Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Строгий и свободный стили хорового изложения

 

Связь тех или иных приёмов хорового изложения с особенностями хорового стиля очевидна. Хоровой стиль – понятие сложное; это совокупность всех особенностей хоровой фактуры композитора, определяемых общим содержанием его творчества и отражающих характерные черты его музыкального языка1. Каждый композитор имеет свой стиль. Если же иметь в виду общую тенденцию развития хорового искусства, то условно можно говорить о двух основных стилях хорового изложения: строгом («классическом») и свободном («современном»).

1. Строгий или классический стиль хорового изложения отличаются очень экономным и рациональным использованием выразительных средств, ясностью и определенностью хорового состава (divisi, как правило, отсутствуют), широким применением средств полифонического развития (в первую очередь, ими-

1)Речь идёт только о стиле хорового изложения, являющимся одним из элементов общего стиля композитора. В полном своём значении – как совокупность признаков, характеризующих индивидуальную творческую манеру того или иного автора, - явление значительно более сложное

 

тационной полифонии), относительно ограниченным использованием приёмов хорового изложения, выразительностью и удобством хоровых партий.

Он характерен для творчества старых мастеров-полифонистов нидерландской (франко-фламандской) и итальянской школ (Жоскен Депре, О.Лассо, Д.Палестрина, К.Монтеверди, А. Лотти), а также И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, В.А.Моцарта, Д.С.Бортнянского, С.И.Танеева, Н.Д.Лентовича, А.А.Давиденко и др. Наиболее отчётливо черты этого стиля проявляются в строгом четырёхголосии смешанного хора a cappella классического состава: С+А+Т+Б.

2. Свободный или современный стиль хорового изложения характеризуется весьма широким и разнообразным использованием хоровых выразительных средств, как в хоровом творчестве вообще, так и в каждом отдельно взятом произведении; изменчивостью и прихотливой переменностью хорового состава на протяжении одного произведения (обычно при широком применении divisi); смешанным характером фактуры (сочетание гармонического и полифонического изложения при особенно интенсивном использовании средств подголосочной полифонии); большим разнообразием приёмов хорового изложения; особым вниманием к темброво-колористической природе хора, приводящим подчас к инструментальной его трактовке. Некоторые черты этого стиля мы уже встречаем в оперно-хоровом творчестве А.П.Бородин и И.П.Мусоргского, но наиболее полное выражение он получил в хоровом творчестве композиторов ХХ века – С.В.Рахманинова, В.С.Калинникова, П.Г.Чеснокова, А.Д.Кастальского, Д.Д.Шостаковича, В.Я.Шебалина, М.В.Коваля, Г.В.Свиридова, В.Н.Салманова, Ф.Пуленка, К.Орфа, Б.Бриттена и др.

Наиболее отчётливо черты современного хорового стиля проявляются в свободном многоголосии (divisi) полного смешанного хора большого состава: С(I+II) + A(I+II) + T(I+II) + B(I+II) или C(I+II+III) + A(I+II+III) + T(I+II+III) + B(I+II+III) – как a cappella, так и с сопровождением.

Нередко черты строгого и свободного стиля хорового изложения сочетаются в творчестве одного автора. Например, при явном тяготении А.А.Давиденко к лаконизму классического стиля в его творческом наследии есть сочинения, написанные в свободной хоровой манере («Рабочий май», «Чеченская сюита», «Гармонь»); один из наиболее ярких представителей современного хорового письма В.Н.Салманов в некоторых своих последних хоровых опусах приближается к строгой сдержанности хорового стиля («Три хора на стихи С.А.Есенина»). Сочетание элементов строго и свободного стиля порой может встретиться и в одном произведении (Д.Д.Шостакович «Казненным»).

Предлагаемая классификация основных хоровых стилей – как и их характеристика – в значительной степени условна. Это сделано с целью определённой систематизации материала. Вопрос о стиле хорового изложения тоньше, глубже и шире. Его изучение – предмет специального исследования. Анализ же приёмов хорового изложения способствует более полному и чёткому представлению о специфических выразительных средствах хора, о чертах хорового стиля композитора.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Приёмы хорового изложения | Основные вопросы. ТемаXVIII : Основные этапы работы над хоровым произведением
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.