Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Социологические исследования су




Социологические исследования: цели, задачи, классификация

Одним из главных мотивов обращения исследователя к социологическому иссле­дованию является по­требность получения информации, отражающей те стороны жизни и деятельности общества, которые скрыты от "внешне­го глаза", но важны в практике управления. Это может быть, к примеру, изучение запросов тех или иных групп, выявление интересов, планов на буду­щее, объективных представлений о том или ином социальном явлении или процессе и т.д.

Социологическое исследо­вание - это система логически последовательных методологических, методических и организа­ционно-технических про­цедур, связанных между собой единой целью - получить объектив­но-достоверные данные об изучаемом социальном процессе или явле­нии для их по­следующего ис­пользования в практике.

Цель социологического исследования определяет преимущественную ориентацию этого исследования - теоретическую или прикладную, от кото­рой зависит вся ло­гика проведения самого исследования. Теоре­тическое исследование направ­лено на получение новых теоретических знаний о структуре, функциях, закономерностях разви­тия исследуе­мого объекта, а также на разработку новых методик исследования и на обоснование процедур. Прикладное социологическое исследование направлено на реше­ние конкретных практи­ческих задач (конкретной социальной пробле­мы), построение предположений о возможном развитии процесса, раз­работку конкретных программ совершенствования объекта.

Сформулировав проблему, определив цели и задачи исследова­ния, социолог выбирает объект своего исследования, в качестве которого может выступать область социальной действительности, деятель­ность людей и сами люди. При этом необходимо, чтобы объект содержал проблему, т.е. объект должен быть носите­лем противоречия.

Существуют ряд требований, которые предъявляются к объекту социологического ис­следования. Объект должен характеризоваться:

1. Четкими обозначениями явления по профессиональной или отраслевой принадлежности, пространствен­ной ограниченности (регион, город, деревня) и функциональной нап­равленности (производственная, политическая, бытовая и т.п.).

2. Определенной временной ограниченностью.

3. Возможностью его количественных измерений.

Кроме выбора объекта социологического исследования большое значение для успешного осуществления имеет правильное определение предмета социологического исследования. Обычно предмет социологического иссле­дования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предложением о возможности обнаружить зако­номерность или цент­ральную тенденцию изучаемого противоречия.

При проведении конкретного социологического исследования на этапе определения его объекта и предмета обязательной процедурой является предварительный системный анализ объекта. Его цель – построить гипотетическую модель объекта как системы, раскрыв весь комплекс его элементов и связей, как внутренних, так и внешних. Большое значение в проведении социологического исследования имеет также разработка понятийного аппарата, т.е., иначе говоря, языка исследования.

Классификация социологических исследований может быть прове­дена по ряду по­казате­лей.

I. В зависимости от масштабности и сложности поставленных задач:

1. Пилотажное (зондажное) исследование - наиболее простой вид социологиче­ского ис­следования. Оно решает ограниченные по содер­жанию задачи, охватывает небольшие обсле­дуемые совокупности. Его отличают упрощенная программа, методика и сжатый по объ­ему ин­с­трументарий. Разновидность этого исследования – экс­пресс-опрос, который прово­дится, как правило, в целях получения опера­тивной информации о каком-либо конкретном факте, со­бытии, явлении (например, выявление отношения к какому-нибудь актуальному собы­тию).

2. Описательное исследование - более глубокий социологический анализ. Объек­том ис­следования здесь выступает достаточно большая общность людей, не однородная по своим ха­рактеристикам, что поз­воляет делать сравнение и сопоставление. Например, коллек­тив боль­шого цеха, где можно выделить группы рабочих, имеющих разный уро­вень образования, различные возрастные ха­ракте­ристики и т.д.

3. Аналитическое исследование - самый сложный и глубокий вид социологиче­ского ис­следования. Оно предполагает выявление причин, обу­словливающих тот или иной характер наблюдаемого явления, его динамику и т.д. Данное ис­сле­дование носит комплексный характер и может охватывать большие массивы исследуемых. В данном виде исследования может использоваться эксперимент, когда исследователь создает определенные ситуа­ции, помогающие ему более углуб­ленно выяснять причинно-следствен­ные связи, факторы. Такое исследование можно назвать также экспериментальным.

