Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос на товар и его характеристика: закон спроса, его кривая, эластичность спроса. Неценовые детерминанты спроса

Потребности людей растут, как правило, быстрее, чем возможности их удовлетворения. Это может быть обусловлено как техническими возможностями производства, не позволяющими произвести из ограниченных ресурсов достаточное количество того или иного блага, и размерами дохода потребителя. Вот почему объем спроса обычно меньше потребности.

Спрос – это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Это значит, что каждой цене товара соответствует определенная величина спроса.

Иными словами, спрос – только та часть потребности, которая обеспечена деньгами, т.е. «платежеспособная потребность». Она показывает что данный потребитель (в данное время и в данном месте) имеет платежные средства, позволяющие ему приобрести данный товар по сложившейся на данный момент цене. Таким образом, цена оказывает на потребителей как ограничивающий эффект, не позволяя разобрать все имеющиеся на рынке товары, так и стимулирующий, заставляя искать способы увеличения доходов. Неудовлетворенный спрос – двигатель развития производства, мощный фактор происходящих в экономике структурных изменений, поскольку каждый производитель старается производить то, что пользуется спросом, т.е. то, что с большей вероятностью можно будет продать. Но состоится ли купля-продажа в действительности, станет ясно только на рынке. Из имеющегося опыта каждый знает, что при прочих равных условиях – чем ниже цена, тем больше товара можно купить и наоборот. Научное изучение причин этого явления позволило сформулировать закон спроса как обратную зависимость между уровнем цены (Р) и величиной спроса (Q).

Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:

¾ при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен;

¾ для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления (золото, серебро, драгоценные камни, антикварные изделия и т.п.);

¾ при переключении спроса на более новые и качественные товары (например, с пишущих машинок — на домашние компьютеры; снижение цен на пишущие машинки не приведет к повышению спроса на них).

 

Графическое отображение обратной зависимости Q от Р называется «кривой спроса» (см. кривую d 1 на графике 6.1.) она имеет отрицательный угол наклона. При изменении уровня цены Р величина спроса Q перемещается вдоль кривой спроса d 1. все иные факторы, кроме изменения цены товара, называются «неценовыми». Они ведут не к перемещению из одной точки кривой d 1 в другую, а к изменению самого спроса: если спрос растет, кривая d 1 сдвигается вправо в положение d 2, а если спрос падает – влево, в положение d 3.

 

 
 

Рисунок 6.1 – Кривая спроса

Рыночный спрос определяется суммированием величин спроса, предлагаемых каждым потребителем при разных ценах. Таким образом, спрос – это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам. Это можно записать в виде формулы:

D = P * Q;

D (dетапd) – спрос;

P (рriсе) – цена;

Q (qиапtity) – количество товаров и услуг, реализованных по данным ценам.

Факторы, влияющие на спрос, принято делить на ценовые и неценовые.

Ценовой фактор – это цена на данный товар. Действие ценового фактора приводит к изменению объема спроса, передвигая его вдоль постоянной кривой спроса в разные стороны: вверх, если цена растет, а спрос уменьшается, и вниз, если спрос увеличивается за счет падения цены.

Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе, но отражается это смещением кривой спроса вправо, если спрос растет, и влево, если спрос падает.

Среди неценовых факторов наиболее существенное воздействие на положение кривой спроса оказывают:

1. Доходы потребителей. Как правило по мере роста дохода потребителей увеличивается спрос на многие товары, особенно на более дорогие и более качественные. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения дохода, называются нормальными товарами, или товарами высшей категории. Вместе с тем существуют товары, потребление которых с ростом доходов уменьшается. Такие товары называются благами низшей категории. К ним относятся блага, для которых существуют альтернативные товары более высокого качества или более удобные в потреблении. К товарам низшей категории относятся хлеб, картофель, подержанные вещи и т.д. Спрос на товары низшей категории изменяется в противоположном направлении при изменении дохода: при росте дохода происходит снижение потребления, а при уменьшении дохода – увеличение потребления.

2. Спрос и цены на взаимосвязанные товары. Если увеличивается цена одного из взаимозаменяемых товаров (говядина), то это влечет за собой рост объема спроса на другой товар-субститут при каждом значении цены (куриные окорочка). Товары называются взаимозаменяемыми, т.к. могут быть использованы для одних и тех же целей, т.е. удовлетворять одну и ту же потребность(нефть-уголь, чай-кофе). Взаимодополняемые товары сопутствуют друг другу в процессе потребления или использования (фотопленка и фотоаппараты, бензин-автомобили, сахар-ягоды). Поэтому если увеличивается цена одного из них, то это снижает объем спроса на другой взваимодополняемый продукт. Например, если увеличивается спрос на спортивную одежду, то растет спрос и на кроссовки, а рост цен на спортивную одежду снижает объем спроса не только на нее, но и на кроссовки; или рост цен на сахар в сезоны приготовления варенья ведет к уменьшению спроса на ягоды.

3. Вкусы потребителей. Предпочтения или вкусы потребителей формируются и изменяются под влиянием общества, моды, технического прогресса, обычаев, образования, рекламы и т.д. Например, стоит в моду войти мини-юбкам, и кривая спроса на ткани смещается вниз. Но куда боле масштабной причиной их изменений является технический прогресс. На глазах нынешнего поколения российской молодежи спрос на пластинки был практически «убит» распространением компакт-дисков.

4. Ожидания покупателей. Потребительские ожидания связаны, во-первых, с изменением цен на товары и услуги и, во-вторых, с изменением доходов населения. Ожидания высоких цен в будущем заставляет больше покупать товаров сегодня, и наоборот. То же можно сказать относительно будущих доходов: если ожидается их рост, то люди не экономят, а больше тратят на текущие потребности, увеличивая тем самым спрос, и наоборот.

5. Число покупателей. Спрос находится в прямой зависимости от числа покупателей на рынке. Чем их больше, тем больше спрос. С уменьшением количества потребителей сокращается спрос.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 3. Жизненный цикл программных средств | Закономерности рыночного ценообразования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.