Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиографический метод. Профессиограмма педагога




Классификация профессий

Классификацияэто осмысленный порядок вещей, явлений, раз­деление их на разновидности по каким-то важным признакам. Наи­более известные классификации существуют в ботанике и зооло­гии, в русском и иностранном языках, в химии и истории и т. д. В основу классификации всегда должен быть положен тот или иной классификационный признак или признаки. Однако разные авторы за основу (признак) классификации могут брать и разные при­знаки (основания). Классификаций может быть несколько. С дан­ным явлением вы встретитесь и в дальнейшем при изучении кур­сов теоретической и практической педагогики, когда разные авторы за основу классификаций методов (обучения, воспитания, техно­логий) будут брать разные основания.

Компонентами любого вида труда являются предмет труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности. Осознание человеком данных компонентов труда влияет на требования, предъявляемые к той или иной профессии.

Остановимся сначала на классификации профессий, предло­женной Е. А. Климовым (по предмету труда).

По первому признаку — предмет труда — все существующие профессии (специальности) можно разделить на пять типов (групп).

Первая группа профессий. Предметом, на который направлен труд, является техника. Условно эту группу профессий называют «Человек—Техника» и обозначают большой буквой Т.

К данной группе профессий относятся: профессии, связанные с обслуживанием, ремонтом, установкой, наладкой, управлени­ем (слесарь-ремонтник, наладчик технологического оборудования, водитель, техник, механик); профессии по производству и обра­ботке металлов, их механической сборке и монтажу, а также по сборке и монтажу электрооборудования (слесарь-механик, токарь, сталевар, сборщик часов, инженер-физик и т.д.).

Если труд специалиста направлен на монтаж, ремонт любых сооружений, конструкций, то это профессии — архитектор, строи­тель, техник-сантехник и др.

Вторая группа профессий. Это профессии типа «Человек—Чело­век», обозначаемые большой буквой Ч. Предметом труда в данной группе профессий является обслуживание другого человека и (или) взаимодействие с ним. Целью труда в данном случае может быть воспитание и обучение, развитие, информирование, обслуживание (бытовое, торговое, медицинское). Эта группа профессий может быть связана с управлением, руководством коллективами людей.

К этой группе относятся профессии экскурсовода, продавца, менеджера, учителя, педагога (в широком смысле этого слова — воспитателя детского сада, группы продленного дня, руководи­теля кружка, педагога-психолога, ассистента, доцента, профес­сора, методиста и пр.). В данном случае речь идет о педагогах не только школы, но и других образовательных учреждений — дома детского творчества, спортивной школы, детской комнаты ми­лиции, центра временного пребывания ребенка, центра психо­лого-педагогической помощи родителям, вуза, училища, кол­леджа и др.

Третья группа профессий. Предметом труда здесь является при­рода. Эта группа профессий «Человек—Природа», обозначаемая большой буквой П.

Любой предмет на земле, включая самого человека, принад­лежит к природе, но говоря о профессиях типа «Человек—При­рода», мы под предметом труда подразумеваем живую природу (растения, животные, микроорганизмы). С техникой этого типа профессии могут быть связаны, но она выступает для них не предметом, а средством труда (микробиолог, рыбовод, ветери­нарный фельдшер, оператор животноводческих комплексов и ме­ханизированных ферм, цветовод и др.).

Четвертая группа профессий. Предметом труда здесь являют­ся знаки — устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это профессии типа «Человек—Знаковая система», обозначаемые большой буквой 3. К данной группе про­фессий относятся корректор, редактор, экономист, стеногра­фистка-машинистка, чертежник, нотографик, топограф и др.

Пятая группа профессий. Предметом: труда здесь являются худо­жественные образы, формируемые в изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерсхой деятельности личностью. Это группа профессий «Человек—Художественный образ», обозначае­мая большой буквой X. Сюда относятся; профессии конструктор— модельер одежды, фотограф-художник, музыкант, артист, настрой­щик музыкальных инструментов, журналист, ковровщица и др.

В зависимости от цели труда, т.е. от того, что в профессии главное — узнавать, преобразовывать или и ехать (изыскивать), выделяют соответственно три класса профессий — гностические, преобразующие и изыскательские (см. табл:. 2).

