Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурология как наука в системе гуманитарного знания




Культурология – базовая гуманитарная дисциплина, изучающая наиболее общие закономерности развития культуры как системы.

Изучение данной дисциплины формирует способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, развивает умение использовать достижения гуманитарных наук в профессиональной и социальной деятельности.

Культурология – относительно молодая наука, родившаяся в ХХ веке. Однако изучение культурологических проблем проводилось задолго до того, как сформировалась наука «культурология». Вопросы истории и теории культуры вплоть до середины ХХ века рассматривались «внутри» традиционных гуманитарных дисциплин: философии, эстетики, истории, психологии. Становление культурологии происходило в рамках литературоведения, искусствознания и истории художественной культуры.

К середине ХХ столетия появляются новые гуманитарные дисциплины: социология, культурная антропология, лингвистика, семиотика и многие другие, наблюдается процесс их дифференциации. Параллельно происходит процесс «взаимного общения» научных дисциплин, активное взаимодействие и влияние. Накапливается громадный объем знаний о мире и человеке. Общественная научная мысль достигает необходимого уровня развития: становится возможным проведение исследований и очевидным – их востребованность.

Результатом подобных процессов становится потребность в науке, изучающей человека и общество, природный и социальный миры, особенности национальных и региональных культур и формулирующей универсальные законы, категории и закономерности функционирования культуры, как единого целого.

Интеграция знаний различных дисциплин в целостную систему позволяет систематизировать идеи о сущности, функциях, структуре, изменениях культуры, как таковой; изучать культурные конфигурации различных эпох и народов. Культурология выступает как обобщающее знание, ориентированное на постижение культуры как целостности.

Таким образом, предметом науки «культурологии» становится происхождение, функционирование и развитие культуры.

Многоаспектность и сложность изучения подобных глобальных гуманитарных проблем диктует необходимость выделения нескольких исследовательских направлений в изучении предмета: анализ культурных процессов и явлений, связанных с отношениями в обществе; изучение сущности, структуры и закономерностей функционирования культурного процесса; исследование особенностей региональных культур, их взаимосвязи и типологизация; выявление специфики современного этапа цивилизации, основные тенденции и прогнозы; место человека в системе культуры.

В каждом из представленных направлений в процессе исследования задействуется весь накопленный опыт, и научный потенциал человеческой мысли, что приводит к многообразию подходов в изучении и понимании культуры, ее роли и значения.

Множественность интерпретаций и точек зрения на основополагающие культурологические проблемы обусловлена масштабностью самого феномена культуры, разнообразием спектра научных направлений, изучающих проблемы культуры. Само понятие «культура» наполняется множеством смыслов и трактовок, зависящих от вектора направленности ее изучения.

Онтологический, структурно-семиотический, социологический, феноменологический, психоаналитический, цивилизационный и многие другие подходы представляют далеко не полный список тех направлений в исследовании культуры, которыми был ознаменован ХХ век. Все эти подходы, тем не менее, не исчерпывают многоаспектного содержания понятия «культура».

Столь различные ракурсы исследования проблем культуры, подчеркивают важнейшую познавательную функцию культурологии, как науки, в которой процесс приобретения знаний опосредован общественно-исторической практикой.

В связи с многообразием смыслов, вкладываемых в понятие «культура», необходимо рассмотреть некоторые варианты его толкования. На сегодняшний день можно выделить несколько трактовок понятия «культура», указав принципиальные, методологически значимые сходства или различия между ними. В каждой из них основанием является та характеристика культуры, которая принимается как ключевая, базовая для самой сути культуры, для понимания ее смысла и функций.

Возможные трактовки понятия «культура» выглядят следующим образом:

· мир «искусственного» (противопоставление естественному), совокупность всего, что сделано человеком, что образует «вторую» природу, отличную от «первой», данную человеку свыше;

· система адаптации к среде, куда входит, прежде всего, система технологий, создаваемых человеком для удовлетворения своих потребностей;

· особая сфера общественной жизни, к которой относят «высокие» виды творческой практики (искусство, художественное творчество), а также общественные институты, связанные с этими видами деятельности (театры, музеи, концертные залы, библиотеки);

· высший уровень деятельности человека, коллекция лучших творений в сфере искусств в разные исторические времена;

· совокупность форм и фактов социальной практики, ориентированных на гуманистические ценности и идеалы, характеризующиеся со знаком «плюс»;

· регулятор системы ценностей, принятых в том или ином виде человеческой деятельности (политическая культура, экономическая, религиозная и т.д.);

· знаково-символическое пространство деятельности человека, посредством которого осуществляется коммуникация между людьми;

· характеристика, показатель уровня развития умений, навыков и способностей одного человека.

Все вышеприведенные трактовки понятия культуры, при всей ее многоликости и разнонаправленности, свидетельствуют о том, что это не частное локальное явление, а система норм, ценностей, образцов, которые регулируют, определяют направленность любой формы человеческой деятельности, придают ей смысл и символику.

В число важнейших исследовательских направлений культурологии входят:

- история культурологической мысли;

- изучение искусств, памятников культуры, различных аспектов общественной культурной деятельности;

- исследование культур отдельных сообществ, цивилизаций, этносов;

- анализ функционирования системы социокультурной коммуникации, выявление инвариантности культурных процессов в различных социальных «пространствах и временах».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.