Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическое сопровождение на стадии профессиональной адаптации




 

Под профессиональной адаптацией понимают вза­имное приспособление специалиста и коллектива пред­приятия, в результате чего работник осваивается на предприятии, а именно:

• учится жить в относительно новых для него соци­ально-профессиональных и организационно-эко­номических условиях;

• находит свое место в структуре предприятия как специалист, способный решать задачи определен­ного класса;

• осваивает профессиональную культуру;

• включается в систему сложившихся до его прихо­да межличностных связей и отношений.

 

Различают следующие виды адаптации:

первичную — приспособление молодых специали­стов, не имеющих опыта профессиональной дея­тельности (например, выпускников вузов);

вторичную — приспособление специалистов, име­ющих опыт профессиональной деятельности(например, в ситуации вынужденной смены работы).

Адаптация является многогранным процессом, поэтому различают ее основные виды: психофизиоло­гическую, социально-психологическую и профессио­нальную адаптацию. Каждый из перечисленных видов может вызвать у вновь пришедшего в организацию специалиста свои сложности, затруднения, проблемы.

 

Причинами затруднений, как правило, выступают:

• недостаток или несвоевременность получения не­обходимой информации, позволяющей сориенти­роваться в новой ситуации и найти правильное ре­шение;

• отсутствие необходимого профессионального опы­та и квалификации;

• необходимость решать одновременно несколько очень важных задач: изучать ситуацию, принимать решения, выполнять свои новые обязанности, ус­танавливать полезные контакты, осваивать новые элементы деятельности, особенно тщательно стро­ить свое поведение;

• недостаточное представление о нормах професси­онального поведения и неумение презентовать себя как специалиста;

• необходимость формировать определенное пози­тивное мнение окружающих о себе, постоянное пребывание в зоне оценивания, иногда необходи­мость изменить неблагоприятное мнение других о себе.

Психофизиологическая адаптация — это привы­кание к новым для организма физическим и психофи­зиологическим нагрузкам, режиму, темпу и ритму тру­да, санитарно-гигиеническим факторам производствен­ной среды, особенностям организации режима питания и отдыха.

Адаптационные реакции на неблагоприятные пси­хофизиологические состояния работника вызывают психическое напряжение, которое приобретает харак­тер стресса.

Психологическое сопровождение заключается в диагностике профессионально значимых психофизио­логических свойств, так как этот вид адаптационного синдрома часто детерминирован скрытой профессио­нальной непригодностью. Для снятия тревожности и мобилизации профессиональной активности специали­ста целесообразно использовать психологическое кон­сультирование, а в отдельных случаях и тренинги са­морегуляции эмоциональных состояний.

Таким образом, психологическая поддержка и по­мощь состоят в снятии состояния тревоги, формирова­нии позитивной установки на преодоление трудностей, развитии чувства востребованности и социальной за­щищенности, актуализации резервных возможностей специалиста.

Критериями успешного преодоления психофизио­логического адаптационного синдрома являются ком­фортное эмоциональное состояние специалиста, при­выкание к рабочему ритму и режиму труда, установле­ние оптимальной работоспособности.

 

Социально-психологическая адаптация — при­способление к новой социальной среде, включение в систему профессиональных межличностных связей и отношений, освоение новых социальных ролей, норм поведения, групповых норм и ценностей, идентифика­ция себя с профессиональной группой.

Наибольшую сложность у новых специалистов вызывает усвоение групповых норм и включение в уже сложившуюся систему межличностных связей. Груп­повые нормы даже в строго регламентированных де­ловых отношениях выступают как их основа, выполняя регулятивные, оценочные, санкционирующие и стаби­лизирующие функции. Уровни групповых норм зави­сят от степени обязательности их соблюдения. Наиболь­шую важность для нового сотрудника представляет информация относительно групповых норм, соблюде­ние которых является обязательным, а нарушение со­вершенно недопустимо.

Психологическое сопровождение заключается в том, что новому работнику помогают освоить нормы профессионального поведения, предупредив о возмож­ных последствиях их нарушения. В некоторых случаях могут возникнуть конфликтные ситуации, обусловлен­ные несоблюдением групповых норм поведения. Тогда необходима оперативная помощь психолога в разре­шении конфликта.

 

Профессиональная адаптация — это приспособ­ление уже имеющегося профессионального опыта и стиля профессиональной деятельности к требованиям нового рабочего места, освоение сотрудником новых для него профессиональных функций и обязанностей, доработка требуемых навыков и умений, включение в профессиональное сотрудничество и партнерство, по­степенное развитие конкурентоспособности.

Главное — освоение новой профессиональной де­ятельности. Критерием успешности в этом виде адап­тации является соответствие реальной, и требуемой компетентности. Превалирование реальной компетен­тности над требуемой приводит к снижению мотива­ции, разочарованию, так как для специалиста важно, чтобы был востребован весь имеющийся у него про­фессиональный опыт.

Успешная профессиональная адаптация делает работу привлекательной, повышает шанс на более высокую оплату труда и профессиональный рост, создает предпосылки для самоактуализации специалиста.

Психологическое сопровождение сводится к оцен­ке реальной компетентности специалиста, оказанию помощи в повышении квалификации, преодолении появившегося чувства профессиональной неполноцен­ности, формировании адекватной профессиональной самооценки. Психологическое сопровождение предпо­лагает коррекцию самооценки: обучение умению срав­нивать себя лишь с самим собой, помощь в выработке надежных критериев самооценки, совместный анализ содержания и задач деятельности и сопоставление ее требований с возможностями специалиста.

В отдельных случаях может быть поставлен воп­рос о кадровом перемещении на другую работу. Тако­го рода ситуации вызывают у специалиста тягостное эмоциональное состояние — фрустрацию. Поддержка заключается в основном в выработке специалистом совместно с психологом новых целей профессиональ­ной жизни.

Таким образом, психологическое сопровождение на стадии адаптации помогает успешному продвижению специалиста в области профессии, а также на пред­приятии, в учреждении, организации в направлении профессионального самосовершенствования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.