Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Онтогенез психики




 

Развитие психики человека непрерывно в течении жизни. Эти изменения особенно очевидны при сравнении младенца, школьника, взрослого человека и старика.

Как вы уже знаете, развитие организма от момента образования зародыша до его смерти называется онтогенезом. Термин «онгогенез» был введен немецким биологом Э. Геккелем. Много веков существует загадка появления сознания, эмоциональных переживаний, творческих взлетов, сложного внутреннего мира у человека, который при рождении так хрупок и беспомощен, лишен возможности сказать о своих переживаниях и нуждах.

Психология всегда рассматривала проблему психического развития как одну из центральных. От ответа на вопросы «Как возникает психика? Что определяет ее развитие» Зависит и теоретический, и практический фундамент психологии. Еще в рамках философских концепций высказывались противоположные взгляды на природу психики. Одни ученые отдавали предпочтение среде как источнику психического и отрицали роль врожденных, биологических факторов в психическом развитии человека; другие, наоборот, считали, что природа — идеальный творец, и дети с рождения наделены «хорошей» природой, нужно лишь довериться ей, не мешать естественному развитию.

Современная психология развития отказалась от противопоставления биологических и средовых (социальных, культурных) факторов в пользу понимания важности и тех и других в психическом развитии человека. Однако перед психологией стоит задача раскрыть представление об их единстве. Этот вопрос интенсивно изучает психогенетика. Уже получены существенные данные о роли генетических и cpедовых факторов в развитии интеллекта человека, некоторых заболеваниях (например, алкоголизма, аутизма), ведутся интенсивные исследования темперамента и личности человека.

Генетическим исследованиям адресованы два вопроса психологии развития: «И меняется ли наследуемость в процессе развития?» и «Как генетические факторы распределены на разных возрастных отрезках?» Когда оцениваются эффекты наследуй, мости, то важным является представление, возрастает ли роль наследственности т. процессе жизненного цикла либо она становится менее значительна. Большинство людей и даже специалистов, профессионально занимающихся проблемой развития ответят, что роль наследственности становится менее важной в жизни человека с воз­растом. Кажется, что жизненные события, образование, работа и другой опыт аккуму­лируются в течение жизни. Этот факт предполагает, что окружающая среда, особенно­сти образа жизни оказывают возрастающее влияние на фенотипические различия, что с необходимостью ведет к уменьшению роли наследуемости. Наследуемость боль шинству людей представляется раз и навсегда заданной, а генетические эффекты не­изменными от начала жизни до ее конца.

Ответ на вопрос о постоянстве величины генетических эффектов в процессе раз­вития анализируется в области психогенетики при помощи лонгитюдных исследова­ний. Психогенетические исследования показали, что влияние генетических и средо­вых факторов неравномерно представлено как в различных аспектах психического развития, так и в течение жизни человека. Данные, полученные в настоящее время, позволяют выделить два важных переходных периода генетических влияний в развитии интеллекта. Первый — это переход от младенчества к раннему детству, и второй — переход от раннего детства к младшему школьному возрасту. Все теории ког­нитивного развития выделяют эти периоды как важнейшие.

Данные психологии развития и психогенетики указывают на то, что генетические передовые факторы определяют становление человека. Большой вклад наследствен­ности в интеллектуальное развитие является результатом того, что активизированы все генетические программы. Незначительный же вклад генетического фактора на раннем этапе развития интеллекта указывает на то, что для реализации потенциала человека факторы среды (формы обучения, родители, общество) должны максималь­но способствовать реализации его генетических возможностей.

Современная психология располагает значительным объемом знаний о развитие человека, начиная с пренатального периода (до рождения). Один из основных вопросов касается того, можно ли представить ход развития в виде непрерывных изменений постепенно совершающихся с человеком, пли это процесс скачкообразный (постадиийный)? Понятие «стадии» используется здесь достаточно специфически, подразумевая сущностные изменения в характеристиках индивида, которые реорганизуют его поведение. Американский психолог Дж. Флэвелл предложил следующие критерии стадий развития:

1.Стадии выделяются на основе качественных изменений. Они связаны не столько с возможностью делать что-то лучше или больше, сколько с тем, чтобы делать этого другому. Например, ребенок сначала начинает передвигаться, ползая по полу, а затем начинает ходить. Это качественно иной тип локомоции, и поэтому данный аспект моторного развития является одной из характеристик стадии развития.

