Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое применение социологических методов




Ключевыми направлениями практического применения социологических методов в исследовании являются:

1. Выявление факторов, влияющих на проявление и изменение параметров социального объекта. К примеру, управленческая задача усиления трудовой мотивации должна сопровождаться определением того, какие факторы в данный момент и с какой силой влияют на мотивационную активность, а какие - склонны ее сдерживать.

2. Диагностика состояния и функционирования социальных систем. В практике управления многое зависит от того, как принимаются решения в социальных группах и насколько структура социальной группы способствует поставленным перед ней задачам.

3. Выявление ценностных ориентаций личности и социальных групп, участвующих в достижении социально значимых целей, - деятельности, предполагающей наличие единого центра координации и управленческого контроля. Общность ценностных ориентаций людей обеспечивает наилучшие условия для организации их совместной деятельности и усиление эффективности управленческой деятельности.

Как любое научное исследование, социологическое исследование направлено на достижение определённой цели и решение конкретных задач. Эффективность социологического исследования определяется сопоставлением результата исследования и цели. Результат социологического исследования – это или новые знания об объекте исследования, или подтверждение уже известных. Кроме того, результат исследования – это и способ применения знаний об объекте на практике.

Вместе с тем со­циологические исследования помогают успешно реализовать планы и управлять производством. Это, прежде всего, касается "службы труда", управления трудовыми ресурсами. Рыночная экономика немыслима без эффективной системы управле­ния трудовыми ресурсами. Она должна охватывать всю страну и основываться на конкретном знании реальных закономернос­тей.

К трудовому ресурсу нельзя подхо­дить с узкими мерками и критериями. Управление трудовыми ре­сурсами предполагает комплексный подход, вторжение в область субъективного - изучение мотивов поведения различных социальных групп в нашем обществе. Эффективно действующая служба труда должна охватывать:

а) управление подготовкой кадров для всех отраслей народного хозяйства, культуры, науки, включая всю систему производственного и профессионального обучения в школах, училищах, техникумах, вузах;

б) использование трудовых ресурсов, занятость их (по отраслям, территории и профессиям);

в) управление размещением кадров по отраслям народного хозяйства и районам страны на основе изучения мотивов движения (миграция, текучесть и т. д.);

г) изучение мотивов трудовой активности различных групп населения (материальных, моральных и прочих факторов).

Нужно постоянно знать, кого готовить, какой уровень образования требуется для работы по дан­ной профессии, в какой мере нужны знания, которые получил вы­пускник, для практической работы, насколько эффективна данная, форма обучения. Социологические исследования помогают конкретно ответить на все эти вопросы.

В таких исследованиях весьма заинтересованы и школы, и вузы. Насколько полезно было бы, исходя из потребности в кадрах по данной специальности, обследовать выпускников соответствующих вузов и выяснить, в какой мере нужны знания, которые дал им вуз, для практической ра­боты, что им не хватает, в каком направлении должен совершен­ствоваться учебный план и преподавание по их специальности.

Огромное значение имеют социальные исследования и для управления движением населения. Известно, например, особое внимание, которое уделяется сейчас развитию производительных сил Сибири и Дальнего Востока. Сюда направлены огромные сред­ства. Их освоение предполагает не только естественный, но и ме­ханический прирост населения. Однако социологические исследо­вания показали, что за период с 1999 по 2001 гг. прироста населения в Сибири в резуль­тате миграции не было, более того, имелся существенный отток населения. Эти же исследования выявили и причины отрицательной миграции.

В качестве примера применения социологических исследований в сфере управления можно также остановиться и на проблеме текучести кадров. По подсчетам экономи­стов, потери от текучести составляют 3 млрд руб. в год. Однако бороться за сокращение текучести можно разными методами. Допустим, стало известно, что на предприятиях данного города выросла текучесть, которая ведет к большим потерям. Квалифицированный руководитель, привыкший свое мнение рас­сматривать как гипотезу, подлежащую проверке, предложит изу­чить причины. Репрезентативное обследование мотивов текучести покажет ее истинные причины. Они могут быть самыми разно­образными, а иногда и неожиданными (разнобой в оплате труда, недостатки в планировании жилищного строительства и распреде­лении жилплощади, различия в обеспеченности яслями, садами и т. д.). Так, по результатам одного из проведённых социологических исследований главной причиной оказались недостатки в орга­низации труда и отдыха. Социальное обследование, выявившее эти причины, и работа, опиравшаяся на материалы этих исследований, позволили значительно сократить текучесть и непроизводитель­ные затраты рабочего времени.

Большую роль играют социологические исследования в планировании социальных изменений. Социальное планирование не сводится к экономическому пла­нированию. Не сводится оно и к таким общим проблемам, как различия между городом и деревней, между умственным и физическим трудом и т. д. Взять, например, один из важных вопросов общественного приспособления молодежи. Известно, что во всех воевавших стра­нах в годы войны наблюдался резкий спад рождаемости. Он был тем глубже, чем активнее участвовала в войне страна, чем боль­ше мужчин было оторвано от своих семей и призвано в армию. Напротив, после войны в связи с демобилизацией и возвращением солдат домой наблюдается резкое увеличение рождаемости. Для прогнозирования любого процесса необходимо, прежде всего, иметь реальную картину процесса. Поэтому ни в коем случае нельзя игнорировать эти процессы. Их нужно изучать, учитывать, т. е. вести социальное планирование.

Трудно переоценить роль социологических исследований и для повышения уровня идеологической работы. Социологические исследо­вания, в частности исследования общественного мнения, дают возможность систематически контролировать эффективность идео­логической работы, печати, радио, телевидения, художествен­ной литературы, произведений изобразительного искусства, кино и т.д.

В связи с этим было бы полезно, если бы литературо­веды и искусствоведы организовали бы систематические, представительные обследования среди раз­личных социальных групп населения и выявили бы их отношение к различным произведениям искусства, кино, литературы и т. д. При этом вполне может оказаться, что нельзя противопоставлять произведение А произведению Б, что А нравится одной группе на­селения, а Б - популярно у другой. Зато произведение В не нравит­ся никому. Не исключено, что при этом у представителей некоторых социальных групп обнаружились бы явно отсталые художествен­ные вкусы. Но тогда, по крайней мере, было бы ясно, где, среди кого и в каком направлении необходимо вести работу, развивать эстетические вкусы, а где нужно поднимать художника до зри­теля и писателя до читателя. Такие обследования были бы чрез­вычайно полезны для читателей, писателей, работников кино и позволили бы гораздо эффективнее вести работу по воспитанию нового поколения.

В заключение следует отметить, что социологическое исследова­ние является лишь одним из инструментов познания социальных про­цессов и явлений, его результаты при всей значимо­сти нельзя абсо­лютизировать. Вместе с тем это важное и в определенном плане незаменимое средство получения объективной информации, которое наряду с другими методами расширяет наши возможности познания об­щества, повышает эффективность практической деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 4250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.