Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Процесс социализации

Переходные процессы в цепи RC

Становление личности человека сопровождается освоением им культуры своей среды. Человек живущий, т.е. действующий и познающий, немыслим без оснащенности элементами «своей» культуры, из которых главными выступают для него ценности и нормы жизни, деятельности и поведения. Они в совокупности образуют целостный символический мир. Существует достаточно большое количество теорий социализации.

Истоки теории социализации намечены в работах Тарда, описавшего процесс интернализации (освоения личностью) ценностей и норм через социальное взаимодействие.Подражание, по Тарду, является принципом, лежащим в основе процесса социализации, причем оно опирается как на физиологические потребности и вытекающие из них желания людей, так и на социальные факторы (престиж, повиновение и практическая выгода). Типовым социальным отношением Тард признавал отношение «учитель — ученик».

С точки зрения Т. Парсонса, основным процессом, обеспечивающим зарождение личности, является взаимодействие. С самого рождения у ребенка есть потребность в социальных отношениях. Важность этой потребности определяется тем, что ребенок изначально находится в зависимом положении. Ребенок развивает потребности в соответствующих установках взрослых по отношению к нему. Именно на основе таких новых потребностей человек достигает уровней организации, недоступных животным. Важным механизмом социализации по Т. Парсонсу является развитие способности отождествления со взрослыми. Наиболее значимой характеристикой отождествления является принятие ребенком ценностей взрослого. Другими словами, ребенок начинает хотеть для себя того, чего хочет для него взрослый.

При взаимодействии двух личностей между собой начинают возникать взаимные ожидания относительно действий и установок каждого из них. Эти ожидания Т. Парсонс назвал ролевыми ожиданиями. Первая из двух взаимодействующих личностей (назовем ее А) ожидает, что вторая личность (В) в условиях данной ситуации будет вести себя конкретным образом. Далее реакция А будет различной в зависимости от выполнения или невыполнения ее ожиданий. В свою очередь В интерпретирует реакции А, наделяя их значениями (не обязательно верно), и эта интерпретация играет роль в формировании следующей стадии его действия по отношению к А.

Наиболее значимой единицей социальной структуры по Т. Парсонсу является не конкретное лицо, а роль. Роль – это такой организованный сектор ориентаций индивида, который определяет его участие в процессе взаимодействия. Важной характеристикой большинства социальных ролей является то, что действия, необходимые для их выполнения, не предписываются, а находятся в некотором диапазоне свободы. Это позволяет личностям соответствовать ожиданиям, связанным с ролями, без чрезмерных напряжений. Так, взрослые в своей ориентации на ребенка действуют в рамках ролей, и ребенок почти с самого начала приобретает ожидания, которые быстро становятся ролевыми.

Иначе рассматривает процесс социализации символический интеракционизм. По мнению известного американского социолога Ч. Кули, каждый человек строит своё «я», основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Это человеческое «я», открывающееся через реакции других, получило известность как зеркальное «я». Ч. Кули определил три составляющих зеркального «я»:

1. Представление о том, как мы выглядим в глазах другого человека.

2. Представление о том, как он судит об этом нашем образе.

3. Некое чувство «я» (гордость, стыд).

Американский психолог Дж. Г. Мид считал, что «я» - продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. Процесс формирования личности включает три различные стадии.

Первая – имитация. На этой стадии дети копируют взрослых, не понимая его.

Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определённых ролей: врача, пожарного и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества, - это важный шаг в процессе осознания своего «я».

Третий этап развития ребёнка, согласно Дж. Г. Миду, начинается примерно с восьми-девяти лет. Это стадия коллективных игр (соревнований), когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы.

Лишь с этого времени они начинают усваивать ценности и моральные нормы, в соответствии с которыми протекает социальная жизнь. На этой стадии ребёнок учится постигать то, что Дж. Г. Мид называл обобщённым другим, - общие ценности и моральные установки, принятые в культуре, в рамках которой ребёнок развивается.

