Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий. Атрибуция — приписывание какого-либо непосредственно не воспринимаемого свойства предмету, человеку или явлению-




Тема: МОТИВАЦИЯ

АТРИБУЦИЯ — приписывание какого-либо непосредственно не воспринимаемого свойства предмету, человеку или явлению-

АТРИБУЦИЯ КАУЗАЛЬНАЯ — приписывание некоторой объяснительной причины наблюдаемому действию или поступку человека.

АФФИЛИАЦИЯ — потребность человека в установлении, сохранении и упрочении эмоционально положительных: дружеских, товарищеских, приятельских отношений с окружаю­щими людьми.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сфе­ры его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

БИХЕВИОРИЗМ — учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека и изучается его зависимость от внешних и внутренних материальных стимулов. Б. отрицает необходимость и возможность научного исследования собственно психических явлений. Основателем Б. считается американский ученый Д.Уотсон.

ВЛЕЧЕНИЕ — желание, или потребность, что-либо сделать, побуждающее человека к соответствующим действиям.

ВЫТЕСНЕНИЕ — один из защитных механизмов (см.) в психоаналитической теории личности (см. психоанализ). Под действием В. из памяти человека выводятся из сознания в сферу бессознательного сведения, вызывающие у него сильные неприятные эмоциональные переживания.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, в которой человек рассматривается как высшее духовное существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению. Г.п. возникла в первой половине XX в. Основоположниками считаются американские ученые Г.Оллпорт, А.Маслоу и К.Роджерс

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совер­шенствование действительности и самого себя.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДМЕТНАЯ - деятельность, подчиненная в своем течении особенностям предметов материальной и духовной культуры, созданных людьми. Рассчитана на усвоение способов правильного употребления этих предметов людьми и развитие их способностей.

ДИСПОЗИЦИЯ — предрасположенность, готовность человека к определенным внешним или внутренним действиям.

ДРАЙВ — понятие, обозначающее неосознаваемое внутреннее влечение общего характера, порождаемое некоторой орга­нической потребностью. Используется в психологии мотивации и в теории научения.

ЗАКОН ЙЕРКСА—ДОДСОНА — криволинейная, колоколообразная связь, существующая между силой эмоционального возбуждения и успешностью деятельности человека. Показывает, что наиболее продуктивной деятельность бывает при умеренном, оптимальном уровне возбуждения. Открыт в начале XX в. американскими психологами Р.Йерксом и Дж.Додсоном.

ЗАМЕЩЕНИЕ (сублимация) — один из защитных механизмов, представляющих собой подсознательную замену одной, запретной или практически не достижимой, цели на другую, раз­решенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность.

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ - психоаналитическое понятие (см. психоанализ), обозначающее совокупность бессознатель­ных приемов, с помощью которых человек, как личность, оберегает себя от психологических травм.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ — отождествление. В психологии — установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицирующегося с ним лица

ИНСТИНКТ — врожденная, малоизменяемая форма пове­дения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — одно из современных направлений исследований в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования.

КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА ТЕОРИЯ — теория, предложенная в русле когнитивной психологии американским ученым Л.Фестингером. Рассматривает когнитивный диссонанс как один из главных факторов, управляющих поведением человека.

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС — противоречие в системе знаний человека, порождающее у него неприятные переживания и побуждающее его к действиям, направленным на устранение этого противоречия.

КОМПЕНСАЦИЯ — способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков (см. комплекс неполноценности) за счет усиленной работы над собой и развития других положительных качеств. Понятие К. введено А.Ад-лером.

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ — сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями по этому поводу.

КОНФЛИКТ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ - состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы.

ЛИБИДО — одно из основных понятий психоанализа. Обозначает некоторый вид энергии, чаще всего биохимической, ко­торая лежит в основе потребностей и поступков человека. Понятие Л. введено в научный оборот З.Фрейдом.

ЛОКУС КОНТРОЛЯ — понятие, характеризующее локализацию причин, исходя из которых человек объясняет свое собственное поведение и наблюдаемое им поведение других людей. Внутренний Л.к. — это поиск причин поведения в самом человеке, а внешний Л.к. — их локализация вне человека, в окружающей его среде. Понятие Л.к. введено американским психологом Ю.Роттером.

МОТИВ — внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.

МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА — потребность добиваться успехов в разных видах деятельности, рассматриваемая как ус­тойчивая личностная черта.

МОТИВ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧИ — более или менее устойчивое стремление человека избегать неудач в тех ситуациях жизни, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми. М.и.н. — черта личности, противоположная мотиву достижения успехов.

МОТИВАЦИЯ — динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку.

