Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурные модели, элементы и барьеры коммуникационного процесса




Коммуникационные модели предназначены для отражения коммуникационного процесса передачи информации от одного субъекта к другому при помощи различных средств или каналов.

Наиболее важными коммуникационными моделями являются:

1.Аристотеля.

2.Лассуэлла.

3. ШЕННОНА-УИВЕРА.

4. де ФЛЕРА.

5. Циркулярная.

6. Двуступенчатой коммуникации.

7.ИСКП (источник, сообщение, канал, получатель).

Первая модель была предложена Аристотелем (античный период). В общем виде она представлена следующими структурными элементами;

 

ОРАТОР----------РЕЧЬ---------СЛУШАТЕЛЬ

 

Данная модель отражает коммуникативный акт, где три основных элемента, которые в измененном виде воспроизводятся и в других моделях.

Вторая модель коммуникации - это модель ЛАССУЭЛЛА В 1948г американский ученый Г. Лассуэлл предложил следующую формулу коммуникаций, которая в последствии стала моделью и раскрывается по мере ответа на следующие вопросы:

КТО?

СООБЩАЕТ ЧТО?

ПО КАКОМУ КАНАЛУ?

КОМУ?

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ?

В соответствии с этими вопросами Г.Лассуэлл выделяет следующие разделы исследования коммуникаций

Первый-открытие самого акта коммуникаций, определяется его направление. Здесь дается ответ на вопрос: кто является коммуникатором?

Второй раздел раскрывает содержание передаваемых сообщений и частоту их передачи.

Третий раздел - представляет средства и каналы передачи информации, и их соответствие адресату. Например, не рационально будет использовать компьютер для аудиторий, которые мало вероятно его имеют или телефон для общения с глухим.

Четвертый раздел предназначен для анализа аудитории коммуникаций. Здесь должен быть весьма дифференцированный подход в содержательности коммуникационной информации, т. к. содержание рекламного текста для домохозяек и деловых людей должно быть разным. Кроме того, целевая аудитория оказывает влияние и на выбор каналов передачи сообщений.

Пятый раздел заключается в изучении результативности коммуникаций, т.е. возникший интерес к сообщению или отсутствие такого интереса.

В 1968 г. Г.Лассуэлл совершенствовал свою модель, расширив ее такими вопросами как, с каким намерением передается информация? В модель была включена цель коммуникаций, что предопределяет подбор и остальных компонентов процесса коммуникаций. Кроме того, в модель включена характеристика ситуации, в которой протекает коммуникационный процесс: благоприятная для достижения цели или наоборот.

Например, острая конкурентная борьба для компании "Лайф" создает неблагоприятную ситуацию на рынке мобильной связи Беларуси. Это диктует необходимость изменять подходы в реализации коммуникаций.

Г.Лассуэлл дополнил модель и такими вопросами как, с какими ресурсами организовывается коммуникационный процесс?

Какую использовать стратегию?, т.е. какой эффективный способ, средства и пути определить для достижения поставленной цели коммуникаций.

Представленная модель Г.Лассуэлла имеет существенный недостаток - не включает такой элемент как, обратная связь. По данной модели связь однонаправлена. В ней отражен бихевиористский подход к коммуникациям, т.е. прямое воздействие на адресата, реагирующего на полученную информацию и понимающий ее.

Третья модель коммуникаций появилась в 1949г.- это модель ШЕННОНА-УИВЕРА, которая названа по именам ее авторов К. Шеннона и У. Уивера.

По содержанию она почти ничем не отличается то предыдущей Лассуэлловской модели. Различие в том, что она представлена авторами графически.

Достоинства данной модели состояло в том, что с ее появлением возникло представление о скорости и количестве передаваемой информации. Однако данная модель имеет и ряд недостатков:

1. Отражает преимущественно технические способы передачи информации, т.е. она механистична. Человек включается в нее лишь в качестве источника или адресата, получателя информации.

2. Она абстрагируется от содержания, смысла передаваемой информации, концентрируя внимание только на ее количестве.

3. Отсутствует также и обратная связь. Данная модель однонаправлена.

Следующей четвертой моделью коммуникаций была модель де ФЛЕРА.

Суть ее состоит в том, что есть первоначальная «идея», которая трансформируется в «сообщение», затем отправитель переводит его в «информацию», посылаемую по определенному каналу. Получатель декодирует «информацию» в «сообщение», которое в свою очередь трансформируется в «идею». Данная идея в сознании получателя должна соответствовать идее отправителя и только в данном случае коммуникация состоялась. Однако согласно М. де ФЛЕРУ, полное соответствие является весьма редким.

