Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Главные источники загрязнения воздуха жилых помещений и основные рекомендации по снижению уровня их загрязненности 3 страница




Ислам. Догматика ислама сводится к следующим положениям: вера в Бога, предполагающая внутреннюю убежденность, исповедание веры словом и совершением добрых дел; исповедание, что Мухаммед - пророк Аллаха; признание существования ангелов и злых духов; ожидание Страшного Суда; убеждение, что в послед­ний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяние за свои дела: кто праведники - блаженство в раю, а грешники - мучения в аду; признание существования божественного предопределения, поскольку Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.

В соответствии с догматикой строятся практические и обрядо­вые заповеди, к которым относятся: пятикратная ежедневная мо­литва; обязательное омовение перед молитвой и в других специ­ально оговоренных случаях, налог в пользу бедных, ежегодный пост и паломничество (хадж) в Мекку.

Рассмотрим теперь, каким образом ставится проблема ненаси­лия в мусульманстве. В отличие от других религий в исламе пол­ностью оправдывается насилие по отношению к неверным, осо­бенно к последователям тех религий, которые не имеют Писания. Коран содержит воинственные призывы к борьбе с многобожниками; вина же за убийство неверных здесь снимается.

Достаточно жесткая система наказаний предусматривается в Коране за различного рода нарушения этических и правовых норм. Все действия людей разбиты на пять категорий: 1) обязан­ность или необходимое действие; сюда вошли действия, соверше­ние которых вознаграждается, а несовершение влечет наказание; 2) рекомендуемое действие, за которое полагается награда, но не­совершение которого не наказывается; 3) дозволенное действие или безразличное действие; 4) предосудительное действие, но не­наказуемое; 5) запрещенное действие и наказуемое. В Коране в полной мере нашел отражение так называемый «закон уравнове­шивания» в его исходной первоначальной формуле: «око за око, зуб за зуб», что выражает понимание о справедливости через при­знание мести. Суть же справедливости состоит в том, что отвечать (мстить) нужно однородным действием. Однако такого рода предписание допускает в отличие от некоторых языческих рели­гий отсрочку наказания и уплату денежного штрафа, но только за первое убийство. Вообще же в Коране убийство осуждается, хотя и делается исключение для убийств в ходе священной войны -джихада. Делаются здесь различия в убийстве предумышленном и убийстве случайном. Во втором случае месть не применима и за­меняется выкупом. Следует указать и на факт строгого наказания за воровство, которое предусматривает отсечение кисти руки вору или воровке. Предусматривается система наказаний и за нанесе­ние морального ущерба, например ростовщичество запрещено многими стихами Корана. В ряде положений Корана принижают­ся права женщин, оправдывается ограничение их свободы, дис­криминация, а узаконивается принуждение. Однако отношение к женщине в исламе определяется ее обязанностями матери и жены, данными ей Аллахом. В то же время в Коране определяются иму­щественные и социальные права женщин, что способствовало уп­рочению статуса женщины в семье и обществе.

Таким образом, видно, что в данной религиозной системе идеи ненасилия найти достаточно сложно. Но тем не менее в силу того что ненасилие является действительно общечеловеческой ценно­стью, оно не могло быть не представлено в исламе, в частности в Коране. Во-первых, здесь звучат призывы к кротости и доброте, обещается награда для людей богобоязненных, сдерживающих гнев, прощающих ближних. Во-вторых, здесь встречаются призы­вы к ненасилию: «Воздай добром за зло, и ты увидишь, как твой враг обратится тебе в друга и покровителя. Но только человек настойчивый достигнет такого совершенства; только тот достиг­нет его, кому оказывается особое благорасположение».

Итак, в исламе, с одной стороны, провозглашается закон «воз­дающей справедливости» - «за добро - добро», «за зло - зло»; во имя религиозных принципов оправдывается насилие фактически во всех сферах жизнедеятельности и в отношении человека, и в отношении окружающей среды, но, с другой стороны, здесь при­ветствуется умеренность, способность сдерживать эмоции, стрем­ление совершать добрые дела.

