Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Избирательная система




Конституционные основы организации и деятельности государственных органов Республики Беларусь.

Основы правового статуса личности.

Основы конституционного строя Республики Беларусь.

Понятие, предмет и источники конституционного права.

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

1. Понятие, предмет и источники конституционного права. Конституционное право – это отрасль права в системе национального права. Его нормы регулируют: а) отношения по закреплению и охране основ конституционного строя; б) отношения в области конституционно-правового статуса человека и гражданина; в) отношения по организации и функционированию государственной власти.

Конституционное право регулирует общественные отношения, складывающиеся во всех сферах общества: политической, экономической, социальной, духовной и др. Предметом регулирования являются наиболее важные (фундаментальные) общественные отношения. В то же время предметом регулирования других отраслей является какая-либо одна область жизни. В этом принципиальное отличие конституционного права от других отраслей права. Конституционное право содержит основополагающие принципы взаимоотношений государства и личности.

Нормы конституционного права определяют сам процесс формирования права, они закрепляют систему государственной власти (статус государственных органов, форму государства, форму государственного устройства, форму правления), предусматривают формы собственности, принципы хозяйственной деятельности, виды юридических актов и их соотношение.

Источниками конституционного права являются Конституция Республики Беларусь и законы Республики Беларусь. В свою очередь законы делятся на Основные (сама Конституция), конституционные (те, которые вносят изменения и дополнения в Конституцию), органические (законы, определяющие статус органов государства), обычные (законы, регулирующие другие, менее важные общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права).

 

2. Основы конституционного строя Республики Беларусь. Под основами конституционногостроя понимаются главные устои государства, его основные принципы. Основы конституционного строя Республики Беларусь закреплены в разделе 1 Конституции. Конституция определяет Республику Беларусь как унитарное демократическое социальное правовое государство.

Унитарным называется государство, которое по административно-территориальному делению едино (в отличие от федеративного и конфедеративного). Территория Республики Беларусь едина и неотчуждаема. Единство означает, что административно-территориальные единицы Республики Беларусь (области, районы и другие) не обладают политической самостоятельностью. Неотчуждаемость означает, что территория Республики Беларусь не может быть предметом купли-продажи и других форм уступки за исключением равноценного обмена.

Демократическим называется государство, основанное на народовластии. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

Социальным называется государство, которое заботится о своих гражданах и стремится обеспечить им достойный уровень и качество жизни. Социальное государство обязано создавать все условия для беспрепятственной реализации каждым человеком права на защиту своей жизни и здоровья. Обеспечить абсолютную безопасность нельзя, но можно снизить ее до так называемого приемлемого риска, при котором опасность минимальна. Например, мало предпринимать меры по обеспечению защиты жизни и здоровья граждан, необходимо, чтобы им была в полной мере обеспечена свобода развития, ощущение разумной безопасности. Жизнь под постоянной угрозой стать объектом преступников, например террористов, не может считаться полноценной. И это тоже аспекты деятельности институтов социального государства.

Безопасное развитие личности возможно в условиях национального согласия, отсутствия насилия на религиозной, расовой, социальной или иной почве. Сохранение мира в обществе, разрешение противоречий только посредством правовых средств зависит от разумности власти и тех, кто находится к ней в оппозиции. Для социального государства характерен баланс интересов человека, общества и государства, в том числе возможность их обеспечения не только нормами права, но и другими социальными регуляторами.

Правовым называется государство, в котором реализуется приоритет закона, права. Основным требованиям, которым должно отвечать правовое государство, являются верховенство права и разделение властей. Для правового государства характерно самоограничение правовыми нормами.

В правовом государстве утверждается принцип разделения властей, независимость суда при отправлении правосудия, защита граждан от неправомерных посягательств.

В современном правовом государстве основой правовой системы является конституция, в которой закрепляются общепризнанные принципы и нормы международного права. Все подконституционные акты должны соответствовать Конституции.

В правовом государстве обеспечивается равенство всех перед законом и судом. Недопустима какая-либо дискриминация по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, месту жительства, убеждений и других обстоятельств.

 

3.Основы правового статуса личности. Правовое положение личности – это юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Основу правового статуса личности составляют конституционные права, свободы и обязанности граждан.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только на основании и в тех пределах, которые продиктованы интересами развития демократического государства.

Права, свободы и обязанности, предусмотренные Конституцией, можно условно разделить на права человека и права гражданина. Первые принадлежат человеку от рождения, независимо от его государственной принадлежности. Обладание вторыми связано с наличием у конкретного человека гражданства конкретного государства.

