Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этика профессиональных отношений в коллективе сотрудников органов внутренних дел

Общение -это необходимое и всеобщее условие всякой деятельности, важнейший фактор существования человека, сложный, многогранный процесс взаимодействия людей в труде, быту, общественно-полити­ческой жизни, а также - процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого контакта между людьми.

Понятие и принципы межличностного общения

Тема 10. Этика профессионального общения сотрудников ОВД.

 

1. Понятие и принципы межличностного общения.

2. Этика профессиональных отношений в коллективе сотрудников органов внутренних дел.

3. Содержание и характер общения сотрудников органов внутренних дел во внерабочее время.

 

 

В повседневной жизни, в трудовой деятельности, в учебе, быту возникают разные формы отношений между людьми: служебные, официальные, деловые, приятельские, дружеские и т.д.

Существуют следующие виды общения: официальное, неофициальное, случайное, вынужденное, которые выделяются по характеру отношений, проявляющихся в той или иной конкретной ситуации.

Культура общения - это составная часть культуры личности вообще и сотрудников органов внутренних дел, в частности.

Основные формы культуры общения: культура поведения, культура речи и культура внешнего облика.

В настоящее время термин “общение” все шире используется для характеристики важнейших видов человеческой деятельности, поскольку последние не могут осуществляться вне общения людей друг с другом. Более того, многие виды деятельности по своей форме протекают только в общении: педагогическая, управленческая, деятельность сотрудников органов внутренних дел и т.д.

Сотрудники органов внутренних дел находятся в постоянном контакте друг с другом и с представителями различных слоев населения, поэтому их авторитет во многом зависит от умения общаться с людьми, а это требует знания и понимания правил и принципов общения.

Поскольку человек - существо социальное, общение для него является важной частью жизни. Между тем общаться можно “грамотно” и “безграмотно”.

Общение способно стать источником проблем, стеной, разделяющей людей, либо, напротив - “вели­чайшей роскошью бытия”, как определил его А.де Сент-Экзюпери.

Пожалуй, трудно представить себе большее многообразие жизненных ситуаций, чем то, когда люди вступают в непосредственный контакт друг с другом, взаимодействуют “лицом к лицу”. Это и разговор начальника с подчиненным, и встреча врача с пациентом, многочисленные контакты в транспорте, магазине, на улице. Естественно, каждая подобная ситуация характеризуется своими особыми, неповторимыми условиями и проявлениями, но ясно одно - общение всегда строится как “игра по определенным правилам”. Любой процесс межличностного взаимодействия регулируется нормами, принятыми в обществе. Эти нормы отражают представления о том, каким должен быть человек, какое поведение может считаться “культурным”, “нормальным” в той или иной ситуации.



Правила и нормы общения передаются людьми из поколения в поколение и усваиваются человеком с раннего детства. Все, что соответствует полученным в детстве представлениям, человек склонен воспринимать как нечто положительное, “правильное” и “должное”. То, что противоречит привычной сумме оценок, невольно отталкивает, кажется чем-то искаженным. Люди, принадлежащие к одной социальной среде, ощущают свое единство, одинаковость. Наряду с этим, усвоенные эталоны и нормы, выступают для человека основой построения собственного поведения в ситуациях общения.

Таким образом, в каждой культуре, в каждом сообществе людей есть, своего рода, “кодекс” одобряемых “моделей” и правил общения. Именно этот “кодекс” и составляет основу этикета общения, который пронизывает практически все виды и официального, и неофициального (семейного, бытового, товарищеского) взаимодействия.

Несмотря на то, что для каждого типа общения и для каждой отдельной ситуации сложилась система определенных неписаных запретов и разрешений на использование тех или иных форм поведения, способов обращения друг к другу, существуют также универсальные правила, соблюдение которых желательно и даже необходимо в любых межличностных ситуациях. Они, фактически, отражают набор общечеловеческих ценностей и в том или ином виде существуют у самых разных народов, передаваясь из поколения в поколение.