Христианство. Наиболее последовательно проблема ненасилия решается в христианстве. Основными идеями христианства явля­ются такие, как идея греховности, идея спасения и искупления, идея богочеловека-спасителя. Из идеи греховности выросло, с од­ной стороны, учение о грехопадении как причине всех несчастий, обрушившихся на человечество, с другой - учение об избавлении, спасении. Таким избавителем и спасителем признается Иисус Хри­стос, который принес себя в жертву человечеству, миру. Его доб­ровольная жертва избавила человечество от греха. Поэтому вера в Иисуса Христа, следование его учению - путь личного спасения для каждого верующего. Эти положения способствовали образо­ванию двух полюсов нравственности - добра и зла. Ни в какой другой религии проблема добра и зла не была поставлена так ра­дикально, как в христианстве.

Мир создан Богом, который благ, всемогущ и добр, об этом же свидетельствует концепция искупления; поэтому в качестве цен­трального по сложности ставится вопрос о происхождении зла.

О природе и происхождении зла, об отношении зла к Богу (теодицея) в христианстве сложилась достаточно целостная кон­цепция. Отечественный историк философии А.П.Скрипкин, ана­лизируя христианскую концепцию зла, раскрывает понимание зла в христианской теодицеи. Теодицея - это оправдание Бога за на­личное в мире зло. Например, Августин Блаженный предлагал два аргумента: метафизический и эстетический. Согласно первому зло произошло не от Бога, а от небытия, из которого Бог создал мир. Согласно второму зло как контраст добра, его тень, является та­ковым только для человеческого восприятия, а в целом есть часть всеобщего порядка и служит совершенству Вселенной. Грехов­ность и порок, дурные сами по себе, укрепляют веру и добродете­ли. С этой целью Бог и «допускает» их возникновение. Августин высказывает также идею о саморазрушении, самонаказании зла, что фактически обосновывает идею непротивления.

А. П. Скрипкин излагает также христианское учение о грехе и природе зла в свете мифа о первородном грехе. В Новом Завете можно найти достаточно подробную классификацию греховных действий и качеств: ложь, блуд, лукавство, корыстолюбие, злоба, зависть, убийство, распри, обман, злонравие, злоречивость, клеве­та, богоненавистничество, обида, самохваление, гордыня, изобре­тательность на зло, непослушание родителям, безрассудность, веро­ломство, нелюбовность, непримиримость, немилостивость и мно­гое другое. Склонность к греху объясняется двойственностью че­ловека, обладающего телом и душой. Добрые начала нередко за­глушаются чувственными побуждениями. Так появляется грех, а от него и зло. Первое греховное деяние - грехопадение Адама и Евы. Первородный грех выражается в слабости воли, неспособно­сти решиться на добро, в незнании Бога и добра, в активном стрем­лении к пороку. Отсюда, чтобы прийти к спасению, необходимо приобщиться к Богу, преодолеть в себе гордыню. Именно гордыня составляет основу греха и зла. Таким образом, зло - это извра­щенная, гипертрофированная форма самоутверждения человека.

Ненасилие в христианстве выступает в качестве формы, спо­собствующей самоуничтожению зла и одновременно в качестве формы укрепления духовности и веры; ненасилие не принижает человека, а возвышает его. Отсюда, в качестве условия осуществ­ления ненасильственного действия выступают смирение и терпе­ние, которым придается очень большое значение. Терпение явля­ется одним из качеств смирения, которое по своему значению воз­водится в ранг одной из важнейших добродетелей.

Смирение же, как указано в Библейской энциклопедии, - это добродетель, противоположная гордыни. Смирение предполагает убеждение, что человек не имеет ничего своего, но все дарует Бог, и без Божьей помощи он ничего доброго сделать не может. Таким образом, человек всегда должен прибегать к милосердию Божьему. Добавим к этому, что в Новом Завете можно встретить немало призывов смирить гордыню, быть терпеливым, преодолевать ли­цемерие, т.е. обращать внимание не на внешнюю атрибутику и прилюдное соблюдение обрядов, а на внутреннее по убеждению принятие веры, что является условием спасения.