Феноменологический подход. Индивид не рождается членом общества. Он рождается с предрасположенностью к социальности и затем становится членом общества. Отправной пункт этого процесса — интернализация: непосредственное постижение или интерпретация объективного факта как определенного значения, то есть как проявления субъективных процессов, происходящих с другими, благодаря чему этот факт становится субъективно значимым для меня самого. Интернализация в этом общем смысле — основа понимания, во-первых, окружающих меня людей, а во-вторых, мира как значимой и социальной реальности.

Социализацию можно определить как всестороннее и последовательное вхождение индивида в объективный мир общества или в отдельную его часть. Первичная социализация есть та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества. Вторичная социализация — это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества.

первичная социализация
Очевидно, что первичная социализация обычно является наиболее важной для индивида и что основная структура любой вторичной социализации будет сходна со структурой первичной социализации. Каждый индивид рождается в объективной социальной структуре, в рамках которой он встречает значимых других, ответственных за его социализацию. Значимые другие, которые выступают посредниками между ним и этим миром, модифицирует последний в процессе его передачи. Они выбирают те или иные аспекты этого мира в зависимости от того места, которое они занимают в социальной структуре, и от своих индивидуальных, биографических характерных особенностей. И социальный мир предстает перед индивидом в “отфильтрованном” виде, пройдя двойной отбор.

Например, ребенок из низших слоев впитывает не просто перспективу низшего класса на социальный мир, но перспективу, окрашенную индивидуальным восприятием его родителей (или кого бы то ни было еще, кто отвечает за его первичную социализацию). Одна и та же перспектива низшего класса может вызвать различные чувства: удовлетворенность, покорность, горькую злобу, зависть, неистовое бунтарство. Следовательно, ребенок, происходящий из низших классов, будет жить совершенно иначе не только в сравнении с ребенком — выходцем из высших классов, но и в сравнении с другим ребенком из низшего класса.

Важным компонентом социализации является обретение идентичности. Индивид принимает не только роли и установки других, но в ходе этого процесса он принимает и их мир. Иметь данную идентичность — значит, занимать особое место в мире, предписываемое определенными правилами. Формирование в сознании обобщенного другого означает, что индивид теперь идентифицируется не только с конкретными другими, но и со всеобщностью других, то есть с обществом.

Ребенок интернализирует мир своих значимых других не как один из многих возможных миров, а как единственно существующий и единственно мыслимый. Именно поэтому мир, интернализируемый в процессе первичной социализации, гораздо прочнее укоренен в сознании, чем миры, интернализируемые в процессе вторичной социализации. Первичная социализация завершается, когда в сознании индивида укоренено понятие с обобщенного другого и все, что его сопровождает.

вторичная социализация
Вторичная социализация представляет собой интернализацию институциональных или институционально обоснованных “подмиров”. Вторичная социализация есть приобретение специфически ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда.

В то время как первичная социализация не может происходить без эмоционально заряженной идентификации ребенка с его значимыми другими, вторичная социализация по большей части может обойтись без таковой и эффективно протекать лишь на фоне взаимной идентификации, которая является составной частью любой коммуникации между людьми. Грубо говоря, необходимо любить свою мать, но не учителя.

При вторичной социализации роли характеризуются высокой степенью анонимности, то есть они весьма удалены от их индивидуальных исполнителей. То же самое знание, которое дает учитель, может быть передано и другим. Любой функционер подобного типа сможет передавать такого рода знание.

Содержание, которое усваивается в процессе вторичной социализации, наделяется качеством гораздо меньшей субъективной неизбежности, чем содержание первичной социализации.

Реальность, усвоенная в процессе социализации, должна поддерживаться. Удобным является разграничение двух общих типов поддержания реальности — рутинной и кризисной. Первая призвана поддерживать интернализованную реальность в повседневной жизни, вторая — в ситуациях кризиса. Реальность поддерживается с помощью значимых других и «хора».

