Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность государственного заказчика (получателя). 8 страница




Прекращение договора финансовой аренды осуществляется:

1) по истечении оговоренного срока, если стороны не по­считали нужным его продлевать;

2) по соглашению сторон;

3) досрочно, исходя из волеизъявления сторон;

4) по требованию одной из сторон. Так, лизингополучатель вправе потребовать расторжения договора финансовой аренды, если лизингодатель не передает имущество в срок, указанный в договоре, и в том есть его вина.

Анализ действующего законодательства, литературных ис­точников, регламентирующих и характеризующих договор фи­нансовой аренды, позволяет раскрыть комплекс возникающих имущественных отношений, выявить характерные признаки и присущие ему специфические особенности, которые в наиболее общем виде заключаются в следующем:

1) договор финансовой аренды способствует получению и использо­ванию инвестиционных средств, что освобождает лизингополуча-


теля (предприятие) от необходимости приобретать в собственность оборудование, которое необходимо для использования в течение какого-то определенного срока для выполнения конкретной рабо­ты, выпуска определенной продукции;

2) имущество, приобретаемое по договору финансовой аренды, не яв­
ляется собственностью лизингополучателя и находится на балан­
се лизингодателя.

С экономической точки зрения договор финансовой аренды есть товарный кредит в основные фонды, предоставляемый лизингопо­лучателю в форме передаваемого в пользование имущества. Но если при товарном кредитовании в чистом виде товаропользова-тель одновременно с получением товара вступает в право соб­ственности с отсрочкой платежа во времени оплаты потребитель­ской стоимости товара, то по договору финансовой аренды иму­щество остается за лизингодателем до полной оплаты предмета договора лизингополучателем. По истечении срока рассматри­ваемого договора имущество возвращается лизингодателю либо приобретается лизингополучателем по остаточной стоимости;

3) договор финансовой аренды порождает комплекс сложных иму­щественных отношений, связанных с передачей имущества во вре­менное пользование. Этот комплекс, помимо собственно данного договора лизинга, включает и другие договоры, в частности дого­вор купли-продажи и договор займа (при необходимости);

4) рассматриваемый договор обычно указывается как договор арен­ды. Но он имеет некоторые схожие черты с договором купли-продажи с рассрочкой платежа и договором о предоставлении кредита1. В то же время он не тождествен ни с одним из них и имеет присущие только ему особенности. При договоре купли-продажи право собственности и риск случайной гибели или ухуд­шения предмета договора переходят на покупателя с момента передачи имущества, если только стороны не обусловили иного, тогда как при аренде право собственности на арендованное иму­щество остается у лизингодателя до конца срока договора. В то же время в момент передачи арендованного имущества лизинго­получатель принимает на себя обязанности, связанные с правом собственности, т.е. риск случайной гибели или случайной порчи арендованного имущества переходит на него, хотя в соответствии с положениями гражданского законодательства он остается толь­ко пользователем, а не собственником. По договору купли-прода­жи ответственность за недостатки, обнаруженные в проданной вещи, несет продавец, а по договору финансовой аренды - лизингополу-

1 О соотношении лизинга и кредита, в том числе и в части, касающейся определений лизинга, данных в других источниках, см., например: Чекмарева Е.Н. Лизинговый бизнес. М., 1994. С. 6; Смирнов А.Л. Лизинговые операции. М., 1995. С. 4. (Международный банковский бизнес). Рудаковский СО. Лизинг. Гродно, 1996. С. 6; Трушкевич Е.В. Лизинг. Мн., 2000. С. 36.


чатель, кроме случаев, когда ответственность за выбор продавца лежит на лизингодателе. Что касается договора аренды, то по нему лизингополучатель уплачивает платежи по частям на протяже­нии всего срока действия договора, а по договору лизинга лизин­гополучатель должен сразу уплатить лизингодателю всю сумму амортизационных отчислений на весь период действия договора. Поэтому можно утверждать, что договор финансовой аренды (ли­зинга) является договором особенного рода, в котором сочетают­ся элементы аренды, купли-продажи с рассрочкой платежа и фи­нансового кредита; 5) договор финансовой аренды направлен ни осуществление пред­принимательской деятельности, для чего производится инвести­рование временно свободных и (или) привлеченных финансовых ресурсов и направление их на приобретение предмета договора с целью передачи его в пользование по договору лизингополучате­лю на определенный срок за определенную плату. Иными словами, договор финансовой аренды (лизинга) представ­ляет собой инвестирование средств в основной капитал на воз­вратной основе, но не в денежной, а в форме передаваемого в пользо­вание имущества. Арендодатель (лизингодатель) оказывает арен­датору (лизингополучателю) финансовую услугу, которая заклю­чается в том, что он покупает имущество в собственность, переда­ет его на определенное время арендатору (лизингополучателю) и возмещает свои затраты за счет платежей арендатора (лизинго­получателя). Такая сделка осуществляется на условиях срочнос­ти, возвратности и платности в виде комиссионных за оказывае­мую услугу, как это имеет место при кредитовании.

