Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. АПЛ – атомная подводная лодка




ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

АПЛ – атомная подводная лодка

БПК – биологическое потребление кислорода

ВЗ – высокое загрязнение

ДВГУ – Дальневосточный государственный университет

ДВНИГМИ – Дальневосточный региональный научно-исследовательский гидрометеорологический институт

ДВО РАН – Дальневосточное отделение Российской академии наук

ЖРО – жидкие радиоактивные отходы

ЗВ – загрязняющие вещества

ИЗА –индекс загрязнения атмосферы

ИЗВ – индекс загрязнения воды

Кс – коэффициент концентрации

МПС – Министерство путей сообщения

НП – нефтепродукты

НУ – нефтеуглеводороды

ОС – окружающая среда

ОГСНК – Общегосударственная служба наблюдений и контроля за загрязненностью объектов природной среды

ПДК – предельно допустимая концентрация

ПДУ – предельно допустимый уровень

ПУГМС – Приморское управление гидрометеослужбы (Приморгидромет)

ПХР – Промышленно-хозяйственный район

ПШЗ – прибрежно-шельфовая зона

РАО – радиоактивные отходы

СИ – стандартный индекс, соответствующий коэффициенту превышения ПДК

СПАВ – синтетические поверхностно-активные вещества

СПЗ – суммарный показатель загрязнения

Сср – концентрация средняя

Сm – концентрация максимальная

Сф – концентрация фоновая

ТБО – твердые бытовые и промышленные отходы

ТИГ – Тихоокеанский институт географии

ТИНРО-центр – Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр

ТМ – тяжелые металлы

ТОИ – Тихоокеанский океанологический институт

ТОФ – Тихоокеанский флот

ТРО – твердые радиоактивные отходы

ХОП –хлорорганические пестициды

ХПК – химическое потребление кислорода

ЧС – чрезвычайная ситуация

ЧСРЗ – Чажминский судоремонтный завод военно-морского флота

ЭВЗ – экстремально высокое загрязнение

ЭГС –эколого-географическая ситуация

ЭМ – экологический мониторинг

Стремительное развитие техногенной цивилизации и бурный рост населения Земли в XX веке и первом десятилетии ХХI века привели к столь сильному давлению на биосферу, что это вызвало деградацию природных комплексов на обширных участках планеты, поставив вопрос сохранения природы и жизни самого человека в ряд приоритетных. Уничтожение лесных массивов, истощение биологических и минеральных ресурсов, масштабное загрязнение рек, озер, подземных вод, морских акваторий, атмосферного бассейна, разрушение почв и уменьшение площади сельскохозяйственных угодий приняло глобальный характер.

Деградация природной среды характерна и для современной России, что во многом обусловлено затратным характером экономики, доставшейся в наследство от тоталитарной социалистической системы, а также моральным и физическим старением техники, инфраструктуры, низким уровнем экологической культуры значительной части населения, слабой мотивацией технократической элиты к внедрению в производство природоохранных, ресурсосберегающих технологий, к экологизации всех отраслей экономики. В связи с этим даже резкое снижение объемов производства при реформе экономики вызвало различное по своему знаку воздействие на окружающую среду, в целом не уменьшая разрушительных процессов природных комплексов. Эта деградация затронула все районы Дальнего Востока, а Приморье в первую очередь. Автор преподаёт дисциплину «Экология Приморского края» с 2003 г. и как исследователь Дальнего Востока с сожалением констатирует на занятиях, что эта деградация лишь усугубляется.

Поэтому является жизненно необходимым охватить экологическим образованием все слои населения, особенно молодежь, которая будет во многом определять характер развития экономики в рыночных условиях XXI века. В становлении экологической культуры производства, его модернизации и внедрения инновационных технологий важная роль отводится экологии, которую справедливо называют наукой о выживании человечества, наукой ХХI века (Реймерс, 1990).

Целью дисциплины является формирование у студентов экологического мышления, той экологической зоркости, которая могла бы чётко высвечивать реальности нашей жизни, не соответствующие законам экологии.

Задачи пособия – ориентация студентов в информационном поле дисциплины, выработка навыков в решении практических задач с использованием региональных особенностей.

Интересен процесс трансформации понятия «экология». Первое определение этой науки в 1866 г. сформулировал немецкий биолог Э. Геккель: «Экология – это общая наука об отношении организмов к окружающей среде». Современная экология «расширила свой предмет за пределы биоэкологии и соответственно включила в круг изучения широкий спектр объектов» (Реймерс, 1994, с. 12). В связи с этим одной из ее формулировок в ХХ веке признаётся следующая: «Экология – это комплексная наука, исследующая среду обитания живых существ (включая человека)» (Реймерс, 1990, с. 592). Теоретическим фундаментом этой молодой науки являются законы, принципы и правила экологии.

Ввиду того что этот курс посвящён Приморскому краю, то есть входит в региональный блок дисциплин, то, разделяя мнение Н.Ф. Реймерса (1990), следует придерживаться в его освещении геоэкологического направления. Геоэкология (Реймерс, 1990) – раздел экологии (по другим воззрениям географии), исследующий экосистемы (геосистемы) высоких иерархических уровней – до биосферы включительно. Синоним: ландшафтная экология.

Исходя из этого разработанаметодология использования пособия студентами в учебном процессе. Она основывается на системном подходе. В этом отношении помогают вопросы для самоподготовки, которые приводятся в конце каждой главы. Геосистемный подход в экологии, как и в географии, подразумевает характеристику всех компонентов геосистемы конкретного региона, что изложено в первой главе. По выражению Н.Ф. Реймерса (1994), экология – это ещё и «наука о проблемах», поэтому представляется интересным узнать, когда же зародились экологические проблемы. Этому посвящена вторая глава, изложенная в историческом аспекте. Третья глава рассматривает развитие экологических напряжений и проблем в использовании природных ресурсов Приморья по мере становления индустрии края.

При изучении четвёртой главы надо обратить особое внимание на следующие моменты. Создание гражданского общества подразумевает активную жизненную позицию студента, а это означает, что ему необходимо знать основы экологической политики и деятельности экологических организаций. Кроме этого необходимо указать на разнообразие методик экологизации технологий в различных отраслях мирового хозяйства и их применение на региональном уровне.

Усвоение теоретической и практической базы всего материала, тренинг в процессе самопроверки подготавливают студента к решению поставленных задач и выполнению контрольных работ.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.