Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика проведения интерактивных лекций с применением мультимедиа-технологии обучения

Бурное развитие компьютерных технологий в современном мире охватило практически все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и образование. Благодаря этому персональный компью­тер превратился в мощное средство образования. Однако это вовсе не означает, что компьютер, берущий на себя часть функций учи­теля, способен вытеснить педагога из процесса обучения. Наобо­рот, умелое сотрудничество человека и персонального компьютера в образовании позволит сделать процесс обучения более эффек­тивным.

Наиболее ярко это сотрудничество проявляет себя в ходе прове­дения интерактивных лекций с применением мультимедиа-техно­логии обучения. Эта методика была апробирована при преподава­нии курса экономической теории студентам Самарского государ­ственного технического университета.

По сравнению с традиционным для вузов уроком-лекцией, когда преподаватель излагает тему, а студенты слушают, смотрят, запо­минают или конспектируют учебный материал, лекция, постро­енная по предлагаемой методике, имеет важное преимущество -интерактивность. Интерактивность дает студентам возможность активно вмешиваться в процесс обучения: задавать вопросы, полу­чать более подробные и доступные пояснения по неясным для них разделам и фрагментам излагаемого преподавателем учебного ма­териала.

Под мультимедиа-технологией понимают совокупность аппарат­ных и программных средств, которые обеспечивают восприятие че­ловеком информации одновременно несколькими органами чувств. При этом информация предстает в наиболее привычных для совре­менного человека формах: аудиоинформации (звуковой), видео­информации, анимации (мультипликации, оживления).

Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание студентов к содер­жанию излагаемого преподавателем учебного материала и повыша­ет интерес к новой теме. Обучение становится занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение студентам и повышая качество излагаемой преподавателем информации. При этом существенно изменяется его роль в учебном процессе. Пре­подаватель эффективнее использует учебное время лекции, сосре­доточив внимание на обсуждении наиболее сложных фрагментов учебного материала.

Интерактивная лекция сочетает в себе преимущества традици­онного способа обучения под руководством педагога и индивиду­ального компьютерного обучения. Компьютер из «учителя» пре­вращается в активного помощника преподавателя. Наряду с информационно-познавательным содержанием интерактивная лекция имеет эмоциональную окраску благодаря использованию в про­цессе ее изложения компьютерных слайдов.

Заранее готовясь к лекции, преподаватель разрабатывает на ком­пьютере в приложении «Power Point» программы «Office» необхо­димое количество слайдов, дополняя видеоинформацию на них звуковым сопровождением и элементами анимации. Естественно, что это значительно повышает требования к квалификации препо­давателя. Он должен обладать необходимым уровнем знания ком­пьютерной техники и владеть навыками работы с программным обеспечением.

Важным условием проведения интерактивной лекции является также наличие специализированной аудитории, оснащенной ком­пьютерной техникой и современными средствами публичной де­монстрации визуального и звукового учебного материала.

В процессе изложения лекции преподаватель эпизодически пред­ставляет информацию на слайде в качестве иллюстрации. Это спо­собствует лучшему усвоению учебного материала студентами.

Эффективность применения интерактивной лекции в ходе пре­подавания курса экономической теории в технических вузах объяс­няется своеобразием оформления текстовой информации в виде графиков, логических схем, таблиц, формул, широко используе­мых преподавателями дисциплин технического профиля. Это, в сочетании со звуковыми эффектами, элементами анимации и ком­ментариями преподавателя, делает учебный материал, излагаемый на лекции по общегуманитарной дисциплине, более доступным для понимания студентами с техническим складом ума.

Таким образом, участие в процессе обучения одновременно пе­дагога и компьютера значительно улучшает качество образования. Использование предложенной методики активизирует процесс пре­подавания, повышает интерес студентов к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала. С одной стороны, со­трудничество преподавателя и компьютера делает учебную дисцип­лину более доступной для понимания различными категориями студентов, улучшает качество ее усвоения. С другой — оно предъявляет более высокие требования к уровню полготовки преподавате­ля и его квалификации, который должен уже не только владеть традиционными методиками преподавания, но и уметь модерни­зировать их в соответствии со спецификой обучаемых, Используя современные достижения науки и техники.

Вопросы для самоконтроля.

1. Дайте характеристику информационных технологий обучения.

2. Какую роль играет компьютер в процессе обучения?

3. В чем сущность интерактивной лекции?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Компьютер в современном учебном процессе | Тема 1: Теория управления о роли человека в организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.