Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия. ТИ используется в случае дурной неопределенности

Теория игр (ТИ).

ТИ используется в случае дурной неопределенности. Наиболее простыми из ситуаций с дурной неопределенностью являются конфликтные ситуации – в них сталкиваются интересы двух сторон, преследующих различные цели (взаимоисключающие, противоположные). При игре обязательным условием является то, что выигрыш одного участника напрямую зависит от поведения другого. Таким образом:

ТИ - математическая теория конфликтных ситуаций.

Цель ТИ – выработка рекомендаций по разумному поведению участников конфликта.

Строится математическая модель для анализа конфликтной ситуации, которая называется игрой. Основным отличием игры от реальности является наличие определенных правил, которые указывают права и обязанности участников, а также исход игры – выигрыш или проигрыш каждого участника в зависимости от сложившейся обстановки.

Терминология:

Партия – одно осуществление игры.

Конфликтные стороны – игроки.

Исход – проигрыш/выигрыш

Т.к. строится математическая модель, то проигрышу соответствует количественное значение 0, а выигрышу – 1.

 

В конфликтной ситуации могут сталкиваться две или более сторон. В зависимости от этого будем говорить о парных и множественных играх.

Во множественной игре могут образовываться коалиции.

Одна из задач ТИ – выявление различных коалиций во множественной игре и правил обмена информацией между участниками.

 

Развитие игры во времени.

- ряд последовательных ходов участников.

Ход – выбор игроком одного из предусмотренных правилами игры действий и его осуществление.

Типы хода:

1) Личные – сознательный выбор и осуществление того или иного варианта действий (шахматы).

2) Случайные – выбор осуществляется механизмом случайного выбора (кости).

 

ТИ занимается изучением тех ситуаций, где есть личные ходы. Подобные игры называются стратегиями.

Стратегия игрока – совокупность правил, определяющих выбор варианта действий при каждом личном ходе в зависимости от сложившейся ситуации.

В зависимости от числа стратегий можно разделить игры на 2 вида: конечные и бесконечные.

Оптимальная игра – та игра, которая обеспечивает игроку наилучшее положение в данной игре, т.е. максимальный выигрыш.

Если игра повторяется неоднократно и содержит случайные ходы, то оптимальность обеспечивает максимальный средний выигрыш.

Смешанные игры – те, которые содержат личные и случайные ходы.

Еще одна задача ТИ – выявление оптимальных стратегий.

Формально описание игры задается списком ее участников, т.е. игроков, и множеством стратегий для каждого из них. В результате выбора стратегии для каждого игрока образуется ситуация или общее состояние игры.

Интересы игроков характеризуются желанием выигрыша или относительными предпочтениями на множестве достигнутых ситуаций. Таким образом, в понятии игры моделируются два основных факта:

  • Каждый участник конфликта лишь частично контролирует ситуацию
  • Каждый участник имеет свои интересы

Предположения, из которых мы находим оптимальную стратегию:

1) противник разумен

2) противник делает все, чтобы добиться выигрыша.

Дескриптивное направление изучает различные способы поведения игроков и свойства результирующих состояний.

Дедуктивный метод основан на ключевых положениях теории начального выбора. Т.о. принятие решений заключается в исследовании всевозможных вариантов действий.

Классификация игр:

  • По числу участников (1, 2 или более)
  • По результатам – мера с нулевой или постоянной суммой (выигрыш одного игрока является проигрышем другого). Данный вид исключает желание сотрудничества – игра с переменной суммой (сочетание мотивов конфликта и сотрудничества)

При выборе сотрудничества все игроки оказываются при максимальном выигрыше. Ни у одного из игроков нет уверенности, что кто-то другой поддержит сотрудничество.

 

Аппарат прикладной математики – достаточно эффективный инструмент для анализа социальных наук. Целочисленные модели в виде серий последовательных игр с множеством участников и анализ их индивидуальных мотивов и стратегий применяется для исследования политических, военных и других ситуаций.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Динамическое программирование | Антагонистические матричные игры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.