На вопрос о том, какие же нормы и ценности являются общечеловеческими, Л.Н.Толстой ответил, что это “те, которые должны действовать в любом обществе, если оно хочет считать себя подлинно человеческим, далеко отстоящим от волчьей стаи”.

То есть существуют универсальные правила, соблюдение которых желательно и даже необходимо в любых межличностных ситуациях. Главный смысл этих универсальных правил общения в том, чтобы объединить людей, создать “здоровую” социальную атмосферу, обеспечить каждому человеку комфорт в общении, создав условия для его развития и совершенствования.

Основные правила общенияне достаточно понять, их надо принять, осознать их целесообразность лично для себя. В любом общении следует избегать таких моделей поведения, которые разъединяют людей, разрушают общность. К ним относятся:

1. Любые формы поведения, провоцирующие конфронтацию или конфликт, неоправданные ссоры, стычки. Они никому не оказывают доброй услуги, с ними всегда связаны психологические потери. Конечно, допустимы и даже необходимы жаркие дискуссии, научные и деловые споры, в этом случае важно, чтобы они не переходили в личностный план.

2. Ни в какой ситуации неприемлемы формы поведения и обращения к партнерам, которые вызывают “убийственные реакции”. Диапазон таких негативных моделей поведения разнообразен: от едва заметной гримасы недовольства до презрительных высказываний и демонстративного игнорирования партнера. Естественно, что указанные модели поведения не приводят к позитивному общению, обостряя отношения между людьми, порождая конфликты и проблемы в общении.

Можно сформулировать несколько общих правил, следование которым окажет существенную помочь в ситуации любого межличностного взаимодействия:

- не допускать в общении силового давления, угроз наказанием и т.д;

- избегать таких форм обращения, которые унижают партнера (на­смеш­ки, оскорбления и т.д.);

- избегать проявлений нетерпимости, раздражительности по отношению к окружающим;

- избегать “негативных” разговоров: не жаловаться, не перекладывать на других свои проблемы и трудности;

- избегать немотивированных споров;

- воздерживаться от вмешательства в чужие дела, проявляя навязчивость;

- избегать демонстративного противопоставления себя другим людям.

Главный смысл этих правил - не унижать достоинства других, не создавать предпосылки для напряженности и дискомфорта.

Непременным условием позитивных межличностных контактов является умение контролировать свои эмоции в общении, т.к. плохое настроение, раздражение, внутренний дискомфорт отгораживает человека от окружающих, воздвигает “стену”. Все хотят общаться с людьми удачливыми, уравновешенными, счастливыми, а проявление негативных эмоций разрушает образ “приятного партнера”. Как советует американский психолог Роберт Энтони, не показывайте окружающим своих неприятностей, не рассказывайте о них, половина собеседников отнесется к этому с равнодушием, а остальные только порадуются вашим бедам. Уместно вспомнить в этом случае также совет Л.Н.Толстого: “старайся достигнуть собственного умиротворения, ибо в спокойном состоянии духа любое дело улаживается само собой”.

Желательно помнить, что важное средство общений - это улыбка. Она - способ показать окружающим, что все идет хорошо и что вы ради их видеть. Улыбающееся лицо чаще вызывает к себе расположение, более успешно снимает конфронтацию, чем хмурое и замкнутое. На улыбку, как правило, отвечают улыбкой, на приветливость - приветливостью.

Итак, одним из условий полноценного общения является вежливое, доброжелательное обращение к партнеру в любой ситуации межличностных контактов.

Вежливость обращения предполагает такое отношение к людям, в котором практически признается достоинство человека, его ценность как личности. Но вежливость и доброжелательность можно понимать и более глубоко, не ограничиваясь только внешними формами взаимного общения. Вежливость предполагает понимание человеком всего, что может причинить другому боль или доставить радость. Истинная вежливость требует, чтобы человек избегал ситуаций, создающих неловкость. Важно стремиться понять человека, “услышать” его, поставить себя на его место, проявить к нему искренний интерес. Поэтому важным условием “грамотного” общения является умение слушать собеседника. Зачастую между людьми вообще нет контакта: они просто по очереди сообщают что-то друг другу, а высказавшись превращаются в “глухих”. Умение слушать оказывает большее впечатление на окружающих, чем умение говорить, т.к. одна из важнейших потребностей человека - это потребность в ощущении своей значимости для окружающих.

