Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности организации педагогического контроля в модульном обучении




Особенности структурирования содержания учебного курса в модульном обучении

Цель разработки модулей — расчленение содержания курса или каждой темы курса на компоненты в соответствии с профессио­нальными, педагогическими и дидактическими задачами, определение для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения, согласование их во времени и интеграция в едином комплек­се. Границы модуля определяются установленной при его разработке совокупностью теоретических знаний и навыков, практи­ческих действий, необходимых будущим специалистам для постановки и решения научно-технических задач данного класса.

Обычно семестровый курс (40—50 лекционных часов) делят на 10—12 модулей аналогично принятому разделению курса на ряд ем, по которым проводят коллоквиумы.

Модуль — самостоятельная структурная единица и в некоторых случаях студент может слушать не весь курс, а только ряд модулей.

Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими материалами, перечнем основных понятий, навы­ков и умений, которые необходимо усвоить в ходе обучения. Та­кой перечень, или характеристика входа, служит основой для со­ставления программы предварительного контроля, который мож­но выполнить в виде письменной работы или осуществить компьютерной системой. В результате такого контроля студент не получает оценку, но имеет возможность выяснить степень своих знаний, получить рекомендации по дополнительной проработке тех или иных вопросов. Внутри одного курса завершающая контрольная работа по окончании каждого модуля служит предварительным кон­тролем для следующего.

Для каждого модуля формируется набор справочных и иллюст­ративных материалов, который студент получает перед началом его изучения. Модуль снабжается списком рекомендуемой литерату­ры. Каждый студент переходит от модуля к модулю по мере усвое­ния материала и проходит этапы текущего контроля независимо от своих товарищей.

Информация, входящая в модуль, способна иметь самый ши­рокий спектр сложности и глубины, при четкой структуре и еди­ной целостности, направленной на достижение интегрированной педагогической цели. Поскольку задачи обучения могут со време­нем изменяться, а учебный материал периодически пересматрива­ется и обновляется в связи с непрерывным развитием науки и тех­ники, в структуре модуля заложены постоянная, базовая компо­нента и вариативная часть. Базовая компонента представляет собой фундаментальное понятие дисциплины — явления, закон, струк­турный план и т.д., или группу взаимосвязанных понятий. Вариа­тивность зависит как от изменения и обновления содержания ин­формации, так и от направления специализации студента. Тем самым на практике реализуется принцип гибкости и динамичности образования без снижения качества подготовки.

В свете вышесказанного, очевидно, что для разработки всего комплекса модулей необходимы системный анализ и глубокая ме­тодическая проработка содержания и структуры дисциплины, при которых обеспечивался бы требуемый квалификационной характе­ристикой объем знаний, навыков и умений студентов.

 

Для оценки знаний при модульном обучении используется но­вая, более прогрессивная система, которая состоит в замене тра­диционного дискретно-сессионного контроля на непрерывно на­бираемый в период обучения и на этапах промежуточного контро­ля рейтинг. Такая система оценки знаний называется рейтинговой.

Рейтинг представляет собой количественную оценку какого-то ка­чества человека. Следовательно, рейтинг обученности студента — это количественная оценка результатов педагогического воздействия на человека. Дадим следующее определение рейтинга студента:

Рейтинг -это сумма баллов, набранная студентом в течение некоторого промежутка времени, рассчитанная по определенным формулам, не изменявшимся в течение этого промежутка.

В ряде систем показатель рейтинга совпадает с оценкой знаний студента при проведении контрольных мероприятий. В этом слу­чае базовая цена модуля известна (рассчитана) заранее. В других же показатель определяется по довольно сложным формулам с уче­том стартового оценочного показателя знаний студента, ожидае­мой оценки качества выполнения испытания и других величин.

В первом случае сумма баллов, полученных по модулю (или по частям модуля) в процессе обучения и на экзаменах, с учетом кор­ректирующих коэффициентов, составит итоговый рейтинг по дис­циплине, а рейтинг по всем дисциплинам семестра составит сум­марный рейтинг, который и будет внесен в рейтинг-лист.

Во втором случае рейтинг студента R вычисляется по формуле

R=Rстар.+K*(S-Sож).

где Rстар. — стартовый рейтинг;

К - коэффициент значимости (весомости) контрольного ис­пытания;

Sож. — ожидаемая оценка качества выполнения испытания;

S — реальная оценка качества выполнения испытания.

Для вычисления рейтинга абитуриента и Sож. (с учетом К) су­ществуют специальные формулы и таблицы.

Абсолютные величины S даются в пятибалльной оценке и могут быть дробными, К выражается 2-разрядной величиной; а К- 3-разрядной.

Фиксированные точки, этапы обучения определяют вид конт­роля и, как следствие — вид рейтинга. По этапу контроля предус­матривают следующие виды контроля:

• текущий;

• промежуточный,

• итоговый.

