Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности проектирования магазинов розничной торговли




Порядок согласования экспертизы и утверждения проектов

 

В целях повышения качества проекта и достижения

наилучших проектных решений и технико-экономических показателей проектируемых предприятий осуществляется согласование и экспертиза проектов.

В инвестиционном процессе установлен единый порядок согласования,

экспертизы и утверждения проектов.

Согласование разработанного проекта лежит на обязанности проектной организации. Она обязана согласовать технический проект с соответствующими организациями в части энергоснабжения, противопожарной безопасности, защиты окружающей среды и др.

Затем проект направляется заказчику для согласования с ним принятых проектных решений. После согласования проект подвергается экспертизе.

Порядок проведения государственной градостроительной документации и проектов строительства в РФ установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 585 "О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства".

Экспертиза является важным и действенным средством контроля за качеством проектирования, внедрением в производство новейших научно-технических достижений и эффективностью капитальных вложений.

Экспертизу проектов строительства осуществляют:

• Главгосэкспертиза Министерства экономики РФ;

• организации вневедомственной экспертизы республик, краев и областей,

городов Москвы и Санкт-Петербурга;

• экспертные подразделения Министерств и ведомств. Главгосэкспертиза

МинэкономикиРФ осуществляет экспертизу:


1) генеральных планов городов с численностью населения 500 тыс. человек и более и курортных городов; схем решения;

2) проектов строительства, осуществляемых за счет государственных капитальных вложений и государственного кредита;

3) объектов, осуществляемых за границей при техническом содействии

Российской Федерации;

4) объектов совместного с другими государствами пользования и с привлечением иностранных фирм при финансировании строительства этих объектов из республиканского бюджета или внебюджетных фондов РФ;

5) экспериментальных проектов и проектов массового применения,

 

разрабатываемых по планам бюджетных работ;

 

6) потенциально опасных и технически особо сложных объектов по перечню,

установленному Министерством

РФ.

Организации вневедомственной экспертизы республик, краев и областей, Москвы

и Санкт-Петербурга осуществляют экспертизу проектов строительства:

• объектов, осуществляемых за счет капитальных вложений, финансируемых из бюджетов республик, областей, краев, Москвы и Санкт-Петербурга;

• объектов, независимо от источников финансирования капитальных вложений, в части вопросов, относящихся к компетенции республиканских и местных органов уп- равления.

Экспертные подразделения министерств и ведомств проводят экспертизу

проектов строительства по вопросам, отнесенным к их компетенции, в соответствии с положениями о разграничении функций по экспертизе между министерствами, ведомствами и Министерством РФ.

ТЭО строительства объектов, имеющих важное народнохозяйственное значение

(в том числе с привлечением иностранных инвесторов), подлежат экспертизе в

Государственной экспертной комиссии Министерства экономики РФ.

При экспертизе проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий,

зданий и сооружений проверяется:

• соответствие проектов и смет задачам научно-технического прогресса;

• экономическая целесообразность строительства нового предприятия в сопоставлении с экономической целесообразностью реконструкции или увеличения мощностей действующих предприятий;

• прогрессивность технико-экономических показателей запроектированных предприятий по сравнению с показателями лучших предприятий, а также с утвержденными технико-экономическими показателями для предприятий данной

отрасли;


• наличие мероприятий по охране природы, исключающих загрязнение атмосферы, водоемов и почвы вредными выбросами и стоками и т.п.;

• соответствие технологических процессов, основного и вспомогательного оборудования новейшим достижениям науки и техники и научной организации труда;

• наличие решений, обеспечивающих создание наиболее благоприятных условий труда;

• эффективность принятых систем управления предприятием;

• обеспечение безопасности эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и соблюдение в проектах норм и правил пожарной безопасности и соблюдение норм и правил по охране труда, технике безопасности и санитарно-гигиеническим условиям труда;

• правильность решений генерального плана предприятия;

• соответствие архитектурно-строительных решений технологическим требованиям;

• соблюдение требований строительных норм и правил, государственных

стандартов;

• оптимальность принятых решений по энергоснабжению, водоснабжению,

теплоснабжению, канализации, отоплению, вентиляции;

• правильность определения сметной стоимости строительства (реконструкции)

предприятий, зданий и сооружений.