Если нас слушают - значит мы важны, интересны, представляем определенную ценность.

Еще одно условие полноценного общения - выражение признательности. Признательность (благодарность) - есть подтверждение, признание того, что человек реально сделал нечто значимое, приятное для вас: оказал услугу, помог, выполнил просьбу, проявил внимание.

Позитивного общения легче достичь, если выражать человеку именно признательность, а не использовать комплимент, который предполагает некоторое преувеличение достоинств, а поэтому и воспринимается неоднозначно. Психологи установили, что люди лучше отзываются на признательность, чем на сладкие похвалы или откровенную лесть. Признательность - это констатация реального факта.

Необходимым условием любого общения является понимание людьми друг друга. Разумеется, глубина понимания существенно различается в конкретных ситуациях. В каких-то случаях бывает достаточно просто уяснить, что мы имеем дело с человеком такого-то пола, возрасти и т.д. В других ситуациях необходимо понять цели, намерения собеседника. Но возникает и необходимость понять человека более глубоко, когда в общении затрагиваются личностные проблемы. Для более глубинного, личностного общения требуется так называемое эмпатичное понимание партнера (от слова “эмпатия”, то есть сдерживание). Важную роль в этом процессе играет установка слушающего: необходимо “настроиться на волну” собеседника, уйти от оценочных стереотипов, сконцентрироваться на его теперешнем состоянии, на том, что и как он говорит, не опережая и интерпретируя собеседника, ход его мыслей. Следует постоянно демонстрировать человеку (словами, выражением лица), что его слушают и он интересен как личность; следует отказываться от вынесения оценок и дачи ответов, важно попытаться понять индивидуальность человека. Особенно необходимо эмпатийное понимание в ситуациях интимного общения, в ситуациях с высоким эмоциональным напряжением, например, при разрешении конфликтов или проведении переговоров.

Еще одно необходимое условие успешного общения - умение быть самим собой, естественность поведения. Каждый человек в той или иной мере озабочен мнением окружающих о себе, впечатлением, которое он производит. Каждый постоянно смотрится, как в зеркало, в других людей. Однако встречается и чрезмерная озабоченность своим имиджем, производимым на людей впечатлением. Такой человек постоянно примеривает на себя разные “маски”, впадает в “манер­ничание”. Например, старается всем угодить, вести себя подчеркнуто, неестественно вежливо или чрезмерно угодливо, затрачивает много усилий, чтобы расположить к себе.

Бывает и наоборот: человек, испытывая большую зависимость от мнений и одобрения окружающих, обладая повышенной мнительностью и стремлением к успеху, выбирает “защитную” манеру поведения, впадает в вульгарность или начинает использовать социально отталкивающие модели общения, а это неизбежно вносит в межличностное взаимодействие разрушающее начало, провоцируя напряженность и ссоры. Только естественность в манере поведения и формах обращения с другими людьми помогает человеку поддерживать позитивные взаимоотношения. Быть самим собой - означает вести себя разумно, следовать искренним побуждениям, но это не исключает элементарной заботы об окружающих, соблюдение правил вежливости и контроля за своими эмоциями и чувствами.

Усвоение и применения правил общения предполагает развитие умений и качеств (установок) личности, ориентированных на сближение с людьми, расположение их к себе. Поэтому основные правила общения позволяют получить человеку очень многое: позитивные контакты, признание, любовь окружающих, доброжелательность в отношениях.

 

 

Эффективность профессиональной деятельности в значительной степени зависит от благоприятного психологического климата, высокой культуры, этики делового общения в коллективе.

Нравственный уровень взаимоотношений в коллективе характеризует его морально-психологический климат. Более того, нормальный морально-психологический климат можно отнести к главным условиям успешной трудовой деятельности любого коллектива.