Все результаты, достигнутые студентом на каждом этапе текущего, промежуточного (рубежного) и итогового контроля, оцениваются в очках или баллах. Все набранные баллы суммируются и составляют индивидуальный интегральный индекс. Цель студента — набрать мак­симальное число баллов. При рейтинговой системе резко возрастает роль текущего и промежуточного контроля, поскольку это возможно именно здесь. Текущий контроль дает до 30—35 % общей максималь­ной оценки в баллах, промежуточный (рубежный) — 20—25 %, прак­тические занятия и курсовая работа — до 25 %. Доля баллов, получен­ных на экзамене, обычно не превышает 20 % от общей оценки учебно­го труда студента. Такая система стимулирует повседневную систематическую работу студентов, значительно повышает состязатель­ность в учебе, исключает случайности при сдаче экзаменов.

В ряде систем промежуточный контроль отсутствует. В разных модификациях системы рейтинговой интенсивной технологии рейтингового обучения (РИТМ) в зависимости от видов применя­емого контроля используется различная классификация рейтинга; на нее влияет также и различная методика расчета рейтинга.

По целям контроля рейтинг подразделяется на стартовый, тех­нический, теоретический, творческий и синтезированный.

Стартовый рейтинг предназначен для оценки знаний студентов в начале цикла, проверки остаточного уровня знаний и умений. Он «настраивает» обучаемого на работу с первых дней цикла.

Технический рейтинг — складывается из оценок текущих работ (от 2 до 4 в цикле) и оценок решения типовых задач на коллоквиумах. Он служит для проверки технических умений и навыков сту­дентов при решении типовых стандартных задач.

Теоретический рейтинг набирается на коллоквиумах, проводи­мых на этапах промежуточного контроля, и служит для оценки уров­ня усвоения теоретического материала.

Творческий рейтинг используется для оценки уровня творческого потенциала студента, его умения самостоятельно получать доказа­тельства теории по аналогии с приведенными в лекциях, для при­обретения навыков в решении нестандартных задач теоретического и прикладного характера, связанных с профилем будущей специ­альности. К выполнению задач творческого рейтинга допускаются только те студенты, суммарный рейтинг которых позволяет им пре­тендовать на хорошую и отличную оценку. Аналогичным способом набрать баллы теоретического рейтинга могут только студенты, име­ющие минимум баллов по техническому рейтингу.

Каковы могут быть методы контроля? Текущий контроль прово­дится преподавателем в виде контрольных мероприятий помодульно или по частям модуля. Контрольные мероприятия — это тесты, расчетно-графические задания, контрольные, лабораторные рабо­ты, позволяющие установить уровень знаний студента, стабиль­ность выполнения им учебного графика, его активность.

Кроме приведенных выше, различают три типа рейтинговых оце­нок качества обучения студента:

• по конкретному учебному предмету (временный рейтинг);

• по конкретной кафедре (кафедральный рейтинг);

• в целом по всем кафедрам (общий рейтинг).

Рассмотрим методику определения предметного рейтинга для оцен­ки качества обучения студента в семестре или за весь курс обучения.

Преподаватель разрабатывает шкалу оценок качества выполнен­ных студентом заданий в процессе изучения, им данного предмета. Величина оценки выбирается самим преподавателем, он описыва­ет, при каком качестве выполнения данного задания какая студен­ту положена оценка. Сумма всех максимально возможных оценок за выполнение каждого задания в течение семестра дает макси­мально возможную семестровую сумму, а по окончании изучения предмета, например, в течение нескольких семестров, накапливается итоговая предметная рейтинговая сумма - предметный рей­тинг студента.

Преподаватель определяет сумму максимальных рейтинговых по всем контрольным заданиям своего учебного предмета, которая и представляет максимальное значение рейтинговой шкалы обученности студента за один семестр — его RSmax. Далее преподаватель устанавливает шкалу оценок: — Ri итоговый предметный рейтинг студента.

Если RSi > К 4 % от RSmax, то «отлично»

Если К 4 % от Rsi, Rsi > К3% от RSmax, то «хорошо»

Если К3% от RSmax Rsi > К2% от RSmax, то «удовлетворительно»

Если К2% от RSmax Rsi >К1% от RSmax, то «неудовлетворительно»

Если Rsi К1% от RSmax, то «кол»

Поскольку студент изучает и другие предметы, то целесообраз­но для одной специальности но всем предметам назначить одни и те же числовые параметры К1,К2,КЗ и К4. После этого преподава­тель делает пометку: «Данный предметный рейтинг студента опре­деляется после обучения в течение программного времени Т».

На этом подготовка рейтинговой шкалы самим преподавателем предметником закончена. Ее только нужно нормализовать в диа­логе с ПЭВМ, чтобы можно было унифицировать рейтинговые шкалы для всех предметов, которые изучают в течение семестра студенты одной и той же специальности. В ПЭВМ вводят следую­щие данные:

• число рейтинговых измерений;

• значение параметров К1, К2, КЗ и К4;

• максимально возможные рейтинговые показатели для перво­го, второго и т.д. измерений.

После этого ПЭВМ просчитывает показатели рейтинговой шка­лы так, итоговый предметный рейтинг RSmax был стандартный для данной специальности, например RSmax = 1000. В результате полу­чают унифицированную шкалу рейтинга.

Перед началом учебного процесса для студентов вывешивают по каждому учебному предмету унифицированную предметную рей­тинговую шкалу и перечень требований к качеству выполнения контрольных заданий.

В ходе учебного процесса рядом с этими двумя документами вывешивают списки студентов данной специальности и курса с показателями рейтинговых приращений в течение прошедшего ме­сяца. То есть осуществляется ежемесячный мониторинг успешно­сти обучения студентов по данному учебному предмету, который активизирует самостоятельную работу студента.

Шкала рейтинговых оценок известна и преподавателю и студен­ту. Преподавателю остается только сопоставлять качество выпол­нения студентами контрольных заданий и выставлять рейтинговые оценки. Таким образом, исчезает фактор предвзятости преподава­теля, субъективизм, побуждающий студента адаптироваться к «сла­бости» преподавателя ради получения положительной оценки. В результате у студента возникает желание готовить себя к професси­ональной работе творчески, с большей интеллектуальной самоот­дачей.

Преподаватель завершает обучение студента по рейтинговой си­стеме сдачей конечной ведомости, в которой вместе с итоговым предметным рейтингом каждому студенту выставляется его итого­вое ранг-место, которое он занял по данному предмету среди сту­дентов его специальности и курса, и итоговую пятибалльную оценку (либо за семестр, либо за все время обучения по данному предме­ту). В этой же ведомости он записывает максимально возможный итоговый предметный рейтинг (RSmax = 1000) и время Т, выделен­ное на изучение данного учебного предмета в отчетном семестре.

Проставляются так же даты начала преподавания этого предме­та и проведения рейтингового контроля. Ведомость может быть стар­товой, если предмет будет преподаваться и в следующих семест­рах, про межуточной, если предмет преподавался уже не первый семестр, и финишной, если предмет преподавался последний или один семестр.

Такая ведомость позволит осуществлять предметно-рейтинговый мониторинг успешности обучения студента в течение семестра.

Мониторинг - рейтинговое отображение динамики качества обучения по результатам рейтингового контроля по модулям (М1, М2, МЗ, М4, М5), рубежный окончательный в данном семест­ре рейтинговый контроль (Рм).

Изучение преподавателем этой ведомости после ее окончатель­ного заполнения позволяет изучать динамику обучения каждого студента и сопоставлять ее со среднестатистическими данными по группе и курсу, судить об успешности проведенных в семестре за­нятий и ввести коррективы в преподавательскую работу. На этом завершается основная часть рейтинговой технологии обучения.

Кроме предметного рейтинга, могут определяться кафедраль­ный и общий семестровый рейтинг студента, которые учитывают­ся при распределении между студентами привилегий (материаль­ная помощь, назначение специальных стипендий, надбавок, рас­пределение путевок, плата за обучение и т.п.).

С помощью мониторинга общего рейтинга обученности студен­та в течение всего периода обучения в вузе можно проследить дина­мику качества профессиональной подготовки студента от семестра к семестру. Ученый совет факультета и деканат могут пользоваться этими рейтинговыми показателями при распределении студентов на практику, работу, в аспирантуру и т.д.

Таким образом, осуществляется рейтинговая технология получе­ния и анализа результатов обучения студентов в вузе.

Рейтинговая система контроля знаний студентов при модульной системе обучения позволяет:

• упростить процедуру непрерывного контроля знаний;

• получать, накапливать и выдавать достоверную информацию о состоянии дел у студента, группы, потока т любой промежуток времени и на текущий момент;

• прогнозировать положение дел у студента на некоторые вре­менные периоды;

• регулировать учебный процесс в соответствии с программны­ми целями и с учетом его результатов на контролируемом этапе;

• стимулировать активное приобретение знаний студентами, вы­являть лидеров и аутсайдеров, поощрять отличившихся;

• определять статус студента, группы, потока в глазах самих студентов, преподавателей, руководителей учебного процесса;

• создать благоприятные условия для синтеза знаний, решения междисциплинарных проблем, внедрения различных уровней обу­чения (обязательной и производительной, базовой и профессио­нальной программ обучения);

• использовать в процессе обучения компьютерные системы, вычислительную и организационную технику;

• свободно выбрать в соответствии со способностями и наклон­ностями студента уровень и направленность подготовки;

• создать новую среду для разработки эффективного методичес­кого обучения; повысить производительность труда участников про­изводительного процесса.

Вопросы для самоконтроля.

1.Что такое обучающий модуль?

2. Перечислите основные принципы модульного обучения.

3. Назовите особенности структурирования содержания учебного курса в модульном обучении.

4. Дайте определение рейтинговой системе оценки знаний.

5. Перечислите виды рейтингов.

6. Дайте определение понятию «мониторинг».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.