В результате экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию)

предприятий, зданий и сооружений составляется заключение по проекту в целом.

Заключение экспертизы по проекту и смете на строительство (реконструкцию)

предприятия, здания, сооружения должно содержать следующие разделы:

1) краткую характеристику проекта предприятия, здания и сооружения, описание основных проектных решений и таблицу технико-экономических показателей;

2) замечания и предложения по проектным решениям, технико-экономическим

показателям и сметам. Дается обоснование рекомендуемых изменений проектных решений, показателей и сметной стоимости строительства, а также ожидаемый эффект от их реализации;

3) общие выводы с оценкой качества проекта (включая сметную документацию),

позволяющие рекомендовать проект к утверждению или принять решение о возвращении его для доработки, а по экспертизе проектов в порядке выборочного контроля позволяющие одобрить проект или установить необходимость его переутверждения.

4) заключение экспертизы направляется организации, утверждающей проект, и

проектномуинституту.


Защита проекта в утверждающих инстанциях по поручению заказчика производится проектными организациями.

Экспертиза является важным и действенным средством контроля за качеством проектирования, внедрением в производство новейших научно-технических достижений и эффективностью капитальных вложений.

После экспертизы и положительного ее заключения проекты утверждаются соответствующим органом в зависимости от источников их финансирования:

• при строительстве за счет централизованных государственных капитальных

вложений, финансируемых из федерального бюджета — Госстроем РФ совместно с заинтересованным Министерством и ведомством. Как правило, утверждение этих проектов осуществляется в Госстрое РФ;

• при строительстве объектов за счет капитальных вложений, финансируемых из

соответствующих бюджетов республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга — утверждение проектов осуществляется органами управления субъектов РФ в установленном ими порядке.

По стройкам, осуществляемым за счет собственных финансовых ресурсов

заемных средств и привлеченных средств инвесторов, проекты на строительство объектов утверждаются непосредственно заказчиками (инвесторами).

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Что называется проектом? Виды проектов?

2. Каковы принципы проектирования объектов?

3. Какие существуют нормы проектирования?

4. Какие и сколько этапов проектирования, их содержание?

5. Что должно быть указано в ТЭО?

6. Что должно быть указано в задании на проектирование?

7. Сколько применяется стадий проектирования объектов?

8. Что должно быть указано в заключении экспертизы по проекту?

 

Глава 13. Особенности проектирования магазинов. Размещение предприятий розничной торговли в сельских районах

 

 

Торговля в том понимании, которое установилось в теории и на практике,

является формой обращения товаров народного потребления и средств производства,

осуществляемойспомощьюденег.


Главной функцией торговли является удовлетворение платежеспособного спроса населения в предметах потребления. Другой функцией торговли является возмещение

в деньгах стоимости произведенных и доставленных на рынок товаров. Через торговлю реализуется основная масса товаров путем обмена на денежные доходы. Через торговлю в обмен на денежные доходы население получает свыше 80% материальных благ и услуг. Этот обмен и торговое обслуживание населения осуществляются в магазинах и иных торговых предприятиях (павильонах, палатках) розничной торговли.

Магазин — это основное торговое заведение (по терминологии Госкомстата РФ

— предприятие), имеющее торговый зал для продажи товаров и обслуживания покупателей, а также подсобные и складские помещения для хранения запасов товаров, их обработки и подготовки к продаже.

Торговые предприятия, не имеющие залов для покупателей, относятся к иным

заведениям (палаткам, киоскам).

Ведущая роль магазинов объясняется их преимуществами перед другими торговыми предприятиями. Магазины, как более крупные торговые предприятия, создают необходимые условия для формирования ассортимента товаров, хранения товарных запасов, организации на высоком уровне торгового обслуживание покупателей.