Итак, путь спасения через смирение предполагает ненасильст­венные действия человека. По крайней мере, можно выделить три аспекта совершения ненасильственных действий, которые нашли развитие и обоснование в христианстве.

Во-первых, ненасилие исходит из миролюбия как способности прощать обиды, мирно разрешать конфликты, уважать потребно­сти и мотивы оппонентов, совершать добрые дела по велению сердца, бескорыстно.

Во-вторых, ненасильственное действие прямо связывается с иде­ей непротивления злу насилием, поскольку насилие не уничтожает зло, а репродуцирует его с приростом; поэтому так важно нау­читься сдерживать себя, не впадать в гнев.

В-третьих, ненасильственное действие не ограничивается пас­сивным непротивлением, оно активно, особенно по отношению к тем, кто совершает зло; человек должен не только не оказывать противления злу, но и отвечать на него добром.

Каково же нравственное основание ненасильственного дейст­вия, выступающего как миролюбие, как непротивление злу и как творение добра по отношению к ненавидящим? Таким основани­ем является любовь, которая проявляется в естественном чувстве человеческой благожелательности, в осуществлении добрых дел («вера без дел мертва»). Любовь - это ни естественная привязан­ность к родным и близким, ни сентиментальное чувство. Любовь -это чистое, просветленное, созидательное приязненное отношение к другим; это образ действий, который вдохновенно и внезапно внушает человеку делать добро всем людям без исключения - как добрым, так и злым; ею обусловлены деяния, совершенные неза­висимо от внешнего влияния, а поэтому независимо от достоинств и недостатков адресата деяния.

В Новом Завете рассматриваются три вида любви: к Богу, к дру­гим людям и к самому себе. Первой заповедью является любовь к Богу, любовь к другим и к себе - производные от любви к Богу: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим». Вторая органично соединена с первой: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Ближними согласно христианству следует считать всех людей, потому что все они создания единого Бога и произошли от одного человека. Лю­бовь к себе свойственна всякому человеку по естественному зако­ну. Однако любить себя нужно для Бога и в некоторой своей час­ти для ближних; любить ближних необходимо для Бога, а любить Бога нужно для Него самого и больше всего.

Итак, в христианстве мы находим достаточно полную характе­ристику проблемы ненасилия, отличающуюся от других религий обоснованностью и целостностью, а также нравственной ориенти­рованностью. Гуманизм христианства в этом несомненен: все люди братья, созданные одним Богом, и тот, кто приобщился к Нему, уверовал в Него, будет следовать Его учению, где приоритет отда­ется добру, а не злу. Что выберет человек - дело его совести, одна­ко, выбирая веру, любовь и добро, он приобщается к спасению, в противном случае, как и в других религиях, его ожидает наказание.

Поэтому человек должен смириться, подавить свою гордыню; если человек смирился, то сделать ему следующий шаг к ненаси­лию - не так сложно. Таким образом, условием совершения нена­сильственного действия является смирение. Само ненасильствен­ное действие выступает, с одной стороны, как миролюбие, умение прощать другим грехи, обиды, оскорбления, с другой - непротив­ление злу насилием, с третьей - способность отвечать добром на добро. Основанием нравственного поведения является любовь, прежде всего к Богу, а через Него - к другим людям и самому себе.

ЛИТЕРАТУРА

Агаджанян Н.А. и др. Интегральная антропология и экология человека: области взаимодействия. - М., 1995.

Александрова Р. А., Смолянов А. В. Экология и мораль. - М., 1984.

Баранова В. И. Отношение к природе нравственно активной личности // Экология, культура, образование. - М., 1989. - С. 76-80.

Бганба-Церера В. Р. Становление экологической этики: проблемы и пер­спективы. - М., 1992.

Бганба-Церера В. Р. Экология души: ненасилие - путь в грядущее. - СПб., 1994.

Гирусов Э. В., Широкова И. Ю. Экология и культура. - М., 1989.

Гусейнов А. А. Природа как ценность культуры // Экология, культура, образование. - М., 1989.-С.5-11.