МОТИВИРОВКА — разумное обоснование, объяснение самим человеком его поступков, которое не всегда соответствует истине.

НАМЕРЕНИЕ — сознательное желание, готовность что-либо сделать.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определя­ющих главное направление ее поведения.

НАПРЯЖЕННОСТЬ — состояние повышенного физического или психологического возбуждения, сопровождаемое неприятными внутренними чувствами и требующее разрядки.

НЕОБИХЕВИОРИЗМ — направление в психологии, пришедшее на смену бихевиоризма в 30-е годы XX в. Характеризуется признанием активной роли психических состояний в управлении поведением. Представлен в учениях американских психологов Э.Толмена, К.Халла, Б.Скиннера.

НЕОФРЕЙДИЗМ — учение, возникшее на базе психоанализа З.Фрейда. Связано с признанием существенной роли общества в формировании личности и с отказом от рассмотрения органических потребностей как единственной основы социального человеческого поведения.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ — область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения чело­века, разрабатывающая основные понятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека.

ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ - вид научения, осуществляемого за счет подкрепления наиболее успешных реакций организма на те или иные стимулы. Понятие О.о. предложено американским психологом Э.Торндайком и разработано Б.Скиннером.

ПОДКРЕПЛЕНИЕ — средство, способное удовлетворить возникшую потребность, снять вызванную ею напряженность. П. — также средство, подтверждающее правильность или ошибочность совершенного поступка, действия.

ПОТРЕБНОСТЬ — состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования.

ПРЕДСОЗНАНИЕ — психическое состояние человека, занимающее промежуточное место между сознанием и бессознательным. Характеризуется наличием смутного осознания пере­живаемого, но отсутствием волевого контроля или способности им управлять.

ПРОЕКЦИЯ — один из защитных механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по пово­ду собственных недостатков за счет приписывания их дру­гим людям.

ПСИХОАНАЛИЗ — учение, созданное З.Фрейдом. Содержит систему идей и методов интерпретации сновидений и других бессознательных психических явлений, а также диагностики и лечения различных душевных заболеваний.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — один из защитных механизмов, выражающийся в поиске разумных и логичных объяснений человеком своих отрицательных поступков и действий, рассчитанных на их моральное оправдание и снятие угрызений совести.

РЕФЛЕКС БЕЗУСЛОВНЫЙ — врожденная автоматическая реакция организма на специфическое воздействие.

РЕФЛЕКС УСЛОВНЫЙ — приобретенная реакция организма на определенный раздражитель, возникшая В результате сочетания воздействия этого раздражителя с положительным под­креплением со стороны актуальной потребности.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ — использование, и развитие человеком имеющихся у него задатков, их превращение в способности. Стремление к личностному самосовершенствованию. С. как понятие введена в гуманистической психологии.

СМЫСЛ ЛИЧНОСТНЫЙ — значение, которое объект, событие, факт или слово приобретают для данного человека в результате его личного жизненного опыта. Понятие С.л. введено А.Н Леонтьевым.

СТРЕМЛЕНИЕ — желание и готовность действовать опре­деленным образом.

ТРЕВОЖНОСТЬ — свойство человека приходить в состоя­ние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ — максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности.

УСЛОВНОРЕФЛЕКТОРНОЕ НАУЧЕНИЕ - приобретение прижизненного опыта через механизм условного рефлекса (см. рефлекс условный).

УСТАНОВКА — готовность, предрасположенность к опре­деленным действиям или реакциям на конкретные стимулы.

 

Тема: ЭМОЦИИ

АПАТИЯ — состояние эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности:

АФФЕКТ — кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

ВИНА — эмоция, которая возникает в результате рассогласования ожидаемого и реального поведения, при нарушениях морального или этического характера, причем в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность.

ГНЕВ— фундаментальная эмоция, которая возникает при явном расхождении поведения другого человека с нормами этики, морали.

ГОРЕ-страдание — эмоция, вызываемая комплексом причин, связанных с невосполнимыми жизненными потерями. Нередко переживается как упадок духа, чувство одиночества, жалость к себе, ощущение собственной ненужности, покинутости, непонимания окружающими.

ДЕПРЕССИЯ — состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.

ЗАРАЖЕНИЕ — психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений.

ИНТЕРЕС-ВОЛНЕНИЕ — положительная эмоция, мотивирующая обучение, развитие навыков и умений, творческие стремления.

КАТАРСИС — очищение. Психоаналитический (см. психоанализ) термин, обозначающий душевное облегчение, наступающее у человека после сильных эмоциональньк переживаний типа аффекта или стресса.