Характер отношений между людьми зависит от ряда факторов:

- личностных качеств непосредственного руководителя и стиля управления:

- уровня требовательности;

- степени заботы о сотрудниках;

- состояния воспитательной работы в коллективе;

- сложившихся традиций и т.д.

Выделяют четыре основных разновидности морально-психоло­ги­­чес­кого климата в коллективе:

1. Пассивно-личностный. В таком коллективе сотрудник ощущает заботливое отношение к себе, не испытывая давления со стороны органов управления.

Здесь высоко ценится стаж, опыт, бережно относятся к старым сотрудникам, традициям, стараются ничего не менять. Несмотря на привлекательность такого климата, его гуманность, в коллективе данного типа теряется активность молодых сотрудников.

2. Активно-личностный. В подобном коллективе привилегии в работе, забота, внимание уделяются перспективным сотрудникам, чьи цели совпадают с общими задачами профессиональной деятельности. На таких сотрудников обращают серьезное внимание, им создают условия для повышения квалификации, помогают их росту и продвижению по службе. Если человек не справляется со своими обязанностями, выясняются причины и создаются необходимые условия для работы. Если все-таки сотрудник не оправдал доверие, его не оскорбляют, не унижают, а тактично перемещают на ту работу, которая ему по силам. Этот вид морально-психологического климата привлекателен тем, что он обеспечивает максимальную активность сотрудников, заинтересованность в качестве труда, создает условия для профессионального роста, исключает деградацию.

3. Пассивно-безличный климат. Характеризуется тем, что управленческое воздействие на коллектив распространяется лишь по самым общим вопросам. До личности отдельных сотрудников нет никому дела. Если кто-то проявляет активность, это мало сказывается на его положении, росте. Никто не думает о перспективе. Каждое подразделение живет своей жизнью. Такой климат возможен лишь в крупных организациях, когда между руководителями и подчиненными, рядовыми сотрудниками несколько звеньев. Получается так, что человек работает в большом окружении людей, а непосредственного контакта у него с людьми почти нет. Здесь вся надежда на свои силы, на умение самостоятельно ориентироваться в деловом водовороте.

4.Активно-безличный климат. Характеризуется применением к сотруднику жестких требований. Организация не скупится на вознаграждения. Однако административная структура очень жесткая. Человек, порой, не знает откуда пришел приказ, решение о его наказании. О человеке судят издали, с ним его проблем не обсуждают. Обратной связи с высшими инстанциями нет. Люди живут в постоянной тревоге, опасаясь друг друга, не знают, откуда придет компрометирующий их материал.

С точки зрения эффективности профессиональной деятельности правоохранительных органов, достижения целей, гуманности наиболее приемлемым можно считать второй - активно-личностный морально-психологический климат коллектива.

Естественно, намного производительнее трудится коллектив со здоровым микроклиматом. Социологами установлено, что на каждую минуту конфликта, возникающего из-за нетактичного высказывания товарища по работе, приходится в среднем 14 минут послеконфликтного потерянного времени, а за минутной грубостью руководителя следует 20 минут стресса, потерянного труда. Человек растерян, с ним возможны срывы, надломы, случайные поступки.

Одной из основных причин конфликта является низкая культура общения в коллективе. В данном случае многое зависит от наличия определенных интеллектуальных и духовных качеств у руководителя, его личности. Если руководитель сам допускает фамильярность, непорядочность, неуважительность с подчиненными, то и подчиненные считают необязательным выполнение распоряжений такого руководителя.

Руководителю не рекомендуется открыто высказывать свое личное мнение о подчиненном, даже когда высказываются претензии по работе. Не должно оцениваться только сделанное, поступок, нарушение. Делая замечание, следует уважать человеческое достоинство, как бы ни был руководитель раздосадован.

Есть руководители, которые, собрав свой коллектив, публично “секут” тех, кого считают заслуживающими этого. А ведь унижение даже наедине переносить трудно, публичное же - подобно жестокому оскорблению. Рассчитывая таким образом повысить творческую активность сотрудников, они не возбуждают в их душах ничего, кроме страха и ненависти. К тому же, если еще и не говорится “спасибо” за какие-либо заслуги, т.к. искренняя похвала способна вдохновить человека. У каждого есть свои достоинства и важно научиться видеть их в окружающих людях.