Говоря о лизинге, нельзя не отметить тот факт, что переда­ча оборудования лизингополучателю не исключает возможность применения залога. В то же время необходимо иметь в виду, что государственные предприятия лишены возможности зак­лючать лизинговые договоры под залог своего имущества. В частности, такие предприятия перечислены в Законе Республи­ки Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства», в Указе Президента Республики Беларусь от 16 июля 1997 г. № 389 «Об упорядочении залога государственного имущества»1, с изм. и доп. от 25 марта 2003 г. № 118, 4 ноября 2004 г. № 542, в постановлении Совета Мини­стров Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 1872 «Об утверждении перечня государственных предприятий (объедине­ний), организаций и учреждений, находящихся в республиканс-

1 Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1997. № 21. Ст. 728; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 37. 1/4472; 2004. № 175. 1/5979.


кой собственности и не подлежащих разгосударствлению и при­ватизации»1, с изм. и доп. от 3 сентября 1999 г. № 1381, 2 октября 2002 г. № 1362, 17 марта 2004 г. № 302, 30 апреля 2004 г. № 497.

Виды лизинга. Согласно Положению о лизинге на терри­тории Республики Беларусь в зависимости от срока действия и условий возмещения лизингодателю лизингополучателем за­трат, т.е. степени окупаемости лизингового имущества и пере­хода права собственности на объект лизинга от лизингодателя к лизингополучателю, лизинг подразделяется:

1) на финансовый. Предполагает заключение договора на срок полной окупаемости оборудования или близкий к этому, во всяком случае возмещение стоимости предмета лизинга дол­жно быть произведено в размере не менее 75 % от его первона--чальной (восстановительной) стоимости. При этом выполне­ние указанного требуется независимо от того, будет ли сделка завершена выкупом объекта лизинга лизингополучателем, его возвратом или продлением договора лизинга на других усло­виях. Риск случайной гибели предмета аренды, обязанности по страхованию, техническому обслуживанию и др. лежат на арен­даторе. Договор финансового лизинга, условия которого не вы­полнены и объект в результате возвращен лизингодателю, счи­тается досрочно прекращенным.

Разновидностью финансового лизинга является:

- возвратный лизинг. В данном случае собственник имущества пе­редает право собственности на него будущему лизингодателю на условиях купли-продажи и одновременно вступает с ним в иные отношения - в качестве пользователя имущества. Другими сло­вами, возвратный лизинг характеризуется тем, что собственник продает оборудование лизинговой компании, а затем берет это же оборудование в лизинг. Суть заключается в том, что первона­чальный собственник получает полную стоимость оборудования плюс прибыль;

- раздельный лизинг, по которому лизингодатель обеспечивает фи­нансирование лишь части стоимости оборудования, не теряя в то же время права собственности на него (объект лизинга).

Кроме изложенного, при финансовом лизинге может зак­лючаться и договор типа «Стандарт». Он применяется, когда

1 Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1998. № 35. Ст. 906; 1999. № 25. Ст. 718; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 112. 5/11235; 2004. № 54. 5/14018, № 71. 5/14178.


собственник объекта лизинга не является будущим лизинго­дателем, хотя в данном случае и участвует три стороны;

2) оперативный. Предполагает сдачу в аренду лизингода­телем имущества на срок меньший, чем его экономический срок службы. Это лизинг, при котором лизинговый платеж в течение договора лизинга возмещает лизингодателю стоимость объекта в размере 75 % от его первоначальной (восстанови­тельной) стоимости. По истечении договора лизинга лизинго­получатель возвращает лизингодателю объект лизинга, в резуль­тате чего он может передаваться в лизинг многократно.

Речь идет о том, что предмет договора сдается на срок, мень­ший полного срока погашения стоимости арендованного иму­щества. Для возмещения полной стоимости лизинговая ком­пания сдает это имущество несколько раз, как правило, раз­ным пользователям.