трансформация
Субъективная реальность может трансформироваться. Существование в обществе уже включает в себя непрестанный процесс изменения субъективной реальности. Всякий разговор о трансформации в таком случае предполагает обсуждение различных уровней изменения.

Обычно трансформация субъективно воспринимается как тотальная. Конечно, это происходит от недопонимания. Субъективная реальность никогда не бывает тотально социализированной, а потому она и не может претерпеть тотальной трансформации от социальных процессов. Преображенный индивид будет, по меньшей мере, обладать тем же самым телом и жить в той же физической вселенной. Тем не менее, существуют инстанции преображения, которые кажутся тотальными в сравнении с меньшими изменениями. Такие трансформации мы будем называть альтернациями.

Альтернация требует процесса ресоциализации. Такие процессы напоминают первичную социализацию, поскольку они должны радикально по-новому расставить акценты реальности, а потому должны в значительной степени воспроизвести сильную эмоциональную идентификацию с персоналом социализации, которая характерна для раннего детства. Они отличаются от первичной социализации, так как не начинаются ex nihilo, и в результате этого должны считаться с проблемой демонтажа, разрушения предшествующей структуры субъективной реальности.

Альтернация включает в себя реорганизацию аппарата общения. Меняются партнеры значимого общения, и в общении с немногими новыми значимыми другими трансформируется субъективная реальность. Она поддерживается постоянным с ними общением или в рамках представляемой ими общины. Попросту говоря, это означает, что нужно быть очень разборчивым в собеседниках. Следует систематически избегать тех лиц и идей, которые расходятся с новыми дефинициями реальности. Так как с полным успехом это не всегда достижимо (уже в силу сохранения памяти о прошлой реальности), новая вероятностная структура обычно располагает различными терапевтическими процедурами, которые берут на себя заботы о подобных тенденциях “вероотступничества”.

Для более успешной альтернации должно иметься особое перетолкование прошлых событий и лиц, которые обладали в прошлом значимостью. Для альтернации индивида было бы лучше всего, если бы он мог целиком забыть многих из них. Но полное забвение затруднительно. Поэтому необходимой является радикальная реинтерпретация значения прошлых событий или лиц в собственной биографии. Поскольку гораздо легче выдумать то, что никогда не происходило, нежели забыть то, что действительно произошло, индивиду может понадобиться фабрикация и вставка в биографию событий — повсюду, где есть нужда в гармонизации воспоминаний с перетолкованием прошлого.

II. Социальный контроль

Одним из механизмов социализации является социальный контроль. Социальный контроль включает в себя два основных элемента– нормы и санкции.

I. Социальные нормы в общем понимании – это предписания общественно одобряемого поведения. Они регулируют человеческое поведение. Они различаются 1) степенью жесткости и 2) степенью регламентации. Выделяют следующие подходы к пониманию социальных норм:

1) Норма – это такое устойчивое регулятивное образование, которое в этом качестве утверждено, признано и оправдано членами сообщества, а часто даже кодифицировано.

2) Норма в статистическом смысле, то есть часто даже не отрефлексированные формы поведения, предпочтений, которые оказываются общими для статистически значимого большинства членов группы и проявляются только на уровне социальной активности.

Таким образом, далеко не все виды общераспространенного поведения могут оправдываться на уровне принятого в сообществе морального кодекса. В то же время, моральное оправдание некоторых нормативных предписаний не означает обязательного массового следования им.

II. Санкции – средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать нормы.

Санкции могут быть позитивными, поддерживающими одобряемое поведение, и негативными, пресекающими неодобряемое поведение.

Кроме того, выделяют санкции формальные, то есть регламентированные по способам применения и последствиям (например, юридические санкции) и неформальные, то есть нерегламентированные (например, выражаемое одобрение или неодобрение.

Самоконтроль или внутренний контроль предполагает, что индивид сам регулирует свое поведение, соотнося его с принятыми в обществе нормами. Проявлением внутреннего контроля являются стыд, чувство виды, совесть.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Электрические фильтры. Общие положения | III. Причины девиантного поведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.