Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Марта 2008 года

Методика преподавания истории

Лекция № 4

Методы и приемы преподавания истории.

Основные приемы изложения фактов: повествование и описание.

Я говорил, что есть различные приемы повествования, то есть устная материала.

1 прием. Повествование. Это сжатое сообщение или рассказ об исторических событиях. Речь идет о том, как учитель может излагать исторический материал. Есть разные приемы, начнем с самого простого. Как подается материал новой темы? Сразу приведу вам пример повествования. Это устная речь, учитель стал перед классом и начинает рассказывать. Пример из учебника: «После смерти Ивана Грозного и его сыновей прекратился их царский род, сменилось несколько царей, но продолжался голод и беспорядки. Сильно ослабло русское государство. Воспользовавшись этим, чужестранцы вторглись в русские земли, поляки даже оказались в Москве» и т.д. Это изложение фактического материала, повествование.

Вторая разновидность изложения или повествования, это сюжетно - повествовательный рассказ. Это подробное эмоциональное повествование, имеющее определенный исторический сюжет, нередко отличающийся драматизмом. В основе рассказа нередко лежит конфликтная ситуация. Как театральное представление или литературный сюжет в основе которого лежит завязка, кульминация, развязка.

Пример: это описание жестокости на пиру Ивана Грозного из книги Алексея Толстого «Князь Серебряный». Можно прочитать, а можно своими словами рассказать, все зависит от вашего умения владеть русской речью. Пример. «Князь встал и, следуя обычаю, и низко поклонился царю. Тогда все бывшие за одним столом с князем также встали и низко поклонились Серебряному в знак поздравления с царской милостью. Серебряный должен был каждого отблагодарить особым поклоном. Между тем стольник возвратился к царю и сказал ему, кланяясь в пояс: Великий государь, Никита-ста принял блюдо, челом бьет. Когда съели лебедей, и слуги возвратились попарно из палаты с тремя сотнями жареных павлинов, которых распущенные хвосты качались над каждым блюдом в виде опахала. За павлинами следовали кулебяки, курники, пироги с мясом и сыром, блины, грибы, пирожки и оладьи. Пока гости кушали, слуги разносили ковши и кубки с медами. Напротив Серберяного сидел один старый боярин, на которого царь держал гнев. Боярин предвидел себе беду, но не знал какую, и ожидал спокойно своей участи. К удивлению всех кравчий Федор Басманов из своих рук поднес ему чашу вина: Василий, великий государь жалует тебя чашею. Старик встал, поклонился Иоанну, выпил вино. А Басманов, возвратился к царю и донес ему: Василий выпил чашу, челом бьет. Все встали, поклонились старику. Дыхание его сперлось, он дрожал всем телом. Внезапно глаза его налились кровью, лицо посинело, и он грянулся оземь. Иван Васильевич сказал: «Боярин пьян, вынесите его вон». Шепот пробежал по собранию, а земские бояре переглянулись и потупили очи в свои тарелки, не смея вымолвить ни слова».

Вот такая зрелищная сцена, с убийствами, с трагедией.

Таким образом можно построить, если грамотно продумать, диалог или сюжетно-повествовательный рассказ. Это интересней, чем слушать просто, как поляки в Москву вошли.

Сюжетно-повествовательный рассказ бывает в различных книгах. Я привел пример общего плана.

Есть методы персонификации в рамках сюжетно-повествовательного рассказа. Персонификация – это олицетворение. Персонификация – это форма сюжетного повествования о действиях вымышленного человека. Берется собирательный герой и рассказываем о нем для того, чтобы показать типичного представителя того времени.

Есть еще один прием в рамках сюжетно-повествовательного рассказа, называется драматизация. Это когда повествование ведется в виде диалогов двух людей, в ходе которого разрешается конфликтная ситуация и раскрывается сущность явления. Здесь необязательно, чтобы только учитель со своей стороны задействовал эти приемы. Методы драматизации могут быть использованы самими учениками, если заранее дать материал, чтобы они подготовились. В рамках изложения новой темы сами ученики могут эту тему преподнести в виде драматизации.