В небольших населенных пунктах, где строительство магазинов экономически нецелесообразно, торговое обслуживание населения осуществляется через мелкорозничную торговую сеть: палатки, киоски, передвижные автолавки и др. В отличие от магазинов палатки, киоски проектируют в виде объектов легкой конструкции без торгового зала.

От численности и мощности магазинов и иных торговых заведений, от подбора ассортимента в них товаров зависит степень удовлетворения платежеспособного спроса. Магазины, павильоны и иные заведения назовем в совокупности условно предприятиями розничной торговли.

Сеть предприятий розничной торговли представляет собой большое количество магазинов, павильонов и иных торговых заведений, которые относятся к различным формам собственности (табл. 13.1).

По форме собственности их относят к государственным, кооперативным

(потребительской кооперации), частным.

Магазины любой формы собственности имеют особенности проектирования, отличные от проектирования промышленных предприятий, жилых домов и других объектов.

К числу особенностей проектирования магазинов розничной торговли относятся

следующие:


1) особые требования к объемно-планировочным решениям магазинов,

установленные строительными нормами и правилами;

2) преобладание в проектировании разработок типовых проектов, поскольку магазины в сельских районах относятся к объектам массового строительства;

 

 

Таблица 13.1

 

Структура численности предприятий торговли (магазинов, павильонов,

палаток)вРоссии на конец года 30

 

  1980 г. 1990 г. 2000 г.
тыс. %к итогу тыс. %к итогу тыс. %к итогу
Магазины, всего В том числе: - государственной торговли кооперативной торговли (потре- бительской кооперации) - частной торговли 358,9     184,3 174,6     —     51,4 48,6     0,0 367,4     185,5 181,9     —     50,5 49,5     09,0 620,0     59,3 90,7         9,6 14,6     75,8

 

 

Торговая площадь предприятий розничной торговли (магазинов) России

 

  1980 г. 1990 г. 2000 г.
млнм2 %к итогу млнм2 %к итогу млн м2 %к итогу
Торговаяплощадьмагазинов,всего 25,4   31,8      
В том числе: - государственной торговли 14,8 58,3 19,1 60,0 28,2 20,0
- кооперативной торговли (потре- бительскойкооперации) 10,6 41,7 12,7 40,0 17,3 12,3
Частной торговли 0,0 0,0 95,5 67,7

 

 

3) проектирование магазинов для сельских районов по сравнению с городскими

условиями имеет свои существенные особенности, вытекающие из специализации и типизации магазинов;

4) существуют принципиальные особенности проектирования размещения

магазиновв сельских районах от проектирования размещения магазинов в городах.

 


30 НародноехозяйствоСССР в 1990 г. М.: Госкомстат СССР, 1991. С. 146;

Вестник статистики. № 8'. 2000.


 


Остановимся на некоторых особенностях проектирования магазинов для сельских районов страны.

Здания предприятий розничной торговли по композиции подразделяются: 1) на отдельно стоящие торговые здания; 2) здания торговых комплексов; 3) торговые здания, пристроенные к жилым и общественным зданиям.

Основным направлением в развитии строительства зданий предприятий розничной торговли является сооружение отдельно стоящих торговых зданий, а также торговых комплексов, т.е. сблокированных (совмещенных) в комплексе зданий.

В сблокированном здании (комплексе) могут объединяться два и более предприятий торговли (магазинов), а также предприятия питания. Совмещение в одном здании нескольких предприятий торговли считается удобным для населения. Существуют два приема блокирования торговых зданий: по горизонтали (одноэтажные кооперированные здания) и по вертикали (двух-, трех- многоэтажные кооперированные здания). Такую блокировку следует осуществлять с учетом возможности самостоятельной эксплуатации каждого предприятия при широком кооперировании использования отдельных помещений (совместные вестибюли, сто- ловые для персонала) и коммуникаций (электроснабжения, водоснабжения и т.п.).

