Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристики различных видов слушания

Грамотное слушание

Как проблема интервью

Управление диалогом

Диалог — это достаточно сложная форма общения, требующая не только овладения коммуникативными навыками, но и предполагающая известную готовность к коммуникативному творчеству и достаточно высокую уверенность в возможности управления коммуникативной ситуацией.

Основными структурными единицами диалога являются: вопрос; ответ; смысловые и функциональные блоки; композиция.

 

Главные проблемы диалога:

— композиция вопросов;

— применение навыков активного слушания;

— предвидение возможных позиций и ответов других участников диалога;

— управление очередностью участия в диалоге (при наличии трех и более участников);

— подведение итогов (резюмирование) диалога.

Поскольку вопросы нами достаточно глубоко изучены, обратимся к еще не проанализированной проблеме слушания.

 

Наверное, нет ни одного пособия по ораторскому искусству или книги, посвященной проблемам общения, в которой не подчеркивалась бы роль внимательного, грамотного, эффективного, активного слушания в процессе общения. И действительно, мы все по собственному опыту очень хорошо знаем, что для достижения взаимопонимания это совершенно необходимо. Но почему же лишь немногие люди умеют слушая слышать своего собеседника? Дело здесь в том, что слушают или, по крайней мере, стараются слушать все. Но слушание бывает различным: одни слушают поверхностно, другие — вдумчиво, третьи — вслушиваются, четвертые — заслушиваются. При этом кто-то действительно слушает собеседника, кто-то — самого себя и свои собственные мысли, а кто-то — и воображаемого слушателя, который, как правило, является авторитетным или значимым человеком для кого-либо из собеседников.

Научиться слушая слышать прежде всего означает научиться различать виды слушания. Попробуем это сделать с помощью следующей таблицы.

Таблица 3

 

Виды слушания
Активное слушание Пассивное слушание
  Обычное Отвлеченное Имитирующее
Основная коммуникативная установка: “Говори, затем и я выскажу свое мнение” Основная коммуникативная установка: “Говори, я послушаю” Основная коммуникативная установка: “Говори, я занят” Основная коммуникативная установка: Эхо” или: “Говори, ты всегда прав”

 

В сущности, видов слушания великое множество, например столько, сколько существует видов целей, которые люди могут себе поставить в процессе общения, а также мотивов, установок и иных элементов психической деятельности, участвующих в получении, фиксации и обработке информации, полученной в процессе слушания. Например, всем хорошо известны такие виды слушания как критическое и оценивающее слушание. В некоторых видах профессиональной деятельности эти виды слушания специально тренируются.

Перечислим характеристики активного слушания, которое является самым результативным и в смысле понимания позиции других участников общения, и в смысле его презентативной силы.

 

Коммуникативные характеристики

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Реплики как проблема интервью | Активного слушателя
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.