Пример драматизации следующий. Здесь приведена мини-постановка во время изучения новой темы, связанной с рассмотрением законов Хаммурапи. Это история древнего мира, древний восток, 6 класс. Тем не менее здесь можно построить интересный урок. В рамках этой постановки действующие лица, это богач, раб, купец, глашатай, начальник стражи, воины и народ. Действие происходит на площади. Входит богач в сопровождении раба несущего огромный мешок. То есть лучше, чтобы было не 2 ученика, а много. Купец наблюдает за ними.

Богач: «Сиди здесь (удар плетью) ничтожный раб, ты годишься для того, чтобы тебя оскорбили шакалы, сегодня ты получишь свои 200 ударов палкой, клянусь Тигром и Евфратом. (уходит)

Купец: «За что так тебя любит твой хозяин, наверное ты очень ленив? Кстати куда ушел твой хозяин?

Раб: он ушел к судье.

Купец: он хочет судить тебя, ты провинился?

Раб: «Нет. Хозяин хочет променять меня на собаку судьи. Он говорит, что от нее будет больше пользы, а если обмен не состоится, то хозяин снова изобьет меня».

Купец: «Да, не легко тебе живется» и т.д.

Это можно сказать театральная постановка. Она не сложная, главное продумать какой именно сюжет обыграть. Там далее обыгрывается сюжет в отношении рабства. Отныне по законам Хаммурапи нельзя превращать в раба своего соплеменника. Если этот раб здесь жил длительное время, родился на этой земле, то его нельзя в дальнейшем держать в рабстве. И далее тех, кого купили чужеземцы, те, что увезены были, они тоже могли вернуться и стать свободными. Такая тема обыгрывается, но в виде диалога. На самом деле не так уж сложно. Тут главное представить какую именно тему вы хотите раскрыть и придумать диалоги. Иногда сами дети могут придумать такие сценки. И благодаря этому можно всякие сюжеты закрепить.

Я такие постановки не делал, а проводил всякого рода открытые уроки в виде судебного процесса. Когда с одной стороны были раскольники, а с другой никониане. Суд над ними происходил, каждая из сторон заранее готовилась, тщательно продумав свои аргументы. Был прокурор, адвокат и был суд. Выступали перед всей школой, школа не большая была. Мы заслушивали сначала обвинения, затем ответы сторон, что они в свою защиту могут сказать, затем адвокат заступался. И в дальнейшем проводилось голосование.

Это тоже достаточно драматично было, вы сами понимаете, что на кону было, что та команда которая побеждает я ставил всем 5, которая проигрывает – всем 3.

В результате я поставил тем кто победил 5, а 3 ставить не стал. Но для того, чтобы простимулировать активность я им сказал, что ничего хорошего не будет с теми, кто проиграет. Поэтому там чуть ли не до мордобоя дошло. Интересно то, что наиболее достойно выступали старообрядцы. У них была самая эмоциональная речь и больше всего контраргументов. Никониане слабенько выглядели, но вероятно суд вспомнил, как в действительности происходило в истории, и решили не менять ход истории. Сделали так, что в этом случае тоже никониане победили, хотя старообрядцы лучше выступали. Но старообрядцам это очень не понравилось.

Я еще проводил викторины, типа брейн-ринга. Делил класс или несколько классов на отдельные команды, и заранее готовил большой список вопросов, но без вариантов ответов по большому пройденному материалу, это было 5-6 больших тем. В дальнейшем я предлагал вопросы. У них были капитаны, не было только кнопки, надо было руку поднимать. Чья команда набирала больше очков, та и побеждала. Это тоже вызывает сильный эмоциональный всплеск. Такие игры, открытые уроки тоже стимулируют активность.

