Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренция, ее функции и виды. Совершенная и несовершенная конкуренция




Рыночное предложение и его факторы. Закон предложения. Эластичность предложения. Рыночное равновесие.

Рыночное предложение — предложение товара всеми продавцами на рынке.
Основными показателями предложения выступают объем и цена предложения.
Объем предложения — это то количество товаров, которое готовы продать продавцы.
Цена предложения — это минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товаров.

Факторы рыночного предложения:

· 1.Цены на ресурсы. Могут либо стимулировать наращивание предложения (если они снижаются), либо препятство вать этому (если они растут).

· 2.Изменения в технологии производства. Совершенствование технологии позволяет с меньшими затратами произвести единицу продукции, что приводит к снижению издержек производства и увеличению предложения.

· 3.Налоги и субсидии. Налоги увеличивают издержки производства и уменьшают предложение. Субсидии снижают издержки производства и увеличивают предложение.

· 4.Цены на другие товары. Изменение цен на другие товары приводит к переливу ресурсов (уход фирм в другие отрасли). Уход производителей уменьшает предложение товаров.

· 5.Ожидания. Ожидания изменения цены продукта в будущем может повлиять на желание производителя поставлять его на рынок в настоящее время.

· 6.Число продавцов. При данном объеме производства в каждой фирме чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение.

· 7.Природные условия: стихийные бедствия, нанося ущерб экономике, влияют на сокращение предложения.

Закон предложения - выражает отношение прямой зависимости величины предложения определенного товара от уровня цены на него.

Эластичность предложения - характеризует степень изменения предложения в ответ на изменение цены.
Коэффициент предложения определяется следующим образом:

 

  К = В/Ц

где =

· В -процент изменения величины предложения

· Ц -процент изменения величины цены

Рыночное равновесие — это такая ситуация на рынке, при которой конкурентные силы спроса и предложения устанавливают цену, уравновешивающую их объемы.

Графически рыночное равновесие может быть представлено точкой пересечения кривых спроса и предложения.
В этой точке равновесной цене соответствуют равновесные величины спроса и предложения.
Различают =

· Стабильное (устойчивое) рыночное равновесие - имеет место тогда, когда нарушенное равновесное состояние восстанавливается опять

· Нестабильное (неустойчивое) рыночное равновесие - нарушенное равновесие рынка остается таковым на протяжении длительного времени.

Конкуренция — это борьба между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыт товаров и услуг, между потребителями за товары производителей, а также производителями и потребителями за источники доходов.

Конкуренция выступает в нескольких видах.
С позиций функционального проявления конкуренция бывает =

· отраслевой (между производителями одной отрасли)

· межотраслевой (между производителями разных отраслей, которые соперничают за деньги потребителей).

Если продавцы влияют на спрос посредством изменения в цене, то конкуренция выступает как ценовая. Она сводится к экономическому подавлению соперника (к его разорению) через сбивание цен.
При неценовой конкуренции продавцы делают упор на отличительные особенности своего товара, его качество, продвижение, упаковку, поставку, сервис.

Вид конкуренции называют чистой (свободной), или совершенной конкуренцией.

Свободная конкуренция означает ничем не ограниченную “войну всех против всех”.

Функции конкуренции:
1. Конкуренция способствует установлению равновесной цены. Так, если рыночная цена устанавливается выше равновесной, — предложение товаров превышает их спрос — образуется избыток товаров. В результате обостряется противоборство среди продавцов, которые стремятся продать свои товары подороже. В этой борьбе побеждает тот продавец, который продает свои товары дешевле других, т.е. он стимулирует спрос, сбивая цену на товар. Если же цена опускается ниже равновесной точки, — спрос превышает предложение—возникает дефицит товаров.
2. Конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации продукции. Благодаря конкуренции в любой отрасли производства в каждый данный момент устанавливается общая (равная) цена на однородную продукцию, которая обладает одинаковым качеством.
3. Конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Больший доход может получить лишь тот производитель, который затрачивает меньше ресурсов на единицу продукции, у кого выше качество.
4. Конкуренция усиливает социально-экономическое расслоение агентов рынка. В конкуренции участвуют товаропроизводители, имеющие неодинаковую экономическую силу. Соперничество продавцов и покупателей существенно меняет всю структуру рыночного хозяйства.

Соперничество на рынке разворачивается по трем “фронтам” —

· среди продавцов товаров,

· среди покупателей

· и между продавцами и покупателями.

Несовершенная конкуренция, в отличие от свободной, совершенной, ограничена влиянием монополий и государства.
Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции:

· 1) чистая монополия

· 2) монополистическая конкуренция

· 3) олигополия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.