По сфере проявления человеческой деятельности выделяют личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы.

К личным правам и свободам относятся: право на жизнь; право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности; право на презумпцию невиновности; право не свидетельствовать против самого себя, членов своей семьи, близких родственников; право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь; право на неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан; свобода передвижения; свобода совести и вероисповедания; свобода мнений, убеждений и право на их свободное выражение.

К политическим правам и свободам согласно Конституции Беларуси относятся: право граждан на участие в решении государственных дел, как непосредственно, так и через свободно выбранных представителей; право граждан свободно избирать и быть избранным в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании; право граждан на равный доступ к любым должностям в государственным органах; право каждого направлять свои личные и коллективные обращения в государственные органы; свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования; свобода объединений.

Экономические, социальные и культурные права включают: право граждан на труд, включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей; право на отдых; право собственности; право граждан на охрану здоровья; право каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного нарушением этого права; право граждан на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца; право граждан на жилище; право каждого на образование; право каждого на сохранение своей национальной принадлежности, на пользование своим языком и выбор языка общения; право каждого на участие в культурной жизни.

Конституционные обязанности сформулированы следующим образом:

- каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы, уважать ее национальные традиции;

- каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, интересы других лиц;

- каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности;

- долг каждого – охрана природной среды;

- граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Указанные платежи взимаются также с иностранных граждан и лиц без гражданства;

- обязанностью гражданина Республики Беларусь является защита Республики Беларусь.

 

4. Конституционные основы организации и деятельности государственных органов Республики Беларусь. Согласно ст. 6 КонституцииБеларуси,государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Законодательную власть в Республике Беларусь осуществляет Парламент – Национальное собрание. Исполнительную власть осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам.

Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственных органов. Согласно ст. 79 Конституции он является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Таким образом, Конституция Республики Беларусь возлагает на Главу государства важнейшие функции и задачи.

Возложение на Президента Республики Беларусь обязанности быть гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина обусловлено задачей обеспечения стабильности конституционного строя, безусловным гарантированием прав и свобод человека и гражданина. В этих же целях на Президента возлагают функции арбитра между властями.

В Конституции определены требования, которые предъявляются к кандидату в Президенты Республики Беларусь. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами (ценз оседлости) (для сравнения: в США кандидат на пост Президента должен прожить в этой стране не менее 14 лет.) Таким образом, к кандидату предъявляются не только требование обладать определенным жизненным опытом, но и некоторые другие. Например, знать Республику Беларусь, быть гражданином Беларуси по рождению. Это означает, что лицо, получившее гражданство в порядке приема в него, не может участвовать в выборах. Аналогичное правило закреплено в законодательстве США.

Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 90) Парламентом является Национальное собрание Республики Беларусь – представительный и законодательный орган республики.

Национальное собрание Республики Беларусь оно выражает интересы граждан Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.

Парламент как представительный орган осуществляет законодательную власть, основываясь на принципе народовластия. Основная его цель – посредством разумного законодательствования утвердить права и свободы каждого гражданина, обеспечить гражданское согласие, принципы правового государства. Согласно ст. 90 Конституции Парламент является законодательным органом. Однако это не исключает право Парламента законом делегировать свои законодательные полномочия иным государственным органам.

Срок полномочий белорусского Парламента – четыре года. Полномочия могут быть продлены на основании закона только в случае войны.

Правительство – это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Правительство занимает важное место в системе органов государственной власти. Оно является основным, центральным институтом управления государственными делами. В этой связи ни одно государство не может обойтись без правительства. Правительство вступает в тесные взаимоотношения с другими органами государственной власти, прежде всего, с Президентом и Парламентом.

В отличие от некоторых других отдельных государств (например, США) Конституция Беларуси прямо предусматривает образование и деятельность Правительства как коллегиального органа государственной власти, осуществляющего функции управления. Его основные полномочия закреплены в Конституции, а также в Законе «О Совете Министров Республики Беларусь».

Работой Правительства руководит Премьер-министр. В соответствии со ст. 106 Конституции Премьер-министр. Правительство Республики Беларусь:

- руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

- разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

- разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

- обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

- принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

- выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

- обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;

- отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;

- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

Судебная власть принадлежит судам, т.е. всей совокупности судебных инстанций, а не отдельному судебному учреждению. Все суды выносят свои решения именем Республики Беларусь. В этом одно из отличий судебной власти от законодательной или исполнительной, которые олицетворяют один или два высших органа (Парламент, Президент, Правительство).

