Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение как фактор жизнедеятельности общности

общение – условие существования общности

Общение – важнейшая предпосылка и условие существования не только индивида, но и больших социальных общностей вплоть до целых народов, наций и государств. От уровня сообщаемости на протяжении всей истории общества зависят возможности и масштабы, прочность и перспективы развития самых разных групп людей. У примитивных групп размер общества ограничен трудностью передачи информации посредством языка. Великие же империи существовали благодаря улучшенным средствам связи.

Критерии сообщаемости различных частей, или подразделений, общности [4]:

  • степень оперативности (реагирования на что-то) и скорость передачи информации (процесс передачи);
  • степень коммуникативности членов сообщества, которая предполагает интенсивность общения; степень взаимопонимания, взаиморасположения друг к другу, без чего не может быть эффективных и просто согласованных действий.

Общение – источник взаимной информированности индивида и общности

Огромная значимость общения объясняется его информативной функцией. Это процесс взаимозависимый. Отношения людей динамичны, они развиваются, изменяются, соответственно, изменяется характер общения, характер и качество информированности. А с другой стороны, потребность в новой информации в практике человеческого общения важна как инструмент корректировки человеком своего поведения в социальной среде по принципу прямой и обратной связи.

Малой группой обычно называют небольшое число людей, хорошо знающих друг друга и постоянно взаимодействующих между собой. Количество определений малой группы приближается к сотне, но чаще всего в них указывается на следующие признаки:

  • контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга,обмениваться информацией;
  • целостность — социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое;
  • стабильность состава, обусловленная прежде всего индивидуальной неповторимостью и незаменимостью участников;
  • устойчивость взаимодействия, обеспечивающаяся взаимным положительным подкреплением активности, направленной на успех группы в целом. Если какой-либо член группы перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то он попросту изгоняется из данной группы;
  • наличие внутренней структуры, включающей систему неформальных ролей и статусов, нормы и правила поведения, а также механизм социального контроля;
  • удовлетворение личных запросов через принадлежность к группе. Малая группа в отличие от большой удовлетворяет наибольшее количество жизненно важных потребностей человека. Если удовлетворение, получаемое в группе, становится ниже определенного уровня, индивид покидает ее.

В самом общем виде можно дать следующее определение: малая группа — это немногочисленная по составу группа, члены которой находятся в непосредственном личном общении, объединены общей социальной деятельностью, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Особого внимания заслуживает вопрос о границах малой группы, поскольку численность влияет на ее характеристики. Нижним пределом группы обычно называют диаду или триаду.

Диада состоит из двух человек, социальное начало в диаде еще только зарождается, отсюда проистекают ее особенности: субъективность, взаимные чувства и пристрастия как основа существования диады; эквивалентность обмена и взаимность (это закон межличностных отношений в диаде); жесткость структуры отношений — уход одного из партнеров приводит к распаду диады; наличие только одной линии взаимодействия.

Проблема коммуникативного взаимодействия в диаде " врач-больной " рас­сматривается в различных областях знаний. В медицинской деонтологии, кли­нической и мединской психологии акцент делается на врачебный долг, со­весть врача, на личность больного; в психотерапии большое внимание уделяется общению между врачом и пациентом, так как общение выступает средством лечения. Отмечается важность личностного подхода к комму­никативному взаимодействию в диаде "врач-больной" по типу "субъект - субъект", а также эмоционального компонента общения, который способ­ствует эффективности лечебных средств и приносит чувство удовлетворенно­сти и пациенту, и врачу. Важное место в процессе коммуникативного взаимодействия в диаде "врач - больной" уделяется методу беседы, личност­ным особенностям врачей, их ролевому поведению.

Врачи различных специализаций так или иначе сталкиваются с проблемой установления контакта с пациентом для последующей плодотворной работы по излечению болезни и эффективному выздоровлению их пациентов, и дан­ный процесс не является односторонним, так как важны не только професси­онализм врача, но и желание пациента выздороветь. Таким образом, конструктивное коммуникативное взаимодействие в диаде " врач-больной ", установление контакта с пациентом, доверительное отношение пациента к врачу помогают достичь данную цель.

От качества коммуникативного взаимодействия в диаде "врач-больной" зависит успешность излечения больного. Однако методы обучения комму­никативному взаимодействию врача с больным в психологическом плане, как правило, нигде не рассматривались. Известно, что психологическая составля­ющая коммуникации в диаде "врач-больной" играет большую роль в излече­нии больного, но связь между ней и медикаментозным методом лечения не установлена, что и породило проблему данного исследования.

Повседневная жизнь и практика выдвигают на первый план значение лично­сти врача и взаимодействий врача и больного. Поэтому вопрос оптимиза­ции процессов коммуникативного взаимодействия в диаде " врач-больной " является актуальным. В связи с этим целью исследования было изучение воз­можностей оптимизации коммуникативного взаимодействия в диаде "врач-больной".

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА И БОЛЬНОГО

1. Особенности общения

Психологические особенности пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействия приходят в соприкосновение с психологическими особенностями медицинского работника. Кроме того, лицами, вовлечен­ными в контакт с пациентом, могут быть: врач, пси­холог, медицинская сестра, социальный работник.

В лечебной деятельности формируется особая связь, особые отношения между медицинскими работниками и пациентами, это отношения между врачом и больным, медицинской сестрой и больным. Образуется по словам

И. Харди связь «врач, сестра, больной». Повседневная лечебная деятельность многими нюансами связана с пси­хологическими и эмоциональными факторами.