Не критиковать вообще - невозможно! Но прежде, чем это делать, следует хорошенько остыть, потому что критика - это бумеранг, который обязательно вернется. Чем резче ваша критика, тем больше удар бумеранга. Существуют тысячи способов благородной мести. “Не судите, да несудимы будете”. Осуждая человека, необходимо постараться его понять.

Таким образом, несправедливость, ошибка, отсутствие работы по целенаправленному формированию климата - это благодатная почва для конфликта.

Доброта, великодушие, интеллигентность, доброжелательность, сотрудничество - вот главные компоненты культуры делового общения, которые создают здоровый морально-психологический климат, определенное настроение коллектива, позитивный характер отношений между людьми.

Уменьшению конфликтов будет способствовать разъяснение требований к работе, координация работы различных подразделений, определение общих организационных целей, широкое использование системы вознаграждений с учетом вклада каждого сотрудника в результаты труда и профессионализма.

Многое зависит от поведения людей во время конфликта. Например, если обсуждение вопроса чревато серьезными разногласиями, возможно более целесообразно воздержаться от разговора, перенести его. Такое уклонение от конфликта вполне разумно. Можно попытаться сгладить конфликт, если он даже возник, не выпускать наружу зависть, обиду, досаду, возбуждение. Такая сдержанность при конфликте быстро разрежает обстановку.

Жесткое, неустойчивое поведение человека во время конфликта невыгодно для каждой из спорящих сторон. Более эффективны попытки найти компромиссное решение, удовлетворяющее обе стороны. Погасить конфликт может сам руководитель путем принуждения выполнить его требование или попыткой заставить принять его точку зрения. Конечно, не всегда этот прием может дать результат, но там, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными, он вполне оправдан. Можно пойти на компромисс, что также стабилизирует обстановку, не полностью, а хотя бы частично принять мнение другой стороны. Не следует считать свое мнение самым верным. Должны признаваться различия во мнениях и присутствовать готовность ознакомиться с другими точками зрения.

При общении членов коллектива не должны иметь место категоричные формы, претензии, личные оскорбления, обиды. Это возможно там, где каждый сотрудник чувствует к себе внимательное отношение, присутствует высокая культура общения.

Хотя этика в широком смысле слова - это кодекс, свод правил общения, поведения людей, выработанных многими поколениями, но в межличностных отношениях этика - это строгий контроль за собой, каждой из общающихся сторон, это уважение других людей, учет и знание их интересов, умение чувствовать настроение, понимать мотивы их поступков и поведения. Умение общаться этически выдержано - это не врожденное качество, его можно и нужно формировать и воспитывать в каждом человеке.

Доброта, деликатность, внимательность, уважительное отношение, культура - это слагаемые этики общения, которые обеспечивают эффективное решение возникающих проблем. Умение общаться - это счастливый дар, облегчающий жизнь, так как поддержка другого человека помогает ослабить действие отрицательных эмоций, смягчить напряжение, усилить положительные эмоции.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Этика профессиональных отношений в коллективе сотрудников органов внутренних дел

Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1773; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. B)Дистантные ощущения – отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств (зрение и слух). К качествам зрительных ощущений относят яркость и цвет.
  2. Cвойства разностных отношений.
  3. Cтраховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  4. I. Понимание отношений индивида и общества
  5. I. Развитие капиталистических отношений в России на рубеже XIX-XХвв.
  6. III. Внутренняя структура политического процесса с позиций отношений субъект объект, или субъект – субъект, изучался поведенческим подходом.
  7. III. Объекты и субъекты экологических правоотношений.
  8. III. Система международных отношений в сер. XVII - 60-х гг. XIX вв.
  9. V. Родовая травма с повреждением внутренних органов
  10. VI. Личность как субъект и объект общественных отношений
  11. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 1991.
  12. Адвокатская этика как вид профессиональной этики юриста




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.198.133.40
Генерация страницы за: 0.009 сек.