II. В зависимости от того, как изучается объект - в ста­тике или динамике, можно вы­делить:

1. Разовое (точечное) исследование – дает как бы моментальный "срез" объекта.

2. Повторное исследование, позволяющее сделать сравнительный анализ, так как осуществляется не­сколько раз, по одной и той же программе, с ис­пользованием того же инструментария через оп­ределенные промежутки времени. Особым видом повторного исследования является панельное. Его особенность в том, что оно проводится с одной и той же категорией обследуемых.

 

Среди методических документов, разрабатываемых социологом при проведении иссле­дования, важнейшее место занимает программа социологического исследования. Программа социологического исследования - это научный доку­мент, в котором содер­жатся методологические, методические и про­цедурные основы исследования со­циального объ­екта. Программа соци­ологического исследования – это и есть теория и ме­тодология конкретного исследования отдельного эмпирического объ­екта или явления. В соответствии со своим назначением программа социологического исследования выполняет три функции:

1. Методологическая функция позволяет: определить научную проблему, для решения которой проводится исследование; сформулировать цели и задачи исследования; зафиксировать исходное представление об изучаемом объекте; установить отношения данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам.

2. Методическая функция позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования (см. рис. 2.1): теория – факты – теория. Кроме того, методическая функция показывает, как использовать методы сбора и анализа информации, позволяет разработать процедуру исследования, проводить сравнительный анализ полученных результатов аналогичных исследований.

3. Организационная функция обеспечивает разработку чёткой системы разделения труда между членами исследовательского коллектива, облегчает контроль за ходом исследования.

Структура программы социологического исследования заключается в двух разделах: теоретического (планового) и процедурного (эмпирического).

Методологический раздел программы состоит из следующих элементов:

а) формулировка проблемы, определение цели и задач исследования;

б) определение объекта и предмета исследования;

в) уточнение и интерпретация основных понятий;

г) предварительный системный анализ объекта исследования;

д) развёртывание рабочих гипотез.

Процедурная часть программы нацелена на то, чтобы проведенное исследование было правильно организовано, репрезентативно и адекватно в отношении используемых при обработке методов. С этой целью необходима подготовка и реализация следующих задач:

а) разработка принципиального рабочего плана исследования;

б) обоснование выборки;

в) разработка схемы сбора и анализа исходных данных (выбор шкал, разработка анкеты, обоснование надежности и т.д.).

Этот предполагаемый вариант структуры программы социологического исследования говорит о том, что, несмотря на различие решаемых задач и используемых методов, все исследования имеют нечто общее, что присутствует в них в разных сочетаниях и в разной последовательности. Главными требованиями при разработке программы исследования являются полнота и продуманность плана, где должны найти отражение все основные задачи и методы предпринимаемого исследования. Программа исследования призвана организовать процесс исследования, распределив все производственные операции между исполнителями. Все разделы программы должны располагаться в строгой логической последовательности и представлять алгоритм в решении производственной задачи. В то же время программа должна сохранять определенную гибкость, поскольку в ходе исследования возникают некоторые непредвиденные ситуации.

Плохо обоснованное, плохо подго­тов­ленное социологическое исследование приводит к ничтожным тео­ретическим выводам, к ма­лоэффективным практическим рекомендациям и нередко совершенно не оправдывает тех часто значительных мате­риальных ресурсов, которые были затрачены на проведение данного иссле­дования. Только хорошая программа социологического исследо­вания может обеспечить успех всего исследования.

Для более наглядного отображения содержания методической работы исследователя необходимо хотя бы в общих чертах представить себе общую структу­ру самого исследовательского социологического процесса, другими словами, уяснить, что является элементами структуры, какова связь между этими элементами, в какой последовательности совершается процедура исследования (рис 6.1).

 

 


 

Рис. 6.1. Структура процесса социологического исследова­ния (СИ)

 

В социологическом исследовании используются понятия: индика­тор и шкала измерения. Индикаторами называются все факты (показа­тели), которые используются для социологического измерения. Эти показатели могут быть объективными (например, уровень образова­ния) и субъ­ективными (степень удовлетворенности работой и т.д.) Последовательность расположения их образует шкалу измерения.

