Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: римский театр императорской эпохи

В I веке до н.э. в результате гражданских войн республика в Риме пала после победы над Антонием в 31 году до н.э. Октавиан, получивший впоследствии почётное прозвище Август (Священный»), стал единодержавным правителем Рима. Режим установленный Октавианом, был военной диктатурой с огромным бюрократическим аппаратом, возникшим частично еще в предшествующий период. Но рабовладельцы приняли его власть, так как она создавала прочную опору для борьбы против восстания рабов и несла с собой гражданский мир. Римское общество приветствовало правление Октавиана как наступление «золотого века» после непрерывных гражданских войн, потрясших Рим на протяжении ста лет и сопровождавшихся конфискаций земель, проскрипциями (списки лиц, объявленных вне закона –этого человека можно было убить, имущество его конфисковывалось), принудительными налогами, массовым бегством рабов, повергшим в ужас рабовладельцев, все слои римского общества любой ценой стремились к миру и восстановлению нормальной жизни.

Обладая на деле неограниченной властью, Октавиан-Август позволял ещё сохранять видимость власти республиканским учреждениям. Однако его преемники постепенно отказались от республиканских прикрас и превратились в настоящих монархов. Эта монархическая власть, опиравшаяся на войско, подавляло восстания рабов и недовольство имущих слоёв населения, управляла многочисленными провинциями, доставлявшими Риму огромные доходы, сдерживала натиск варваров (с греческого -древние греки), с каждым годом всё сильнее теснивших границы империи.

Понимая общественное значение театра, Август всячески способствовал его развитию. Прежде всего, Август хотел возродить на римской сцене трагедию греческого типа, видя именно в ней средство улучшения и воспитания нравов своих граждан. Эти стремления Августа были поддержаны одним из выдающихся римских поэтов, Горацием, и нашли отражение в его «Науке поэзии».

Квинт Гораций Флакк (65 – 8 года до н.э.), как и большинство людей его поколения, расстаётся с республиканскими идеалами и становится защитником и проводником политики Августа в области идеологии.

Гораций предлагает римским поэтам вернуть на сцену греческую трагедию. Греческая трагедия, с тремя актёрами, хором и в качестве полноправного участника действия, простым и стройным сюжетом, представляется поэту образцовой.

Проводя политику Августа, Гораций выступает за идейное, содержательное искусство, основой которого является мудрость.

Однако все усилия Августа возродить на римской сцене серьёзный жанр не увенчались успехом. Хотя представления устраивались часто, они носили главным образом развлекательный характер. Общественная роль театра снизилась. Снижение идейной роли театра сказалось, прежде всего, на его репертуаре. После установления диктатуры Октавиана трагедия приходит в упадок. Если трагедии и ставились в эпоху империи, то только в виде отдельных эффектных сцен, дававших актёрам возможность показать своё мастерство. Эти актёры (их называли трагедами) надевали костюмы и маски, как для выступления в трагедии, однако их роль сводилась в основном к пению, так как актёрские арии составляли главную часть представления. Исполнение арий из трагедий как самостоятельное представление сохранилось в Римской империи вплоть до последних дней её существования.

От трагедий императорской эпохи до нас не дошло ничего, кроме трагедий философа Сенеки.

Луций Анней Сенека был воспитателем императора Нерона, одно время занимал при нём высшие должности в государстве. Но затем был обвинён в заговоре против императора и по приказанию Нерона покончил с собой, вскрыв себе вены. Луций Сенека начал писать трагедии в последние годы своей жизни, когда отношение к нему Нерона изменилось и он должен был осторожно высказывать свои взгляды на существующие порядки. Всего он написал 9 трагедий, заимствуя их сюжеты из греческой мифологии.

Творчество Сенеки оказало огромное влияние на формирование трагедии нового времени. Именно через него гуманисты эпохи Возрождения начали своё знакомство с античной трагедией. В XIV – XVIII веках драматурги всех западноевропейских стран учились у Сенеки искусству трагического – мастерскому изображению страсти, напряжённости диалогов, отточенности стиля. Шекспир и Бен Джонсон в Англии, Корнель, Расин и другие представители французского классицизма изучали и использовали трагедии Сенеки в своей творческой практике.

