Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ формирования и выполнения производственной программы




На этапе формирования производственной программы и заключения договоров целесообразно определить экономи­ческие последствия изменений условий договоров (сроков и объемов поставки, цен на сырье и продукцию и т.п.), а также влияние отклонений нормативов затрат, фактически имевших место на предприятии, на общую сумму прибыли, которую планируется получить к концу анализируемого периода. Та­кая задача решается с помощью факторного анализа произ­водственной программы в разрезе отдельных договоров на поставку продукции с учетом технологических особенностей выпуска того или иного вида продукции и динамики факти­ческого уровня затрат по отдельным изделиям. Решение по­добных задач на крупных предприятиях с большой номенкла­турой выпускаемой продукции возможно только с помощью ЭВМ. На небольших предприятиях, выпускающих 5-10 на­именований изделий, расчеты могут производиться вручную.

Факторный анализ производственной программы базиру­ется на взаимосвязи прибыли, объема и затрат. Методика ана­лиза указанного соотношения подробно рассматривается при анализе прибыли (§ 1.7) с точки зрения влияния объема реа­лизации и затрат на величину прибыли. В данном параграфе рассматривается обратная задача: исходя из заданной прибы­ли рассчитывается необходимый для ее получения объем реа­лизации и соответствующий ему объем производства при оп­ределенном уровне расходов. Влияние на общую сумму при­были уровня постоянных и переменных расходов, объема про-



изводства и реализации, цен на материалы и продукцию опре­деляется по каждому отдельному договору по формуле

где П - прибыль; к - количество изделий одного наименования в натуральном выражении; Ц - цена единицы продукции; МЗ -прямые материальные затраты в стоимостном выражении для производства отдельных видов продукции; ОТр - прямые затра­ты на оплату труда рабочих; ру/п - условно-постоянные расходы; Пy - прибыль в остатках нереализованной продукции.

Указанная формула позволяет установить влияние на воз­можную прибыль таких факторов, как отказы от договоров по инициативе покупателей (в связи с низким качеством продук­ции, снижением спроса на нее, нарушением сроков поставки), изменения объема производства по инициативе покупателей, замены материалов, в том числе по вине поставщиков, измене­ния цен на материалы, продукцию и др.

Влияние указанных факторов на прибыль определяется на основе приведенной выше формулы с помощью приемов эли­минирования.

В ходе анализа динамики объема производства продукции можно использовать как натуральные, так и стоимостные по­казатели. Однако большинство предприятий имеет широкую номенклатуру выпускаемых изделий, поэтому применение на­туральных измерителей не всегда оправдано. Более представи­тельным является анализ объема производства продукции с использованием стоимостной оценки. При этом возникает не­обходимость обеспечения сопоставимости исходных данных. В условиях инфляции одним из важнейших условий сопоста­вимости является нейтрализация изменения цен или «стои­мостного» фактора. В международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) нашли отражение две основные концеп­ции определения влияния инфляции на отчетность предпри­ятия: концепция финансовой природы капитала и концепция предметно-вещественной природы капитала.

Первой концепции соответствует «Методика оценки объ­ектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной способности». Сторонники данной концепции


абстрагируются от предметно-вещественной природы активов предприятия Они учитывают в основном покупательную спо­собность денежной единицы и рассматривают пассив пред­приятия как основу оценки актива Данная методика ориенти­рована на общий индекс инфляции национальной валюты.

Вторая концепция лежит в основе «Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость». В соот­ветствии с данной методикой, делающей упор на текущую сто­имость статей актива баланса, каждый актив подлежит инди­видуальному приведению к текущей цене Методика ориенти­рована на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу.

При анализе объем производства продукции можно так же, как и имущество предприятия, рассматривать в одном из двух ас­пектов - активном и пассивном В зависимости от задач анализа можно использовать соответственно принципы сопоставимости прибыли и сопоставимости стоимостной и натуральной оценки

Принцип сопоставимости прибыли основан на том, что собственник предприятия прежде всего заинтересован в полу­чении прибыли При анализе динамики объема производства как одного из факторов, влияющих на величину прибыли, сле­дует использовать общий индекс инфляции национальной ва­люты, так как в данном случае важна сопоставимость прибыли отчетного и базисного периодов.

