Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства обучения – все то, что служит рациональной организации процесса обучения: слово, мысль, предметы и т. д

Методы обучения – пути или способы организации взаимосвязанной учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся, направленной на решение учебно-познавательных, развивающих и воспитательных задач.

Тема: Методы обучения.

Лекция № 6.

План:

 

1. Понятие о методах, приемах и средствах обучения.

2. Классификации методов обучения.

3. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

3.1.Словеснае методы обучения.

3.2.Наглядные методы обучения.

3.3.Практические методы обучения.

3.4.Репродуктитвные и проблемно-поисковые методы.

4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

4.1.Методы формирования познавательного интереса.

4.2.Методы стимулирования долга и ответственности в учении.

5. Контроль в обучении, его функции. Педагогические требования к контролю.

6. Виды контроля и формы его организации.

7. Методы контроля и самоконтроля в обучении

8. Критерии оптимального выбора методов обучения.

 

1. Понятие о методах, приемах и средствах обучения.

Как отмечает И.П. Подласый, метод – сердцевина обучения, связующее звено между поставленной целью и результатом. В переводе с греческого языка метод – путь к чему-либо. Таким обобщенным путем в обучении является упорядоченная деятельность педагога и учеников, осуществляемая тем и или иными способами и направленная на достижение заданной цели обучения.

Методы обучения занимают определенное место в дидактической цепочке-системе: цели – содержание – формы - методы – средства – достигнутый результат.

С понятием «метод» тесно связано понятие «прием». Прием – деталь метода, его составляющая. Метод состоит из совокупности приемов, конкретизируемых в зависимости от назначения и содержания того или иного метода.

Метод и прием – взаимопереходящие понятия. Так, рассказ может выступать в качестве самостоятельного метода, а может быть частью (приемом) другого метода, например, метода беседы. То есть рассказ может выступать как в качестве метода, так и в качестве приема.

В практике обучения методы реализуются с помощью различных дидактических средств.

В более узком, прикладном значении средства обучения -обязательный элемент оснащения учебных кабинетов, важнейший компонент учебно-материальной базы школ.

К средствам обучения в этом значении относят различные материальные объекты, в том числе искусственно созданные специально для учебных целей. Термину «средства обучения» в этом смысле соответствуют эквиваленты: «учебное оборудование», «учебно-наглядные пособия», «дидактические средства».

Средства обучения в узком смысле подразделяют на группы.

Натуральные объекты (оригиналы) включают образцы и коллекции минералов, горных пород, гербарии, консервированные влажные препараты, микропрепараты, реактивы, материалы и др.

К этой группе нередко относят инструментарий для демонстрации натуральных объектов и явлений (например, посуда и принадлежности).

Изображения и отображения составляют группу, в которую входят модели, муляжи, таблицы, иллюстративные материалы (рисунки, фотоматериалы, картины, портреты), экранно-звуковые средства (диафильмы, серии диапозитивов, кинофильмы, видео- и звукозаписи, радио и телепередачи).

Особую группу составляют технические средства обучения (ТСО). К этой группе могут быть отнесены различные технические приспособления для демонстрации объектов и явлений, а также средства новых информационных технологий - компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео; средства медиа-образования,учебное оборудование на базе электронной техники.

 

2. Классификации методов обучения.

Как многомерное образование, метод обучения имеет много сторон. По каждой из них методы можно группировать в системы. В связи с этим появляются различные классификации методов.

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система.

Наиболее обоснованные классификации методов обучения следующие.

1.Традиционная. Критерий классификации – источник знаний.

Она берет свое начало в философских и педагогических системах. В данной классификации выделяется пять групп методов:

Словесные (рассказ, объяснение, беседа);

Наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение);

Практические (упражнения, выполнение лабораторных работ, трудовых заданий);

Работа с книгой (чтение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование);

Видео метод (просмотр кино- и видео-фильмов, обучение под контролем электронного учителя, электронный программированный контроль).

2.Классификация методов по назначению. Критерий: последовательные этапы обучения на уроке. В данной классификации выделяются следующие методы:

методы, направленные на приобретение знаний;

методы, направленные на закрепление знаний, формирование умений и навыков;

способы применения знаний;

способы организации творческой деятельности;

методы проверки знаний, умений и навыков.

3.Классификация по типу познавательной деятельности (И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина). Критерий – уровень самостоятельности познавательной деятельности.

В эту классификацию входят методы:

репродуктивный,

объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный),

проблемное изложение,

частично-поисковый (эвристический),

исследовательский.

4. Наиболее распространенной является классификация Бабанского Ю.К. Она включает в себя три группы методов:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1) словесные, наглядные/ практические (критерий – источник знаний);

2) индуктивные, дедуктивные (критерий – логика познания),

3) репродуктивные и проблемно-поисковые (критерий – активизация мышления школьников);

4) методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя.

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

1) методы стимулирования долга и ответственности в учении;

2) методы стимулирования интереса к учению.

3. Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности:

1) методы устного контроля и самоконтроля (фронтальный, индивидуальный, уплотненный опрос),

2) методы письменного контроля и самоконтроля,

3) м етоды лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

 

3.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

 

3.1. Словесные методы обучения.

Данные методы представляют собой методы словесной (вербальной) передачи и слухового восприятия учебной информации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Комбинированные уроки | Иллюстрация. Иллюстрация – показ учителем различных иллюстративных учебных наглядных пособий (плакатов, репродукций, карт, зарисовок и пр.)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.