Захаров А. А. Религия и экологический кризис. - М., 1990.

Культура и экология: поиск путей становления новой этики. - М., 1992.

Ситаров В. А., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. - М., 1997.

Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1990.

Шилин К. И. Экософии религии и этноса. - М., 1997.

Экология и религия. - М.,1994.

Глава 8 ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Экологическая психология - это относительно новое направ­ление в современной науке, возникшее в 60-е годы XX столетия на стыке двух наук - экологии и психологии, параллельно с ней развивалось и такое направление, как поведенческая география. Для этих двух дисциплин - социальной экологии и поведенческой географии - характерны общие особенности. Во-первых, они име­ют дело со средой непосредственного окружения, которая опреде­ляется человеком и управляется им. Во-вторых, развитие этих дисциплин обусловливается остротой социальных проблем, воз­никших в мировом обществе. В-третьих, их объединяет междис­циплинарный статус и соответствующие ему подходы к исследо­ваниям.

Однако экологическая психология имеет и свою отличитель­ную особенность, которая заключается в ее непосредственной взаимосвязи с психологической наукой. Все дело в том, что сама психологическая наука постоянно пытается расширить свои гра­ницы и в данном случае выяснить особенности поведения челове­ка в реальном мире. Отличием экологической психологии от дру­гих отраслей психологической науки является ее ориентирован­ность на нетрадиционные области исследований, которые нельзя изучать в лабораторных условиях.

Основной причиной возникновения экологической психологии явилось резкое обострение социальных проблем, возникших в обществе, где, с одной стороны, развитие цивилизации, общест­венный прогресс стимулировали качественно новый скачок в по­знании природы, общества, самого человека, а с другой - обна­ружились все те пагубные последствия, которые несет цивилиза­ция. Отмеченное противоречие и послужило стимулом для воз­никновения и развития экологической психологии, которая была призвана ответить на многие вопросы, связанные с восприятием человеком окружающего мира, природы, определением специфи­ки его отношения к природе, исследованием своеобразия эколо­гического сознания и экологических представлений, выработкой психологически обоснованных направлении решения экологиче­ских, этических, экономических проблем взаимодействия челове­ка с природой и социальной средой.

В качестве социальных предпосылок возникновения экологи­ческой психологии, как мы уже отметили, выступили проблемы, связанные с взаимодействием человека с окружающей средой, угро­за экологической катастрофы. Нравственной предпосылкой стало понимание необходимости гармонизации взаимоотношений чело­века с природой, выработки новой экологической этики. В качестве экономических причин - проблема значительных издержек при внедрении новых технологий, хотя и способствующих прогрессу, но нарушающих оптимальный баланс взаимодействия человека с природой. Нельзя отрицать значимость собственного развития науки. К этому времени психология достигла значительных успе­хов в понимании законов восприятия, мышления, структуры от­ношений и т.д., что стимулировало прорыв к новым уровням ис­следования. Как и любая другая наука, возникающая на стыке разных дисциплин, экологическая психология характеризуется междисциплинарным подходом, стремлением комплексно охватить многие, казалось бы, разноплановые методы и теории.

В отечественной науке экологическая психология стала фор­мироваться в начале 90-х годов XX столетия. Попытаемся опре­делить, что же из себя представляет экологическая психология.

Многие авторы приходят к выводу, что к настоящему времени не сложилось единого определения в силу многоаспектности эко­логической психологии. По мнению известного исследователя в этой области Дж. Голда, существуют три взаимосвязанных подхо­да к определению предмета экологической психологии.

Одни исследователи считают, что экологическая психология -это исследование отношений человека со средой своего окружения. Другие полагают, что в экологической психологии исследуются взаимосвязи между переменными среды и различными характери­стиками психики человека. Третьи утверждают, что в этой дисци­плине основное внимание уделяется исследованию связей между поведением человека и материальной средой его окружения.