После получения результатов социологического исследования исследо­ватель может приступить к анализу социологических данных и их ин­терпретации. Глубина анализа, научность, объектив­ность и полнота интерпретации зависят от компетентности исследователя, уровня его специ­альной подготовки, умения применять знания к анализу соци­альной реальности. На заключительном этапе исследования его результаты оформля­ются документально: в виде отчета, приложения к нему и аналити­ческой справки.

Отчет должен включать обоснование актуальности исследования и его характеристику (цели, задачи, выборочную совокупность и т.д.); анализ эмпирического материала; теоретиче­ские выводы и практические рекомендации. Приложение к отчету включает методи­ческие и вспомогательные документы.

 

Классификация методов социологического исследования

Социологические методы занимают особое место в ряду инструментов исследования. Объектом использования социологических методов являются социальные общности, изучение которых выступает необходимым условием для их управления. Социологические методы исследования делают картину исследуемой реальности более полной, включающей наряду с объективными характеристиками внешнего объекта ценностные ориентации, интересы и сложившиеся стереотипы. Социологические методы открывают возможность давать точные представления о состоянии и динамике социальных систем.

Основным принципом деления методов социологического исследования является их деление на количественные и качественные, хотя в некоторых случаях это разделение можно признать достаточно условным.

Схематически классификация количественных методов социологического исследования представлена на рис 6.2.

Объект исследования, который территориально, производственно и во времени "локализован" и на который распространяются выводы исследования, называется генеральной совокупностью. В свою очередь, определенное число элементов генеральной со­вокупности, отобранных по строго заданному правилу, составляют выборочную совокупность. В момент ис­следования она должна предс­тавлять собой как бы микромодель генеральной совокупности. Выборочные методы социологического исследования делятся на:

- метод механической выборки, когда из генеральной совокупности че­рез равные промежутки отбирается необходимое количество респон­дентов (например, каждый 10-й);

- метод серийной выборки, при котором генеральная совокупность разбивается на однородные части и из каждой части пропорционально отбираются единицы для обследования (например, по 20 % респондентов из каждой части);

- метод гнездовой выборки, когда в качестве единиц отбора выступают не отдельные респон­денты, а группы с последующим сплошным их обследованием. Данная выборка будет предста­вительна, если состав групп схож между собой;

- метод основного массива, который представляет собой обследование 60-70 % генераль­ной совокупно­сти;

- метод квотной выборки, применяемый при большой гене­ральной совокупности и требующий для отбора рес­пондентов использования не менее четырех при­знаков.


 


Репрезентативным считается такое исследование, при котором отклонение в выбороч­ной совокупности по контрольным признакам не превышает 5 %. В целом, качество выборки зависит от трех условий: от меры однородности социальных объектов по наиболее существенным для исследования характеристикам; от степени дробности группировок анализа, планируемых по задачам исследования; от целесообразного уровня надежности выводов из предпринимаемого исследования.

Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Существует несколько видов опроса:

1. Анкетирование – важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной деятельности. Начинается он с формулировки программных вопросов, с "перевода" поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования и доступные пониманию опрашиваемых. Предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентами. Воз­можно индивидуальное и групповое анкетирование, очное и заочное.

2. Интервьюирование представляет собой личное общение социолога с респондентом, ко­гда он задает вопросы и записывает ответы рес­пондента. Интервьюирование бывает: прямое (когда социолог непо­средственно беседует с респондентом); опосре­дованное (беседа по телефону); формализованное (заранее разраба­тывается вопросник); фокусированное (в центр внимания ставится конкретное явление); свободное интервью (свободная беседа без за­ранее заданной темы).

Особым видом опроса является экспертный опрос, или, как его часто называют, метод экспертных оценок. К этому методу социологи обращаются чаще всего, во-первых, на началь­ном этапе исследова­ния и, во-вторых, на заключительном этапе исследования как к одному из методов контроля и проверки полученной информации.

Эффективным методом социологического исследования является анализ документов. Этот ме­тод ис­пользуется при исследовании прошлых явлений, помогает выявлению тенденций разви­тия. Применяется в сочетании с другими методами, может носить контрольный характер. Ис­точни­ком анализа служат доклады, протоколы, решения, публикации, письма, записки, личные дела, отчеты, архивные материалы и пр. Практика и теория социологического исследования пока­зывают, что почти все социологические исследования начинаются с анализа документов.

