Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Цели и задачи курса. Связь с другими дисциплинами




Транспорт леса является составной частью лесозаготовительного процесса. Затраты на него должны составлять 40-60% капитальных вложений на строительство лесозаготовительных предприятий. Однако, в настоящее время, в связи с переходом на рыночную экономику, в лесозаготовительной отрасли преобладает потребительское отношение. В результате чего рубится лес вдоль существующих путей транспорта, а новых почти не строится. К примеру в Холмском лесхозе в настоящее время свыше 40 заготовителей вырубающих по 1.0 тысячи куб.м в год. Что они могут построить? Ничего.

Поэтому будущее лесного хозяйства и лесной промышленности в развитии крупных арендаторов с длительным (до 49) сроком аренды.

Проблема дорог сегодня является важнейшей проблемой лесной отрасли. Отсутствие дорог резко снижает плату за лесфонд передаваемый в аренду, лесовладелец не получает средств на ведение лесного хозяйства, в том числе и на дорожное строительство. Дорожная сеть в лесу – это тоже богатство, которое приносит доход и ее нужно сохранить и развивать. В связи с этим к сети лесовозных дорог предъявляются следующие требования – круглогодичный срок действия и увеличения густоты сети дорог. Состояние транспортной сети в лесном хозяйстве России только, что обсуждалось на международном конгрессе в Финляндии. Принято решение о значительном увеличении капитальных вложений в проектирование и строительство лесных дорог с твердым покрытием.

Освоение курса предполагает изучение студентами конструкций основных типов лесовозных дорог, применяемых для вывозки леса; транспортные и погрузочно-разгрузочные средства и дорожно - строительные машины. Кроме этого предполагается освоения использования методов инженерных, технико-экономических и эксплуатационных лесотранспортных расчетов, основ проектирования лесовозных дорог, их текущего содержания и ремонта, организации дорожно-строительных работ.

Перечисленные задачи курса показывают на его тесную связь с дисциплинами изучаемыми на предыдущих курсах- почвоведение и геодезия.

Невозможно проектировать дорогу не владе6я знаниями о грунтах и произвести расчеты кривых поворота и продольного профиля дорожного полотна, не зная превышений и углов.

 

 

Основные понятия и определения транспорта.

Транспортом называется совокупность путевых, технических и организационных средств, предназначенных для перевозки грузов и людей. Различают транспорт общего пользования и ведомственный. По видам он разделяется на воздушный, водный и сухопутный. Последний в свою очередь состоит из рельсового, безрельсового (автомобильного) трубопроводного.

В дальнейшем мы займемся изучением безрельсового транспорта.

Сухопутный транспорт лесозаготовительных предприятий является обобщающим комплексным понятием, включающим следующие элементы: дорожную сеть с вспомогательными сооружениями, подвижной состав (тяговой и прицепной), дорожную ремонтную технику и связь.

Лесотранспортные средства имеют технологическое взаимодействие с погрузочноразгрузочной техникой на лесосеках и нижних складах. Поэтому при решении организационных вопросов транспортировки леса они рассматриваются в комплексе с погрузочно-разгрузочными операциями.

 

Дорога и ее основные элементы.

Дорога - это инженерное сооружение создаваемое для движения тягового и прицепного состава. Выделяются следующие элементы дороги:

а) земляное полотно – основание для дорожной одежды и других элементов дороги. Земляное полотно может быть в виде насыпей в пониженных местах.

б) дорожная одежда – может быть как много – слойной так и однослойной. Непосредственно принимает на себя нагрузку от автотранспортных средств и передает ее на земляное полотно.

в) обочины – боковые полосы земляного полотна или облегченной дорожной одежды, оставляемые для вынужденной остановки транспорта, размещения заграждений, дорожных знаков и т. д.

г) проезжая часть – участок дороги непосредственно предназначенный для проезда. Ширина проезжей части измеряется от границ покрытия.

Проезжая часть может иметь одну, две и более полос движения.