Таблица 2

Цель труда Узнать, распознать, Изменить свойства, Изобрести, найти
проконтрол ировать, состояние предметов нетрадиционный
классифицировать, труда вариант решения
сортировать, про-    
верять по ранее из-    
вестным призна-    
кам, оценивать,    
исследовать    
Классы профессий Гностические Пре о б разующие, Изыскательские,
(познавательны е), обозначаются обозначаются
обозначаются большой буквой П большой буквой И
большой буквой Г и малой р — Пр  
Профессии Корректор — 3 Столяр — Т Закройщик в ателье
Критик — X Учитель — Ч (Пожалуйста, приве-
Санитарный Полевод — П дите другие примеры
врач — Ч Чертежник — 3 самостоятельно)
Лаборант химико- Реставратор — X  
б а ктериол о гичес ких Врач — Ч  
анализов — Ч Педагог — Ч  
Контролер—прием-    
щик готовых изде-    
лий — Т    

Следующий компонент — орудия труда, средства производства. Что является орудием, а что средством труда для той или иной профессии? В зависимости от орудий труда или средств производства (которые подразделяются на ручные, машинные, автомати­зированные и функциональные средства организма теяовека) профессии подразделяются на четыре отдела (см. табл. 3).

Таблица 3

Орудия Ручные, в том Машинные с Автоматизиро- Функциональ-
числе механи- ручным или ванное и автома- ные средства
зированные, — ножным управ- тическое обору- организма чело-
обозначаются лением — обо- дование — обо- века — обозна-
большой бук- значаются боль- значается боль- чаются большой
вой Р шой буквой М шой буквой А буквой Ф
Профессии Слесарь-сан- Токарь Сталевар Певец
техник (от- Фрезеровщик Печатник Актер
вертки, раз- Машинист Ткач Учитель
ные ключи) крана Оператор Балерина
Хирург Машинист энергосистем Дегустатор вин
(скальпель) тепловоза    
Столяр (дрель)      
Зубной врач      
(бормашина)      

И, наконец, в зависимости от условий, в которых осуществля­ется труд (обычные бытовые, условия открытого воздуха, не­обычные, условия повышенной моральной ответственности), вы­деляют четыре группы профессий (см. табл. 4).

Таблица 4

 

 

Условия труда Обычные Условия от- Необычные Условия повышен-
бытовые крытого воз- условия (под ной моральной
условия — духа, когда водой, на вы- ответственности (за
обознача- могут быть соте, под зем- здоровье и жизнь
ются малой резкие пере- лей, при повы- людей или за
буквой б пады темпе- шенной темпе- большие матери-
  ратуры и влаж- ратуре) — обо- альные ценности) —
  ности, — обо- значаются ма- обозначаются малой
  значаются ма- лой буквой н буквой м
  лой буквой о    
Професии Чертежник Полевод Водолаз Учитель
Бухгалтер Тракторист Шахтер Судья
Контролер Механизатор Монтажник- Продавац
радиоап- широкого высотник Прокурор
паратуры профиля   Адвокат
      Педагог

Итак, вы познакомились с типами профессий, определяе­мыми по предмету труда; классами профессий, связанными с целями труда; отделами профессий, зависимыми от орудий труда (или средств производства), с помощью которых осуществляет­ся профессия, и группами профессий, определяемыми услови­ями труда. Эти знания дают вам возможность представить клас­сификацию профессий в виде табл. 5, а любую профессию, в том числе и профессию учителя, представить в виде «пирами­ды» профессии (см. табл. 5).

Таблица 5

Классификационный признак Предмет Человек— Человек— Человек— Человек- Человек-
труда Техника Природа Человек Знаковая Художе-
(типы про- (Т) (П) (Ч) система ственный
фессий)       (3) образ(X)
Цель труда Г   Пр   И
(классы Распознать,   Преобразовать, Изобрести, при-
профес- различить,   обработать, думать, найти
сий) определить,   упорядочить, новый способ
  оценить,   организовать, решения
  разобраться   оказать влияние,    
  проверить   обслужить    
           