Отношения между врачом и больным являются ос­новой любой лечебной деятельности. (И. Харди).

Целью же контактов между пациентом и медицинским работником является медицинская помощь, оказываемая одним из участников общения по отношению к другому. Отношения между врачом и пациентом обусловлены в определенной мере и условиями, в которых ведется ле­чебная деятельность. Исходя из основной цели лечебного взаимодействия, можно предположить неоднозначность важности контактов в системе взаимодействия медицинс­кий работник-пациент. Однако, не следует понимать, что существует заинтересованность в таком взаимодействии лишь со стороны пациента. Медицинский работник, по идее, в не меньшей степени заинтересован в оказании помощи больному, ведь эта деятельность является его профессией. У медицинского работника есть собственные мотивы и интересы взаимодействовать с пациентом, ко­торые и позволили ему выбрать медицинскую профессию.

Для того, чтобы процесс взаимоотношений пациента и медицинского работника был эффективным, необходимо изучать психологические аспекты подобного взаимодей­ствия. Для медицинской психологии интересны мотивы и ценности врача, его представление об идеальном пациен­те, а также определенные ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабили­тации, поведения врача или медицинской сестры.

Можно говорить о значимости для эффективного и бес­конфликтного взаимодействия пациента с медицинскими работниками такого понятия, как коммуникативная ком­петентность. Под этим термином понимают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Этот процесс подразумевает достиже­ние взаимопонимания между партнерами по общению, лучшее понимание ситуации и предмета общения.

При хорошем контакте с врачом пациент скорее выз­доравливает, а применяемое лечение имеет лучший эф­фект, гораздо меньше побочных действий и осложнений.

Выделяют следующие виды общения (СИ. Самыгин):

1. «Контакт масок» — это формальное общение. От-
сутствует стремление понять и учитывать особенности лич-
ности собеседника. Используются привычные маски (веж-
ливости, учтивости, скромности, участливости и др.). На-
бор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволя-
ющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

В рамках диагностического и лечебного взаимодействия он проявляется в случаях малой заинтересованности врача или пациента в результатах взаимодействия. Это может происходить, к примеру, при проведении обязательного про­филактического осмотра, в котором пациент чувствует себя несамостоятельным, а врач — не имеющим необходимых данных для проведения объективного и всестороннего об­следования и вынесения обоснованного заключения.

2. Примитивное общение. Оценивают другого человека,
как нужный или мешающий объект, если нужен — то актив-
но вступают в контакт, если мешает — отталкивают.

Подобный вид общения может встречаться в рамках манипулятивного общения врача и пациента в случаях, когда целью обращения к врачу становится получение ка­ких-либо дивидендов. 3. Формально-ролевое общение. Регламентированны-
ми оказываются и содержание, и средства общения, и
вместо знания личности собеседника обходятся знанием
его социальной роли.

Подобный выбор вида общения со стороны врача мо­жет быть обусловлен профессиональной перегрузкой. На­пример, у участкового врача на приеме.

4. Деловое общение. Общение, учитывающее особенно-
сти личности, характера, возраста, настроения собесед-
ника при нацеленности на интересы дела, а не на воз-
можные личностные расхождения.

При общении врача с пациентом такой вид взаимодей­ствия становится неравным. Врач рассматривает проблемы больного с позиции собственных знаний, и он склонен директивно принимать решения без согласования с дру­гим участником общения и заинтересованным лицом.

5. Духовное межличностное общение. Подразумевает
возможность затронуть в беседе любую тему, поделиться любой
интимной проблемой каждому из участников общения.

Диагностическое и лечебное взаимодействие не подра­зумевает такого контакта, по крайней мере, не предус­матривает в силу профессиональной направленности ис­поведание медицинского работника.

6. Манипулятивное общение. Также, как и прими-
тивное направлено на извлечение выгоды от собеседника
с использованием специальных приемов.

Многим может быть известен манипулятивный прием, чаще называемый «ипохондризацией пациента». Суть его заключается в преподнесении заключения врача о состоя­нии здоровья пациента в русле явного преувеличения тя­жести обнаруженных расстройств. Целью такой манипуля­ции может быть: 1) снижение ожиданий пациента в успехе лечения в связи с избеганием медицинским работником от­ветственности в случае неожиданного ухудшения здоровья

пациента; 2) демонстрация необходимости дополнительных и более квалифицированных воздействий со стороны меди­цинского работника с целью получения вознаграждения.

Общение медицинского работника и пациента, в прин­ципе, можно назвать вынужденным общением. Так или иначе, но основным мотивом встреч и бесед больного че­ловека с медицинским работником становится появление у одного из участников такого взаимодействия проблем со стороны здоровья. Со стороны врача и медицинской сестры существует при этом вынужденность выбора субъек­та общения, которая обусловлена его профессией, его со­циальной ролью. И если обращение пациента к врачу, обусловлено, как правило, поиском медицинской помо­щи, то заинтересованность врача в пациенте объясняется соображениями его профессиональной деятельности.

Взаимодействие между пациентом и врачом не есть не­что навсегда заданное. Под воздействием различных об­стоятельств они могут изменяться, на них могут повлиять более внимательное отношение к больному, более глубо­кое внимание к его проблемам. При этом сами хорошие отношения пациента и медицинского работника способ­ствуют и большей эффективности лечения. И наоборот — положительные результаты лечения улучшают взаимодей­ствие между пациентом и медицинским работником,

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общение как фактор становления человека | Введение. Тезис-конспект лекций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.