Сам Дж. Голд вводит понятие среды окружения, которая пред­ставляет собой полный, исчерпывающий набор условий и обстоя­тельств, как физических, так и социокультурных, в которых живет человек. В силу этого возникает ряд специфических вопросов, связанных с особенностями восприятия человеком среды окруже­ния, адаптации к ней, поведения в ней, сопровождающиеся когни­тивными, эмоциональными, волевыми процессами. Дж.Голд счи­тает, что главными переменными взаимосвязи человека и среды окружения являются восприятие и когнитивность.

Когнитивность принадлежит к числу тех психических процес­сов, с помощью которых люди получают, сохраняют, интерпре­тируют и используют информацию; когнитивность включает в себя различные виды процессов ощущения, различения, запоми­нания, воображения, рассуждения, принятия решений, и все это связано с накопленным человеком жизненным опытом и его пове­дением.

Восприятие - это более узкое понятие. А.В.Петровский и М. Г. Ярошевский определяют его как целостное отражение пред­метов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхно­сти. Восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ори­ентировку в окружающем мире. С помощью этого психического механизма обеспечивается возможность индивиду переводить внешние сенсорные раздражения в упорядоченные, определенным образом организованные впечатления. В экологической психоло­гии эти понятия имеют свою специфику, состоящую в том, что исследуется не какой-либо отдельно взятый объект, а вся среда.

Экологическая психология ориентирована на исследование поведения человека в реальных условиях, в реальном мире. До сих пор нет единой концепции, которая описывала бы взаимоотно­шения человека и среды окружения. Однако в своей книге «Психо­логия и география: Основы поведенческой географии» Дж. Голд отмечает два методологических подхода, которые мы также при­ведем здесь в качестве примера.

И.Альтман определил как основные направления изучения пространственных феноменов среды подход представителей наук о поведении и подход специалистов по проектированию про­странства. Он классифицировал исследования по трем основным направлениям: анализ пространственных единиц, которые ранжи­руются по размеру в рамках контекста исследования (квартиры, жилые дома, больницы, школы, тюрьмы; микрорайоны, городские районы, города, географические районы; «целостности» или «сис­темы»); изучение феноменов среды (сюда входит некоторый огра­ниченный набор процессов, связанных с удовлетворением прост­ранственных потребностей человека: например, стремление к уеди­нению, потребность в личном пространстве, предпочтение тех или иных районов и другие феномены); стадия проектирования, для которого выполняется исследование и которое представляет со­бой целостный процесс, начинающийся с первоначального опре­деления критериев для проектирования (составление общей про­граммы, проектирование, строительство, использование) и закан­чивающийся стадией, на которой исследователь оценивает успех или неудачу предлагаемого решения (стадия оценки).

К. X. Крайк, изучая способы, с помощью которых люди пости­гают цельную физическую среду их окружения, вводит понятие «образ среды», одинаково применимое при рассмотрении особен­ностей города, видов застройки или просек в лесу и позволяющее дать полное описание всех сторон окружающей человека обста­новки в реальном мире. Изучение воздействия того или иного об­раза среды является одной из задач экологической психологии.

В отечественной науке также предпринимается попытка разо­браться в сути того, что из себя представляет экологическая психо­логия, каков ее предмет, основные задачи. С.Д.Дерябо и В.А.Ясвин предлагают дифференцировать понятия и предметы изучения и соответственно выделяют экологическую психологию, психологию окружающей среды и психологическую экологию.

Авторы называют несколько принципиальных различий этих дисциплин.

Если психология окружающей среды анализирует взаимодей­ствие человека со всей средой, а психологическая экология - воз­действие факторов всей среды, то в экологической психологии анализируется взаимодействие человека только с миром природы. В психологии окружающей среды природа исследуется именно как «среда», в психологической экологии - как фактор среды, а в эко­логической психологии - как «мир природы», т.е. как совокуп­ность конкретных природных объектов и природных комплексов, взятых в их единичности и неповторимости.

Таким образом, мы видим, что к настоящему времени еще не сложилось единого подхода к определению сути экологической психологии, что и обусловливает некоторые сложности в выделе­нии ее предмета. Согласно С.Д.Дерябо и В.А.Ясвину, предметом экологической психологии является экологическое сознание, рас­сматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функцио­нальном аспектах.