д) ось дороги – нанесенная или воображаемая линия проходящая по центру дороги.

е) инженерные дорожные сооружения – к ним относятся мосты, трубопереезды, водосборные колодцы и т.д.

ж) обстановка дороги - внешнее оформление, дорожные знаки, разметка, посадочные площадки, ограждения.

 

 

ЛЕКЦИЯ №2

Классификация лесных дорог.

Лесные дороги относятся к дорогам промышленного транспорта, прокладываются по лесным массивам и от лесных массивов к дорогам общего пользования, а также к лесоперерабатывающим предприятиям и пунктам отгрузки.

Лесные дороги подразделяются на лесохозяйственные и лесовозные. В настоящее время это деление чисто условно, так как лесовозные дороги практически не строятся. Лесохозяйственные дороги служат для обеспечения работ по лесовосстановлению, уходу за лесом, охране леса. В соответствии с «Инструкцией по проектированию лесохозяйственных автомобильных дорог (ВСН-82) они подразделяются на 3 типа:

I тип - магистральные дороги – расчетная интенсивность движения 25-50 автомобилей в сутки; вывозка свыше 500 тыс. куб.м /год.

II тип – дороги с расчетной интенсивностью движения до 25 автомобилей в сутки, сооружаются для доступа в отдельные крупные массивы и имеющие выход на магистральные дороги, вывозка 150 -500 тыс.куб.м/год.

III тип – лесохозяйственные дороги с движением единичных автомобилей, сооружаются для специальных целей – противопожарные, мелиоративные и т.д.

 

Лесовозные сооружаются для перевозки древесины, техники и других грузов, предназначенных для лесозаготовительных предприятий.

По СНиП -2.05.07-85 лесовозные дороги делятся на магистральные четырех категорий, ветки, служебные дороги и усы.

 

Магистральными называются дороги, рассчитанными на срок действия более 20 лет. Магистрали объединяют все лесовозные дороги в единую сеть. На магистрали выходят ветки, прокладываемые для освоения отдельных участков лесных массивов со сроком действия до 10 лет. Для разработки отдельных лесосеке прокладываются - усы, временные дороги со сроком службы 1-2 года.

 

Транспортно-технологические схемы вывозки.

Взаимное расположение лесовозных дорог различных типов: погрузочных, перегрузочных и разгрузочных пунктов, а также виды перевозимой древесины определяют транспортно-технические схемы.

Различают 3 вида схем:

Прямая вывозка – при которой древесину вывозят от пня до конечного пункта без перегрузок. Применяется редко – на малые расстояния в основном тракторами.

Одноступенчатая вывозка – древесина трелюется по волокам к лесовозным дорогам (на верхний склад), где ее грузят на транспортные средства – автомобили, автопоезда и т.д. Наиболее распространенные в настоящее время.

Многоступенчатая вывозка – при которой в отличие от одноступенчатой предусматривается дополнительные перегрузки древесины.

 

Объемно-качественные и технико-экономические показатели.

Для оценки качества организации, объемов выполняемых работ, условий и эффективности функционирования лесотранспортных систем существуют три группы показателей: показатели природных условий, производственно-технические и технико-экономические.

Показатели природных условий характеризуют климат, рельеф, почвы и грунты района, лесотаксационные данные сырьевой базы.

Климат – зависит от географического положения местности и оказывает существенное влияния на состояние дорожной сети. Поэтому учитывается при проектировании и эксплуатации транспортной сети и организации движения транспортных средств.

Рельеф – обуславливает многие характеристики проектирующихся и строящихся дорог, а также эффективность эксплуатации, так как от крутизны и извилистости дороги зависит скорость движения транспортных сре6дств, расход горюче-смазочных материалов и величины полезных нагрузок.

В нормативных документах по проектированию дорог рельеф местности учитывается по категориям сложности. Их выделено 5 – равнинная, слабохолмистая, пересеченная, гористая и горная.