         
Орудия Р м А Ф
труда (от- Ручные Механизи- Автоматизирован ные Исполь-
делы про- (непосред- рованные (управление станка- зование
фессий) ственное (управле- ми, устройствами) функцио-
  выполне- ние маши-   нальных
  ние функ- нами, ме-   средств
  ции) ханизмам-   организ-
    и)   ма
Условия м н б о
труда условия необычные условия бытового работа на
(группы повышен- условия типа открытом
профес- ной труда   воздухе
сий) моральной      
  ответст-      
  венности      
                 

 

«Пирамида» профессии (рассматриваем снизу вверх)

Моя будущая профессия    
Группы профессий (зависят от условий труда — б, о, н, м)
Отделы профессий (зависят от орудий труда, средств производства — Р, М, А, Ф)
Классы профессий (зависят от целей труда — Г, Пр, И)
Типы (группы) профессий (зависят от предмета труда - -п, т, ч, з, х)

Конечно, не всегда удается отнести профессию к одному оп­ределенному типу, классу, отделу и т. д. Часто явной оказывается принадлежность профессии к нескольким разновидностям: каж­дая профессия одного типа обязательно имеет признаки других, поэтому надо понимать, что все классификации условны. Вопрос остается в том, какие из признаков являются доминирующими, а какие — второстепенными. Как уже говорилось, анализируя ту или иную профессию, можно выделить четыре основных призна­ка — предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда — и по их условным обозначениям записать даже формулу профессии, состоящую из нескольких букв.

В формуле профессии каждой букве соответствует тот или иной тип, класс, отдел, группа профессий. Например, профес­сия токаря. По предмету труда она относится к типу профессий «Человек—Техника», по цели — к классу преобразующих, по средствам труда — к отделу профессий, где используются ма­шины, по условиям труда — к группе специалистов, работаю­щих в бытовых условиях. Поэтому формула профессии токаря может выглядеть следующим образом: Т, Пр, М, б (надо запи­сывать Т Пр М б, так как в формуле знаки препинания между буквами не ставятся).

Запишите формулу профессии учителя (преподавателя, педа­гога) самостоятельно.

От формулы профессии можно перейти к требованиям, предъяв­ляемым профессией к личности учителя, имея в виду, что в этой профессии заключен ряд противоречий. Одно из самых, важных противоречий — то, что, с одной стороны, профессия «учитель-педагог» одна из самых массовых, а с другой — орудиями труда для данной профессии являются функциональные средства орга­низма. Таким образом, желающим получить профессию учителя надо понимать, что человеку, который на нее претендуе-т, необ­ходимо иметь здоровье на определенном уровне, а также нужные для этой профессии задатки, которые со временем могут развить­ся в способности, необходимые учителю, и, конечно же, соответ­ствующие знания и умения.

В своих рассуждениях мы опираемся на структуру качеств лич­ности, разработанную психологом К. К. Платоновым и применя­емую в теории развивающего обучения (обучение признается ве­дущей силой психического развития человека, становления у него совокупности качеств личности).

К. К. Платонов имеет в виду четыре уровня развития лично­сти, которые можно представить образно (при желании изобра­зить графически) в виде известной всем модели строения атома.

В модели личности К. К. Платонова есть ядро личности, кото­рое составляют наследственно (биологически) обусловленные ка­чества личности. Это своего рода первый уровень в структуре лич­ности — уровень темперамента (или наследственности). Качества первого уровня представляют особенности нервной системы, эмо­циональные качества личности, ее потребности (половые, воз­растные и др.). Второй уровень в модели личности представляют особенности психических процессов. Речь идет об ощущениях, вос­приятии, воображении, внимании, памяти, чувствах, воле, а в целом о СУДах — способах умственных действий, осуществля­емых в процессе обучения, мыслительных и логических операци­ях — таких, как ассоциация, сравнение, абстрагирование, индук­ция, дедукция. Третий уровень — это уровень опыта личности; он представлен известными всем ЗУ Нами (знания, умения, навы­ки) и СДП (сфера действенно-практическая), т.е. качествами личности, характеризующими действенно-практическую сферу. Эти качества приобретаются только в практической деятельности. И, наконец, четвертый уровень представлен направленностью лич­ности (уровень направленности личности). Это СУМы (самоуп­равляющиеся механизмы личности), Я-концепция, потребности, направленность в целом и СЭНы (сфера эстетической и нрав­ственной качеств личности), которые образуются на основе и вме­сте со знаниями, умениями и навыками (ЗУНами).