Среди методов сбора первичной информации есть методы, которые не являются специфически социологическими. Это такие методы, как социальный эксперимент и наблюдение. Своими корнями они связаны с естественными науками, а сегодня успешно применяются в общественных науках.

Наблюдение – это метод целенаправленного, планомерного, определённым образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта. Наблюдения могут быть различными:

1. По степени формализации наблюдения подразделяются на:

а) структурализованное (контролируемое) наблюдение – проводится по заранее разработанному плану, когда исследователь точно знает, что и как он будет наблюдать. Этот вид наблюдения может быть применим только тогда, когда исследователь хорошо знаком с предметом своего исследования. В социологической практике оно используется в качестве основного метода сбора информации, когда другими методами необходимую информацию получить невозможно;

б) неструктуризированное (неконтролируемое) наблюдение - это такой вид наблюдения, при котором определён только объект наблюдения. Этот вид наблюдения применяется на начальной стадии исследования с целью определения проблемной ситуации, получения более конкретных знаний об объекте исследования.

2. По положению наблюдателянаблюдения подразделяются на:

а) включенное наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором исследователь в той или иной степени сам непосредственно "включён" в изучаемый объект, находится в прямом контакте с наблюдаемыми и участвует вместе с ними в одной сфере деятельности;

б) не включенное наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором исследователь наблюдает за объектом исследования со стороны, не участвует в деятельности группы, не вступая с её членами в прямые контакты. Такого рода наблюдения чаще всего используются для характеристики социальной среды, в которой находится изучаемый объект.

3. По месту проведения и условиями организации проведения наблюдения делятся на:

а) полевые наблюдения, проводимые в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации. Это наиболее часто встречающийся вид наблюдения, который может применяться и в качестве основного и в качестве дополнительного метода сбора социологической информации;

б) лабораторные наблюдения - это наблюдения, при котором объект изучения находится в искусственно созданных условиях. Чаще всего используется в исследованиях экспериментального характера.

4. По регулярности проведения различаются:

а) систематические наблюдения, характерной чертой которых является регулярность фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определённого временного периода. Систематическое наблюдение позволяет исследователю выявить закономерность развития наблюдаемых явлений и процессов. Оно применяется при самых различных исследованиях и его можно проводить с интервалом или частотой, заранее определённой в программе;

б) случайные наблюдения, при которых изучению подвергаются ранее не запланированные действия, ситуации, явления.

И специфический метод моментных наблюдений заключается в том, что исследуемые социальные операции (определение бюджета семьи, учёт льгот, домашнего инвентаря и т.п.) совершаются во времени и поэтому могут рассматриваться как процесс. Определив день опроса как момент наблюдения, исследователь учитывает две величины: частоту и раз­меры исследуемого объекта.

К числу самых своеобразных и трудно усваиваемых методов социологического исследования относится социальный эксперимент. Необходимость применения социального эксперимента возникает тогда, когда нужно решить задачи, связанные с реакцией какой-либо социальной группы на вводимые внутренние или внешние факторы, если эти задачи не могут быть решены другим путем. Отсюда задача социального эксперимента состоит в том, чтобы измерить показатели группы на те или иные факторы в искусственно созданных и контролируемых условиях.

В социологии кроме "чисто" социологических методов сбора информации использу­ются и методы с психологическим "уклоном", методы, применение которых ориентировано на неко­торые психологи­ческие аспекты поведения и взаимоотношения людей (например, социометрический метод).

К группе качественных методов эмпирических исследований социально-экономических и политических процессов относят методы получения информации об изучаемом процессе, которые позволяют выявить его качественные характеристики.

Краткий обзор групповых качественных социально-психологических методов приведен в табл. 6.1. Классификация используемых вербальных и невербальных техник в групповых качественных социально-психологических методах приведена на рис. 6.3.

 
 

 


Рис. 6.3. Проективные вербальные и невербальные техники, применяемые в групповых качественных социально-психологических методах




Качественные методы позволяют выяснить реальные причины возникновения трудностей общественного и личностно-индивидуального развития, осмыслить возможности их решения, наметить меры профилактики социальных аномалий. С их помощью можно выявить средства общественного и личностного участия в решении социальных, политических, экономических проблем, ранжировать проблемы по многим основаниям, в т.ч. по мере важности их решения для разных социальных субъектов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.