На лизингодателя в данном случае возлагаются обязанно­сти по обслуживанию, ремонту и страхованию оборудования.

В зависимости от состава сторон лизинг подразделяется:

1) на международный, при котором хотя бы одна сторона
договора лизинга является нерезидентом Республики Беларусь,
т.е. лизингодателем.выступает, к примеру, какая-то западноев­
ропейская лизинговая компания, а лизингополучателем какая-
то из организаций Республики Беларусь. В свою очередь, в за­
висимости от места нахождения партнеров по лизингу между­
народный лизинг подразделяется:

- на импортный (когда обе стороны договора лизинга - поставщик и лизингодатель — находятся на территории иностранного госу­дарства);

- экспортный (при котором лизингополучателем является зару­бежный получатель);

- международный транзитный (когда все участники лизинговой опе­рации находятся на территориях разных государств);

2) внутренний, при котором все стороны договора лизинга
являются резидентами Республики Беларусь.

Разновидностью лизинга можно назвать сублизинг - ли­зинг, при котором лизингополучатель с разрешения лизингода­теля по договору сублизинга передает иным лизингополучате­лям в последующее пользование и владение объект лизинга. При этом лизингополучатель не освобождается от обязательств


и ответственности перед лизингодателем, предусмотренных до­говором лизинга. В то же время на него переходят права ли­зингодателя по отношению к другому лизингополучателю.

Помимо названных выделяют и такие виды лизинга, как:

1) прямой, или двусторонний, поскольку лизингодатель яв­
ляется одновременно и поставщиком имущества;

2) косвенный. По нему передача имущества происходит
через посредника, но имущественные отношения в целом скла­
дываются между тремя сторонами: поставщиком, лизингодате­
лем и лизингополучателем, каждый из которых действует са­
мостоятельно.

Современный лизинг дополняет и обогащает сложившиеся ранее формы, в том числе и методы взаимодействия лизинго­вых компаний со своими клиентами.

Литература

Андреев ПА., Баутин В.М., Голиков Р.П., Юсупов АЛ. Ли­зинг: общая характеристика, история, применение в аграрном секторе. М., 1993.

Батищев В. Финансовый лизинг - особенности учета и налогообложения // Бизнес. Документы, комментарии. 1998. № 40.

Витрянский В.В. Договор аренды и его виды: прокат, фрах­тование на время, аренда зданий, сооружений и предприятий, лизинг. М., 1999.

Газман B.JI. Лизинг: теория, практика, комментарии. М., 1997.

Гусако Б. Лизинг - катализатор экономического роста // Финансы. Учет. Аудит. 1999. № 12.

Гуща Г. Классификационная характеристика видов лизин­га, их правовая сущность // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 1999. № 5.

Гуща Г. Понятие и экономико-правовая сущность лизинга // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 2000. № 1.

Ерохова В. Лизинг — финансовая аренда. Его становление и развитие // Юстиция Беларуси. 1998. № 2.


Исфаилов И. Аренда жилых помещений // Хозяйство и право. 1997. № 10.

Кабалкин А.Ю. Законодательство в сфере обслуживания. М., 1988.

Кабалкин А., Санникова Л. Договор проката // Российс­кая юстиция. 2000. № 6.

Калачева СА- Арендные сделки. М., 1997.

Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. М., 1996.

Киркорова Н.И., Карачун Т.С. Зарубежная практика и про­блемы внедрения лизинга в Республике Беларусь. Мн., 1994.

Комаров В.Ф., Калуга Е.В., Юсупов А.Т. Аренда. Лизинг. Фирменный сервис. Новосибирск, 1991.

Лизинг в Республике Беларусь // Вестник Высшего Хо­зяйственного Суда Республики Беларусь. 1995. № 5.

Онуфриевич Э. Типичные ошибки, допускаемые субъектами хозяйствования при заключении и исполнении договоров арен­ды нежилых помещений // Юрист. 2002. № 1 (8).

Прищепа В. Лизинг в Республике Беларусь // Вестник Выс­шего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 1999. № 5.

Савкин С.Ф. Споры, возникающие из правоотношений соб­ственности и аренды (судебно-арбитражная практика) // Госу­дарство и право. 1997. № 2.

Тычина М. Рынок лизинговых операций в СНГ (по мате­риалам СМИ) // Финансы. Учет. Аудит. 1998. № 11.

Утка В. Аренда предприятия как имущественного комп­лекса // Хозяйство и право. 1999. № 2.