В модели М. де ФЛЕРА учтен основной недостаток ШЕННОНА-УИВЕРА – отсутствие обратной связи. В данной модели замыкается цепочка следования информации от источника до получателя, повторяя весь обратный путь от получателя к источнику. Обратная связь позволяет коммуникатору совершенствовать свое сообщение с тем расчетом, чтобы повысить его эффективность.

Следующая, пятая модель коммуникаций циркулярная (циклическая)

Ее авторами были У. ШРАММ и Ч. ОСГУДА.

Суть ее состоит в том, что коммуникация рассматривается как, циркулирующий обратный процесс, когда и отправитель и получатель информации в равной степени взаимодействуют друг с другом, обмениваясь сообщениями или сигналами. Отличительная особенность данной модели состоит в том, что если линейные модели ШЕННОНА УИВЕРА были нацелены на точность передаваемых сигналов, на минимизацию технических шумов в канале, то в настоящей модели акцент делается на содержание сообщения, на его понимание получателем, т.е. данная модель более совершенна в плане ее результативности.

Шестой значимой моделью теории коммуникаций является модель двухступенчатой коммуникации. Данная модель разработана П. ЛАЗАРСФЕЛЬДОМ, Б. БЕРЕЛЬСОНОМ и Г. ГОДЭ. Отличительная особенность ее в том, что передача информации может осуществляться в два этапа. На первом информация достигает особой аудитории получателя, наиболее влиятельных и активных людей| «лидеров», причем через формальные каналы. На втором этапе эти «лидеры» передают сообщение на основе межличностного контакта членам своей группы. Данная модель свидетельствует, что принятие решений чаще происходит на основе мнения других людей, чем под воздействием каналов массовой коммуникации. Лидерами мнений могут выступать и сокурсники по учебе и родственники и приятели и артисты и спортсмены и врачи и т.д.

Седьмой весьма значимой моделью теории коммуникаций является модель «ИСКП» (SMCR).Автор данной модели американский специалист в области коммуникаций Д. БЕРЛО. (1960г.). В литературе ее еще называют Станфордская по месту создания. Данная модель очень похожа на предыдущие, однако выступает как коммуникационный процесс и содержит подробную характеристику каждого составляющего данного процесса. Достоинства данной модели: наиболее простая для использования, как в теории, так и на практике. Однако она однонаправлена, не имеет обратной связи. Вместе с тем она признана базовой для характеристики коммуникационного процесса.

Современная модель коммуникаций раскрывается посредством ее элементов, основными из которых являются:

- отправитель информации;

- кодирование и декодирование;

- сообщение;

- канал передачи;

- получатель(адресат);

- обратная связь.

Отправитель информации. В качестве отправителя могут выступать отдельные индивиды, группы людей, государственные институты (социальная реклама), политические партии, общественные организации, предприятия, фирмы.

Кодирование это переработка исходной идеи сообщения с целью повышения эффективности ее восприятия адресатом.

Цель кодирования доведение идеи отправителя до получателя. Получатель должен воспринять смысл сообщения таким, каким его спланировал отправитель. Для повышения эффективности информации она кодируется с помощью символов, знаков с тем расчетом, что она будет воспринята адресатом положительно. Код в коммуникативистике понимается как, любая форма представления информации или использование однозначных правил, посредством которых сообщение может быть представлено в той или иной форме.

Декодирование это обратный процесс кодированию.

Декодирование – это процесс понимания адресатом замысла отправителя в полученном информационном сообщении.

Понятие информации в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей человека. Каждому человеку свойственна предвзятость, субъективизм оценок и невозможно найти двух людей, абсолютно одинаково воспринимающих сообщение Учет этих особенностей это одна из задач маркетолога.

Сообщение является третьим элементом коммуникационного процесса. Это осмысленная и соответствующим образом закодированная информация. Как правило, сообщения выступают в виде текста, личной беседы, знаков, рисунков, схем, фотографий или даже физический предмет.

Следующий элемент коммуникационного процесса – канал передачи сообщения.

Под термином «канал» в коммуникациях целесообразно понимать маршрут, или линия связи, используемые для передачи сообщения.

Каналы можно разделить на две группы: естественные и искусственные. К естественным относятся: те каналы, которые возникают в процессе взаимодействия человека с другими людьми на основе разных органов чувств: зрения, слуха, хеморецепции (избирательная чувствительность организма на основе обоняния и вкуса), кожно-тактильной рецепции (чувствительность на основе кожных рецепторов). Если на основе слуха, то это аудиальный канал коммуникаций, зрения соответственно визуальный, хеморецепторный и т. д.

Искусственные это технические каналы передачи коммуникаций: линии телефонной, телеграфной, радиосвязи, электронные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.