Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод муниципального права




Задача настоящего раздела – описать в общем виде совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовая регламентация отношений в системе местного самоуправления Российской Федерации.

Видный отечественный теоретик права, член-корреспондент Российской академии наук Д.А. Керимов утверждает: метод правового регулирования определяется в основном его предметом, но зависит также от интересов и целей государства при выборе форм воздействия на соответствующие общественные отношения[8].

Общая теория права различает два основных метода правового регулирования – императивный (властный) и диспозитивный. Применение того или иного метода определяется характером соответствующих общественных отношений.

Императивный метод применяется прежде всего при формулировании государством положений, имеющих обязательный характер для всей системы местного самоуправления в стране: эта система создаётся и функционирует на всей территории страны; она обязана иметь в своём составе представительные и распорядительные органы; население реализует свои права в сфере местного самоуправления определёнными способами и по определённым правилам и т.д.

Диспозитивный метод используется для формулирования тех возможностей, которые закон предоставляет местному самоуправлению для реализации своих целей и задач. Диспозитивный метод, таким образом, допускает возможность различных подходов, вариативность, свободу действий населения, органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, каковые являются исключительной прерогативой местного самоуправления.

Муниципальные отношения имеют одновременно и публично-правовой, и частноправовой характер.

Публично-правовой характер проявляется в системе властных отношений внутри муниципального образования. Власть формулирует правила поведения своих служащих (муниципальных служащих), предписания им и организациям, подведомственным органам местного самоуправления. Законодательство о местном самоуправлении устанавливает обязательность решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Неисполнение или ненадлежащее исполнение таких решений влечёт ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

Таким образом, для реализации собственных властных полномочий органов местного самоуправления используется императивный метод в форме предписаний. Предписания являются также основой норм, регламентирующих действия органов местного самоуправления при исполнении ими передаваемых им отдельных государственных полномочий. Так, закон Белгородской области «О наделении органов местного самоуправления полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства»[9] устанавливает целый перечень обязанностей органов местного самоуправления при осуществлении ими переданных полномочий (статья 2, ч. 2), а также перечень обязанностей органов государственной власти области при осуществлении органами местного самоуправления переданных им полномочий (статья 3, ч. 2).

В то же время императивный метод в муниципальном праве широко используется для формулирования различных ограничений и запретов.

Нормы-ограничения устанавливают пределы полномочий того или иного органа или должностного лица или времени их реализации. Примерами таких норм является установление в ряде случаев возрастного ценза, ценза по гражданству и др. Статья 75, часть 6 устанавливает: Решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, указанные в настоящей статье, могут быть обжалованы в судебном порядке. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня её подачи.

Правовой смысл норм-запретов очевиден: такие нормы устанавливают недопустимость тех или иных действий субъектов права. Примером может служить часть 3 статьи 75 131-го закона: Не могут временно осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления по принятию устава муниципального образования, внесению в него изменений и дополнений, установлению структуры органов местного самоуправления, изменению границ территории муниципального образования, преобразованию муниципального образования.

Не менее широкое применение в муниципальном праве находит диспозитивный метод.

В соответствии с Конституцией и законами РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (статья 132, ч. 1 Конституции РФ). Все эти вопросы входят в сферу частноправовых отношений, для которых характерны законодательные дозволения. Закон разрешает муниципальным образованиям учреждать хозяйственные общества, межмуниципальные организации, заниматься внешнеэкономической деятельностью и т.п. Тем самым диспозитивный метод правового регулирования, в основе которого лежит дозволение, столь же широко используется в муниципальном праве, как и императивный.

Наряду с этим в муниципальном праве широкое распространение получила форма рекомендаций как составной части диспозитивного метода. Связано это прежде всего с тем, что, согласно Конституции РФ (статья 12), органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Формулируя рекомендации, государство оказывает определённое влияние на деятельность органов местного самоуправления, не вмешиваясь в их деятельность напрямую. Такие рекомендации мы находим в указах Президента Российской Федерации[10], постановлениях Правительства РФ[11], решениях органов государственной власти субъектов Федерации[12].

Таким образом, методы правового регулирования, применяемые в муниципальном праве, не отличается оригинальностью, здесь используется стандартный набор юридических средств. Однако важной особенностью муниципального права является дополнение императивного и диспозитивного методов правового регулирования методом гарантий (см. схему 3).

 
 

 


Публично- правовые отношения

Схема 3.

 

Конституция РФ, федеральные законы устанавливают целостную систему государственных гарантий местного самоуправления в Российской Федерации. Более подробно систему государственных гарантий мы будем исследовать позднее. Здесь же отметим: сочетание императивного и диспозитивного методов с конституционными гарантиями в муниципальном праве формирует систему механизмов осуществления народовластия на муниципальном уровне. Тем самым обеспечивается устойчивость местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Именно в этом состоит главный интерес и цель государства в данной сфере, о которых говорил профессор Д.А. Керимов.

Это не значит, что современное российское муниципальное право уже решило все проблемы функционирования местного самоуправления в стране. До этого ещё далеко.

Однако решена главная задача. В числе прочих создан правовой механизм, позволяющий муниципальным образованиям, их региональным, межрегиональным и общероссийским объединениям выходить с соответствующими обращениями и инициативами в органы государственной власти любого уровня[13]. И эти органы согласно Конституции РФ и федеральному законодательству обязаны рассматривать такие обращения и принимать по ним решения по существу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.