Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Структура психологических знаний




Курс лекций

Критерии оценки направления самопроизвольного протекания процессов

Характеристика системы Критерий оценки Условие равновесия Условие протекания самопроизвольного процесса
Изолированная система Энтропия S Δ S = 0, S = S max Δ S > 0
Неизолированная система, р,Т = const Изобарно-изотермический потенциал G Δ G = 0, G = G min Δ G < 0
Неизолированная система, V, Т = const Изохорно-изотермический потенциал F Δ F = 0, F = F min Δ F < 0

 

(конспект лекций составлен по учебнику Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб, Питер, 2000., Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию.- М.:МГУ. 1996.)

«Общая психология»

Предмет психологии – психика человека

Человек рассматривается как:

1. представитель биологического вида

2. член общества

3. его предметная деятельность

4. изучается закономерность развития конкретного человека

Взаимосвязи человека с окружающей действительностью можно условно разделить на три основные группы: организм – среда, индивид – общество, личность – культурный и нравственный опыт человечества.

Организм и природная среда. Человек включен в окружающую физическую среду, он связан с ней обменом веществ, необходимым для его жизнедеятельности. Как часть природы, человек – это живой организм, то есть целостность, которая подчиняется биологическим законам. Конечно, человек не только организм, но и физическое тело, однако как таковое он не становится предметом для психологического изучения.

Анализ жизнедеятельности организма важен для психологов потому, что одним из ее условий становится психическое отражение. Для нормального функционирования организма необходимы вещества, не содержащиеся в нем самом, и следовательно, активность, направленная вовне – в окружающую среду. С эволюционным развитием этой активности и связано возникновение психики. В истории философии, биологии, психологии психика считалась универсальным атрибутом: а) материи (панпсихизм); б) свойством живого (биопсихизм); в) приписывалась обладателям нервной системы (нейропсихизм); г) только человеку (антропсихизм). Правильный ответ о природе психики раскрывается в ее эволюционном значении. Как отмечал биолог А.Н. Северцев (1866-1936), психика возникает как средство приспособления, обеспечения двигательной активности организма в быстро меняющихся условиях среды. Критерий психического, предложенный советским психологом А.Н. Леонтьевым (1903-1979), состоит в том, что организм способен реагировать не только на жизненно важные свойства объектов, но и на такие, которые объективно связаны с первыми, но сами по себе не являются таковыми. Отражение реальных отношений между биологически нейтральными (абиотическими) и значимыми (биотичес­кими) свойствами среды было названо чувствительностью, или способностью организма к элементарным ощущениям.

Психическая полноценность организма заключается в нормальном осуществлении двух основных функций: а) побудитель­ной; б) регулярной (ориентирующей).

Побудительная функция психики реализуется в отражении организмом его текущих состояний, связанных с удовлетворением жизненно важных нужд (чувство голода, сытости, жажды, боли, опасности и т.д.). Регуляторная функция состоит в способности организма адекватно отражать окружающую среду в форме психических образов (ощущения, восприятия, память, воображение и т.п.) и направлять с их помощью свою двигательную активность.

Функционирование и развитие психики конкретного организма зависят от сохранности его анатомо-физиологических систем и от возможности осуществлять поведение, соответствующее видовому. Так, нормальное психическое развитие человеческого организма обеспечивается лишь в социальной среде, при общении с другими людьми.

Организмические свойства исследуются психологами, как правило, в специальных условиях, отвлеченных от социальных влияний. Так, при изучении чувствительности испытуемым предъявляют бесформенные световые вспышки или простые однотонные звуки, отличающиеся лишь по интенсивности. В исследовании химических эквивалентов, общих для различных общественных и национальных групп (и характерных также другим приметам), определяются фундаментальные эмоции, сложившиеся в ходе биологической эволюции. И все же полностью отвлечься от социальных влияний на психические процессы едва ли возможно, ведь человеческий организм всегда принадлежит члену определенного общества.

Индивид и общество. Подобно тому, как биологическая целостность организма включает в себя все необходимое для обеспечения его нормальной жизнедеятельности, цельность человека в качестве социального существа определяется его полноценной жизнью в обществе.

Типовые социальные связи и отношения, в которые вступают люди, изучаются также в социологии, этнографии и других науках. Но именно психология исследует содержание и структуру тех психических свойств и психологических особенностей индивида, которые позволяют ему занимать свое место в общественных отношениях.

Совокупность всех социальных отношений, в которых живет и действует индивид, находит отражение в образе жизни данного общества и его членов, наделенных теми или иными правами и обязанностями. Их существование и предполагает наличие у каждого индивида определенных психических качеств, способностей, черт характера, то есть того психического облика, который составляет не просто личные его особенности, но необходимые и значимые социально.

