Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные ценности и нормы. Мораль




БИЛЕТ № 19

Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, об­разцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальные нормы можно разделить на несколько видов:

нормы морали, то есть такие правила поведения, в которых выражаются представления людей о
хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.; их нарушение встречает осуждение в обществе;

правовые нормы, формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обяза­тельно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна; в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система;

религиозные нормы — правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо
установленные религиозными организациями;

политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность,
отношения между гражданином и государством и т.п.;

эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном и т.д.

Мораль — один из видов социальных регуляторов, совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к ок­ружающей среде. Содержание морали составляет совокупность принципов и норм, которые спо­собны оказывать особое, духовное воздействие на поступки людей, служат образцом, идеалом гу­манного поведения. К ним можно отнести, например, принцип гуманизма (человечность, справедливость, милосердие) или такие нормы, как «не убий», «не воруй», «не лжесвидетельст­вуй», «исполняй данное обещание», «не лги» и т.д.

Нормы морали — это своеобразные «клеточки» нравственности, из которых складывается зда­ние нравственной системы общества. Нравственность проявляется в виде определенных, постоян­но воспроизводящихся в обществе правил поведения, или норм. Нормы морали различаются не только по содержанию предписания, но и по своему источнику. Источниками норм морали могут выступать обычай, традиция, этическая доктрина или авторитет (Будда, Сократ и др.), обществен­ное мнение и, наконец, сам человек (по выражению Канта — его «самообязывающий разум»). Подлинно моральной норма становится только тогда, когда содержащееся в ней требование осоз­нается самим человеком как внутреннее веление самому себе, как субъективная необходимость.

Нормы морали, несомненно, исторически изменчивы и выражают интересы тех или иных групп людей. Каждый человек выбирает для себя те ценности морали, на которые он ориентирует­ся в своей ежедневной жизни. Однако за свою историю человеческое общество сформулировало идеалы, которые служат моральными ориентирами для каждого человека, помогают ему чувство­вать себя достойной личностью, дают уверенность в завтрашнем дне, ощущение того, что живет он не напрасно, что будущие поколения смогут вспомнить его добрым словом. Это те нормы, ко­торые выдержали проверку на общезначимость, на всеобщее, всечеловеческое применение. Такие проверенные временем моральные правила стали общечеловеческими моральными ценностя­ми. К основным нравственным ценностям относятся прежде всего совесть, достоинство и честь, ответственность и долг, жалость и милосердие, любовь к ближнему и самоотверженность.

Суммируя вышесказанное, отметим, что отличие норм морали от других социальных регулято­ров заключается в следующем:

1) главной целью нормы морали является побуждение человека к совершенству, к добру в широ­ком смысле слова;

2) нормы морали возникают как результат свободной, волевой активности человека;

3) нормы морали очерчивают сферу безусловно запретного поведения, побуждают человека жить
сообща с другими людьми согласно «золотому правилу нравственности», которое гласит:
«Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

2. Прочтите документ и ответьте на вопросы к нему. Современный российский экономист В.И. Данилова-Данильян пишет: «Рынок — это, прежде всего, система, обеспечивающая свободу в хозяйственных действиях. Потребитель свободен в выборе товара, производи­теля, форм приобретения товара и т.п. Производитель свободен в выборе вида деятельности, объема, форм ее реализации и т.д....Рыночные свободы формировались постепенно, вместе с созреванием общества, способного их гарантировать на деле... Рынок порождает силы, дей­ствующие против его собственных свобод, — монополизм, кризисы перепроизводства, чрез­мерное неравенство, влекущее за собой социальную неустойчивость. Поэтому лучше стес­нить рынок сравнительно мягко, ограничивая его силы, нежели оставить им возможность развернуться во всю ширь, так что в результате рынок деградирует или будет разрушен сти­хийными социальными ударами».Какие свободы предоставляет общество с рыночной эко­номикой? Объясните необходимость регулирования и стеснения рыночных свобод. Приве­дите примеры отрицательного воздействия рыночной стихии на экономику.

Позитивными чертами рынка можно считать то, что он:

• объективно формирует структуру производства;

• стимулирует научно-технический прогресс;

• способствует ресурсосбережению в обществе;

• направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества;

• работает на принципах саморегуляции и таким образом стихийно координирует экономическую
деятельность людей.

Однако иллюзии относительно рынка как лекарства от всех бед были разрушены экономиче­скими потрясениями рыночной экономики стран Западной Европы и США в первой половине XX в. — в 1929-1933 гг. мир был потрясен Великой депрессией, характеризовавшейся спадом произ­водства, высоким уровнем безработицы, гиперинфляцией и т.д. Это заставило ученых-экономистов искать новые пути разрешения экономических кризисов, понимая, что рынок имеет и много негативных черт:

• невозможность гарантировать решение таких социально-экономических проблем, как безрабо­
тица, инфляция, экологическая безопасность;

• отсутствие заинтересованности в развитии фундаментальной, а не прикладной науки;

• распределение товаров и доходов по результатам конкуренции приводит к неравенству доходов,
социальному неравенству, социальной напряженности;

• тенденции к концентрации и монополизации производства;

• циклическое развитие экономики (спад-подъем);

• недостаточность только рыночных механизмов в разрешении социальных и экономических кон­
фликтов и т.д.

Преодоление недостатков рынка предложил знаменитый английский экономист и государст­венный деятель Дж.М.Кейнс. Он считал, что свободная рыночная экономика не способна сама по себе, без помощи государства, поддерживать экономическую стабильность и полную занятость. Чтобы победить экономический спад и безработицу, необходимо или увеличить государственные расходы, или сократить государственные доходы (в первую очередь налоговое бремя), — это, по его мнению, способствует росту потребительского и инвестиционного спроса в частном секторе экономики.

Таким образом, негативные черты рынка должны нивелироваться грамотной государственной политикой.

3. В течение года вы работали по договору в фирме, производящей канцелярские принад­лежности. Поскольку сумма заработка была достаточно высокой, вы решили освободиться от родительской опеки и добиться объявления себя полностью дееспособным. Имеете ли вы на это право, если вам исполнилось 16 лет? Какая может возникнуть трудность и есть ли способ ее преодоления?

Любой несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, в соответствии со ст. 27 Гражданско­го кодекса Российской Федерации может быть объявлен полностью дееспособным, если он рабо­тает по трудовому договору или с согласия родителей занимается предпринимательской деятель­ностью.

При согласии обоих родителей объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (так называемая эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства (орган, создаваемый при администрации муниципального образования).

Если же родители (или один из них) против объявления несовершеннолетнего дееспособным, он вправе добиться признания полной дееспособности в судебном порядке. Однако следует пом­нить важный момент: родители с момента признания несовершеннолетнего полностью дееспособ­ным не несут ответственности по его обязательствам, в том числе возникшим вследствие причи­ненного несовершеннолетним вреда, — ответственность в полном объеме возлагается на него.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.