КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ФПУ качеством продукции
В условиях обострения конкуренции как на внутреннем, так и на международном рынках одним из важнейших направлений повышения конкурентоспособности продукции предприятия является повышение качества выпускаемых товаров и услуг. Для обеспечения единых требований по качеству продукции на мировых рынках разработана специальная система международных стандартов по управлению качеством ISO серии 9000 (ISO 9000), охватывающая все сферы производственной деятельности, начиная с контроля качества сырья и завершая процессами утилизации вырабатываемой продукции. Согласно определению, данному в международных стандартах по управлению качеством ISO 9000, качество - это совокупность свойств и характеристик продукции либо услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные (обозначенные документально в результате соответствующих маркетинговых исследований) или предполагаемые потребности. Качество продукции или услуги могут быть оценены рядом частных (единичных) показателей или с помощью единого комплексного показателя качества. К единичным показателям качества относятся: · показатели назначения (технического эффекта), например мощность двигателя, грузоподъемность механизма, точность прибора, скорость автомобиля, яркость свечения лампы и т. д.; · показатели надежности, например безотказность, долговечность, срок эксплуатации, длительность межремонтного цикла и т. п.; · показатели экономичности, например расход сырья и материалов, энергии в единицу времени и т. д.; · показатели эргономичности, т. е. способности обеспечивать удобство в использовании; · показатели безопасности в эксплуатации, например электрическая прочность изоляции, пожаро-, взрыво-, шумозащищенность и т. п.;
· показатели эстетичности. Наряду с единичными показателями применяются и комплексные показатели качества, которые объединяют в себе вышеперечисленные единичные с использованием так называемых весовых коэффициентов. Комплексные показатели качества строятся по следующему принципу: (43) где k1, k2,..., k5 - весовые коэффициенты, отражающие значимость (вес) того или иного единичного показателя качества и определяемые экспертами; А, В,..., Е -единичные показатели качества. Обеспечение требуемого качества продукции определяется эффективностью функционирования подсистемы управления качеством продукции. С точки зрения международных стандартов ISO 9000 управление качеством продукции (работ, услуг, товаров) - это совокупность различных видов управленческой деятельности, направленных на обеспечение выпуска продукции, обладающей вышеперечисленными свойствами, которые в наибольшей степени удовлетворяют требованиям ее потребителей. Управление качеством продукции может быть представлено следующим алгоритмом: · установление требований по качеству; · оценка соответствия продукции или деятельности этим требованиям; · в случае несоответствия продукции требованиям по качеству принятие мер, исключающих это отклонение; · установление новых (повышенных) требований по качеству продукции, т. е. фактически переход к шагу 1 и т. д. (управление качеством -непрерывный процесс). В Республике Беларусь на большинстве крупных предприятий пока еще достаточно широко распространена так называемая комплексная система управления качеством продукции (КСУКП), разработанная и внедренная еще в 70-е годы. Эта система рассматривает управление качеством в виде набора узкоспециализированных функций, возлагаемых на соответствующие подразделения организационной системы. К числу указанных функций относятся:
· изучение текущих и будущих потребностей, т. е. исследование рынка или маркетинга; · прогнозирование и планирование уровня качества на основе результатов исследования рынка; · нормирование требований по качеству, т. е. установление обязательных норм по качеству; · техническая подготовка производства в соответствии с учетом установленных норм; · контроль качества и испытания продукции (сертификация продукции); · стимулирование повышения качества продукции; · организация работы с кадрами по повышению качества продукции. Традиционная структура ФПУ качеством продукции включает в себя ряд подразделений, изображенных на рис. 29. Рис. 29. Функциональная подсистема управления качеством: ОТК - отдел технического контроля; ОГМетр - отдел главного метролога; ОУК – отдел управления качеством; ЦЗЛ - центральная заводская лаборатория
Как правило, на крупных и средних предприятиях проблемами повышения качества продукции занимается специальный менеджер - директор по качеству, координирующий работу соответствующих подразделений. К числу таких подразделений относятся: · отдел технического контроля (ОТК), который связан с осуществлением контроля качества как конечной продукции, так и предметов труда на всех промежуточных стадиях производственного цикла; · отдел главного метролога (ОГМетр), реализующий проверку измерительных инструментов и контрольно-измерительных приборов (КИП), используемых для контроля качества продукции и проведения испытаний; · отдел управления качеством (ОУК), занимающийся вопросами планирования качества, установления норм по качеству и т. д.; · центральная заводская лаборатория (ЦЗЛ), предназначенная для изучения брака и выявления причин его появления. В настоящее время ряд предприятий Республики Беларусь осуществляют переход к внедрению ФПУ управления качеством продукции, ориентированной на международные стандарты ISO 9000 (и более современную их версию с учетом экологического аспекта ISO 14 000), которые были разработаны международной организацией по стандартизации. В стандартах ISO используется понятие «петли качества», состоящей из следующих этапов, именуемых «элементами петли качества»: маркетинг и изучение рынка; проектирование и разработка продукции; материально-техническое снабжение; планирование и разработка технологических процессов; производство продукции; контроль и проведение испытаний; упаковка и хранение продукции; реализация и распространение продукции; монтаж и эксплуатация; техническая помощь и обслуживание; утилизация после использования продукции.
Стандарты серии ISO 9000 требуют контроля за качеством самой ФПУ качеством продукции посредством сертификации последней. Сертификация системы управления качеством предполагает проверку ее соответствия модели, описанной в стандартах серии ISO 9001-9003. Предусмотрены следующие виды сертификации: · сертификация «первой стороной», т. е. самосертификация; · сертификация «второй стороной», т. е. потребителем продукции; · сертификация «третьей стороны», т. е. независимым экспертом (частным, национальным, международным). К концу 2002 г. лишь 170 предприятий Республики Беларусь сертифицировали свои системы качества в соответствии с международными стандартами ISO 9000, причем 33 из них прошли процедуру сертификации именно в 2002 г. Сертификацию на соответствие стандартам экологического качества ISO 14 000 к этому моменту времени прошли всего лишь четыре отечественных предприятия.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |