Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники муниципального права




Нормы и институты муниципального права

Предмет муниципального права

Вопрос о предмете муниципального права также является неоднозначным.

Под предметом муниципального права понимают муниципальные (самоуправленческие) отношения, местное самоуправление как комплекс общественных отношений властно-управленческого, организационного, финансово-экономического свойства, общественные отношения, возникающие в процессе реализации населением своего права на местное самоуправление.

По нашему мнению, предмет муниципального права составляют следующие группы общественных отношений.

1. Отношения между населением и муниципальными образованиями. В эту группу входят отношения по формированию органов местного самоуправления, отношения, складывающиеся при осуществлении местного самоуправление через формы непосредственной демократии, а также отношения по поводу привлечения выборных лиц местного самоуправления к ответственности перед населением.

2. Отношения между муниципальным образованием и государством. К ним можно отнести отношения по установлению и изменению границ муниципальных образований, отношения, складывающиеся в рамках института переданных государственных полномочий, отношения, связанные с государственным контролем за деятельностью органов местного самоуправления, а также отношения по привлечению органов и должностных лиц к ответственности перед государством.

3. Внутримуниципальные отношения - это отношения складывающиеся между органами местного самоуправления муниципального образования, между органами местного самоуправления муниципальных образований разных территориальных уровней, а также отношения в рамках межмуниципального сотрудничества.

4. Отношения муниципальных образований с физическими и юридическими лицами. В данную группу входят управленческие отношения, складывающиеся в процессе осуществления муниципального управления на соответствующей территории (отношения власти - подчинения), налоговые отношения, складывающиеся на муниципальном уровне, отношения муниципальных образований с муниципальными предприятиями и учреждениями.

 


М униципалъно-правовые нормы — это правовые нормы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет муниципального права.

Для норм муниципального права характерны все признаки норм всех иных правовых отраслей: общеобязательность, установление государством, обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий, защита от нарушений принудительными средствами и т. д.

Вместе с тем нормам муниципального права присущ ряд специфических особенностей.

1) Ряд муниципально-правовых норм одновременно выступают в качестве норм основных отраслей права и в то же время принадлежат к муниципальному праву. Все это определяет комплексный характер муниципального права как отрасли права. Например, нормы конституционного права, закрепляющие основные организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления, правовые основы взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти, предприятиями, учреждениями, организациями различных форм собственности, общественными объединениями, являются также и нормами муниципального права. Нормами административного права устанавливаются правовое положение и функции, ответственность муниципальных служащих.

2) Значительная часть муниципально-правовых норм содержится в нормативных актах органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, а значит эти нормы не являются государственно-правовыми. Это принципиально новое положение в отечественном правоведении, поскольку ранее существовала аксиома — все нормы права могут устанавливаться (санкционироваться) только государством.

3) Предметом правового регулирования являются не все отношения, возникающие в сфере организации, структуры и деятельности местного самоуправления. С помощью правовых норм закрепляются, как правило, только существенные, стабильные, имеющие общее значение отношения. Но целый ряд отношений между субъектами муниципального права не может быть охвачен правовым регулированием (порядок проведения сходов граждан, деятельность органов территориального общественного самоуправления).

Это обусловлено двумя обстоятельствами. Первое связано с особенностями развития основных организационно-правовых форм осуществления местного самоуправления как организации самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения по решению вопросов местного значения. Второе обстоятельство определяется необходимостью учета исторических и иных местных традиций в организации работы органов местного самоуправления.

Нормы муниципального права можно подразделить на группы, то есть классифицировать. Эта классификация может быть произведена по различным признакам, критериям. В науке существуют немало таких критериев.

По объекту правового регулирования муниципально-правовые нормы можно разделить на следующие группы:

1) закрепляющие и регулирующие территориальные, финансово- экономические, правовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления;

2) устанавливающие организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления (формы прямого волеизъявления, органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления);

3) закрепляющие полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

4) регулирующие отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

По характеру содержащихся предписаний нормы муниципального права классифицируются на:

1) управомочивающие;

2) обязывающие;

3) запрещающие.

По степени определенности (категоричности) содержащихся предписаний:

1) императивные (не допускающие толкования);

2) диспозитивные (в общем виде определяющие правило поведения).

По юридической силе, (форме закрепления):

1) конституционные (обладают высшей юридической силой);

2) неконституционные, т. е. содержащиеся в иных законодательных актах.

По территории действия:

1) федеральные (действуют на всей территории Российской Федерации);

2) субъектов Российской Федерации (действуют только на территории данного субъекта);

3) местные (действуют в пределах отдельного муниципального образования).

Нормы муниципального права могут также подразделяться на материально-правовые и процессуальные. Материально-правовые нормы закрепляют конкретное правило поведения (полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан и т. д.), а процессуальные порядок (процедуру) реализации этой нормы (порядок проведения муниципальных выборов, заседаний представительного органа местного самоуправления, принятия нормативных актов по вопросам местного значения и т. д.).

Нормы муниципального права могут быть объединены вправовые институты по признаку регулирования однородных и взаимосвязанных общественных отношений, имеющих относительную обособленность. Таковыми являются: институт муниципальных выборов, институт главы муниципального образования, институт муниципальной собственности и др.

Таким образом, муниципалъно-правовые нормы — это правовые нормы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет муниципального права.

Для норм муниципального права характерны все признаки норм всех иных правовых отраслей: общеобязательность, установление государством, обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий, защита от нарушений принудительными средствами и т. д.

Вместе с тем нормам муниципального права присущ ряд специфических особенностей, о которых уже было сказано.


В теории обычно выделяются материальные и юридические источники права.

Материальные источники муниципального права – это реально сложившиеся общественные отношения, а также общественные потребности, обусловившие появление местного самоуправления и, соответственно, муниципального права.

Юридические источники муниципального права – это внешние формы выражения норм муниципального права – нормативные правовые акты.

Система юридических источников российского муниципального права включает в себя пять уровней.

I. Конституционный уровень. Конституция Российской Федерации устанавливает основные принципы российской системы местного самоуправления. Местному самоуправлению посвящена глава 8 Конституции Российской Федерации, а также ряд положений главы 1 и других глав. Наиболее значимой является статья 12, установившая базовый принцип российского муниципального права: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Кроме того, Конституция в пункте «н» части 1 статьи 72 относит установление общих принципов организации местного самоуправления к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. На практике это означает, что вопросы местного самоуправления регулируются как на федеральном, так и на региональном уровне.

II. Уровень международного права. Прежде всего необходимо упомянуть Европейскую хартию местного самоуправления 1985 года, ратифицированную Россией в 1998 году. В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации международные договоры имеют приоритет над внутренними законами, однако в отношении местного самоуправления эта норма не актуальна. Российское законодательство о местном самоуправлении не противоречит упомянутой Европейской хартии, по крайней мере, очевидные противоречия отсутствуют.

III. Федеральный уровень. К 1 января 2006 года система федерального регулирования местного самоуправления существенно изменится.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.