ЛЮБОВЬ — высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали и сопровождаемое готовностью сделать все от себя зависящее для благополучия любимого человека.

НАСТРОЕНИЕ — эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.

ОТВРАЩЕНИЕ — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.ПЕРЕЖИВАНИЕ — ощущение, сопровождаемое эмоциями.

ПРЕЗРЕНИЕ — эмоция, отражающая деперсонализацию другого человека или целой группы, утрату ими своей значимости для индивида, переживание последним своего превосходства в сравнении с ними.

РАДОСТЬ — положительное эмоциональное возбуждение, возникающее при появлении возможности достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невысока или неопределенна.

СОПЕРЕЖИВАНИЕ — испытывание человеком тех же самых чувств и эмоций, которые характерны для находящихся рядом с ним людей (см. также эмпатия).

СТРАХ— переживание, вызываемое получением прямой или опосредованной информации о реальной или воображаемой опасности, ожидание и предсказание неудачи при совершении действия' обусловленного возникшей ситуацией.

СТРАСТЬ — сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека.

СТРЕСС — состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

СТЫД — эмоция, которая возникает как переживание рассогласования (действительного или только воображаемого) между нормой поведения и фактическим поведением,

ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ДЖЕМСА-ЛАНГЕ - теория, рассматри­вающая эмоции как субъективное отражение органических процес­сов и утверждающая их производный характер от процессов, про­исходящих в организме. Предложена американским психологом У.Джемсом и уточнена датским ученым ГЛанге в конце XIX в.

ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ КЕННОНА-БАРДА - теория, утверждающая, что эмоции являются результатом переработки сигна­лов, поступающих в мозг из внешней и внутренней среды. Переключаясь в таламусе на нервные пути, одновременно идущие в кору головного мозга и к внутренним органам, эти сигналы порождают эмоции и сопровождающие их органические изме­нения. Т.э. К.—Б. выступает как альтернатива к теории эмоций Джемса—Ланге.

ТРЕВОЖНОСТЬ — свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

УДИВЛЕНИЕ — резкое повышение нервной стимуляции, возникающее из-за какого-то внезапного события.

ФРУСТРАЦИЯ — эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

ЧУВСТВО — высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.

ЭМОЦИИ — элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ — характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств.

ЭМПАТИЯ — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

 

 

Тема: ВОЛЯ

АБУЛИЯ — отсутствие побуждений к деятельности

АПРАКСИЯ — нарушение произвольных, целенаправленных движений и действий (зависит от локализации поражения мозга)

ВОЛЯ — свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, воз­никающих на пути достижения сознательно поставленной цели.

ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ деятельности — сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности, нужного режима активности, концентрации этой активности в необходимом направлении

ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ — сознательное напряжение, находящее разрядку в волевом действии.

ВЫДЕРЖКА — умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения.

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ — сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку.

ИНИЦИАТИВА — проявление человеком активности, не сти­мулированной извне и не определяемой не зависящими от него обстоятельствами.

ИНИЦИАТИВНОСТЬ — умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину.

ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ — старатель­ность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей.

ЛЕНЬ – стремление отказаться от преодоления трудностей, нежелание совершать волевые усилия.

НАСТОЙЧИВОСТЬ — умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями.

ОРГАНИЗОВАННОСТЬ — разумное планирование и упорядоченная орга­низация своей деятельности.

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ — готовность перейти к практическим действиям, сформировавшееся намерение совершить опреде­ленный поступок.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

СМЕЛОСТЬ — умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия или даже жизни.

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ — умение человека подчинять свои действия поставленным целям.

 

 

Тема: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНОСТИ. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.

ИНДИВИД — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — своеобразное сочетание инди­видных (см. индивид) свойств человека, отличающее его от других людей.

ИНТРОВЕРСИЯ — обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг. И. является одной из базовых черт личности.

ЛИЧНОСТЬ — понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его ин­дивидуальность.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения.

НЕВРОТИЗМ — свойство человека, характеризующееся его повышенной возбудимостью, импульсивностью и тревожностью.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ — область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека.

ОБЪЕКТИВАЦИЯ — процесс и результат локализации образов восприятия во внешнем мире — там, где располагается источник воспринимаемой информации.

ОНТОГЕНЕЗ — процесс индивидуального развития организма или личности.

ПОЛОРОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, свойственное человеку определенного пола в той социальной роли, которая соответствует этому полу.

ПОЛОРОЛЕВАЯ ТИПИЗАЦИЯ — усвоение человеком форм социального поведения, типичных для людей одного с ним пола.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ — самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.