Фурсов ДА. Аренда: Пособие для судей арбитражных су­дов. М., 1997.

Храпуцкий А-Ф. О правовой природе договора лизинга // Теорет. проблемы правового регулирования хозяйственной де­ятельности в условиях рыноч. отношений: Тез. докл. респ. науч.-практ. конф. Мн., 1998.

Чекмарева Е. Цикл статей о лизинге // Хозяйство и пра­во. 1994. № 4, 6-8, 12.

Чигир В.Ф. Договор аренды и его виды. Мн., 2001.


Глава 13. ДОГОВОР НАЙМА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

/. Конституционное право на жилище.

Жилищный фонд. Жилищное законодательство

Каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на жилище. Это право, провозглашенное в ст. 48 Конституции, обеспечивается развитием государственного и частного жилищ­ного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище пре­доставляется государством и местным самоуправлением бес­платно или по доступной для них плате в соответствии с зако­нодательством.

Никто не может быть произвольно лишен жилья.

Возведение права граждан на жилье в ранг конституцион­ного требует приоритетных направлений со стороны государ­ства в улучшении жилищных условий граждан. Разумеется, главным, что позволяет улучшать жилищные условия людей, является интенсивное развитие жилищного фонда.

Жилищный фонд. Его образуют находящиеся на террито­рии Беларуси жилые дома, а также жилые помещения в других строениях.

В соответствии со ст. 7 Жилищного кодекса Республики Беларусь1 (далее - ЖК) жилищный фонд состоит из государ­ственного и частного.

Государственный жилищный фонд:

1) республиканский жилищный фонд - находится в республиканс­кой собственности (собственность Республики Беларусь);

2) коммунальный жилищный фонд - находится в коммунальной соб­ственности (собственность административно-территориальных единиц).

Частный жилищный фонд:

1) жилищный фонд граждан - находится в собственности граждан;

2) жилищный фонд юридических лиц негосударственной формы собственности - находится в собственности юридических лиц негосударственной формы собственности.

1 Закон Республики Беларусь от 22 марта 1999 г. М» 248-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 28. 2/23.


Такая классификация жилищного фонда Республики Бе­ларусь вытекает из видов и форм собственности, т.е. в целом составляющие части жилищного фонда различные. Многооб­разны и нормы, регулирующие жилищные отношения.

Жилищное законодательство. Основным нормативным актом и базой для дальнейшего развития законодательства является Конституция Республики Беларусь (ст. 29, 48).

Нормативными правовыми актами и по важности, и по по­рядку изложения являются Жилищный и Гражданский кодек­сы Республики Беларусь. Они детализируют жилищное зако­нодательство.

В соответствии с ЖК принимаются законы и подзаконные нормативные правовые акты, например:

- Закон Республики Беларусь от 16 апреля 1992 г. № 1593-ХП «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь»1, с изм. и доп. от 30 октября 1992 г. № 1897-ХП, 11 июня 1993 г. № 2369-ХИ, 10 декабря 1993 г. № 2634-ХП, 9 января 1995 г. № 3509-ХП, 5 мая 1998 г. № 139-3, 22 июня 2001 г. № 35-3;

- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 сен­тября 1999 г. № 1469 «О некоторых вопросах организации и де­ятельности жилищно-строительных кооперативов»2;

- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 ав­густа 1999 г. № 1332 «Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услуга­ми»3, с изм. и доп. от 24 апреля 2000 г. № 571, 28 апреля 2000 г. № 606, 1 сентября 2000 г. № 1366, 31 января 2001 г. № 128, 20 сентября 2001 г. № 1386, 28 февраля 2002 г. № 288, 17 января 2003 г. № 45, 19 февраля 2003 г. № 207, 26 сентября 2003 г. № 1223, 28 июня 2004 г. № 767;

- Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Бе­ларусь, утвержденные постановлением Совета Министров Респуб­лики Беларусь от 22 сентября 1999 г. № 14684, с изм. и доп. от 30 июня 2000 г. № 988;

1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 15.
Ст. 247, № 27. Ст. 475; 1993. 26. Ст. 317; 1994. № 3. Ст. 24; 1995. № 6.
Ст. 58; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998.
№ 20. Ст. 220; Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь. 2001. № 63. 2/778.

2 Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства
Республики Беларусь. 1999. № 27. Ст. 779.