2.Переход от одной стадии к другой отмечается множеством одномоментных» изменений различных аспектов детского поведения. Например, когда дети учатся говорить, это предполагает понимание символического значения слов. Но в то же время они начинают использовать в игре символические свойства объектов, воображая кубик — это машина, а кукла — человек. Таким образом, на данной стадии наблюдается широкое распространение эффекта освоения символических функций.

3.Переходы между стадиями обычно происходят очень быстро. Хорошим примером является стремительное увеличение размеров тела подростка. Похожая быстро реорганизация наблюдается и в других областях. Осваивая родной язык, ребенок сначала научается первым 20 словам, после чего происходит экспотенциальный рост количества выученных слов.

Психологи, принимающие концепцию стадийного развития (Ж. Пиаже, 3. Фрейд Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксои и др.), далеко не во всем согласны друг с другом. Однако они признают, что стадийность развития не исключает, а скорее предполагает непрерывность этого процесса. Более того, непрерывность процесс развития и обеспечивает преемственность на различных его стадиях.

Развитие человека индивидуально. В его онтогенезе реализуются как общие закономерности развития представителя вида Homo sapiens, так и индивидуальны особенности развития каждого человека.

Каждый человек имеет уникальные вариации генетических программ и уникаль­ные обстоятельства, в которых эти программы реализуются. Таким образом, в разви­тии человека можно рассматривать универсальные и индивидуальные закономерно­сти жизненного цикла, формирования психических способностей и становления психики в целом. Одной из закономерностей развития человека является его цик­личность. Периодизация психического развития — это попытка выделить общие за­кономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека.

Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и даже месяца жизни человека имеет разное значение, которое определяется прежде всего тем, какое место этот временной диапазон занимает в цикле развития. Так, отстава­ние в интеллектуальном развитии на 6 месяцев для 2-летнего ребенка является очень серьезным показателем неблагополучия, тогда как то же отставание для ребенка 6 лет рассматривается как некоторое снижение темпа развития, а у ребенка 16 лет считает­ся и вовсе незначительным.

Вторая особенность состоит в гетерохронности (от греч. етероС, — другой + xpovot,— время) развития. Это означает, что развитие человека происходит неравномерно как "отношении разных психических процессов, так и в отношении отдельных аспектов индивидуального развития человека. Так, процессы восприятия характеризуются Ранними сроками развития, тогда как развитие эстетического восприятия человека происходит в зрелые периоды его жизни.

Критическим периодом является диапазон развития, когда функция или способность могут быть реализованы только в этот период. Критические периоды в человеческом развитии чрезвычайно редки. Они встречаются в период пренатального развития или на самых ранних этапах развития младенца. Если функция или способность не имели возможности актуализации в критический период своего развития, они могут быть потеряны безвозвратно. Примером критического периода в развитии человека может служить развитие бинокулярного зрения у младенцев. Критический периоддля развития стереоскопического зрения определяется от 13 недель до 2-летнего возраста. Если у ребенка косоглазие (страбизм), поврежден один глаз или врожденная катаракта одного или обоих глаз и дефекты не исправлены в данный период, то стереоскопическое зрение у него будет неразвито, компенсация данного нарушения более позднем возрасте уже невозможна.

У психологов не существует единого мнения по вопросу о критических периодах Л. С. Выготский считал, что психическое развитие ребенка имеет стабильные и кри­зисные этапы. Кризисные этапы — это время поворота в психическом развитии, когда происходит появление новых психических образовании, которые он называл новооб­разованиями. Развитие речи приводит к тому, что мышление становится речевым а речь — интеллектуальной у детей уже 2-летнего возраста. Однако данное понимание кризисных этапов скорее соответствует определению сензитивного периода.

Психологическое старение многообразно и разнолико. От типа протекания периода старения может зависеть и творческая активность человека. Ф. Гизе выделяет три типа старости:

1) «старик-негативист», отрицающий у себя какие-либо признаки старения;

2)«старик-экстраверт», признающий наступление старости через внешние признаки (выросли дети, появились новые технологии, изменились взгляды, измение круг общения и т. д.);

3)«старик-интроверт», человек для которого характерно острое переживание процесса старения, он теряет интерес к новому, погружается в свои воспоминания, живет прошлым, стремится к покою.

Периодизации личностного развития человека. Представления о личности в пых концепциях и теориях очень различны. Одни концепции считают личность: продуктом разворачивающейся биологической тенденции, другие — продуктом социума и культуры. Приведем примеры периодизации развития личности, наиболее известные в психологической литературе.

