Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы развития финансов




1. Неразвитая форма финансов. Ограниченное денежное обращение, обеспечение потребностей государства путем установления различного рода натуральных повинностей и:боров. Общегосударственный фонд денежных средств — бюджет — также был небольшим, и основная его часть (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели. Какого-либо практического воздействия на экономику такой бюджет оказать не мог.

2. Узость финансовой системы. Формирование и использование бюджета носит устойчивый и системный характер, возникают системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Па протяжении многих столетий в государствах обозначились четыре устойчивых направления расходов денежных средств: на военные цели, управление, поддержание тех или иных сфер экономики, социальные нужды. Более определенной и устойчивой стала система формирования государственных доходов. На место натуральных податей пришли налоги в денежной форме. Вместе с тем этому историческому этапу была свойственна узость финансовой системы, поскольку она состояла из одного звена — бюджетного, а количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

3. Р асширение финансовой системы. По мере развития товарно-денежных отношений, становления государственности возникла необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования. Финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода и всего валового общественного продукта.

4. Разделение финансовых отношений на две сферы. Первая—это та, в которой экономические денежные отношения связаны с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и внебюджетных фондах. Вторая сфера—та, в которой экономические отношения опосредуют кругооборот денежных фондов предприятий.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между:

1 Предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

2.Предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении;

3.Государством и предприятиями при уплате последними налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

4.Государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

5.Предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

6.Стдельными звеньями бюджетной системы;

7.Страховыми организациями и предприятиями и населением при

уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая и т. д.

Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страныэто стоимость произведенного ВВП за вычетом стоимости потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Поэтому увеличение национального дохода является основным условием роста финансовых ресурсов. Именно национальный доход определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления — определяются темпы и пропорции развития экономики, ее структура.

Главное назначение финансов:

1. обеспечить потребности государства и предприятий в денежных средствах путем
образования денежных доходов и фондов;

2. контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Функции финансов

Социально-экономическая сущность финансовых отношений показывает, за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

Финансы выполняют три основные функции: распределительную, стимулирующую (регулирующая) и контрольную. Каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а, с другой, контроль за этим распределением. Рассмотрим каждую из названных функций подробнее.

Распределительная функция финансов. Распределение национального дохода заключается в создании так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода участников материального производства. Они делятся на две группы:

1. Зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, категорий работников, занятых
в сфере материального производства;

2. Доходы предприятий сферы материального производства.

Дело в том, что государство имеет и непроизводственную сферу, где национальный доход не создается; однако оно обязано заботиться об их развитии, а значит, выделять для этого денежные средства. К числу таких сфер относят: отрасли народного хозяйства, обеспечение обороноспособности страны, просвещение, здравоохранение, управление, социальное страхование и социальное обеспечение, поддержание депрессивных регионов и т. д. Государство изымает часть созданных в сфере материального производства доходов и направляет их в другие сферы, осуществляя тем самым перераспределение национального дохода.

Контрольная функция финансов. Контрольная функция заключается в контроле за распределением валового внутреннего продукта (ВВП), национального дохода по соответствующим фондам и расходованием по их по целевому назначению. Финансовый контроль охватывает производственную сферу, где создаются доходы, так и непроизводственную сферу, где доходы не создаются. Цель финансово контроля:

- рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов,
природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение
бесхозяйственности и расточительства.

Задачи финансового контроля:

- проверка неукоснительного соблюдения законодательства по финансовым вопросам,

-своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Финансовые органы, обеспечивающие контроль: Минфин РФ и его органы на местах, Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, внебюджетные фонды, Центральный банк РФ.

Стимулирующая (регулирующая) функция финансов. Сущность этой функции финансов состоит в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, целых отраслей в нужном обществу направлении. Имея такой финансовый рычаг, как распределение денежных доходов, и умело управляя им, государство может эффективно стимулировать или сдерживать развитие того или иного экономического процесса. Если говорить о конкретных рычагах и способах воздействия на экономические процессы, то надо назвать следующие:

1) бюджет. Средства из бюджета на развитие той или иной отрасли, комплекса отраслей или
отдельного предприятия можно выделить, а можно и не выделить;

2) цепы, тарифы. И в условиях рыночной экономики государство, как известно, вмешивается в
процесс ценообразования, устанавливает тарифы, которые оказывают влияние на финансовое
состояние компаний. Цену на продукцию, к примеру зерно, можно установить высокую,
выгодную для производителя, а можно и низкую, на уровне затрат предприятия, а то и ниже. В
этом случае сельскохозяйственное предприятие понесет убытки и ни о каком дополнительном
стимулировании производства не может быть и речи;

3) налоги. Это наиболее мощный финансовый инструмент стимулирования хозяйственной
деятельности. Низкими налогами можно стимулировать производство и, напротив, чрезмерно
высокими — подорвать его;

4) экспортно-импортные пошлины, тарифы, которые могут быть низкими, льготными, а могут
быть высокими, делающими невыгодными экспортно-импортные операции.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм. Финансовый механизм представляет собой совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансовой системой, финансовое законодательство. В зависимости от степени регулирования со стороны государства финансовый механизм подразделяется:

- НА директивный, связанный с отношениями, в которых непосредственно участвует государство

(налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т. д.);

- регулирующий, который определяет основные направления функционирования финансовых
отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация
внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).

Структура финансового механизма включает в себя:

- финансовое регулирование, представляющее собой организуемую государством деятельность по
использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров
воспроизводства;

финансовое стимулирование, выступающее одним из методов регулирования народнохозяйственных пропорций;

- финансовые рычаги — приемы воздействия с помощью финансов на экономику страны и прежде
всего на ее нижнее звено — предприятия;

- нормативное и правовое обеспечение, в которое входят:

а) законы (Бюджетный кодекс. Налоговый кодекс. Единая бюджетная классификация. Закон о госбюджете и пр.)

б) указы постановления Президента РФ (в части налогообложения);

в) приказы и письма министерств и ведомств;
г) уставы юридических лиц;

- информационное обеспечение.

Таким образом, механизм финансового регулирования дает возможность государству сформировать такие условия для субъектов финансового механизма, которые бы принудили их действовать в соответствии с необходимыми для общества потребностями. Это регулирование проводится с помощью инструментов фискальной, бюджетной, налоговой и налоговой политики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 19975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.