 

Рис. 13.1. Проект одноэтажного кооперированного здания столовой и продовольственного магазина. План первого этажа:

1 — торговый зал магазина; 2 — обеденный зал столовой;

3 — контора; 4 — кухня и помещение выдач обедов на дом;

5 — моечная; 6 — раздаточная

 

 

 
Вариантсостенамиизпанелей


 

Вариант со стенами из кирпича

 
Рис. 13.2. Универмаг торговой площадью 1000 м2

 

1-торговый зал 1 -администрация

3-кладовые

4-разгрузочная

5-мусорокамера

6-комиаты персонала 7 -туалеты для посетителей вгладильная

 

 

Рис. 13.3. 06ъемно-планировочная модель универмага с торговой площадью 1000 м2

 


 

 

Рис. 13.4. Двухэтажное кооперативное здание:

а — фасад; б — план второго этажа; в — план первого этажа;

1 — торговый зал; 2 — склад; 3 — контора;

4 — комната персонала

 

На рис. 13.4 приведены примеры расстановки торгового оборудования при торговле с продавцом и без продавца в продовольственном и промтоварном магазине.

Проектируемые здания должны удовлетворять определенным требованиям.

 

К торговым зданиям предъявляются следующие требования:

 

Технические требования — т.е. здания магазинов должны быть прочными и устойчивыми. Прочность и устойчивость здания тесно связаны между собой.

Здание должно быть прочным, т.е. выдерживать внешние воздействия, например, нагрузки от находящихся в здании машин, оборудования, людей, запасов товаров, а также стойким от разрушения. Здания должны быть устойчивыми от наклонения и перемещения. Устойчивость зависит от надежности фундаментов и оснований, прочности конструкций, качества строительных работ.

Прочность зданий определяет их долговечность. СНиП установлены 3 степени долговечности:

1 степень — со сроком службы 100 и более лет;

2 степень — со сроком службы не менее 50 лет;

3 степень — со сроком службы не менее 20 лет.

Архитектурные требования, предъявляемые к торговым зданиям, выражаются

главным образом в обеспечении архитектурной выразительности, т.е. здание должно быть привлекательным по своему внешнему виду, благоприятно воздействовать на

психическоесостояние людей, хорошо вписываться в застройку, не теряясь в ней.


Архитектурно-художественный облик здания достигается композиционным решением отдельных элементов здания (стен, дверных и оконных проемов, витрин и др.), доброкачественной отделкой здания.

Архитектура торгового здания должна создавать вместе с другими зданиями

достойную человека и общества жизненную среду.

Экономические требования к магазинам заключаются в том, чтобы при минимальных затратах труда и средств на постройку здания получить максимум полезной площади.

Кроме того, экономические требования должны распространяться не только на

единовременные строительные затраты, но и на эксплуатационные расходы в течение всего срока использования здания по назначению (расход воды, тепла, электроэнергии).

Для достижения эффективности в эксплуатации здания и предприятия должны

иметь рациональную планировку и структуру помещений, объемы и размеры корпусов и помещений.

Эксплуатационные требования торгового предприятия сводятся к тому, чтобы

здание наилучшим образом удовлетворяло своему назначению, т.е. обеспечивались удобное размещение оборудования, условия для труда и повышения его производительности, условия для технологического процесса.

Объемно-планировочные и конструктивные решения магазинов. Проект

магазина, как и всякого другого предприятия, здания, содержит два взаимосвязанных решения — объемно-планировочное и конструктивное.

В объемно-планировочном решении воплощаются идея проекта, функциональное назначение объекта, его габариты, структура помещений, планировка.

Конструктивное решение определяет возможность осуществления объемно- планировочного решения, применение определенных строительных материалов и конструкций.