Проводил открытый урок, посвященный Дню снятия блокады, я показывал фрагменты из документальных фильмов, комментировал и там тоже были викторины. Там настолько некоторые заинтересовались, что один ученик из 6 или 7 класса принес всякие трофейные штуки времен великой отечественной войны. У него была фашистская каска, кобура от пистолета Макарова, гильзы, и все с удовольствие рассматривали. Так проводит занятия гораздо интересней, чем просто изложение материала, когда все можно потрогать. И все это связать с открытым уроком, либо урок, посвященный какой-то теме.

Есть много и письменных заданий, которые стимулируют активность, творчество учащихся.

Я сразу вспоминаю мой знакомы Александр Ильич Филюшкин нечто подобное устраивал здесь в университете в рамках судебного процесса над Андреем Курбским. Там тоже была сторона обвинения, защита, меня тоже приглашали в качестве эксперта.

Еще был суд над Мазепой. Это не сложно, главное продумать цель всего этого и организовать, а в дальнейшем все идет по накатанной схеме. Это вообще очень полезная вещь и это можно начинать со школы.

Я работал в одной частной школе, там была интересная практика спичей. Там в середине дня раз в недели спичи, то есть устные выступления учащихся этой школы разных классов, от младших до старших, по каким то жизненным темам. Например, какое-то высказывание было: Кто успел, тот и съел. Нужно было, чтобы ученик выступил и показал различные точки зрения на различные вопросы и свое решение. И в дальнейшем начиналось обсуждение.

Мы не сами это придумали. Это наработан опыт в Америке и в Западной Европе, там это очень развито в школах, вот такие устные выступления. В дальнейшем есть разные выступления на уровне штатов, состязания по тому, как следует выступать.

 

Помимо драматизации, есть метод образного повествования. Это другое большое направление - образное повествование.

Образное повествование – содержит теоретические сведения и передает главные факты в бесконфликтной форме, без мордобоя. Обычно оно используется, когда описываются явление экономической и социальной жизни. Образное повествование обычно сопровождается записью всевозможных графиков и схем, способствующих более четкому пониманию отдельного вопроса.

Пример. При образном повествовании описывается хлопчато-бумажное производство и его развитие в конце 18 века. Учитель говорит: «В конце 18 века стало развиваться х/б производство. Русские крестьяне быстро смекнули его секреты, станочек то не хитрый даром, что английский, и у нас в деревне такой же сделаем и не хуже. У себя в крепостном сельце Иваново в избе-светелке заводил он ручной станок, покупал бумажную пряжу и начинал ткать. Далее рисуется все это на доске схематично: деревня, станочек и крестьянин.

Таким образом, к рассказу учителя появляется на доске пояснение в виде схемы – это образное повествование.

Либо образное повествование может быть при изучении темы промышленного переворота в России. Здесь учитель рассказывает: «недалеко от Москвы во Владимирской губернии раскинулись вотчины графа Шереметьева, много сел, Иваново и другие. Здесь издавна еще в 16 веке крестьяне ткали холсты и полотна. И это сопровождает схематичным рисунком.

Конспективное повествование.

Конспективное повествование используется при изложении не главных фактов. Это лишенное образности перечисление фактов, их пространственных, временн ы х и количественных характеристик.

Конспективное повествование уместно, когда чертятся таблицы, для изучения войн, народных восстаний, политической жизни. В таком-то году такое-то событие внутренняя политика. В таком то году следующее событие, это конспективное повествование. Перечисление войн, мирных договоров заключенных после этих войн. Главные факты излагаются в виде конспекта либо виде хронологической таблицы, в виде плана.

Информативное сообщение, применяется при перечислении фактов, дат, имен географических мест, взаимосвязанных с главным фактом урока. Это примерно, как конспективное повествование, но, как правило, отдельные подтемы тесно связанные с главной темой и перечисляется в виде дополнения, пояснения, либо раскрытия главной темы.

Это мы говорим с вами о приемах повествования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методика изучения исторических представлений и понятий | Приемы описания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.