Перечисленные уровни (1—4) в модели личности К. К. Плато­нова помимо представления о личности как о «каркасе» групп ее качеств несут в себе представление о личности как о сложнейшей системе, в которой все уровни групп качеств взаимосвязаны «ра­диусами», как паутина. Радиусы (паутину) могут составлять такие качества, которые автор называет потребностями личности, ха­рактером ее способностей, Я-концепцией.

Вопросы для самоконтроля

1. Что следует понимать под классификацией?

2. Какие признаки могут быть положены в основу разных класси­фикаций профессий? Есть ли недостатки в той или иной классифика­ции? Назовите их.

3. Какие компоненты труда вы можете перечислить? Для какого вида труда они характерны?

4. Назовите типы (группы) профессий. К каком/ типу относится профессия «педагог»?

5. Приведите примеры профессий, относящихся к педагогическим. Докажите, что те или иные профессии имеют педагогические основы, хотя не являются собственно педагогическими. Что это за основы?

6. Напишите, используя условные буквенные обозначения, фор­мулы некоторых профессий (специальностей) — учителя, воспитате­ля (куратора в школе), воспитателя группы продленного дня.

7. Какие противоречия, существующие в профессии учителя, вам удалось выявить?

 

Первичное представление о профессиограмме той или иной профессии дает ее структурное содержание. В [2, с. 96] описаны про-фессиограммы профессий, включающие следующие разделы — общая характеристика профессии, ее значение; описание трудово­го процесса, выполняемые работы; требования профессии к лич­ности; условия труда; необходимые знания; требуемые умения и навыки; где можно получить специальность; экономические усло­вия труда.

Существует и профессиографический метод изучения лично­сти и деятельности современного учителя [3].

Профессиограмма — это идеальная модель учителя, преподава­теля, классного руководителя, педагога, образец, эталон, в котором представлены:

• основные качества личности, которыми должен обладать учи­тель;

знания, умения, навыки для выполнения функций учителя.

Исходя из этого понимания смысла понятия «профессиограм­ма», можно говорить и о профессиографическом методе изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у педагога знаний, умений и навыков с теми, которые могли бы у него быть в соответствии с идеальной моделью. Не трудно пред­ставить, что такой метод позволяет проектировать личностный и профессиональный рост педагога.

Вместе с тем профессиограмма учителя — документ, в кото­ром дана полная квалификационная характеристика учителя с по­зиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и на­выкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки [4].

Такое представление о профессиограмме складывалось в пред­шествующие десятилетия. Так, можно говорить о профессиограм­ме классного руководителя, составленной Н.И.Болдыревым [5].

Н. И. Болдырев выделил приоритетные качества личности клас­сного руководителя: идейность, нравственную и гражданскую зре­лость, общественную активность, увлеченность профессией вос­питателя, любовь к детям, гуманное, заботливое отношение к ним, высокую требовательность к себе и ученикам, коммуникативность, дружеское расположение, вежливость в общении, психологиче­скую совместимость с другими членами педагогического коллек­тива и другие, необходимые идеальному специалисту.

Для выполнения большого многообразия функций учителю, по мнению Н. И. Болдырева, необходимы следующие умения:

– устанавливать деловые отношения с администрацией школы, с родителями, общественностью (умения общения, по сегодняш­ним представлениям, близкие к коммуникативным);

– информационные умения и навыки;

– умение ярко, выразительно, логично излагать свои мысли (по сегодняшним представлениям — дидактические и речевые);

– умение убедить, привлечь к себе, сделать своим сторонником (по сегодняшним представлениям — дидактические, коммуника­тивные).

Для реализации данных умений необходимо создать высокий эмоциональный настрой, обеспечить деловой характер жизни, труда.

Немаловажную роль Н. И. Болдырев отводил качествам лич­ности, которые помимо приоритетных неплохо было бы иметь учителю (классному руководителю): такт, выдержка, самообла­дание, наблюдательность, искренность, находчивость, твердость, последовательность в словах и действиях, аккуратность, внешняя опрятность.