Исходя из требований, предъявляемых к торговым зданиям, СНиП гл. 77

"Магазины. Нормы проектирования", в которых предусматривается, что объемно-

планировочные и конструктивные решения зданий магазинов должны приниматься

из условий обеспечения прогрессивной технологией, прогрессивными методами торговли (самообслуживание, применение тары-оборудования и др.), комплексной механизацией погрузочно-разгрузочных работ и применением средств транспорта.

С учетом требований, предъявляемых к торговым зданиям, определяют их размеры, конструкции, инженерное оборудование, состав помещений и др.

Эти требования обусловливают необходимость проектирования в составе

магазина ряда помещений, которые могут быть объединены по их назначению в

следующиегруппы:


• торговые помещения (торговые залы, зал приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров и другие помещения для обслуживания покупателей);

• помещения для приема и хранения товаров и для подготовки товаров к

продаже (приемочные, разгрузочные, кладовые, охлаждаемые камеры, помещения

для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отдела заказов);

• подсобные помещения (помещения для хранения тары, упаковочных

материалов, инвентаря, контейнеров, экспедиция по доставке товаров на дом, мастерские ремонта инвентаря и оборудования, пункт приема посуды, моечные, камеры для мусора);

• служебные и бытовые помещения (конторские помещения, столовые и буфеты

для персонала магазина, главная касса, помещение пожарно-сторожевой охраны, гар-

деробные, душевые, уборные).

Состав и площади помещений проектируют в соответствии со СНиП по проектированию магазинов.

Объемно-планировочное решение должно обеспечить оптимальную связь между группами помещений магазина.

К планировке помещений магазина предъявляются следующие основные требования (согласно СНиП по проектированию магазинов):

• торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки товаров к продаже и с помещениями для их хранения и должны быть расположены так, чтобы при необходимости их можно было изолировать от прочих помещений;

• помещения для хранения товаров не должны быть проходными;

• проходы в административные, бытовые, подсобные и технические помещения

не допускается проектировать через торговые залы и помещения для хранения и подготовки товаров к продаже;

• расположение помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже проектируют последовательным, прямолинейным, чтобы обеспечивать наиболее короткие пути к торговому залу;

• вход в охлаждаемые камеры предусматривают через тамбур или через

помещения подготовки к продаже товаров, для хранения которых предназначаются охлаждаемые камеры.

Принципиальная схема взаимосвязи помещений магазина показана на рис. 13.5.

При размещении продовольственного и непродовольственного магазинов в одном многоэтажном здании торговые залы продовольственного магазина располагают на

первомэтаже, а торговые залы непродовольственного магазина — над ними.


Торговый зал — основная часть магазина, где совершаются продажа товаров и обслуживание покупателей. Правильная организация потоков покупателей, создание удобств выбора товаров и эффективное использование торговой площади обусловливают необходимость осуществлять планировку торгового зала. Под планировкой торгового зала понимается размещение в торговом зале товарных отделов и секций с соответствующей расстановкой торгово-технологического оборудования (торговой мебели).

Проходы между оборудованием, установленным в торговом зале, должны быть запроектированы оптимальных размеров, с учетом габаритов покупателей с отборочными тележками и отборочными корзинами и создания удобств для отборки товаров в торговом зале магазина. Размеры габаритов покупателей показаны на рис.

13.6.

Кроме того, необходимо учитывать интенсивность покупательских потоков в магазине и габариты оборудования и применяемых средств механизации. Поэтому в практике проектирования в последние годы стали применять нормы проходов,

предусмотренныеСНиП.


 

 

 

Рис. 13.5. Структура и функциональная взаимосвязь помещений универсама

На рис. 13.6, 13.7 показаны функциональные размеры проходов в обеденных

залахив торговом зале продовольственных магазинов.