Судебная власть реализуется в определенных процессуальных формах. Именно посредством судебной деятельности обеспечивается верховенство права, верховенство Конституции.

Действие Конституционного Суда распространяется на всю территорию Республики Беларусь. В системе общих и хозяйственных судов сфера действия определяется территориальным уровнем судов. Систему общих судов составляют: Верховный Суд, областные, Минский городской, районные (городские) суды, Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды.

Систему хозяйственных судов представляют Высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд г.Минска (хозяйственные суды городов и районов пока не созданы). В хозяйственных судах разрешаются хозяйственные (экономические) споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.

В современных странах централизованное управление делами государства сочетается с местным управлением и самоуправлением. Наиболее полно понятие и принципы местного самоуправления изложены в Европейской хартии о местном самоуправлении, следование которой является одним из условий вступления в Совет Европы.

В соответствии с Хартией под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Согласно ст. 117 Конституции местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных единиц: сельсовета, поселка, города, района, области.

Основным звеном местного самоуправления являются местные Советы депутатов – представительные органы государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Местные Советы призваны обеспечивать согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.

Единую систему местных Советов депутатов в Республике Беларусь составляют сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы депутатов. Единство системы местных Советов обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории.

В нашей республике установлены три территориальных уровня местных Советов: первичный, базовый и областной.

 

4. Избирательная система. Избирательная система – это установленный в государстве порядок организации и проведения выборов.

Согласно Конституции Республики Беларусь единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в республике является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно или через своих представителей. Основными формами осуществления народовластия являются выборы и референдумы.

В Республике Беларусь граждане избирают Президента, депутатов Палаты представителей и местных Советов депутатов.

Выборы являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. Выборы являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ему в выборах и за кого голосовать. Выборы являются равными: избиратели имеют равное голосов, а кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях.

Выборы Президента и депутатов являются прямыми: граждане избирают их непосредственно. Выборы членов Совета республики являются косвенными.

Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается.

Конституция Республики Беларусь устанавливает исчерпывающий перечень оснований для ограничения избирательных прав граждан. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными; лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. Эти лица лишены как активного (права избирать), так и пассивного (права быть избранным) избирательного права. Не принимают участия в голосовании лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – заключение под стражу.

Референдум – это народное голосование. Конституция Республики Беларусь предусматривает проведение республиканских и местных референдумов для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни.

Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от установленного Конституцией состава (полного состава), каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.

Президент после внесения на его рассмотрение в соответствии с законом предложений Палаты представителей и Совета Республики либо граждан о проведении референдума назначает республиканский референдум.

Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа Президента о назначении референдума. Решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь.

Реализация права инициативы граждан на проведение местного референдума, его подготовка и проведение, порядок и сроки образования участков для голосования, соответствующих комиссий по референдуму, полномочия и организация их деятельности, составление списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме, порядок голосования, подведения и опубликования итогов референдума осуществляются применительно к нормам законодательства о республиканском референдуме, если иное не установлено Избирательным кодексом Республики Беларусь.

Право инициативы на проведение местного референдума принадлежит местным представительным органам и гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим на территории соответствующей области, района, города, района в городе, поселка, сельсовета. Инициатива граждан выражается в виде предложения, внесенного не менее 10 процентами граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

В Избирательном кодексе определяются общие принципы проведения не только избирательной системы, но и референдума. Участие в референдуме является свободным, голосование добровольным и тайным и осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права; контроль за волеизъявлением граждан не допускается. Тем самым подчеркивается, что участие в референдуме основывается на демократических принципах избирательного права. Однако нельзя просто механически использовать эти принципы при определении порядка проведения референдума. Ведь народное голосование в том понимании, как оно должно быть, - всегда прямое голосование. Поэтому для определения принципов вполне достаточно указания на то, что референдум проводится путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. Именно эти принципы закреплены в ст. 76 Конституции.

Юридическая сила решения, принятого референдумом, определяется указом Президента Республики Беларусь о назначении референдума. Решения, принятые путем референдума, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено самим референдумом.

 

Контрольные вопросы

1. Источники конституционного права.

2. Признаки унитарного государства.

3. Политические права и свободы граждан.

4. Социально-экономические права и свободы граждан.

5. Способы приобретения и утраты гражданства Республики Беларусь.

6. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства.

7. Избирательная система: понятие и принципы.

8. Президент Республики Беларусь: порядок избрания и правовой статус.

9.Парламент Республики Беларусь: основные направления деятельности.

10.Система местного управления и самоуправления в Республике Беларусь: общая характеристика.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.