Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ФПУ качеством продукции




В условиях обострения конкуренции как на внутреннем, так и на ме­ждународном рынках одним из важнейших направлений повышения кон­курентоспособности продукции предприятия является повышение каче­ства выпускаемых товаров и услуг. Для обеспечения единых требований по качеству продукции на мировых рынках разработана специальная система международных стандартов по управлению качеством ISO се­рии 9000 (ISO 9000), охватывающая все сферы производственной дея­тельности, начиная с контроля качества сырья и завершая процессами утилизации вырабатываемой продукции. Согласно определению, данно­му в международных стандартах по управлению качеством ISO 9000, ка­чество - это совокупность свойств и характеристик продукции либо ус­луги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные (обозначенные документально в результате соответствующих маркетин­говых исследований) или предполагаемые потребности.

Качество продукции или услуги могут быть оценены рядом частных (единичных) показателей или с помощью единого комплексного показа­теля качества.

К единичным показателям качества относятся:

· показатели назначения (технического эффекта), например мощность двигателя, грузоподъемность механизма, точность прибора, скорость автомобиля, яркость свечения лампы и т. д.;

· показатели надежности, например безотказность, долговечность, срок эксплуатации, длительность межремонтного цикла и т. п.;

· показатели экономичности, например расход сырья и материалов, энергии в единицу времени и т. д.;

· показатели эргономичности, т. е. способности обеспечивать удобст­во в использовании;

· показатели безопасности в эксплуатации, например электрическая прочность изоляции, пожаро-, взрыво-, шумозащищенность и т. п.;

· показатели эстетичности.

Наряду с единичными показателями применяются и комплексные по­казатели качества, которые объединяют в себе вышеперечисленные еди­ничные с использованием так называемых весовых коэффициентов. Комплексные показатели качества строятся по следующему принципу:

(43)

где k1, k2,..., k5 - весовые коэффициенты, отражающие значимость (вес) того или иного единичного показателя качества и определяемые экспер­тами; А, В,..., Е -единичные показатели качества.

Обеспечение требуемого качества продукции определяется эффек­тивностью функционирования подсистемы управления качеством про­дукции. С точки зрения международных стандартов ISO 9000 управление качеством продукции (работ, услуг, товаров) - это совокупность раз­личных видов управленческой деятельности, направленных на обеспече­ние выпуска продукции, обладающей вышеперечисленными свойствами, которые в наибольшей степени удовлетворяют требованиям ее потреби­телей.

Управление качеством продукции может быть представлено следую­щим алгоритмом:

· установление требований по качеству;

· оценка соответствия продукции или деятельности этим требованиям;

· в случае несоответствия продукции требованиям по качеству при­нятие мер, исключающих это отклонение;

· установление новых (повышенных) требований по качеству про­дукции, т. е. фактически переход к шагу 1 и т. д. (управление качеством -непрерывный процесс).

В Республике Беларусь на большинстве крупных предприятий пока еще достаточно широко распространена так называемая комплексная сис­тема управления качеством продукции (КСУКП), разработанная и вне­дренная еще в 70-е годы. Эта система рассматривает управление качест­вом в виде набора узкоспециализированных функций, возлагаемых на соответствующие подразделения организационной системы. К числу указанных функций относятся:

· изучение текущих и будущих потребностей, т. е. исследование рынка или маркетинга;

· прогнозирование и планирование уровня качества на основе ре­зультатов исследования рынка;

· нормирование требований по качеству, т. е. установление обяза­тельных норм по качеству;

· техническая подготовка производства в соответствии с учетом ус­тановленных норм;

· контроль качества и испытания продукции (сертификация продук­ции);

· стимулирование повышения качества продукции;

· организация работы с кадрами по повышению качества продукции.

Традиционная структура ФПУ качеством продукции включает в себя ряд подразделений, изображенных на рис. 29.

Рис. 29. Функциональная подсистема управления качеством:

ОТК - отдел технического контроля; ОГМетр - отдел главного метролога; ОУК – отдел управления качеством; ЦЗЛ - центральная заводская лаборатория

 

Как правило, на крупных и средних предприятиях проблемами по­вышения качества продукции занимается специальный менеджер - ди­ректор по качеству, координирующий работу соответствующих подраз­делений. К числу таких подразделений относятся:

· отдел технического контроля (ОТК), который связан с осуществ­лением контроля качества как конечной продукции, так и предметов труда на всех промежуточных стадиях производственного цикла;

· отдел главного метролога (ОГМетр), реализующий проверку изме­рительных инструментов и контрольно-измерительных приборов (КИП), используемых для контроля качества продукции и проведения испытаний;

· отдел управления качеством (ОУК), занимающийся вопросами планирования качества, установления норм по качеству и т. д.;

· центральная заводская лаборатория (ЦЗЛ), предназначенная для изучения брака и выявления причин его появления.

В настоящее время ряд предприятий Республики Беларусь осуществ­ляют переход к внедрению ФПУ управления качеством продукции, ори­ентированной на международные стандарты ISO 9000 (и более совре­менную их версию с учетом экологического аспекта ISO 14 000), кото­рые были разработаны международной организацией по стандартизации.

В стандартах ISO используется понятие «петли качества», состоящей из следующих этапов, именуемых «элементами петли качества»: марке­тинг и изучение рынка; проектирование и разработка продукции; мате­риально-техническое снабжение; планирование и разработка технологи­ческих процессов; производство продукции; контроль и проведение испытаний; упаковка и хранение продукции; реализация и распространение продукции; монтаж и эксплуатация; техническая помощь и обслужива­ние; утилизация после использования продукции.

Стандарты серии ISO 9000 требуют контроля за качеством самой ФПУ качеством продукции посредством сертификации последней. Сер­тификация системы управления качеством предполагает проверку ее со­ответствия модели, описанной в стандартах серии ISO 9001-9003. Пре­дусмотрены следующие виды сертификации:

· сертификация «первой стороной», т. е. самосертификация;

· сертификация «второй стороной», т. е. потребителем продукции;

· сертификация «третьей стороны», т. е. независимым экспертом (частным, национальным, международным).

К концу 2002 г. лишь 170 предприятий Республики Беларусь серти­фицировали свои системы качества в соответствии с международными стандартами ISO 9000, причем 33 из них прошли процедуру сертифика­ции именно в 2002 г. Сертификацию на соответствие стандартам эколо­гического качества ISO 14 000 к этому моменту времени прошли всего лишь четыре отечественных предприятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.