 

 

 

Рис. 13.6. Функциональные размеры проходов обеденных залов:

а, б — между столами в главных и боковых проходах;

в — на раздаточной линии с обгоном; г — то же, без обгона

 

На рис. 13.7 показана схема минимальных размеров проходов для покупателей с отборочными корзинами в продовольственном магазине самообслуживания: а — между кабинами контролеров-кассиров; б — между кабиной контролера-кассира и установленной параллельно с ней горкой;

в — между кабиной контролера-кассира и установленной торцом к ней горкой; г —

междукабиной контролера-кассира и столом для упаковки товаров покупателями;


 

 

Рис. 13.6. Функциональные размеры проходов в продовольственных торговых залах

магазинов

д — между параллельно располагаемыми горками; е — между прилавком —

витриной и оборудованием, установленным торцом к прилавку (витрине).

При использовании подъемно-транспортных средств для доставки контейнеров в торговый зал ширина проходов между линиями основного торгового оборудования допускается до 2,3 м.

Конструктивное решение здания должно соответствовать его функциональному назначению. Конструкция здания магазина должна быть такова, чтобы немеханическое, механическое и холодильное оборудование можно было устанавливать в любом месте торгового зала магазина. В связи с этим определенные требования предъявляются и к сетке колонн.

Шаг сетки колонн в торговых зданиях до сих пор применяли преимущественно 6

м, пролеты — 6 и 9 м, т.е. 6 х 6 м, 6 х 9 м. Назрела необходимость иметь сетки колонн


торговых зданий, и в частности пролетов, до 12 м, что вызывается функциональными требованиями, а в ряде случаев и экономическими соображениями.

Особое внимание должно быть уделено покрытию полов в торговых и подсобных помещениях. В торговых помещениях полы должны соответствовать характеру торгово-технологического процесса. В торговых залах магазинов, где проходят значительные потоки покупателей, покрытия должны быть прочными на истираемость и гигиеничными. Таким требованиям отвечают полы из твердых каменных материалов (гранит, мрамор), крупноразмерных керамических плит, мозаичные. Недопустимо строительство асфальтовых полов. В торговых залах магазинов должно предусматриваться кондиционирование воздуха.

Важное требование к проектным решениям — правильное определение этажности здания магазина. Сейчас в РФ и за рубежом наметилась тенденция к снижению этажности зданий магазинов. Как показывает отечественный и зару- бежный опыт, за последнее время стали чаще проектировать и строить торговые здания малой этажности. Это связано прежде всего с тем, что покупатели предпочитают одно- и двухэтажные магазины. Следует также учитывать, что наиболее удобным для организации торгового процесса является расположение торговых залов, кладовых и помещений для приема и подготовки товаров к продаже

на одном уровне. Трудовые затраты и эксплуатационные расходы в одноэтажных зданиях значительно ниже, чем в многоэтажных. Поэтому одноэтажное решение предпочтительнее.

В СНиП "Магазины" здания магазинов с торговыми залами общей площадью до

1500 м2предусматривается проектировать одноэтажными, без подвалов.

Высота этажей в зданиях магазинов согласно СНиП должна быть 3,3 м при площади торгового зала до 300 м2, в залах большей площади высоту устанавливают

4,2 м, в подвальных помещениях — 2,7 м.

Следует отметить, что действующие ныне строительные нормы, принятые для торговых зданий, существенно занижены. Практика показывает, что вновь построенные магазины не выдерживают длительных испытаний и в течение 10—15

лет морально и физически устаревают. Площади отдельных помещений магазинов оказываются малы и не могут быть трансформированы при изменении ассортимента

и методов торгового обслуживания.

Опыт строительства и эксплуатации зданий магазинов в условиях сельских районов показывает, что некоторые типы торговых предприятий имеют заниженную складскую площадь. Поэтому в таких магазинах торговые залы используют для хранения товаров и порожней тары. Недостаток подсобных помещений сдерживает торговлю товаров по образцам, хранение запасов которых предусматривается вне

торговогозала.


Вместе с тем имеются такие типы магазинов, у которых площади торговых залов занижены, а складских и подсобных помещений — завышены. В результате завышения площади подсобных помещений неэффективно используется общая площадь магазина.

Планировка и конструкция помещений магазина должны при необходимости позволять (без больших затрат) изменять схемы планировки магазина и торгового зала.

