Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От грыжи

Из ворот в ворота, к синему морю

В синем море щука, подойду я поближе, поклонюсь пониже.

Ты, щука, вынь с раба Божьего (имя) килу красну, белу,

Нутряную, костяную, жильную, пуповую, мудовую.

Камень крепкий, а слово мое крепче камня. Аминь [№ 21].

3. "Образы народных верований и демонологии" составляют третий класс персонажей-посредников. Это домовой, дворовый, покойник, духи и т.д. Данные образы связаны с мифологическими представлениями анимистического характера:

 

Как у мертвых зубы не болят,

Так и у раба Божия (имя) зубы не болите.

4. Специфические фольклорно-заговорные образы, соотносимые с человеком, составляют следующую, четвертую группу. Это образы бабы, жены, девицы, царя...:

Баба шла по дороге, собаку вела за собой;

Баба пала, собака пропала;

Руда стань, больше не кань. Аминь. Аминь. Аминь [№ 13].

5. Персонажи-персонификации болезней, состояний человека, частей его тела составляют пятую группу:

Редька болючая, редька колючая,

редька сыпучая, редька нутряная, редька ветряная.

Сгинь, пропади, по рабе Божьей (имя) не ходи.

Аминь.

6. После принятия на Руси христианства в заговорных формулах стали появляться образы "христианских заступников": Христос, Пресвятая Богородица, апостолы, ангелы, святые и прочие.

 

За престолом сидит Матушка Пресвятая Богородица,

Она сидит со златым крестом,

заступает и помогает 12 скорби и болезни.

7. В отдельную группу можно выделить персонажей злого, вредоносного характера, которые чаще всего встречаются в черных заговорах. Это дьявол, сатана, черт, сорок сороков и другие:

 

Черт идет водой, волк идет горой;

Они вместе не сходятся, думы не думают, мыслей не мыслят,

Плоды не плодят, плодовых речей не говорят.

Так бы и рабы Божии (назвать фамилию) мысел не мысляли,

Плодов не плодили, плодовых речей не говорили,

А все бы как кошка да собака жили.

8. Персонажи, которые являются "порождением христианского синкретизма и заимствованы из апокрифической литературы бабушка Соломония, мертвое тело Адамово, имена злой (реже - благодетельной) силы: Ардун, Ирик и т.д." входят в последнюю группу: (таких образов в собранных мною заговорах не оказалось, единственным исключением является образ бабушки Соломонии в заговоре от грыжи:

 

Бабушка Соломонидушка у Пресвятой Богородицы

Грыжу заговаривала медными щеками, железными зубами,

Так и я заговариваю у рабы Божией (имя).

Будьте мои слова крепки и лепки.

Аминь. Аминь. Аминь [№ 26].

Классификация, предложенная О.А.Черепановой, является в известной мере условной, так как многие образы представляют собой сложное образование, составляющие которого могут иметь разное происхождение, "различную мифологическую или фольклорную семантику" [86, 149]. Например, персонажи, выделенные в первую группу, могут входить и во вторую, так как растения также могли быть объектами языческого культа, то есть быть тотемами.

Вместе с тем данная классификация персонажей помогает увидеть развитие заговора во времени, диалектику мифологических и христианских воззрений, нашедших отражение в заговоре, их взаимопроникновение.

Особенности художественной формы заговоров:

- наличие императивных форм (формы приказа) и соответствующей лексики;

- наличие навязчивых повторов (особенно предлогов);

- наличие повторов последних слов строки в начале новой строки;

- употребление однокоренных глаголов;

- наличие синтаксических повторов;

- использование приема ступенчатого сужения (от общего к частностям – мелочам)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Заговор от зубной и головной боли | Обрядовый фольклор
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.