По Фрейду, развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Движущей силой развития личности является врожденная энергия — либидо. В разные возрастные периоды развития человека она реализуется через эрогеннные зоны, характерные для данного возраста. Если либидо не получает своего удовольстворения на данном этапе развития или удовлетворяется неадекватным образом, то исходит остановка развития человека на данной стадии и у него фиксируются о деленные черты личности. Фрейд выделил пять стадий личностного развития.

1. Оральная стадия (от рождения до года). Удовлетворение либидо достигается за счет орального контакта во время сосания, покусывания или жевания. Невозможность реализации либидо на этой стадии приводит впоследствии к возникновению таких пороков, как курение, чревоугодие, словесная агрессия. Личность человек, характеризуется такой чертой, как зависимость от окружения и пассивность.

2. Анальная стадия (от 1 до 2 лет). Приучение ребенка к чистоплотности ведет к перемещению удовлетворения либидо в анальную область тела. Нарушения развития на этой стадии могут быть обусловлены неверным поведением родителей. Родители могут придавать слишком большое значение данному процессу, постоянно (пировать внимание ребенка на необходимости соблюдать чистоту тела, выражать ) бурную радость удачным действиям ребенка, либо отвращение к его экскрементам. Суровость в процессе приучения к чистоплотности рождает у ребенка страх поте контроль над своим сфинктером, не оправдать ожидания родителей. Непоследовательное поведение родителей также является фактором, нарушающим развитие данной стадии. Они хаотично приучают ребенка к туалету, то ругают, то хвалят. Такая неупорядоченность требований и действий рождает трудности в регуляции поведения ребенка, что также нарушает его развитие.

Фиксация ребенка на этой стадии приводит к развитию таких черт личности, как пунктуальность (точная своевременность действий), скупость (стремление все сберечь для себя), чрезмерная чистоплотность (стремление убрать все грязное) или упрямство (немотивированное, систематическое сопротивление или отказ делать то, чего ожидают другие люди).

3. Фаллическая стадия (от 2 до 5 лет). Ребенок интересуется своими половыми органами и половыми органами других детей. Он начинает постигать половые отличия мальчиков и девочек. На фаллической стадии развивается эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек. Суть комплекса состоит в том, что ребенок испытывает нежные чувства к родителю противоположного пола и агрессию по отношению к родителю своего пола, которого ребенок считает соперником и подсознательно хочет устранить. Конфликт, связанный с эдиповым комплексом, разрешается путем отказа ребенка от нежных чувств к родителю противоположного пола и отождествления себя с родителем того же пола, что представляется меньшим злом для ребенка, чем агрессивные чувства.

Комплекс Эдипа может быть рассмотрен как необходимый этап психосексуально­го развития ребенка. Становление полового сознания предполагает представление не только о своем поле, но и о другом, то есть должно быть представление не только о мужском, но и о женском. Возникающая нежная любовь к родителю противополож­ного пола выполняет функцию освоения форм поведения, ролей, способов выражения чувств другого пола. Возврат к отождествлению с родителем своего пола позво­ляет перевести половое развитие на новый уровень биполярной ориентации, где ребенок учится не только ценностям, ролям и стереотипам, свойственным его полу, но и сравнивает их со свойственными другому.

Фиксация на этой стадии может лежать в основе некоторых гомосексуальных ори­ентации (когда ребенок отождествляет себя с родителем противоположного пола), а также может обусловить в дальнейшем выбор партнера как заместителя родителя (жена-мать, муж-отец).

4. Латентный период (от 6 до 11 лет). Само название этого периода указывает на скрытый характер проявления либидо. Характерно явное снижение сексуальной ак­тивности и интересов к сексуальным вопросам. Центральными моментами данного этапа становятся обучение и социализация. Ребенок осваивает формы поведения, свойственные каждому полу. Фрейд не указывает на возможности фиксации на этой стадии развития. Однако можно предположить, что недостаточное освоение форм, установок полового поведения может привести к фиксации в виде психического ин­фантилизма, неадекватного понимания своей половой роли и половой роли противо­положного пола.

5. Генитальная стадия (начинается при половом созревании). Подростки начина­ют ориентироваться на половое удовлетворение с партнерами противоположного пола. Человек приближается к зрелости, критериями которой Фрейд считал способ­ность работать и любить. Любить другого человека ради него самого, а не потому, что он соответствует подсознательным установкам, сложившимся в результате фикса­ций на предыдущих стадиях.

Ограничения концепции развития личности Фрейда были компенсированы в теории развития «эго-идентичности» (тождественности «Я») последователя Фрейда Э. Эриксона. Развивая псих анализ, он внес существенные изменения в понимание движущих сил развития человеческой личности. Теорию Эриксона называют также эпигенетической теории развития личности. Эриксон, не отказываясь от основ психоанализа, развил идею идущей роли социума в развитии представлений человека о своем «Я».