3 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999.
№ 68. 5/1526; 2000. № 46. 5/3104, 5/3114, № 85. 5/3972; 2001. № 91. 5/8410;
2002. № 32. 5/10103; 2003. № 9. 5/11814, № 25. 5/11994, № 110. 5/13088;
2004. № 104. 5/14445.

* Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 47. 5/1705; 2000. № 65. 5/3551.


- Положение о порядке и условиях предоставления жилых помеще­ний социального пользования, утвержденное постановлением Сове­та Министров Республики Беларусь от 8 сентября 1999 г. № 13981;

- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 сен­тября 1999 г. № 1399 «Об утверждении Типового договора найма жилого помещения в домах государственного жилищного фонда»2;

- Положение об общежитиях, утвержденное постановлением Сове­та Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1999 г. № 14373, с изм. и доп. от 14 июля 2000 г. № 1055, 15 сентября 2004 г. № 1143, 16 марта 2005 г. № 285 (этим же постановлени­ем Совета Министров утвержден Типовой договор найма жилого помещения в общежитии);

- Правила обмена жилых помещений государственного жилищно­го фонда в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 г. № 11914;

- Порядок отнесения жилых домов к категории специальных домов, предоставления жилых помещений и пользования такими помеще­ниями в специальных домах, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 сентября 1999 г. № 1371°;

- Положение о жилых помещениях маневренного фонда, утверж­денное приказом Министерства жилищно-коммунального хозяй­ства Республики Беларусь от 1 ноября 1999 г. № 154 (во испол­нение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 3 сентября 1999 г. № 1371 «О порядке отнесения жилых домов к категории специальных домов, предоставления жилых помеще­ний и пользования такими помещениями в специальных домах». Названным приказом утвержден и введен в действие Типовой договор найма жилого помещения в специальном доме)6;

- Правила пользования жилыми помещениями, содержания жи­лых и вспомогательных помещений жилого дома в Республике Беларусь, утвержденные и введенные в действие приказом Ми­нистерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Бе­ларусь от 7 декабря 1999 г. № 177 (во исполнение постановле-

1 Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства
Республики Беларусь. 1999. № 25. Ст. 722.

2 Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства
Республики Беларусь. 1999. № 25. Ст. 723.

3 Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства
Республики Беларусь. 1999. № 26. Ст. 749; Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 69. 5/3615; 2004. № 154.
5/14848; 2005. № 52. 5/15728.

4 Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства
Республики Беларусь. 1999. № 22. Ст. 650.

s Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999.

№ 69. 5/1581. 6 Рэспубл1ка. 1999. 15 снежня.


ния Совета Министров Республики Беларусь от 8 сентября 1999 г. № 1309 «Об утверждении Типового договора найма жилого поме­щения в домах государственного жилищного фонда»)1; — постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 марта 2003 г. № 2 «О применении судами законодатель­ства при разрешении споров, связанных с правом собственности на жилые помещения»2.

Практика применения жилищного законодательства от­ражает и трактует в своих постановлениях Пленум Верховно­го Суда Республики Беларусь.

Эти и другие нормативные правовые акты регулируют жи­лищные отношения, в том числе и учет граждан, нуждающих­ся в улучшении жилищных условий.

2. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Порядок предоставления жилых помещений гражданам в пользование

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных ус­ловий. Нуждающимися в улучшении жилищных условий при­знаются граждане:

1) обеспеченность которых общей площадью жилого помещения на
одного члена семьи составляет менее 15 м2.

Не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищ­ных условий граждане, не проживающие в имеющихся в их соб­ственности в данном населенном пункте жилых помещениях, за исключением случаев, если при вселении указанных граждан в эти жилые помещения они стали бы нуждающимися в улучше­нии жилищных условий;

2) проживающие в жилом помещении, не отвечающем установлен­ным для проживания санитарным и техническим требованиям;

3) проживающие в квартире, заселенной несколькими нанимате­лями;

4) проживающие в неизолированных жилых комнатах или одной комнате (одной комнатой признается обособленно используемая (по договору найма, на правах собственности) комната) при отсут­ствии родственных отношений;

5) проживающие в однокомнатной квартире или одной комнате с гражданином (независимо от его пола), не являющимся супру­гом (супругой);

1 Рэспублша. 2000. 9 сакавпса.

2 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003.
М» 41. 6/360.


