Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности конкуренции на рынке труда

Функционирование рынка труда и поведение всех его участников во многом зависят от характера складывающейся на нем конкуренции. Конкуренция — это борьба между людьми и группами людей за обладание редкими благами (товарами, услугами, ресурсами), приобретение которых требует жертв в виде отказа от других благ.

В рыночной экономике наиболее распространенными факторами, выявляющими победителя в конкурентной борьбе, выступают: для потребителей — готовность платить деньги; для производителей — более низкие издержки при ценовой конкуренции, а при неценовой — способность лучше удовлетворить запросы потребителей за счет качества, сервиса, разнообразия ассортимента и т.п. В то же время не исключено использование и таких факторов, как насилие, обман, связи (протекция), близость к власти и т.д.

Конкуренция на рынке труда ведется между: наемными работниками за рабочие места и должности; работодателями за работников (особенно высококвалифицированных и/или продуктивных); работодателями и наемными работниками или профсоюзами за условия найма (излишек от обмена). Можно также говорить о конкуренции между государствами (в какой-то мере — между регионами и отраслями) за высококачественную рабочую силу.

Рынок труда в каждой стране обычно распадается на отдельные сегменты, нередко почти не связанные между собой. Поэтому существует:

• конкуренция внутри определенного сегмента рынка труда между работниками одного уровня квалификации (внутрифирменная и межфирменная);

• внутрисегментная конкуренция между работодателями, предлагающими однородные рабочие места;

• межсегментная конкуренция, предполагающая необходимость преодоления межсегментных барьеров (отраслевых и территориальных), причем как для работников, так и для работодателей.

На рынке труда (как и на других рынках) можно различить конкуренцию ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную.

Ценовая конкуренция непосредственно связана с уровнем вознаграждения за труд. В ней побеждают (находят работу) работники с более низким уровнем резервной заработной платы и работодатели, имеющие возможность в борьбе за нужных работников увеличивать по сравнению с другими работодателями уровень трудового вознаграждения, например, за счет экономии на других статьях расходов или благодаря монопольной прибыли.

Неценовая конкуренция между работниками связана с их неравной продуктивностью, а также с неравными возможностями подачи работодателям «рыночного сигнала» о своих трудовых качествах и возможностях. Неценовая конкуренция между работодателями связана с неоднородностью предлагаемых рабочих мест, проявляющейся в различных условиях труда.

Добросовестная конкуренция происходит в рамках закона и этических норм; при недобросовестной конкуренции они нарушаются. Например, работники используют различные способы преувеличения в глазах работодателя собственных достоинств и/или умаления трудовых заслуг коллег по работе (конкурентов) с помощью доносов, интриг или порчи результатов их труда; при найме на работу предъявляется поддельный диплом о высшем образовании и т.п. Не исключена недобросовестная конкуренция и среди работодателей, например, при переманивании ценных работников или предоставлении им ложной информации об условиях труда, уровне травматизма, карьерных перспективах, психологическом климате в коллективе и т.п.

Социально-экономические последствия конкуренции на рынке труда достаточно противоречивы. С одной стороны, конкуренция способствует осуществлению прогрессивных изменений в структуре рабочей силы, побуждая людей менять профессию и сферу деятельности вслед за техническим прогрессом и изменением запросов рынка, повышать трудовую мобильность, осуществлять инвестиции в человеческий капитал. Конкуренция между работодателями побуждает их повышать заработную плату, предлагать работникам более весомый «компенсационный пакет», снижать уровень производственного травматизма, улучшать психологический климат, предоставлять работникам возможности развития и самореализации. Благодаря конкуренции ресурсы, в отраслевом и территориальном распределении которых принимает участие рынок труда, дают большую отдачу, повышая эффективность экономической системы в целом. С другой стороны, конкуренция вытесняет с рынка труда наиболее уязвимые по своим трудовым возможностям группы населения, углубляет неравенство.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные элементы интерфейса Access | Монопсония и монополия на рынке труда
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 2681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.