Это означает, что перестановка и установка нового оборудования не должны

вносить существенных изменений в строительные конструкции здания. Перегородки

в зданиях магазинов желательно иметь сборно-разборные, легко переносимые. Реконструкции магазинов и эффективному использованию торговой площади зачастую мешают опоры несущих конструкций. Чем чаще сетка колонн, тем меньше свобода реконструкции и ниже эффективность использования площади. Чтобы обеспечить легкость реконструкции и повысить эффективность использования мощностей магазинов, необходимо строить здания с возможно более крупной сеткой колонн.

Типовое проектирование торговых предприятий. Одним из важных направлений проектирования объектов массового строительства является разработка типовых проектов. Они предназначаются для многократного использования при строительстве.

Типовое проектирование занимает ведущее место в обеспечении строительства объектов массового назначения проектной документацией. В потребительской кооперации более 90% магазинов, павильонов, оптовых баз и складов строится по типовым проектам. Строительство по типовым проектам имеет преимущества:

1) в проектных организациях потребительской кооперации создается фонд (запас) типовых проектов. Из этого фонда можно выбрать в любое время нужный готовый проект;

2) проектирование обходится дешевле;

3) многие из проектов разработаны по нескольким вариантам мощности или

условий строительства.

Типовая проектная документация разрабатывается и утверждается в соответствии

с требованиями СНиП и Инструкцией по типовому проектированию.

При разработке типовых проектов также руководствуются классификацией зданий, номенклатурой типов предприятий отрасли.

Типовые проекты магазинов разрабатывают проектные организации потребительской кооперации (проектный институт "Роспроект" и др.). Проекты магазинов разрабатываются применительно к номенклатуре основных типов мага-

зиноврозничной торговли (табл. 13.2).


Отличие типового проекта от индивидуального проекта и его преимущества заключаются в том, что все лучшее, имеющееся в практике проектирования, должно быть заложено в типовой проект. При разработке типового проекта должны быть учтены не только условия строительства (природно-климатические, национально- бытовые и др.), но и требования архитектурно-художественной выразительности зданий, эксплуатационные качества зданий, индустриальные методы строительного производства, модульная система конструктивных элементов зданий, экономичность строительства.

Порядок разработки проектно-сметной документации при типовом проектировании определен инструкцией Госстроя РФ.

В потребительской кооперации проектирование типовых объектов ведется институтом "Роспроект" в соответствии с планом типового проектирования, утвержденным Центросоюзом. Работы, предусмотренные планом, выполняются проектным институтом по заданиям на проектирование.

Типовые проекты предприятий кооперативной торговли разрабатываются в две стадии — технический проект и рабочие чертежи.

При типовом проектировании руководствуются: основными направлениями развития типового проектирования; основными положениями по унификации объемно-планировочных и конструктивных решений зданий.

Типовые проекты разрабатываются как для определенных климатических

районов с учетом природно-климатических и местных условий (вечной мерзлоты,

сейсмичности и т.д.), так и для условного района с расчетной зимней температурой -

30°С и вариантами решений для районов с расчетной температурой -20°С и -40°С.

Типовые проекты предназначаются для многократного использования при строительстве одинаковых по своему назначению объектов.

Главным направлением в типовом проектировании является разработка таких проектов зданий и предприятий, в которых максимально используются типовые строительные конструкции и узлы на базе унифицированных объемно- планировочных решений.

Типовое проектирование занимает ведущее место в системе обеспечения строительства объектов массового назначения проектно-сметной документацией. В потребительской кооперации более 90% строительства предприятий розничной торговли осуществляется по типовым проектам. Многие из типовых проектов разработаны по нескольким вариантам мощности и других параметров или условий строительства.

Приразработке типовых проектов руководствуются:


основными направлениями развития типового проектирования в отрасли; основными положениями унификации объемно-планировочных и конструктивных решений

зданий;

Таблица 13.2

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.181 сек.