6) впервые вступившие в брак (оба супруга) независимо от возраста, времени регистрации брака и не имеющие отдельной квартиры;

7) родившие (усыновившие) и воспитывающие детей без вступле­ния в брак и не имеющие отдельной квартиры;

8) проживающие в общежитиях, за исключением граждан, поселив­шихся в них в связи с обучением;

9) проживающие по договору найма жилого помещения в домах го­сударственного жилищного фонда или по договору найма жило­го помещения в домах частного жилищного фонда;

10) проживающие в служебных жилых помещениях;

11) проживающие в одной комнате (квартире) с гражданином, стра­дающим тяжелой формой хронического заболевания, если совме­стное проживание с ним в одной комнате (квартире) невозможно по основаниям, предусмотренным законодательством Республи­ки Беларусь (п. 4 Правил учета граждан, нуждающихся в улуч­шении жилищных условий, и предоставления жилых помеще­ний в Республике Беларусь (в дальнейшем - Правила), утверж­денных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 сентября 1999 г. № 1468, ст. 43 ЖК).

Перечень заболеваний, при которых признается невозмож­ным совместное проживание с, гражданином в одной комнате (квартире), утверждается Министерством здравоохранения.

Следует отметить, что, помимо перечисленных случаев, граж­дане могут признаваться нуждающимися в улучшении жилищ­ных условий и по иным основаниям, установленным законо­дательством.

Правилами также предусмотрено, что организациям неза­висимо от формы собственности разрешено устанавливать и иные основания признания граждан нуждающимися в улучше­нии жилищных условий. Но такого рода основания должны получить отражение в коллективных договорах, а при их от­сутствии - в иных нормативных правовых актах.

На учет нуждающихся в улучшении жилищных условий принимаются граждане с момента достижения ими 18-летнего возраста либо в случаях, когда законодательством допускается эмансипация (лицо, достигшее 16 лет и работающее по трудо­вому договору, в том числе и по контракту, или с согласия родителей, усыновителей занимается предпринимательской де­ятельностью) или вступление в брак до достижения 18 лет (с даты принятия решения об эмансипации или вступлении в брак).


Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жи­лищных условий, а также определения очередности предостав­ления гражданам жилых помещений устанавливается соответ­ствующими нормативными правовыми актами, в частности Пра­вилами.

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных ус­ловий, осуществляется, как правило, по месту жительства по решению районного, городского, районного в городе, поселково­го, сельского исполнительного и распорядительного органа при участии общественной комиссии по жилищным вопросам1.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граж­дан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организаци­ях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строи­тельство или принимающих долевое участие в жилищном стро­ительстве, осуществляется по месту работы администрацией предприятия, учреждения, организации совместно с профсоюз­ным комитетом (при его наличии), а по их желанию - также и по месту жительства.

Действующим законодательством довольно пространно регламентировано право семьи состоять на учете нуждающих­ся в улучшении жилищных условий. В частности, семья вправе состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных ус­ловий как по месту постоянного проживания, так и по месту работы. При этом каждый из работающих членов семьи может состоять самостоятельно на учете по месту его работы.

В целях борьбы с неправильным использованием жилищ­ных прав установлено, что граждане, ухудшившие свои жи­лищные условия путем разрушения, порчи, обмена, раздела жи­лого помещения или изменения порядка пользования им, от­чуждения пригодного и достаточного для проживания жилого помещения, принадлежащего (принадлежавшего) им на праве собственности, вселения в него других лиц (кроме супругов, не­совершеннолетних, нетрудоспособных детей и нетрудоспособ­ных родителей), не принимаются на учет нуждающихся в улуч­шении жилищных условий в течение пяти лет с момента ухуд­шения их жилищных условий.

1 Примерное положение об общественной комиссии по жилищным вопросам утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 2000 г. № 429 (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 2000. N° 9. Ст. 242).


Для постановки на учет необходимо подать заявление со всеми необходимыми документами (п. 10 Правил). Граждане считаются принятыми на учет нуждающихся в улучшении жи­лищных условий со дня подачи такого заявления.

Правилами также установлено, что если заявления поданы несколькими гражданами в один и то же день, они включаются в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом времени (часы, минуты) подачи заявления со всеми не­обходимыми документами. Поданное заявление регистрирует­ся в книге регистрации заявлений граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение о принятии гражданина на учет рассматривается в течение месяца со дня подачи им всех необходимых докумен­тов, приложенных к заявлению. О принятом решении сообща­ется гражданину в 10-дневный срок в письменной форме. В решении указываются дата и основание принятия гражданина на учет, состав его семьи, а при отказе в принятии на учет -причина отказа. Отказ в принятии на учет может быть обжа­лован в судебном порядке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.