Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когнитивное научение




Самой высшей формой научения поведению является когни­тивное научение. Различаются три варианта когнитивного науче­ния:

1. Латентное научение. Представляется, что наиболее серьезны­ми в этом вопросе являются исследования Э. Толмена, представи­теля когнитивной психологии, которая формировалась в США в 60—70-е годы. Одним из толчков к расцвету когнитивной психо­логии послужило создание ЭВМ и изучение процесса того, как машина принимает решения, а также проведение аналогий между мыслительным процессом человека и мыслительным процессом машины. Исследования Э. Толмена привели к созданию теории или концепции, по которой восприятие окружающего мира и са­мого себя у человека на самых различных уровнях идет через сиг­налы, интегрируемые мозгом, и в результате этого восприятия со­здаются, так называемые, когнитивные карты; с их помощью ор­ганизм и определяет, какие реакции на стимулы окружающего ми­ра будут полезны для него, а какие приведут к нежелательным по­следствиям. Когнитивные карты дают человеку возможность при­спосабливаться, адаптироваться к внезапному изменению окружа­ющего мира, к возникновению каких-то особых экстремальных состояний, которые прежде не происходили в его жизни. В резуль­тате функционирования этих когнитивных карт он получает фор­мы поведения, которые помогают ему адаптироваться даже в этих необычных условиях среды.

Так Э. Толмен в отличие от бихевиористов по-иному истолковал свои модифицированные лабиринтные опыты. Он считал, что когда происходит научение животных во время движения по лабиринту, то в изменившихся условиях (например, когда лабиринт заливается водой и крыса уже не бежит, а плывет по нему) она все равно находит выход и получает пищу за счет того, что обучается не простому механическому воспроизведению, а поиску новых форм поведения: прежние раздражители (перегородки в лабиринте) играют роль уже дорожной карты. Это не простое воспроизведение пути, а использо­вание когнитивной карты, в которой детали лабиринта — не просто модель, определяющая, как действовать в данной ситуации, а знак, эмблема, абстракция, символ — повороты направо, повороты налево, движенье вниз, вверх и т. д. Поскольку в создании когнитивной карты участвуют все виды полученной информации,, в том числе и не оцененные человеческим сознанием, то есть находящиеся в латент­ном, неосознанном состоянии, этот вид научения и назван латент­ным. В конструкции Э. Толмена и делается акцент на то, что когнитивная карта создается с помощью всей получаемой человеком информации.

По-видимому, идеи Э. Толмена могут служить теоретическим основанием для формирования некоторых видов психотерапевтического воздействия на людей. Один из них лежит на поверхно­сти — когда человек снимает у себя навязчивые страхи с помощью серии картинок, которые предъявляются ему на субсенсорном уровне, минуя сознание и минуя тем самым психологические защиты. Но тогда с помощью понятия «когнитивные карты» можно расширить подход к психотерапевтическим методам, включая ту информацию, которая не усваивается мозгом на уровне сознания, например, информацию, полученную в эмбриональном периоде жизни: организм уже существует, информация усваивается и уча­ствует в создании когнитивной карты, хотя сознания еще нет. Тогда необходимо учитывать эту информацию в расшифровке пси­хосоматической патологии человека, как необходимо учитывать и ту информацию, которая воспринималась посредством различных телесных ощущений, может быть, и не дошедших до уровня соз­нания, и которая может оживлять когнитивную карту, когда идет воздействие на тело.

В этом вопросе очень различаются подходы таких исследователей, как С. Гроф, идеи которого невероятно далеки от идей когнитивной психологии, хотя представители когнитивной психологии и психоте­рапии могут рассматривать одно и то же явление в близких техноло­гиях воздействия. Это еще одно доказательство, что сложность и разнообразие явлений в психической и физической жизни человека могут быть освещены с очень разных сторон, разными картинами мира и при этом привести к одинаковым результатам. Если резные картины мира дают сходные результаты, то можно говорить о бли­зости картин мира к реальному положению вещей, реальному функ­ционированию того или иного явления. Это примерно то же самое, когда какое-то понимание каких-то свойств человека и его поведения делается с позиции искусства (литературы), а затем сходные резуль­таты получаются при экспериментальном, научном исследовании этого же явления. Полученные с помощью разных когнитивных карт результаты — одинаковы.

2. Следующий вид научения — научение путем инсайта. Об этом говорилось уже в главе о мышлении. Это такой вид научения, при котором решение возникает внешне, как интуитивная догадка. Это решение типа: «Эврика!», «Ага, нашел!» — когда процесс принятия решения протекает не на сознательном уровне, а осознается только конечный результат решения. Но сейчас разработана обучающая программа, чтобы научить человека приходить к решению путем инсайта. В обучающих технологиях создаются различные програм­мы, учитывающие разные формы когнитивного научения: в одних случаях — латентное научение, в других — научение путем инсайта. В последнем случае создается технология, способствующая разви­тию его способности к формированию поведения и решению задач путем инсайта.

3. Научение путем рассуждений — это самый традиционный путь, широко используемый в практике, начиная со школьного процесса, например, обучение геометрии, когда требуется доказать какую-то теорему в несколько этапов. Решение задачи выбора терапии также имеет несколько этапов. Первый этап — этап постановки задачи (надо выяснить для каких больных препарат Х наиболее эффективен). Второй этап — этап построения гипотезы: а) при каких заболеваниях должен использоваться этот препарат, б) этот препарат действует на какие-то стороны такого-то обмена, наиболее интенсивно наруша­ется этот вид обмена при заболевании А и В, он также нарушается при заболевании С, следовательно препарат Х должен быть наиболее эффективен при заболевании А, менее эффективен при заболевании В, и малоэффективен при заболевании С. Эта гипотеза может быть верна, если основой патологического процесса является действитель­но нарушение данного вида обмена, или при условии, что данный препарат меняет характер этих обменных процессов в сторону изме­нения уровня содержания какого-то вещества. Третий этап — вывод (препарат необходимо исследовать при лечении заболеваний А, В и С. Как правило, при постановке научных задач возникает сразу несколько гипотез, и чем шире они охватывают изучаемое явление, тем точнее исследование.

4. Научение путем формирования понятий — самый сложный вид научения, результативность которого во многом зависит от степени человеческого интеллекта. Научение путем формирования поня­тий — это научение процессу абстрагирования, когда человек учит­ся упрощать мир до выделения в нем главных сторон какого-то явления.

Например, вечер — это та часть суток, когда наблюдается переход от дневного освещения к ночи, когда наблюдается снижение темпе­ратуры. Выделяются три основных свойства явления «вечер»: 1 — это часть времени суток, 2 — это время перехода ото дня к ночи, 3 — для этого времени суток характерно не только изменение освещенности, но и снижение температуры воздуха. Если принять такое определе­ние, а в один из вечеров температура воздуха внезапно повысится (что часто бывает весной), тогда придется сказать, что это был не вечер, это было какое-то другое явление, потому что оно не отвечает трем основным параметрам вечера. Значит, когда было сформирова­но понятие, необходимо было просчитать, может ли существовать это понятие без того или иного качества. И если обнаружено, что в понятие «вечер» не осязательно должно входить условие пониже­ния температуры, то надо убрать этот параметр из понятия и оставить только два первых признака, что позволит и теплый, и холодный вечер называть вечером.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 3229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.