инвестиционной, коррупционной политик. Финансовая политика является частью общеэкономической политики.

Финансовая политика предприятий реального сектора экономики является основой для проведения финансовой политики государства и базой практически всех финансовых ресурсов.

Содержание финансовой политики предприятия многогранно и включает следующие звенья:

1) Разработка оптимальной концепции управления финансовыми потоками предприятия, обеспечивающей сочетание высокой доходности и защиты от коммерческих рисков;

2) Выявление основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период, а также на ближайшую перспективу. При этом учитываются возможности производственно-торговой деятельности. Важную роль играет состояние макроэкономической конъюнктуры (налогообложение, учетная ставка банковского процента, норма амортизационных отчислений и т.д.);

3) Осуществление практических действий предприятия, направленных на достижение целей (финансовый анализ и контроль, выбор способов финансирования предприятий, оценка реальных инвестиционных проектов и финансовых активов).

Единство этих трех ключевых элементов финансовой политики обеспечивает рост прибыли и оптимизацию структуры и стоимости капитала.

Исходя из продолжительности периода и характера решаемых задач, финансовая политика классифицируется на финансовую стратегию государства и финансовую тактику.

Финансовая стратегия разрабатывается в соответствии с глобальной задачей, как правило, это долгосрочная стратегия. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, намечаются принципы финансовых отношений с государством и партнерами (поставщики, покупатели, страховщики, кредиторы и т.д.).

Направления финансовой стратегии предприятия:

1. Анализ и оценка финансово-экономического состояния;

2. Разработка учетной и налоговой политики, выработка кредитной политики;

3. Управление основным капиталом и амортизационная политика;

4. Управление оборотными активами и кредиторской задолженностью;

5. Управление заемными средствами;

6. Управление текущими издержками, сбытом продукции и прибылью;

7. Ценовая политика;

8. Выбор дивидендной и инвестиционной политики;

9. Оценка достижений предприятием и его рыночной стоимости.

Однако выбор той или иной стратегии не может гарантировать предприятию получение прогнозируемого эффекта без учета влияния внешних факторов.

Финансовая тактика направлена на решение более частных задач конкретного этапа развития предприятия, своевременного изменения способов организации финансовых связей, перераспределение финансовых ресурсов между структурными подразделениями предприятия.

Финансовую политику на предприятии должны осуществлять профессионалы, главные финансовые менеджеры, владеющие информацией о финансах, финансовой политике, ее элементах, стратегией и тактикой. В системе финансовой политики предприятия основную роль играет внутрифирменное планирование.

Финансовая политика предприятий рассматривается только в совокупности с финансовой политикой государства. Внешняя макроэкономическая среда предприятия всегда сильнее в части проведения финансовой политики самого предприятия. Поэтому от приоритетов государственной финансовой политики, ее обоснованности и реальности зависит финансовая политика предприятия.

В плановой экономической системе предприятия не влияют на свои финансовые результаты, в рыночной экономике – полная финансовая самостоятельность и полная ответственность за результаты своей деятельности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Підвищення ефективності рекреаційного використання водних об’єктів | Совершенствование налогообложения ППП
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.