Эриксон предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития существуют стадии развития «Я», в ходе которых индивид ycтанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Становление личности, по Эриксону, не заканчивается в подростковом возрасте происходит всю жизнь. Каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, которые могут принимать положительные или отрицательные значения. Благоприятный или неблагоприятный исход кризиса данной стадии будет определять возможность последующего расцвета личности.

Эриксон описал восемь кризисов в развитии эго-идентичности человека и, таю образом, представил свою картину периодизации жизненного цикла человека.

Первая стадия — орально-сенсорная (от рождения до года). Эта стадия («криз первого года жизни») соответствует классической психоаналитической оральной стадии и связана с тем, удовлетворяются или не удовлетворяются основные физиологические потребности ребенка. В случае удачного социального взаимодействия будетформироваться доверие к окружающему миру, а в случае неудачного — недоверие

Вторая стадия — мышечно-анальная (от 1 до 3 лет) совпадает с анальной стадии Фрейда. В этот период, полагает Эриксон, у ребенка развивается чувство автономности на основе овладения моторными навыками, психическими способностями, навыками чистоплотности. Если родители оказывают поддержку ребенку, не торопят е не ругают за просчеты, кризис имеет положительный итог. Если родители бранят ребенка, считают его неумелым или не дают возможности самому достичь желаемого результата, будет реализован отрицательный полюс его развития. У ребенка возможно нет чувство стыда и неуверенности в своих силах.

Третья стадия — локомоторно-генитальная (от 4 до 6 лет). Ребенок на этой стад осваивает многие сложные психомоторные навыки (езда на велосипеде, лыж; Коньках), придумывает игры, способен занять себя и даже быть помощником. Социальный параметр этой стадии развивается между чувством инициативы на одном полюсе и чувством вины на другом. Взрослые, которые способствуют проявлении инициативы ребенка, осуществлению его планов, помогают ему пройти кризис с Положительным результатом. Тогда как сомнения взрослых в возможностях ребенка, нежелание и боязнь его инициативности приводят к тому, что ребенок уносит чув­ство вины на следующую стадию развития.

Четвертая стадия — латентная (от 6 до 11 лет). Это период обучения в школе, когда у ребенка особенно актуализированы познавательные способности и он осваи­вает знания и навыки данного социума. Взрослые, поощряя тягу ребенка к освоению нового, к достижению результатов, поддерживают в нем чувство компетентности. На­смешки дома и в школе, неудачи в учебе и дружбе со сверстниками способствуют развитию у ребенка чувства неполноценности, которое будет трудно преодолеть на следующих стадиях развития.

Пятая стадия — кризис подросткового возраста. Эриксон считает, что возникаю­щий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Подросток созревает физиологически и психологически, и у него появляются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни, новые ощущения собственного тела. У подростка встает задача объединить все, что он теперь знает о самом себе, своих новых ролях, в единое целое, осмыслить все это, связать с прошлым и проецировать в будущее.

Если подросток справляется с этой задачей психосоциальной идентификации, то у него появляется ощущение видения себя в перспективе, продолжении. На этой ста- -дни родители играют только косвенную роль. Кризис подросткового возраста есть результат всех предыдущих. Если у ребенка было доверие к миру, чувство инициативы, компетентности, то его шансы на идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности, значительно возрастают. Для недоверчивого, стыдливого, неуверенного, осознающего свою неполноценность подростка решить задачу идентификации будет очень сложно.

Подросток не может определить свое «Я», и у него появляются симптомы путани­цы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и куда идет. Подобная пу­таница ролей часто приводит подростков в группы правонарушителей, наркоманов, алкоголиков. Однако отрицательное прохождение кризиса подросткового возраста еще не означает, что человек останется неприкаянным на всю последующую жизнь, а тот, кто обрел ясные представления о своем «Я», не будет разочарован в столкнове­ниях с жизнью. Эриксон подчеркивал, что жизнь представляет непрерывную смену аспектов развития, и успешное решение проблем на одной стадии не гарантирует че­ловеку отсутствия проблем на последующих.

Шестая стадия —ранней зрелости (20-25 лет). Специфический для этой стадии параметр заключен между положительным полюсом близости и отрицательным отчужденности (одиночества). Под близостью Эриксон понимает не только физиче­скую близость к кому-либо, но и близость к «Я». Такое обретение себя в другом чело­веке возможно при построении семьи или в дружбе. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда его уделом становится одиночество — состоя­ние человека, которому не с кем разделить свою жизнь, не о ком заботиться.