Принцип сопоставимости стоимостной и натуральной оцен­ки предполагает приведение в соответствие изменение объема производства в натуральных единицах с их стоимостной оцен­кой. Анализ с применением данного принципа может оказаться полезным для оценки изменения спроса на реализуемую продук­цию, для принятия решения об изменении объемов производ­ства При этом могут применяться следующие методы-

• пересчета объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (при отно­сительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции),

• корректировки на агрегатный индекс изменения цен по группе однородных товаров (продукции, услуг) или по от­расли в целом

С применением данных методов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар ити товарную группу.


Статистическими органами регулярно публикуются ин­дексы цен. При этом индекс потребительских цен (индекс цен на потребительские товары) выделяется как наиболее общий показатель, характеризующий инфляционные процессы, про­исходящие в национальной экономике. Кроме него, рассчиты­вается индекс цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения.

Агрегатный индекс (Iц) имеет вид

С помощью указанной формулы сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции (ВП1ЦП) находится следующим образом:

где ВП1 - фактический выпуск продукции в отчетном периоде. В процессе анализа выполнения плана производства изуча­ются следующие показатели:

• основная номенклатура в натуральном выражении, в том числе поставка продукции по государственным контрактам для госу­дарственных нужд; обновление выпускаемой продукции;

• товарная продукция в договорных отпускных ценах, в том числе на экспорт.

Источники информации для анализа: плановые и опера­тивные планы-графики, данные текущей и годовой отчетнос­ти (ф. 1-п «Отчет предприятия (объединения) по продук­ции»; ф. 1-т «Отчет предприятия (объединения) по труду»); данные текущего бухгалтерского и статистического учета.

Выполнение плана по объему производства продукции анализируют нарастающим итогом с начала года.

Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основании плановых и фактических данных о выпуске про­дукции по объему, ассортименту и качеству за день и нараста­ющим итогом с начала месяца, а также отклонений от плана. В качестве источников информации используются рапорты, сводки цехов, производственно-диспетчерских служб, маши­нограммы-рапорты, выдаваемые в АСУ, и т. д.


Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

• *

| Номенклатура - перечень наименований изделий с указа- •

• нием кодов, установленных для соответствующих видов про- •

• дукции в действующем на территории СНГ общесоюзном •

• классификаторе промышленной продукции (ОКПП), а так- •: же шифров или порядковых номеров изделий по плану.:

 

Ассортимент - перечень наименований изделий с указа- •

• нием количества по каждому из них. Различают полный •

• (всех видов и разновидностей), групповой (по родствен- •

• ным группам), внутригрупповой ассортимент. •

Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска про­дукции по основным видам, включенным в номенклатуру. Особое внимание при этом обращается на поставки продук­ции для государственных нужд (табл. 4.1), поскольку при не­выполнении условий государственного контракта по объему и сроку поставки виновник выплачивает неустойку в размере 50 % стоимости недопоставленных товаров, что не освобож­дает его от выполнения условий госконтракта в дальнейшем. В отличие от госзаказа контракт на поставку товаров для гос­нужд гарантирует предприятию сбыт продукции, ее оплату, льготы по кредитам, налогам, дотации и другие льготы, что должно учитываться при формировании производственной программы.

Табл 4.1. Анализ выполнения контракта на поставку продукции для государственных нужд за I квартал

 

 

 

 

 

Вилы продукции, ко которым заклю­чен госконтракт Единица измерения Пос гавка продукции для юснужд Отклонение от заключенного контракта Выпол­нение и тана, %
по коп тракт v фактически выполнено
А Б        
Изделие А шт     -5 92,9
Изделие Б          

Отклонение в выполнении обязательств по поставке изде­лия А в отчетном квартале на 5 единиц (7,1 %) должно быть восполнено в последующем периоде.