Классному руководителю важно знать основы теории и методи­ки воспитания, уметь:

– работать с родителями (общественностью);

– планировать воспитательную работу;

– отбирать на основе диагностики коллективов (групп), отдель­ных личностей необходимые виды деятельности;

– правильно учитывать и оценивать результаты воспитания;

– выявлять и организовывать актив;

– осуществлять контроль и помощь в выполнении поручений.

Для выполнения сложных и многообразных функций педагогу хорошо было бы овладеть некоторыми прикладными творческими художественными умениями:

– рисовать (изобразительные);

– играть на музыкальных инструментах, петь (музыкальные);

– выразительно читать (художественно-литературные);

– танцевать (хореографические);

– ходить в походы (спортивно-туристские или спортивно-трудо­вые).

А. С. Макаренко во вступительном слове к «Книге для родите­лей» написал: «Умение воспитывать — это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или то­карем» [6, с. 438].

Если идти от функционального принципа, т. е. от тех действий функций, которые должен выполнять педагог, то можно пере­числить функции учителя. Так, одними из первых (в 1971 году) выделили восемь функций учителя в школе А. И. Щербаков, Н. А. Рыков. Им принадлежит следующая классификация функций учителя:

– информационная (учитель транслирует ту или иную инфор­мацию);

– развивающая (развивает мышление, воображение, те или иные умения, речь и т. д.);

– ориентирующая (ориентирует в многообразии информации, нравственных ценностях);

– мобилизационная (мобилизует на выполнение упражнений, заданий, дел);

– конструирующая (конструирует урок, внеклассное дело, раз­ноуровневые задания, самостоятельные работы, общение и мно­гое другое);

– коммуникативная (функция общения с родителями, другими учителями, администрацией, психологами, валеологами и пр.);

– организационная (организует учащихся, других учителей, родителей, самого себя, а также организует уроки, внеклассные дела, которые проводит);

– исследовательская (умеет исследовать как отдельную лич­ность, группу учащихся — коллектив, так и обученность и воспи­танность учащихся и т. д.).

Упоминание последней функции, с нашей точки зрения, по­зволяет говорить о функциях не только учителя, но и педагога — в широком смысле слова.

В учебниках педагогики прошлых лет [7, с. 276—2791 авторы выделяют функции воспитателя, классного руководителя:

– организационную (организует все воспитательные- влияния и взаимодействия в коллективах, в том числе в виде воспитатель­ных дел — экскурсии, поездки, собрания, классные часы, анке­тирование как исследование и т. д.);

– воспитательную (в результате которой разными путями и средствами осуществляется воспитание, формирование и разви­тие качеств личности, присущих ученику как члену детского кол­лектива, семьянину, гражданину России, гражданину Мира, твор­ческой личности и индивидуальности);

– стимулирующую (в результате которой осуществляется сти­мулирующая деятельность учащихся, детского коллектива, роди­телей, общественности и т. д.);

– координационную (в результате которой осуществляется ко­ординация деятельности как детей, когда это необходима, так и учителей, работающих в одном классе, параллели, а также может осуществляться связь с внешним миром, если образовательное учреждение рассматривается как открытая система;

– работу с документами (журналами, дневниками учащихся, их личными делами, различными планами).

Функций, которые должны выполнять учителя, воспитатели, классные руководители, достаточно много. Какими же знаниями и умениями они должны для этого обладать? Представление об умениях и навыках, которыми должны обладать и учителя, и клас­сные руководители, дает понятие профессиограммы, рассмотрен­ное нами выше. Однако просто знаний и умений, о которых гово­рилось ранее, недостаточно. Как считают психологи, многое зависит от природных предпосылок, задатков личности (которые могут развиться в те или иные способности), от психологической готовности личности, ее стремления (желания) хорошо выпол­нять данные функции. Многое воспитывается, вырабатывается только в результате длительной работы над собой; главное в само­воспитании — терпение и контроль над своим поведением.