Авторы называют и основные направления исследования в области экологической психологии. Это исследование экологи­ческого сознания в целом, изучение своеобразия субъективного отношения к природе, анализ стратегий и технологий взаимо­действия с ней.

Они сформулировали также и основные задачи экологической психологии, решая которые, исследователи:

- анализируют экологическое сознание, присущее различным эпохам и рассматривают свойственную им специфику;

- разрабатывают типологию индивидуального и общественно­го экологического сознания;

- выявляют и анализируют основные тенденции развития ин­дивидуального экологического сознания в процессе онтогенеза;

- рассматривают механизмы формирования экологических пред­ставлений, исследуют их роль в регуляции деятельности, связан­ной с отдельными природными объектами и природой в целом;

- изучают особенности экологического сознания в различных социально-профессиональных группах;

- создают специальный диагностический арсенал, позволяю­щий определить уровень сформированности и качественное свое­образие системы экологических представлений, субъективного от­ношения к природе и используемых стратегий и технологий взаи­модействия с ней;

-разрабатывают методы психокоррекционной и психотерапев­тической работы, ориентированные на осуществление взаимодей­ствия человека с миром природы, влияния этого взаимодействия на развитие личности и др.

СУБЪЕКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ

Субъективность отношения человека к природе выражается в структуре и своеобразии этого отношения. Недаром говорят, что по­знать личность - значит выявить ее отношения к действительности.

Проблема отношений является одной из наиболее перспективных и изучаемых проблем в современной психологии. Основоположни­ками теории отношений по праву считают В. Н. Мясищева, который, развивая идеи, заложенные еще А.Ф.Лазурским, разработал доста­точно стройную систему взглядов на природу отношений человека, их структуру, своеобразие, динамику проявлений. По мнению В. Н. Мясищева, отношения человека представляют «...целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей лич­ности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его пережива­ния» (Мясищев В. Н. Личность и неврозы. - Л., 1960. - С. 210). В сис­теме отношений человека выражаются его взгляды, установки, пози­ции, «запечатлены» в конечном итоге его потребности, обусловли­вающие значимость, «пристрастность» к объектам действительности и к самому себе. Отношения человека многообразны. Обычно гово­рят об экономических, правовых, эстетических, нравственно-этиче­ских, межличностных и других видах отношений. В. Н. Мясищев вы­деляет три основные группы отношений: а) отношения человека к людям; б) отношение его к себе; в) отношение к предметам внешнего мира (Мясищев В.Н. Структура личности и отношение к предметам внешнего мира // Психология личности. Тексты. - М., 1982. - С. 36).

Среди многообразных отношении человека выделяют как спе­цифические его отношения к природе. Именно такого рода отно­шения и являются одним из составляющих компонентов предмета экологической психологии. Отношения человека к природе могут описываться как некоторая объективная характеристика, что важно для собственно научного анализа проблемы так же, как и характеристика субъективная, когда объективная связь природы и потребностей личности находит отражение в ее внутреннем мире.

В силу этого практически любое отношение к природе приоб­ретает своеобразие субъективного отношения.

Итак, что же представляет собой субъективное отношение к природе и каковы его разновидности?

В современной науке наиболее обстоятельный ответ на этот вопрос можно найти у С. Д. Дерябо и В. А. Ясвина, которые данной проблеме уделяют особое внимание. Прежде всего авторы пока­зывают, что в основе субъективного отношения к природе лежит запечатленность в тех или иных объектах и явлениях потребно­стей человека. В силу этого одни объекты безразличны для лично­сти, другие стимулируют пристрастное отношение.

Опираясь на собственные теоретические и экспериментальные исследования, С. Д. Дерябо и В.А.Ясвин выявляют базовые пара­метры субъективного отношения к природе, параметры второго порядка, модальность и интенсивность субъективного отношения к природе, наконец, выделяют разновидности субъективного от­ношения к природе в виде своеобразной типологии.