Анализ выполнения плана по ассортименту осуществляет­ся по методу наименьшего процента (гр. 3 табл. 4.2) либо сред-> него процента по формуле

где Ка - выполнение плана по ассортименту, %; ВП3 - сумма фактически выпущенных изделий каждого вида, но не более их планового выпуска; ВП0 - плановый выпуск продукции.

При этом изделия, выпущенные сверх плана или не предус­мотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортимен­ту не принимаются. План по ассортименту считается выпол­ненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий.

Табл 4 2 Анализ ассортимента продукции, млн р.

 

 

 

 

Ассортимент Выпуск продукции Выполнение плана, % Засчитывается в вы­полнение плана по ассортименту
по плану по отче!у
А        
Изделие А   851,8 99,7 851,8
Изделие Б   890,1 99,9 890,1
Изделие В   339,5 105,1  
Изделие Г 306,3 304,8 99,5 304,8
Итого 2374.3 2386,2 100,5 2369,7

Процент выполнения плана по ассортименту составляет 99,5 (по способу наименьшего процента) и 96,7 (2369,7:2374,3 х х 100) (по среднему проценту). В любом случае план по ассор­тименту не может быть выполнен более чем на 100 %.

При оперативном анализе выполнения плана по ассортимен­ту целесообразно использовать машинограммы (таблицы), в ко­торых отражается фактический выпуск за сутки (смену), опреде­ляется отставание от планового задания за день и с начала месяца по количеству выпущенных изделий в натуральном выражении или по количеству наименований продукции.


• •

: Структура продукции - это соотношение удельного веса:
; отдельных изделий в общем выпуске продукции.:

• •

Выполнить план по структуре - значит сохранить в факти­ческом выпуске продукции запланированное соотношение от­дельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдель­ным изделиям приводит к отклонениям от плановой структу­ры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей. Для расчета влияния струк­турных сдвигов с целью устранения их влияния на экономи­ческие показатели используются метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и др.

При использовании метода средних цен (табл. 4.3) расчет производится по формуле

где ABПc - прирост объема продукции за счет изменения

структуры; Ц1, Ц0 - средняя оптовая цена группы изделий -фактическая и плановая (прошлого периода); к1 - фактичес­кое количество изделий в отчетном периоде, шт.

Табл 4 3 Расчет влияния структурных сдвигов на выпуск продукции в стоимостном выражении (по средним ценам)

 

 

 

Виды продукции Единица измерения Фактический выпуск про- д)кции в на тура 1ьно\1 выражении Средняя отпускная цена, р Изменение объема продукции за счет структурных сдви гов [(гр 3 - гр 2) х *гр 1|
по плану фактически
А Б        
Ткань А110 гыс м       + 19175
Ткань А120 »       + 1551
Ткань А125 »       +37,95
И того X X X X +3506,45

Прямой счет по всем изделиям (табл. 4.4) производится по формуле

где ВП1 - фактический выпуск продукции при фактической

структуре, ВП 1' - фактический выпуск продукции при плано­вой структуре


Табл. 4.4 Анализ структуры продукции и расчет влияния структурных сдвигов методом прямого счета, млн р.

 

 

 

Виды продукции Выпуск про­дукции Структура продукции, % Фактичес­кий выпуск приплановой структуре (гр2х х гр 3 100) Измене­ние объема продукции от измене­ния струк­туры (+,-) Засчитыва-ется в вы­полнение плана по структуре
по плану ио от­чету по плану по от­чету
А              
Изделие А   851,8 35,97 35,70 858,3 -6,5 851,8
Изделие Б   890,1 37,53 37,30 895,6 -5,5 890,1
Изделие В   339,5 13,60 14,23 324,5 + 15 324,5
Изделие Г 306,3 304,8 12,90 12,77 307,8 -3 304,8
Итого 2374,3 2386,2     2386,2 " +15 2371,2

Для обеспечения увязки расчетов удельный вес рассчитывается с точнос­тью до 0,01.

Фактический выпуск при плановой структуре (табл. 4.4, гр. 5) рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изде­лия.

Как показывают данные табл. 4.4, отклонение за счет изме­нения структуры продукции составило +15 млн р.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.