 

2.7 Тема: ЛИТЕРАТУРНЫЙ МИМ. ПАНТОМИМ. ПИРРИХА. ЗРЕЛИЩА ЦИРКА И АМФИТЕАТРА

 

В первые века империи продолжали ещё ставиться паллиаты и тогаты старых драматургов. Однако самым распространённым из всех жанров стал мим.

Мим эпохи империи сильно отличался от своего прототипа - своеобразного площадного фарса. В наиболее разработанных образцах он превратился теперь в большую пьесу с занимательным, нередко весьма запутанным сюжетом, с множеством действующих лиц и сложным сценическим оборудованием. При этом продолжали ставиться и небольшие сценки, требовавшие всего двух-трёх, а иногда и только одного актёра.

В мимах по-прежнему разрабатывались сюжеты комедийно-сатирического плана: супружеские измены, судебное крючкотворство, приключение разбойников. Были также мимы, которые осмеивали христианство с его догмами и обрядами. В одном из них пародировался обряд крещения. Но такие нападки на христианство были возможны только до тех пор, пока оно не сделалось господствующей религией (в конце IV века н.э.).

В свою очередь приверженцы христианской религии нападали на мим, обвиняя его в безнравственности.

Другим видом зрелищ, популярным в эпоху империи, был пантомим, пришедший на смену трагедии. Как и в театре эллинистической эпохи, пантомим в Риме был сольным танцем. Исполнявший этот танец актёр играл несколько ролей подряд – и мужских, и женских. Актёр пантомима носил театральный костюм, соответствующий роли, и маску (в отличие от масок трагедии и комедии закрывавшую рот). Танец сопровождался музыкой и пением: пел хор, излагавший содержание пантомима.

В первые века эпохи империи большое распространение в Риме получает пирриха – танцевальный спектакль, как правило на любовно-мифологический сюжет. Парриху исполнял целый ансамбль танцовщиков и танцовщиц, состоявший иногда из нескольких сот человек. При постановке пиррихи главное внимание уделялось зрелищной стороне: публику стремились поразить и увлечь роскошью декораций, разнообразными сценическими эффектами, пышными костюмами исполнителей и откровенной эротикой.

Однако гораздо большим успехом, чем мим, пантомим и пирриха, пользовались в эпоху империи зрелища цирка и амфитеатра. Ещё в республиканские времена кандидаты на высшие должности устраивали такие зрилища, добиваясь расположения народа. Это использовали и императоры. Сатирик II века н.э. Ювенал говорит, что от каждого нового императора римские люмпен-пролетарии требовали «хлеба и зрелищ». Обязанность устройства зрелищ лежала преимущественно на сенаторах.

В цирках устраивались состязания колесниц, бег, кулачные бои, гладиаторские сражения. Амфитеатры предназначались главным образом для гладиаторских боёв; здесь же происходила казнь преступников: их бросали на растерзание диким зверям.

Театральные здания, цирки и амфитеатры возводятся в императорскую эпоху не только на италийских землях, но и во всех уголках обширных римских владений: в Галии, Малой Азии, Египте. При этом новые театры строятся, а старые перестраиваются с расчётом на возможность устройства в них зрелищ цирка и амфитеатра: вокруг орхестры возводится мощная мраморная балюстрада для защиты зрителей; орхестры некоторых театров могут превращаться в водоёмы. Самым знаменитым из амфитеатров был римский Колизей (амфитеатр Флавиев), построенный в 80 годы н.э. Колизей предназначался для гладиаторских боёв и травли зверей.

Искусству сражаться гладиаторов обучали в императорских и частных школах, где они содержались, словно в строгом заключении. В ряде случаев битвы гладиаторов обставлялись как театрализованное представление на какой-нибудь мифологический сюжет. Подобные зрелища уже не имели ничего общего с театральным искусством и свидетельствовали лишь о культурной деградации римского общества (особенно в эпоху поздней империи).

В 476 году один из предводителей наёмных варварских отрядов, Одоакр, сверг с престола последнего римского императора Ромула Августула. Это событие условно считается концом Западной Римской империи. Революционное движение рабов, одновременно с которым усиливается и натиск варваров, разрушает рабовладельческое римское общество. На смену рабства приходит более высокий способ производства – феодальный. Феодальное общество создаёт свою собственную идеологию и как один из её видов – свой собственный театр.

 

 

Раздел II ТЕАТР СРЕДНИХ ВЕКОВ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Истоки римского театра | Тема: Введение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.