Психологические качества социального индивида определяются конкретными общественно-историческими условиями. Но так же как в любых сообществах существуют сходные социальные институты, среди этих качеств есть универсальные. К ним относятся: а) наличие сознания (здесь – способности отвечать за свои поступки); б) знания правовых, этических и других норм поведения; в) способности к овладению языком произвольно управляемых психических функций (которые в отличие от натуральных организмических Л.С. Выготский назвал “высшими”), то есть произвольных внимания и памяти, речевого мышления, способности к контролю своих побуждений и т.д.

Методологические основы психологии в определении объекта, предмета и метода психологии.

Б.Г.Ананьев определяет человека как индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность.

Наука о человеке. Наука о человеке, как биосоциальный представитель вида в развитии.

Психология как наука рассматривается как житейская и научная.

Структура психических явлений: психологические процессы, психические состояния и психические свойства.

Отрасли психологии. Отрасли психологии можно различать по нескольким критериям:

по сферам деятельности (в частности, профессиональной), то есть по тому, что делает человек: инженерная, педагогическая деятельность и др.;

по тому, кто именно эту деятельность выполняет, является ее субъектом и вместе с тем объектом психологического анализа: человек определенного возраста (детская и возрастная психология), группы людей (социальная психология), представитель той или иной национальности (этнопсихология), пациент психиатра (патопсихология);

по конкретным научным проблемам: связь нарушений психики с мозговыми поражениями (нейропсихология), психических и физиологических процессов (психофизиология).

Зоопсихологии, сравнительная психология, Физиология ВНД, Генетика, ЦНС.

Локализационная теория. Параллелизм. Зоны переслаивания. Психические функциональные системы.

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.

Область психического в широком понимании – это:

1) отражение простейшими животными тех отдельных свойств окружающей среды, которые оказываются значимыми для поиска жизненно важных веществ;

2) сознательные представления сложных связей природного и социального мира, в котором живет и действует человек.

Отражение – всеобщее свойство материи, состоящее в способности объектов воспроизводить признаки, структурные характеристики и отношения других объектов. 1.Раздражимость, чувственность образа. Сенсорные и когнитивные образы..

Структура психики: сознание и бессознательное.

Сознание – это высшая форма психики, необходимая для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности. Сознание представляет содержание поддерживающееся произвольной регуляцией.

С определением предмета и появлением специальных методов его исследования связаны и остальные, также существенные различия научной и житейской психологии: 1) откуда и каким путем приобретаются психологические знания; 2) в каких формах они сохраняются; 3) благодаря чему передаются, воспроизводятся.

Научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений.

Человек, его психическая, сознательная жизнь одновременно являются здесь и субъектом (как в других науках), и объектом познания. Отсюда следует, что определенное знание устанавливаемых наукой закономерностей уже дано изучаемому объекту в его внутреннем переживании, представлении – “на себе”.

Таким образом, в традиционной психологии сознание и поведение были принципиально разобщены, они как бы расходились по двум полюсам в своих крайних проявлениях, обедняющих реальность. Сознание рассматривалось лишь как рефлексия психических состояний, а поведение (именно поведение, а не практика, деятельность) – лишь как совокупность внешне наблюдаемых реакций. Напротив, современная, в том числе марксистская, психология стремится исследовать психические, сознательные явления как включенные в реальную деятельность людей во всей полноте и многообразии ее причинных связей. Принцип единства сознания и деятельности (выдвинутый С.Л. Рубинштейном в 1934 г.) – такое название получило в отечественной психологии главное методическое основание нового исследовательского пути. Следует признать, что становление психологической науки на данном основании – трудная задача, решение которой еще далеко не завершено.

В единстве этих задач и состоит специфика научной психологии.

Не только исследование представлений человека о мире и о себе, но разработка и коррекция этих представлений должны оказать помощь человеку в трудных жизненных ситуациях – таков ее гуманитарный аспект.

Закономерно, что конкретные направления психологии возникали в ее взаимосвязи с различными видами общественной практики. Как прикладная наука психология является весьма разветвленой, многоотраслевой.

Таким образом, положение психической науки определяется ее двумя разнонаправленными тенденциями. Первая из них – стремление стать естественнонаучной дисциплиной, вторая – занять место житейской психологии. Обе эти цели принципиально недостижимы, но каждая из них порождает конкретные задачи.

Гуманитарный аспект психологии заключается не только в изучении, но и в практике создания этих представлений как способа преодоления конфликтных ситуаций, осмысления и продуктивного развития жизненного опыта. Научная и житейская психология, сохраняя принципиальные различия, вступают в необходимые взаимные связи. Психологическая наука, развитие которой можно вслед за С.Л. Рубинштейном представить в виде пирамиды, сильна своим основанием. Житейское осмысление разнообразной психологической реальности не исчезает с появлением специальной науки, но является, напротив, постоянным источником ее жизнеспособности. Вместе с тем научные достижения активно проникают в обыденную жизнь, предлагая новые, эффективные методы ее законов, воспитания и развития личности.

Научная психология в целом – это попытка осознать, регулярно осмыслить, воспроизвести и усовершенствовать существующий и постоянно развивающийся опыт психической жизни современного человека.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.