САМООЦЕНКА — оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ — процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

САМОСОЗНАНИЕ — осознание человеком самого себя, своих собственных качеств.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ — период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

СМЫСЛ ЛИЧНОСТНЫЙ — значение, которое объект, событие, факт или слово приобретают для данного человека в результате его личного жизненного опыта. Понятие С.л. введено А.Н Леонтьевым.

СОВЕСТЬ — понятие, обозначающее способность человека переживать, глубоко личностно воспринимать и сожалеть о случаях нарушения им самим или другими людьми нравственных

норм. С. характеризует личность, достигшую высокого уровня психологического развития.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс и результат усвоения ребенком социального опыта. В результате С. ребенок становится культурным, образованным и воспитанным человеком.

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ — совокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия человека, за­нимающего определенное положение в обществе.

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ - система социальных условий, определяющих психологическое развитие человека.

СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА — устойчивое внутреннее отношение человека к кому-либо или чему-либо, включающее мысли, эмоции и действия, предпринимаемые им в отношении данного объекта.

СТАТУС — положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.

УСТАНОВКА — готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ — способ математико-статистической обработки данных научного исследования, позволяющий выявить и описать лежащие в их основе, непосредственно не воспринимаемые причины, называемые факторами.

ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ — устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение и мышление.

ЧЕСТОЛЮБИЕ — стремление человека к успехам, рассчитанное на повышение его авторитета и признание со стороны окружающих.

ЭКСТРАВЕРСИЯ — обращенность сознания и внимания че­ловека в основном на то, что происходит вокруг него. Э. противоположна интроверсии

Я-КОНЦЕПЦИЯ – совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.

 

Тема: ЛИЧНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

АКЦЕНТУАЦИЯ — выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ — высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологической науки, изучающая и объясняющая психологические и поведенческие различия людей.

ЗАДАТКИ — предпосылки к развитию способностей. Могут быть врожденными и приобретенными при жизни.

ИНТЕЛЛЕКТ — совокупность умственных способностей че­ловека и некоторых высших животных, например, человекооб­разных обезьян.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком.

ИНТРОВЕРСИЯ — обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг. И. является одной из базовых черт личности.

МЕЛАНХОЛИК — человек, чье поведение характеризуется замедленностью реакций на действующие стимулы, а также речевых, мыслительных и двигательных процессов.

ОДАРЕННОСТЬ — наличие у человека задатков к развитию способностей.

САНГВИНИК — тип темперамента, характеризующийся энергичностью, повышенной работоспособностью и быстротой ре­акций.

СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА — комплекс физических характеристик нервной системы, определяю­щих процессы возникновения, проведения, переключения и прекрашения нервных импульсов в различных отделах и частях центральной нервной системы.

СЕНЗИТИВНОСТЬ — характеристика органов чувств, выражающаяся в их способности тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на слабые, мало отлича­ющиеся друг от друга стимулы.

СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ — свойство нервной системы выдерживать длительные и большие нагрузки.

СКЛОННОСТЬ — предрасположенность к чему-либо.

СПОСОБНОСТИ — индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

ТАЛАНТ — высокий уровень развития способностей челове­ка, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

ТЕМПЕРАМЕНТ — динамическая характеристика психиче­ских процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.

ХАРАКТЕР — совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА — часть нервной системы, включающая головной, промежуточный и спинной мозг.

1. Принцип доминанты – в нервной системе всегда имеется господствующий очаг возбуждения, который подчиняет себе все другие процессы (А.Ухтомский).

2. Принцип иррадиации – в центральной нервной системе всегда имеются структуры в состоянии повышенной готовности к возбуждению.

3. Моторно-эмоциональная модель Т.Рибо – внимание всегда вызывается эмоциями и сопровождается двигательной активностью в сфере дыхания, кровообращения, всех частей тела.

4. Модель психологической установки Д. Узнадзе – Психологическая установка как состояние заблаговременной настройки организма на определенную реакцию на определенное воздействие выражает состояние внимания.

Память.

1. Память - психофизиологический процесс: - осуществляющий отражение и накопление непосредственного и прошлого индивидуального и общественного опыта; - выполняющий функции запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания. Память служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.  
dnMenu(7,2);
2. Виды памяти - структурные особенности памяти, связанные: - с характером запоминаемого материала; - с механизмами запоминания; - с длительностью хранения. В зависимости от характера преобладающей психической активности различают образную, условнорефлекторную, эмоциональную и присущую только человеку словесно-логическую память. В зависимости от продолжительности закрепления и сохранения материала различают долговременную, кратковременную и оперативную память.  
dnMenu(0,0);



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.