Психолог В. А. Крутецкий в учебнике «Психология» [8, с. 323— 333] предлагает структуру профессионально-значимых качеств лич­ности и умений, которые необходимо иметь учителю. Если про­фессионально-значимые качества личности учителя мы вслед за В. А. Кругецким представим в виде совокупности четырех блоков (частей или подструктур) (1. Мировоззрение личности; 2. Поло­жительное отношение к педагогической деятельности; 3. Педа­гогические способности; 4. Профессионально-педагогические знания, умения и навыки), то получим достаточно целостное пред­ставление о тех требованиях, которые предъявляются к профес­сии учителя и другим педагогическим профессиям.

Рассмотрим эти блоки профессионально-значимые качества лич­ности учителя подробнее.

1-й блок. Гуманистическое мировоззрение (речь идет о тех убеж­дениях, идеалах, которые присущи учителю-воспитателю; воспи­тывает лишь тот, кто сам воспитан; желательно, чтобы воспита­тель имел высокий уровень общей культуры и высокий моральный облик, а главное — любил бы других людей).

2-й блок. Положительное отношение к педагогической деятель­ности (речь идет о педагогической направленности: личности, пе­дагогических склонностях как устойчивом желании и стремлении посвятить себя педагогической деятельности; не может быть хо­рошим учителем тот, кто равнодушно относится к своей работе; дети безошибочно определяют тех учителей, которые их не любят или не любят педагогическую деятельность в целом).

3-й блок. Педагогические способности (основываясь на природ­ных предпосылках, они при определенных условиях реализуют­ся — или нет — в профессионально-педагогические знания, уме­ния, навыки, иначе говоря — педагогические способности) — это обобщенная совокупность индивидуально-психологических особенно­стей и профессионально-значимых качеств личности, которые от­вечают требованиям педагогической деятельности, обеспечивают до­стижение в ней высоких результатов, определяют успех педагога в целом в овладении этой деятельностью (подробнее см. в гл. 1).

4-й блок. Профессионально-педагогические знания, умения, навы­ки (речь идет о знаниях в области преподаваемого предмета и тех­нологии обучения).

В. А. Сухомлинский [9, с. 53—66] упоминает о четырех призна­ках педагогической культуры. Кратко его мысли можно выразить так. Необходимо: 1) чтобы у педагога были академические зна­ния, чтобы можно было обратиться к уму и сердцу воспитанника; 2) чтобы педагог читал литературу (педагогическую, психологи­ческую, публицистическую и т. д.); 3) чтобы педагог знал богат­ство методов изучения ребенка; 4) обладал речевой культурой.

Итак, специалисты считают, что хорошими предпосылками для того, чтобы стать педагогом, обладают те, кто:

– понимает, что представляет собой труд учителя (это трудно понять до работы в школе или до педагогической практики);

– имеет качества (способности), помогающие становлению учи­теля — профессионала;

– проявляет интерес к профессии (косвенно интерес может про­являться в педагогической эрудиции);

– имеет профессионально-педагогическую направленность (в ча­стности, до поступления в высшее учебное заведение работал в школе или учился в педагогическом классе, училище);

– проявляет интерес к нравственным исканиям (что есть добро и зло, смысл жизни и т. д.).

Вопросы для самоконтроля

1. Мысленно представьте себе структуру личности, предложен­ную К. К. Платоновым (образно в виде модели строения атома, кото­рую вы изучали в школе); изобразите ее схематически (графически), подпишите названия предполагаемых «уровней».

2. Что мы условились понимать лод профессиограммой? Как вы думаете, что представляет собой профессиографический метод изу­чения профессии? Имеет ли он свою историю? Что вы можете сооб­щить по данному вопросу?

3. Какие функции выполняет учитель (педагог), воспитатель в шко­ле, в других образовательных учреждениях?

4. За 45 минут на 2—3-х страницах формата А-4 (на одной стсро-листа) напишите сочинение (возможно, эссе) «Один день учителя

(педагога, воспитателя) в школе (в детском саду)», отразив возмож-ю большее количество функций, которые он должен выполнять.

5. Какие профессионально-значимые качества личности важно 1меть педагогу?

6. Из текстов художественной, публицистической, мемуарной ли­тературы подберите отрывки, иллюстрирующие или доказывающие необходимость педагогу иметь те или иные блоки профессиональ-ро-значимых качеств личности.

7. Какие профессионально-значимые качества личности педаго-з отражены в их «портретах» в главе 1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 3051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.