Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этнометодология




Оригинальная социологическая концепция была представлена в книге «Исследования по этнометодологии» (1967) американским исследовате­лем X. Гарфинкелем. В границах этого теоретического и методологическо­го направления в социологии была предпринята попытка распространить методы социальной антропологии и этнографии на всю сферу обществен­ных дисциплин. Универсализируя способы организации повседневной жизнедеятельности людей в примитивных культурах, трактуя этнографи­ческие методы их изучения как «процедурные инварианты» социальных наук, представители этнометодологии сформулировали нетрадиционное определение ее предмета. По их мнению, это - процедуры интерпретаций вкупе со скрытыми, неосознаваемыми, нерефлексированными механиз­мами социальной коммуникации между людьми.

Главной темой собственных социологических изысканий Гарфинкель считал проблему «рациональной описуемости практических действий как текущей практической реализации». Его интересовало то, каким образом возможно рациональное корректное описание практических повседневных социальных взаимодействий.

Важность и неоднозначность этой проблемной ситуации задается, по Гарфинкелю, рядом предпосылок. Во-первых, любое описание подобного рода явится осмысленным для воспринимающей аудитории лишь в том случае, если оно будет предполагать общее для всех участников знание контекста. Это знание может пониматься как молчаливо подразумеваемое свойство взаимодействия. Во-вторых, предполагается использование од­нозначных терминов для описания социальной ситуации (с целью предот­вращения появления альтернативных объяснений). В-третьих, с точки зрения Гарфинкеля, не все знание, включаемое в описание в целях выяв­ления смысла действия, обнаруживает себя синхронно с объяснением дан­ных. Некоторые элементы описания даже при явном их выражении могут быть полностью реконструированы лишь тогда, когда описание будет полностью завершено. В-четвертых, подобные описания должны конст-


руироваться систематически и последовательно. И наконец, в-пятых, смысл материалов или элементов описания зависит от контекста, т. е. ли­бо от порядка следования материалов в процессе описания, либо от био­графии участника, либо от более широкого восприятия социальной ситуации.

Таким образом, с точки зрения этнометодологии Гарфинкеля, социоло­гия призвана изучать все аспекты повседневной социальной жизни и экстра­ординарные явления, будучи сама по себе весьма важной сферой повседнев­ной деятельности людей. Все люди в обществе, по Гарфинкелю, являются со­циологами, ибо, приписывая значения действиям других и претендуя на их понимание, они выступают в качестве практических теоретиков [81. Р. 2].

Социологическую парадигму Гарфинкель толковал в контексте тради­ционного науковедческого подхода как общую систему отсчета данной дисциплины, именуя ее «набором фоновых ожиданий», конституирующим принимаемый на веру мир специалиста.

Именно поэтому, по Гарфинкелю. принимаемые нами в качестве объ­ективных образований черты социальной реальности объективны лишь потому, что мы выражаем их в объективных категориях, т. е. в терминах их общих свойств. Традиционные формы социологического объяснения социолог трактует как нечто вроде специальных приспособлений, кодиро­вальных таблиц, служащих для выделения и подчеркивания общих свойств явлений в ущерб особенным и уникальным их свойствам. Суще­ственно важным компонентом гипотезы Гарфинкеля было его мнение, что таково свойство любого объяснения: вырабатывая рациональные объясне­ния своих действий, индивиды делают эти действия рациональными, де­лая тем самым социальную жизнь упорядоченной и понятной.

Определение того, что есть индивид, Гарфинкель формулирует в духе подхода Т. Парсонса - «член коллектива». В основе же повседневных дей­ствий индивидов, по его мнению, лежит то, что «индивид предполагает сам, предполагает, что другой индивид точно так же предполагает, и предполагает, что как он предполагает относительно другого, так и другой предполагает относительно его самого» [81. Р. 55].

Взаимное же понимание, согласно концепции Гарфинкеля, не есть час­тичное или полное согласие индивидов относительно существенного со­держания предмета. Условия взаимного понимания всегда предполагают некое условие «поживем - увидим», которое позволяет социальному взаи­модействию включать в себя все случайные характеристики. Взаимное понимание не сводится к формальным правилам регистрации явлений, служащим индивидам для предсказания будущего поведения друг друга. Оно является своего рода соглашением, служащим нормализации всего того, чем может на практике оказаться социальное поведение.

Социальное же взаимодействие, по Гарфинкелю, может быть коррект­но описано по аналогии с игрой. С этой точки зрения становится возмож-


ным выявить как совокупность основных правил, которые те, кто стремит­ся им подчиняться, считают правилами нормального взаимодействия, так и способы осмысливания с помощью этих правил конкретных социальных ситуаций их участниками.

Хотя этимология слова «этнометодология» и предполагает изучение подходов, применяемых социологами, этот термин обозначает в принципе все практические действия и описания, осуществляемые индивидами в обществе. В данном контексте этнометодология выступает как поисковое исследование природы социальных действий и объяснений (как обыден­ных, так и профессиональных) социального процесса. Крайне важно в связи с этим, по Гарфинкелю, избежать подмены анализа практических теорий участников скрытыми предпосылками, понятиями и теориями на­блюдателя. В противном случае социальный порядок «навязывается» си­туации извне, и главная проблема конструирования и поддержания участ­никами взаимодействия значимого массива представлений и действий становится «непроблемой». Рекомендуемый Гарфинкелем подход требует рассматривать этот навязанный извне порядок как проблематичный [45. С. 314-315].

Так, с точки зрения Гарфинкеля, приписывание индивиду определен­ного рода душевной болезни отвечает практическим требованиям, предъ­являемым бюрократизированной системой медицинского обслуживания, и что даже пол индивида не является изначально данным, а формируется в ходе социального процесса (феномен трансвестизма).

Критически оценивая позитивистские ориентации в социологии, Гар-финкель обращал внимание на то обстоятельство, что убежденность пози­тивистов в объективной пригодности «научного» языка для раскрытия «реальных» свойств социального мира оборачивается неизбежной «доку­ментальной интерпретацией» (трактовкой явлений, действий и ситуацион­ных факторов как отражения, свидетельства, документа лежащей в их ос­нове матрицы значений, детерминирующей объективный характер соци­ального мира). Позитивисты, по Гарфинкелю, упускают из виду то обстоя­тельство, что в процессе социологических объяснений по типу самообос­нования созидается мир, являющийся предметом их исследований.

Происходит это потому, что по сути толкования позитивистской социо­логии не выходят за рамки так называемого здравого смысла, это в реаль­ности обыденные толкования, ибо в их основе лежит вера в объективный характер социального мира.

Обычно люди подходят к социальному миру с чисто прагматической установкой. Реконструируются лишь те его аспекты, которые касаются практической деятельности индивидов. В итоге соответствующие проце­дуры интерпретации носят характер предписаний для достижения целей этой деятельности. В рамках данного подхода мир интерпретирован вер-


но, если индивид способен достичь необходимого результата на основе знания о том, как действуют вещи в этом мире. Таким образом становятся допустимыми описание и объяснение социального мира в контексте любой произвольной практической цели. Социологи же позволяют членам обще­ства (в том числе и самим себе) производить и сохранять социальный мир, который именно в силу этих процедур воспринимается и постигается как мир объектов. Они, следовательно, так же объективны или субъективны, как и процедуры социологов, и реальность, порождаемая ими, не может, по Гарфинкелю, рассматриваться более объективной или менее объектив­ной, чем реальность, порождаемая социологами.

В целом же основные компоненты этнометодологии сводимы к прави­лам метода, доступным любому и используемым любым социальным дея­телем в любом практическом действии, в котором он участвует. Основные принципы учения Гарфинкеля не могут быть изъяты из контекста профес­сиональной деятельности социологов - его последователей и объективиро­ваны как таковые.

Подрывая три аксиоматичные черты традиционных способов социоло­гического объяснения (естественнонаучный характер его рациональности, объективность и обоснованность наличных обобщений), социология Гар­финкеля потребовала немедленного коренного пересмотра эпистемологи­ческих и философских оснований социологического знания с целью как можно более точного отражения и фиксации чрезвычайно тонкой, двойст­венной, виртуальной и конструктивной природы социальных феноменов, составляющих его предмет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.