Равнины – участки поверхности с малыми колебаниями относительных высот, с наличием холмов и оврагов.

Холмы – возвышенная местность не более 200м над уровнем моря. Переходы в равнину плавные.

Почвенно-грунтовые условия – являются определяющими при выборе типов и параметров дорожных конструкций и технологии строительства.

Таксационные показатели древостоев – определяют объемы перевозок по транспортной сети,и следовательно, категорию дорог, необходимы для вывозки данного объема древесины.

 

Производственно-технические показатели – характеризуют эксплуатационные возможности лесотранспортных систем и объемы выполняемых по ним перевозок. В эту группу входят следующие показатели:

Lп- полная длина дорог всех категорий, имеющихся в лесосырьевой базе /лесничества и т.д./ для ее освоения;

Lэ – эксплуатационная длина дорог, т.е. общая протяженность дорог на той же территории, находящихся в эксплуатации в настоящий момент.

Lо – густота дорожной сети определяется отношением полной длины дорог на определяемой территории (лесничества, лесхозе) к ее площади: Lо = Lп

S

Грузооборот дороги – объем древесины, вывозимой по данной дороге за расчетный период времени /месяц, сезон, год и т.д./. Расчетный годовой грузооборот дороги определяют: для предприятий с ограниченным сроком действия делением ликвидного запаха древесины в лесосырьевой базе Qб тяготеющего к дороге на срок действия предприятия T: Qгр. =

Т

а для предприятий постоянного действия по величине годичной лесосеки:

 

Q гр.= Qл =

 

где Qл – годичная лесосека м3.

Qб – ликвидный объем древесины в сырьевой базе м3.

t о.р – оборот рубок, лет.

Грузопоток – объем древесины вывозимой по какому либо участку дороги в расчетный период /год, месяц, смену/.

Грузопоток каждого последующего участка равен сумме предыдущих.

 

Грузовая работа дороги – R определяется суммой произведения объемов древесины, перевозимой с каждого погрузочного пункта на соответствующее расстояние вывозки:

i - № погрузочного пункта (i = 1

qi – объем вывозки с i –го погрузочного пункта;

– расстояние вывозки с i –го погрузочного пункта;

Среднее расстояние вывозки – lср. определяется делением грузовой работы на средний объем вывозки:

 

L ср. = R

Q

Интенсивность движения - число транспортных средств, проходящих по данному участку дороги за единицу времени (час, сутки, м-ц, год) в обоих направлениях. При расчете прочности и работоспособности дорог достаточно знания абсолютной величины интенсивности.

Пропускная способность дороги – наибольшее число транспортных средств, которое может пройти по дороге в единицу времени при заданных параметров движения (скорости), с соблюдением правил движения и обеспечением его безопасности. Обусловлена рядом факторов: число полос движения, типами автотранспортных средств, типом и качеством покрытия и т.д.

Технико-экономические показатели - используются как критерии при решении задач оптимизации вывозки леса: выбора транспортно-технологических схем, транспортных и дорожно-строительных средств, дорожных конструкций, способов организации дорожных и транспортных работ.

Фактически технико-экономические показатели определяют прямым подсчетом денежных затратах на организацию и эксплуатацию транспортных систем, а также объемов выполненных работ и расходе материальных ресурсов. Расчетное значение технико-экономических показателей определяются по математическим моделям. Основное назначение этих моделей – вычисление технико-экономических показателей лесотранспортных систем в различных условиях и при различных параметрах организации.

Основой для экономической оценки эффективности организации функционирования транспортных систем являются капитальные затраты К на строительство и содержание транспортных путей, гаражи, транспорт и их содержанию и эксплуатационные затраты С по строительству усов. Капитальные и эксплуатационные затраты вычисляются отдельно по дорожной составляющей /затраты на дороги/ и перевозной /затраты на транспортные средства/.

 

ЛЕКЦИЯ №3.

Классификация транспортных средств и их основные




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.