В качестве базовых параметров субъективного отношения к природе выделяются:

- широта: фиксирует в каких именно объектах и явлениях при­роды запечатлены потребности человека; одних привлекают только определенные явления природы, животные, других - самые разно­образные объекты, природа в целом;

- интенсивность: указывает в каких сферах и в какой степени проявляются субъективные отношения к природе;

- степень осознанности: выявляет в какой мере личностью осозна­ется запечатленность своих потребностей в объектах и явлениях при­роды, другими словами, насколько она отдает себе отчет в этом.

К параметрам второго порядка авторы относят:

- эмоциональность: характеризует отношение человека по оси «рациональное - эмоциональное»; у одних людей преобладает чис­то эмоциональное отношение, часто не контролируемое, у других эмоции сопровождаются пониманием своего отношения, высоким уровнем самоконтроля;

- обобщенность: характеризует субъективное отношение по оси «частное-общее»; например, любовь только к своему домашнему животному или любовь ко всем животным данного вида или лю­бовь к природе в целом;

- доминантностъ: описывает субъективное отношение к при­роде по оси «незначимое - значимое»; для одних людей более зна­чимы отношения к людям, для других - отношения к состояниям внутреннего мира, для третьих - отношение к природе и т. п.;

- когерентность (от лат. - находящийся в связи): характеризует отношение по оси «гармония-дисгармония»; это степень согласо­ванности всех отношений личности: например, любовь к природе у лесника может как сочетаться с его отношением к своей профес­сии, так и не сочетаться;

- принципиальность: описывает субъективное отношение по оси «зависимое - независимое»; непринципиальным, например, явля­ется отношение человека, который любит своего питомца, но не вмешивается в процесс, когда другие люди истязают животных;

-сознательность: характеризует субъективное отношение по оси «неосознанное - сознательное»: сознательность проявляется в способности, с одной стороны, осознавать свое отношение к чему-то, с другой - ставить цели в соответствии со своим отношением, проявлять тот или иной уровень активности по ее достижению.

Особое место в описываемой концепции уделяется модально­сти и интенсивности субъективного отношения к природе.

Модальность - это качественно-содержательная характеристика. Авторы выделяют два основания для описания модальности отно­шения к природе. Это прагматизм-непрагматизм и наделение при­роды объектными или субъектными свойствами. Соответственно выделяются четыре типа модальности отношения к природе:

-объектно-прагматический: отношение к природе характери­зуется как к объекту удовлетворения своих потребностей, это наиболее, к сожалению, распространенный тип отношений;

- субъектно-прагматический: например, владелец собаки лю­бит ее, хорошо относится, но его цель, чтобы она завоевала высо­кое место на выставке;

-объектно-непрагматический: например, отношение служителя цирка к лошади, он ухаживает за ней, кормит ее, но используют ее другие;

- субъектно-непрагматический: например, отношение хозяйки к своей кошке или собаке, которые являются единственными друзь­ями, собеседниками, становятся полноправными членами семьи.

Интенсивность субъективного отношения к природе авторы оценивают по перцептивно-аффективному параметру (перцепция -это восприятие, аффект - эмоция), который характеризуется эсте­тическим освоением объектов природы, отзывчивостью на их про­явления, этическим освоением. Когнитивный (познавательный) параметр выражает стремление человека познавать природу. Прак­тический компонент субъективного отношения к природе находит выражение в готовности человека к практическому взаимодейст­вию с природой; поступочный компонент (структура поступков) отражает ориентированность человека на изменение природы в соответствии со своим субъективным отношением.

Здесь мы не случайно привели, хотя и в очень сжатом виде, все характеристики субъективного отношения к природе, предлагае­мые С.Д. Дерябо и В. А. Ясвиным. Во-первых, это наиболее логи­чески обоснованная и стройная теоретическая система, фикси­рующая отношения человека к природе. Во-вторых, она позволя­ет выявлять разновидности субъективного отношения к природ­ным объектам и явлениям, типологизировать их.

В конечном итоге ученые выделяют 16 типов отношения чело­века к природе, которые отражены в таблице 4.

Таблица 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 121; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.