Седьмая стадия — средняя зрелость (26 лет - 64 года). Основная проблема этой стадии — выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность связана с заботой о будущем поколении, о понимании общечеловеческого контекста не только собственной жизни, но и жизни своих детей.

Проблема жизненного пути человека была сформулирована в психологии в целях наиболее полного и адекватного исследования психологических особенностей лич­ности. Она дополняла работы, посвященные исследованию структуры личности, вы­явлению движущих сил развития личности, проверке гипотезы о влиянии личност­ных особенностей на познавательные процессы. Проблема жизненного пути была поставлена Ш. Бюлер, но исследована позднее — в ряде работ отечественных и зару­бежных психологов.

Осознание необходимости обсуждения в психологических кругах проблемы жиз­ненного пути возникло вслед за изменением представлений о человеке в целом и о личности в частности. Личность стала рассматриваться двояко: и как объект, и как субъект жизни. Как объект жизненного процесса личность подвергается воздействию условий, событий жизни, находится под влиянием социальных отношений, культур­ных традиций и нравственных законов. Обладая качеством субъекта жизни, личность организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществля­ет избранное направление.

Обсуждение проблемы жизненного пути личности ведется с помощью целого ряда понятий: «жизненный путь», «стратегия жизни», «жизненная цель», «жизненная пер­спектива», «психологическая перспектива», «личностная перспектива», «жизненные задачи», «пространство и время жизни», «инициатива» и «ответственность», «стиль Жизни», «жизненный план», «сценарий жизни».

Жизненные планы и жизненный сценарий. Структурным воплощением жизнен­ного процесса и его позитивной части — жизненной перспективы — становится жиз­ненный план, который представляет собой стратегию жизни. Совокупность жизнен­ных тактик образует жизненный сценарий. Существуют, по крайней мере, два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью ее планирова­ния и сценарного воплощения.

Согласно первому подходу, представленному работами отечественных авторов (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. Подчеркивается роль родителей в формировании представлений ре­бенка о целях и структуре жизненного пути. В конечном итоге, по выражению С. Л. Рубинштейна, человек сам определяет свое отношение к жизни, гармонично или дис­гармонично связывая между собой трагедию, драму и комедию. Он полагает, что только определенные соотношения этих мировоззренческих чувств этически оправ­даны, приемлемы, закономерны как выражение отношения человека к типичным си­туациям жизни.

Второй подход (А. Адлер, К. Роджерс, Э. Берн и др.) построен на уверенности В преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сцена­рия, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. Согласно этим концепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни — как постепенно развертывающийся жизненный план, ограни­чивающий И структурирующий жизненное пространство личности.

На выбор жизненного сценария влияет целый ряд фак­торов, которые обсуждаются в рамках этого подхода. Такими факторами являются порядок рождения ребенка в семье, влияние родителей (их действий, оценок, эмоцио­нальной поддержки или депривации и др.), влияние де­душек и бабушек, принятие ребенком своего имени и фамилии, случайные экстремальные события и др.

Жизненный план формируется на основе ранних жиз­ненных событий, впечатлений, которые соотносятся с ка­ким-либо знакомым ребенку сценарием, заимствованным А. Адлер (1870-1937) из сказки, рассказа, истории, мифа, легенды, картины.

Сценарий запускается в детском возрасте. В подростковый период он проходит ста­дию доработки, приобретает определенную структуру. Позднее он используется взрослым человеком для структурирования жизненного пространства, оптимально­го взаимодействия с окружающим миром и прогнозирования ближайшего и отдален­ного будущего.

Основными составляющими сценария являются:

1) герой, с которым идентифицирует себя ребенок;

2) антигерой, который воплощает отвергаемые ребенком черты;

3) идеальный герой, черты характера которого пока отсутствуют у ребенка, но именно он определяет направление личностного роста;

4)сюжет — модель событий;

5) другие персонажи, участвующие в жизненном процессе;

6) свод нравственных правил.

Личность способна выбирать разные сценарии или модели поведения. Одни из них могут способствовать успеху, другие — приводить к неудаче, но все они позволя­ют ребенку и взрослому структурировать жизнь, задавать ей определенное направле­ние, которое обеспечивает возможность достижения жизненной цели.

В соответствии с теоретическими и эмпирическими исследованиями жизненных планов разрабатываются психотерапевтические приемы, направленные на диагно­стику, а в случае необходимости — и на изменение «сценария неудачника».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.