Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкурентной фирмы в краткосрочном периоде




Сущность и признаки чистой конкуренции. Равновесие

Установление равновесия конкурентной фирмы и отрасли в долгосрочном периоде.

Взаимосвязь предельных издержек и кривой предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

Сущность и признаки чистой конкуренции. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

Максимизация прибыли и минимизация убытка

Конкуренции. Определение цены и объема производства.

Тема 5. Экономическое поведение фирмы в условиях чистой

 

Чистая конкуренция представляет собой рыночную структуру, при которой большое количе­ство продавцов и покупателей взаимодействуют друг с другом, предлагая и запрашивая однородный продукт. Чистая конкуренция как абстрактная рыночная структура обладает следующими признаками:

1. Очень большое количество производителей или продавцов в от­расли. Это основная черта любого конкурентного рынка. При этом все фирмы действуют независимо друг от друга и не могут оказывать влияния на решения, принимаемые другими участниками.

2. Абсолютная однородность одноименных товаров. Этот признак означает, что покупатели воспринимают экономические блага как совершенные заменители.

3. Наличие у всех участников полной информации о рыночных условиях.

4. Абсолютная мобильность материальных, финансовых, трудовых и прочих факторов производства в долгосрочном периоде.

5. Свободное вступление в отрасль новых фирм и выход из нее дей­ствующих.

В таких условиях ни одна из множества фирм не в состоянии влиять на уровень цены, график спроса на продукцию чисто конкурентной фирмы является совершенно эла­стичным, т. е. представляет собой горизонтальную линию (рис. 5.1.а и 5.1.б).

Любое количество однородной продукции фирма продает по одной и той же рыночной цене, которая сложилась в конкурентной отрасли. Кривая спроса на продукцию конкурентной отрасли, к которой принадлежит данная фирма, имеет снижающийся вид. Отрасль может продать больше продукции при условии снижения ее цены, и наоборот. В этих случаях любой фирме, функционирующей в отрасли, придется продавать свою продукцию по новой цене, сложившейся в изменившихся условиях.

 

 

Р Р

А S

 

Ре Е MR = AR =P d

 

 

В D

0 Q 0 Q

 

Рис. 5.1.а. Рыночное равновесие на Рис. 5.1.б. Кривая спроса совершенно совершенно конкурентном рынке конкурентной фирмы

Деятельность любой фирмы характеризуют, прежде всего, такие пока­затели реализации продукции, как «валовая выручка», «средняя выручка», «предельная выручка».

Валовая выручка (TR – total revenue) - это выручка от прода­жи всей продукции, или объем продаж в денежном выражении:

TR=Р•Q. (5.1)

Средняя выручка (AR - average revenue) - это выручка в расчете на единицу реализованной продукции. Она рассчитывается по формуле:

AR=TR/Q. (5.2)

В условиях рынка совершенной конкуренции, когда вся продукция фирмы реализуется по одинаковой цене, средняя выручка равна цене, уплачиваемой покупателем за единицу товара:

AR=TR/Q = Р • Q / Q = Р. (5.3)

Предельная выручка (MR – marginal revenue) - это добавочная выруч­ка от продажи каждой дополнительной единицы про­дукции. Другими словами, предельная выручка - это изменение (прирост) валовой выручки от продажи каждой дополни­тельной единицы продукции:

MR =∆ TR /∆ Q. (5.4)

Если ∆ Q = 1, то MR = ∆ ТR.

Приведем гипотетические данные о цене, объеме спроса и выручке (доходе) отдельной фирмы, работающей в условиях чистой конкуренции (табл. 5.1).

Из результатов расчетов, приведенных в таблице, видно, что все единицы продукции фирма продает по од­ной и той же цене, равной 45 руб. Валовая выручка при росте объема производства увеличивается рав­номерно. Каждая дополнитель­ная единица продукции увеличивает валовую выручку фирмы на одну и ту же величину, равную цене. С учетом отмеченного ранее ра­венства цены и средней выручки в условиях чистой конкуренции имеем: AR = MR = P. (5.5)

 

Таблица 5.1

Показатели выручки конкурентной фирмы (цена товара 45 рублей)

Цена за единицу, руб. Объем спроса, Qd Средняя выручка, руб. АR Валовая выручка, руб. TR Предельная выручка, руб. МR
         
        -
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

Поэтому условие равновесия конкурентной фирмы состоит в равенстве предельных издержек рыночной цене продукта:

MC = Р. (5.6)

Фирма будет продолжать свою деятельность в двух случаях:

1) если она получит валовую экономическую прибыль;

2) если она будет нести валовой убыток, но в меньшем размере, чем величина ее постоянных издержек.

Если величина валового убытка при всех объемах выпуска превышает постоянные издержки фирмы, то фирме выгоднее прекратить производство и нести меньшие убытки, равные постоянным издержкам. Если выручка от реализации продукции полностью покрывает переменные издержки и хотя бы часть постоянных, деятельность фирмы в краткосрочном периоде выгоднее продолжать, чем прекращать, так как в противном случае весь объем постоянных издержек предприниматель должен будет выплачивать из собственного кармана.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.