Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расчет надежности судовождения в стесненных для плавания районах




Многочисленные научные исследования, технические разра­ботки и организационные мероприятия направлены на повыше­ние навигационной безопасности плавания и охрану морской сре­ды. Однако количественная оценка достигнутого уровня навига­ционной безопасности и влияния на него проводимых мероприя­тий вызывает серьезные затруднения. Статистика аварий отража­ет лишь долговременные тенденции прошлого, что снижает ее зна­чение для принятия оперативных мер. Поэтому наряду со статис­тическим анализом аварийности, необходимо разрабатывать ме­тоды количественной оценки влияния отдельных факторов на на­вигационную безопасность. Основой таких методов может служить общая теория надежности функционирования сложных систем. Предложения по надежностной оценке навигации выдвинуто и развито для авиации в работах Г.Ф.Молоканова, применительно к речному судоходству - в книгах С.Б.Олынамовского, Д.К.Земляновского и др., а для морского судовождения, в первую очередь, в работах В.Т.Кондрашихина.

Основным показателем навигационной безопасности, или на­дежности судовождения, принята вероятность отсутствия навигаци­онного происшествия (аварийного случая) в течение определенного интервала времени (за переход, рейс, месяц, год). К таким происше­ствиям относят все случаи касания судном грунта вследствие оши­бок выбора пути и проводки по нему судна. В этом смысле границей навигационной опасности будем считать изобату с глубиной Н, рав­ной осадке судна Т (такая изобата показана пунктиром на рис. (1,9).

Рис. 1.9. Оценка вероятности безопасного прохода навигационной опасности

Очевидно, навигационное происшествие возможно лишь тогда, когда судно проходит вблизи опасностей. Кратчайшее расстояние D между судном и опасностью известно по результатам обсерваций и счисления с неизбежными погрешностями. Когда суммарное значе­ние этих погрешностей таково, что действительное расстояние до опасности оказывается равным нулю, происходит аварийный случай. Следовательно, вероятность такого события зависит от расстояния D и его погрешности, среднее квадратическое значение которой обозна­чим mD. Эта погрешность зависит от того, с какой точностью извест­ны место судна и положение опасности. Поэтому можно записать

 

 

где dMC и dno - соответственно средние квадратические погрешности места судна и положения опасности вдоль соединяющей их линии.

Первое слагаемое равно радиальной погрешности места суд­на на направление по нормали к опасности

 


 

 

где ткр - круговая средняя квадратическая погрешность места.

Второе слагаемое dno характеризует общую погрешность, с ко­торой известно положение опасности. Эта погрешность, в основном, обусловлена погрешностью положения отметок глубин (изобат) по нормали к пути судна. Она выражает точность гидро- и картографи­ческих работ и для тиражного оттиска карт может быть оценена сред­ней квадратической величиной dno = l мм в масштабе карты.

Таким образом по формулам (1.1) и (1.2) оценивают среднюю квадратическую погрешность тв, с которой может быть известно кратчайшее расстояние D до опасности. Нормированная величи­на этого расстояния

 


 

Так как для оценки навигационной безопасности при вы­боре пути могут использовать только априорные характеристи­ки точности, то необходимо учитывать возможные вариации ус­ловий счисления и обсерваций. Хорошее согласие с эксперимен­тальными данными дает смешанное (нормальное и логарифми­чески нормальное) распределение погрешностей, которое для больших отклонений практически совпадает с более простым распределением Лапласа. Этому распределению соответствуют значения вероятности

Рл = (| AD | < ymD). Однако для оценки на­вигационной безопасности в расчет должна приниматься веро­ятность того, что погрешность, не только не больше D, но еще и направлена в сторону опасности. Такая вероятность Ф(у) выра­жается формулой

 


 

Рл=

где

 

Расчеты по этой формуле дают значение Ф(у), представлен­ное в табл.1.2.

Таблица 1.2

Y       2,5   3,5   4,5  
Ф(У) 0,5 0,857 0,959 0,978 0,988 0,994 0,997 0, 998 0,999

 

Распределение вероятностей Р = Ф(у) схематично показано в нижней части рис. 1.9, где вся площадь под кривой равна единице, а заштрихованная ее часть (на рис. 1.9 до у = 2) выражает вероят­ность (здесь Р = 0,959) того, что погрешность ДО направлена к опас­ности и не больше расстояния D до неё. Эта вероятность Р служит численной оценкой навигационной безопасности, иначе говоря, по­казателем надежности судовождения за время прохождения судном данной опасности. Вероятность противоположного события, т.е. того, что погрешность ЛD направлена к опасности и больше расстояния D до нее, вследствие чего судно сядет на мель, составляет 1 - Ф(у).

Итак, для оценки навигационной безопасности надо вычис­лить тв по формулам (1.1) и (1.2). Затем, в зависимости от на­мечаемого расстояния до опасности D, найти по формуле (1.3) его нормированную величину у и, наконец, расчетом по форму­ле (1.4) или выборкой из таблицы 1.2 получить искомую веро­ятность Р = Ф(у), характеризующую надежность судовождения.

Показатель надежности оценивают вероятностью, близкой к единице. Такую вероятность удобно выражать количеством деся­тичных девяток до первой, отличной от девяти цифры. Считает­ся, что надежность судовождения соблюдена, если ее показатель выражен величиной в три десятичных девятки.

Изложенное по оцениванию надежности навигации позволя­ет решать и обратную задачу, когда требуется найти минимальное расстояние от опасности, на котором надо проложить путь судна, чтобы обеспечить заданный уровень надежности Р. Для решения такой задачи по заданному значению величины Р = Ф(у) обрат­ным входом в табл. 1.2 выбирают у, после чего на основе форму­лы (1.4) получают D = ymD.

Если судно проходит п опасностей, например, следуя от мыса к мысу вдоль побережья, и если условия таковы, что прохождение этих опасностей можно считать независимыми событиями, то по­казатель надежности навигации за время всего перехода оценива­ется величиной

Р = ПР., (i=l,2„n),

где P. — показатели надежности прохождения каждой опасности, которые оценивают, как описано выше.

Если судно должно пройти между двумя опасностями, то, кроме вопроса о выборе пути, обеспечивающем наибольшую на­дежность судовождения, возникает вопрос об оценке этой надеж­ности.

Как видно из формулы (1.1), средние квадратические погреш­ности тш и тшр, с которой известны расстояния до левой Dn и правой Г>пр опасностей, могут отличаться только за счет второго слагаемого, т.е. за счет величины dno Поэтому наиболее безопас­ному пути соответствует условие

 

Это означает, что путь надо выбирать ближе к той опасности, положение которой известно точнее, в частности, у которой более крутой уклон дна. При таком выборе пути между двумя опаснос­тями для оценки надежности судовождения вначале рассчитыва­ют по формуле (1.3) величину у, по которой выбирают из табл. 1.2 значение величины Ф(у), а затем находят показатель надежнос­ти Р благополучного прохода данной узкости:

Р = 2Ф(У)-1. (1.6)

Или же, подставляя в это выражение формулу (1.4) получа­ют значение вероятного распределения по Лапласу:

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.