КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. АПЛ – атомная подводная лодка
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ АПЛ – атомная подводная лодка БПК – биологическое потребление кислорода ВЗ – высокое загрязнение ДВГУ – Дальневосточный государственный университет ДВНИГМИ – Дальневосточный региональный научно-исследовательский гидрометеорологический институт ДВО РАН – Дальневосточное отделение Российской академии наук ЖРО – жидкие радиоактивные отходы ЗВ – загрязняющие вещества ИЗА –индекс загрязнения атмосферы ИЗВ – индекс загрязнения воды Кс – коэффициент концентрации МПС – Министерство путей сообщения НП – нефтепродукты НУ – нефтеуглеводороды ОС – окружающая среда ОГСНК – Общегосударственная служба наблюдений и контроля за загрязненностью объектов природной среды ПДК – предельно допустимая концентрация ПДУ – предельно допустимый уровень ПУГМС – Приморское управление гидрометеослужбы (Приморгидромет) ПХР – Промышленно-хозяйственный район ПШЗ – прибрежно-шельфовая зона РАО – радиоактивные отходы СИ – стандартный индекс, соответствующий коэффициенту превышения ПДК СПАВ – синтетические поверхностно-активные вещества СПЗ – суммарный показатель загрязнения Сср – концентрация средняя Сm – концентрация максимальная Сф – концентрация фоновая ТБО – твердые бытовые и промышленные отходы ТИГ – Тихоокеанский институт географии ТИНРО-центр – Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр ТМ – тяжелые металлы ТОИ – Тихоокеанский океанологический институт ТОФ – Тихоокеанский флот ТРО – твердые радиоактивные отходы ХОП –хлорорганические пестициды ХПК – химическое потребление кислорода ЧС – чрезвычайная ситуация
ЧСРЗ – Чажминский судоремонтный завод военно-морского флота ЭВЗ – экстремально высокое загрязнение ЭГС –эколого-географическая ситуация ЭМ – экологический мониторинг Стремительное развитие техногенной цивилизации и бурный рост населения Земли в XX веке и первом десятилетии ХХI века привели к столь сильному давлению на биосферу, что это вызвало деградацию природных комплексов на обширных участках планеты, поставив вопрос сохранения природы и жизни самого человека в ряд приоритетных. Уничтожение лесных массивов, истощение биологических и минеральных ресурсов, масштабное загрязнение рек, озер, подземных вод, морских акваторий, атмосферного бассейна, разрушение почв и уменьшение площади сельскохозяйственных угодий приняло глобальный характер. Деградация природной среды характерна и для современной России, что во многом обусловлено затратным характером экономики, доставшейся в наследство от тоталитарной социалистической системы, а также моральным и физическим старением техники, инфраструктуры, низким уровнем экологической культуры значительной части населения, слабой мотивацией технократической элиты к внедрению в производство природоохранных, ресурсосберегающих технологий, к экологизации всех отраслей экономики. В связи с этим даже резкое снижение объемов производства при реформе экономики вызвало различное по своему знаку воздействие на окружающую среду, в целом не уменьшая разрушительных процессов природных комплексов. Эта деградация затронула все районы Дальнего Востока, а Приморье в первую очередь. Автор преподаёт дисциплину «Экология Приморского края» с 2003 г. и как исследователь Дальнего Востока с сожалением констатирует на занятиях, что эта деградация лишь усугубляется. Поэтому является жизненно необходимым охватить экологическим образованием все слои населения, особенно молодежь, которая будет во многом определять характер развития экономики в рыночных условиях XXI века. В становлении экологической культуры производства, его модернизации и внедрения инновационных технологий важная роль отводится экологии, которую справедливо называют наукой о выживании человечества, наукой ХХI века (Реймерс, 1990).
Целью дисциплины является формирование у студентов экологического мышления, той экологической зоркости, которая могла бы чётко высвечивать реальности нашей жизни, не соответствующие законам экологии. Задачи пособия – ориентация студентов в информационном поле дисциплины, выработка навыков в решении практических задач с использованием региональных особенностей. Интересен процесс трансформации понятия «экология». Первое определение этой науки в 1866 г. сформулировал немецкий биолог Э. Геккель: «Экология – это общая наука об отношении организмов к окружающей среде». Современная экология «расширила свой предмет за пределы биоэкологии и соответственно включила в круг изучения широкий спектр объектов» (Реймерс, 1994, с. 12). В связи с этим одной из ее формулировок в ХХ веке признаётся следующая: «Экология – это комплексная наука, исследующая среду обитания живых существ (включая человека)» (Реймерс, 1990, с. 592). Теоретическим фундаментом этой молодой науки являются законы, принципы и правила экологии. Ввиду того что этот курс посвящён Приморскому краю, то есть входит в региональный блок дисциплин, то, разделяя мнение Н.Ф. Реймерса (1990), следует придерживаться в его освещении геоэкологического направления. Геоэкология (Реймерс, 1990) – раздел экологии (по другим воззрениям географии), исследующий экосистемы (геосистемы) высоких иерархических уровней – до биосферы включительно. Синоним: ландшафтная экология. Исходя из этого разработанаметодология использования пособия студентами в учебном процессе. Она основывается на системном подходе. В этом отношении помогают вопросы для самоподготовки, которые приводятся в конце каждой главы. Геосистемный подход в экологии, как и в географии, подразумевает характеристику всех компонентов геосистемы конкретного региона, что изложено в первой главе. По выражению Н.Ф. Реймерса (1994), экология – это ещё и «наука о проблемах», поэтому представляется интересным узнать, когда же зародились экологические проблемы. Этому посвящена вторая глава, изложенная в историческом аспекте. Третья глава рассматривает развитие экологических напряжений и проблем в использовании природных ресурсов Приморья по мере становления индустрии края.
При изучении четвёртой главы надо обратить особое внимание на следующие моменты. Создание гражданского общества подразумевает активную жизненную позицию студента, а это означает, что ему необходимо знать основы экологической политики и деятельности экологических организаций. Кроме этого необходимо указать на разнообразие методик экологизации технологий в различных отраслях мирового хозяйства и их применение на региональном уровне. Усвоение теоретической и практической базы всего материала, тренинг в процессе самопроверки подготавливают студента к решению поставленных задач и выполнению контрольных работ.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |