Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. За XX век экономическая наука укрепила свои позиции как с точки зрения своего «внутреннего» развития




За XX век экономическая наука укрепила свои позиции как с точки зрения своего «внутреннего» развития, так и с позиции общественной значимости. Сделанный рывок в развитии экономики был настолько велик, что позволил ей занять одно из первых (если не первое!) мест среди других наук. Различия между экономикой и прочими науками на­чинаются с объекта исследования, затрагивают методы изучения эко­номического мира и само строение науки, а заканчиваются способами практического использования полученных результатов и формами вли­яния на общественную идеологию и реальный ход событий. Вместе с тем было бы грубой ошибкой не видеть тех общих методологических моментов, которые роднят экономику с точными дисциплинами и по­зволяют ей гармонично встроиться в общее здание современных науч­ных исследований. Такое положение дел формирует весьма своеобраз­ное и сложное взаимодействие экономики с другими науками, причем как с естественными, так и с социальными.

В условиях развитого рынка деятельность предприятий основыва­ется на использовании рыночного механизма хозяйствования. Он пред­ставляет собой совокупность взаимосвязанных экономических форм, методов и инструментов воздействия на производство, распределение, обмен и потребление на основе использования товарно-денежных от­ношений и законов рынка. Рыночный механизм - такая форма органи­зации хозяйства, при которой потребители и производители взаимодей­ствуют посредством рынка с целью решения трех основных проблем экономики: «что», «как» и «для кого» производить?»1. Ответ на эти во­просы даст наука «микроэкономика».

Микроэкономика является составной частью экономической тео­рии, которая изучает экономические взаимоотношения между людьми и определяет общие закономерности их хозяйственной деятельности. Другими словами, микроэкономика - это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных агентов. Сложность этой науки, от­ражающей многообразный мир хозяйствования, в том, что ее изучение требует от читателя, по словам известного специалиста по истории экономической мысли А. Хейлброннера, «выносливости верблюда и терпения святого».

Слово «микроэкономика» является производным от слов «микро» и «экономика». В переводе с греческого слово «микро» означает «ма­ленький», а слово «экономика» - «ведение хозяйства». Отсюда микроэкономика, дословно - ведение маленького хозяйства. Впервые термин «микроэкономика» употребил один из основоположников эконометри­ки, лауреат Нобелевской премии Рагиар Фриш в полу чившей классиче­скую интерпретацию статье «Проблемы распространения и проблемы импульса в динамической экономике» («Propagation Problems and Im­pulse Problems in Dynamic Economics»), опу бликованной в 1933 г. Под микроэкономикой он понимал сферу поведения отдельных экономиче­ских су бъектов, в отличие от макроэкономики - сферы деятельности в рамках единой национальной экономики.

Однако содержательно микроэкономическая теория зародилась гораздо раньше. Впервые психологический фактор экономического поведения субъектов исследовал Герман Госсен (1810-1855). Он же сформулировал законы насыщения потребностей человека в 1854 г. в книге с длинным названием «Развитие законов общественного об­мена и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности». Основы современной микроэкономики создавались австрийской шко­лой, основными представителями которой были К. Менгср, Ф. Визср, Э. Бем-Бавсрк.

В отдельную науку микроэкономика выделилась в 1890-1933 гг. Первым ее представителем был Альфред Маршалл, который предложил компромиссный вариант определения рыночной стоимости предельной полезностью и затратами производства, сформулировал закон спроса и предложения.

Значительный вклад в развитие микроэкономики внесли ан­глийские экономисты А. Пигу, Дж. Хикс, американский экономист Дж.Б. Кларк, итальянский экономист В. Парето, швейцарский эконо­мист Л. Вальрас и др.

«Микроэкономика» как учебная дисциплина входит в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла Федераль­ного государственного образовательного стандарта высшего професси­онального образования (ФГОС ВПО) подготовки выпу скников по на­правлению «Экономика» и базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ФГОС ВПО по направлениям «Менеджмент», «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление» и «Бизнес-информатика». Она является общетеоретическим фундамен­том, на котором строится понимание широкого круга прикладных эко­номических дисциплин.

Изучение микроэкономики дает возможность понять характер эко­номических взаимосвязей между человеком, фирмами и обществом, определить роль и место каждого экономического субъекта в проис­ходящих процессах. Основы этих знаний помогают формировать чув­ство ответственности за принимаемые решения, поскольку позволяют оценивать возможные последствия принятых решений для самого эко­номического субъекта и для общества в целом.

Хорошее знание микроэкономики необходимо для принятия пра­вильных административных решений, для разработки и понимания го­сударственной политики и вообще для осознания того, как функциони­рует современная экономика.

Обилие литературы по микроэкономике часто ставит студентов в тупик: как разобраться в этом потоке информации и что является зерном определенного вопроса, не всегда однозначно трактуемого в раз­ных изданиях? Опыт работы в Новосибирском государственном техни­ческом университете, Новосибирском филиале Московского института предпринимательства и права и других вузах сформировал желание авторов помочь студентам при подготовке к экзаменам и зачетам по микроэкономике.

Цель данного учебного пособия - раскрыть и обозначить вопро­сы микроэкономической теории, традиционно вызывающие сложности у студентов, кратко изложив суть темы. Ознакомившись с вопросом и ответом на него, студент сможет более подробно изучить интересу­ющую его проблему в специализированных изданиях. Учебное посо­бие - краткий конспект по всем темам курса микроэкономики. Основ­ной задачей при написании учебного пособия было показать логику и механизм экономических процессов, закономерности функционирова­ния экономики и на этой основе попытаться развить у читателей эко­номический образ мышления.

Особенность данного учебного пособия - в том, что оно основано на достижениях экономической теории и практики мировой цивилиза­ции, в нем осуществлена попытка кратко раскрыть содержание осно­вополагающих микроэкономических категорий: затраты, результаты, полезности, стоимость, цена и др. Важное значение придается изуче­нию микроэкономических законов, форм и методов микроэкономиче­ского анализа. Экзаменационные ответы по микроэкономике состав­лены в соответствии с ФГОС ВПО по направлениям подготовки «Ме­неджмент», «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление» и «Бизнес-информатика».

Авторы признательны и благодарны рецензентам, откликнувшим­ся на издание данного учебного пособия и сделавшим корректные и ценные замечания по его структуре и содержанию.

С благодарностью будут приняты замечания и предложения, отзы­вы читателей, которые можно направлять по e-mail: [email protected]


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.