Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика исходного уровня знаний о профессии педагога




Вы учитесь в педагогическом образовательном учреждении. Но есть ли у вас склонности к профессиям типа «Человек—Чело-иек»? Осуществите экспресс-диагностику.

Определите свои профессиональные склонности, ответив на двад­цать вопросов теста Е. А. Климова «Тест для определения профес­сиональных склонностей». Если вы согласны с тем или иным ут-иерждением, поставьте рядом с цифрой знак плюс, а если нет — так минус.

Тест для определения профессиональных склонностей

Вопросы для самооценки Типы профессий
    П Т   X Ч
1. Подолгу могу заниматься любимой художественной работой          
2. С удовольствием провожу время в кругу любителей математики          
3. Охотно читаю литературу на темы о воспитании          
4. Окружающие признают мои технические способности          
5. Люблю посещать технические выставки          
6. Часто решаю кроссворды, головоломки, трудные задачи          
7. Люблю общаться с детьми, рассказывать им что-либо          
8. Люблю читать книги о природе          
9. Друзья считают, что у меня есть способности к искусству          
10. Люблю возиться с растениями и животными          
11. Охотно и часто посещаю зрелищные мероприятия          
12. С удовольствием провожу время в беседах с друзьями          
13. Подолгу могу что-либо мастерить          
14. Часто читаю техническую литературу          
15. Охотно наблюдаю за растениями или животными          
16. Учителя считали, что у меня хорошие математические способности          
17. Легко схожусь с людьми, у меня много друзей          
18 Точные науки считаю интересными и нетрудными          
Вопросы для самооценки Типы профессий  
    П Т   X Ч  
19. Многие признают меня хорошим цветоводом (пчеловодом и т.д.)            
20. Охотно читаю книги об искусстве            
                       

Подсчитайте сумму чисел, отмеченных в каждом столбце. Наи­большая положительная сумма — показатель наиболее выражен­ной склонности на данное время — 10 баллов.

Тест составлен с таким расчетом, чтобы по каждой группе про­фессий оценивались:

эмоциональное отношение

(нравится — не нравится) 1 балл;

познавательная активность личности 2 балла;

наличие некоторого опыта 3 балла;

факт признания способностей окружающими 4 балла.

Если вы набрали 10 баллов в графе «Человек», у вас макси­мальный показатель склонности к типу профессий «Человек—Че­ловек», есть хорошие предпосылки стать педагогом.

Цель, предмет, средства педагогической деятельности неодно­значны. В большой степени эти составляющие труда определяются особенностями профессионального сознания педагога. Следо­вательно, знакомство с педагогическими профессиями необходи­мо начинать с представления человека о том, что выступает в качестве предмета профессиональной деятельности, т. е. о том, что подвергается воздействию (или с кем вступает педагог во вза­имодействие), на что непосредственно направлены трудовые уси­лия педагога. Будущему педагогу необходимо понять, что пред­ставление о предмете деятельности различается у разных педагогов, и от этого зависят многие другие элементы профессионального сознания и, следовательно, сама деятельность.

Конкретные цели педагогической деятельности, т. е. ожидаемые ее продукты, результаты — следующий элемент профессиональ­ного сознания педагога, направляющий действия педагога на уроке и вне урока. Какие именно цели поставлены, насколько ясно, четко, конкретно сформулированы, от этого во многом зависит эффективность труда педагога.

Как педагог представляет себе средства, помогающие ему до­стигать поставленных целей? Что включает он в арсенал своих «орудий труда»?

Содержание труда определяется составом трудовых операций, которые необходимо осуществлять для достижения поставленных целей. Какие функции приходится выполнять педагогу при подго­товке и проведении уроков, внеклассных дел? В каких социальных ролях при этом ему приходится выступать?

Для того чтобы своевременно помочь вам в освоении педагоги­ческой профессии, нам необходимо знать, какие представления и знания вы имеете о профессии педагога, что и как влияет на их развитие. Для диагностики исходного уровня ваших знаний о пе­дагогической профессии и педагогической деятельности просим вас ответить на вопросы предлагаемой анкеты «Профессия — пе­дагог» в начале изучения курса «Введение в педагогическую дея­тельность» и после него. Вопросы направлены на выяснение сфор­мированности составляющих профессионального педагогического сознания, которые должны развиваться в ходе изучения курса (пред­ставления о целях, предмете, средствах педагогической деятель­ности, о функциях и ролях педагога, о требованиях к нему, о его правах и возможностях).

Кроме того, вопросы анкеты можно рассматривать как пункты плана для описания профессии педагога (учителя, воспитателя).

 

Анкета «Профессия — педагог»

1. Каждая трудовая деятельность направлена на какой-то предмет или явление с целью преобразования, изменения его и, при помощи различных средств, орудий, инструментов, на достижение определенных результатов.

1.1. Что преобразует, изменяет педагог в процессе своей деятельности? К чему прикладывает свои трудовые усилия? (перечислите)

1.2. К чему стремится педагог в процессе своей деятельности? Чего он желает достичь? Каковы цели его деятельности?

1.3. Что использует педагог для достижения цели? Какими средствами он пользуется? Каковы «орудия» педагогического труда? (перечис­лите)

1.4. Какие средства педагог должен применять для достижения цели?

1.5. Что можно считать результатами педагогической деятельности?

1.6. По каким показателям педагог может судить о достижении резуль­татов в своей повседневной деятельности?

1.7. Назовите основные трудности, с которыми приходится сталкивать­ся педагогу, преграды, которые приходится ему преодолевать в сво­ей деятельности?

2. Каждая профессиональная деятельность протекает в определенных условиях.

2.1. Каковы преимущества условий педагогической деятельности по срав­нению с другими профессиями?

2.2. Чем, по сравнению с другими профессиями, хуже условия труда педагога?

3. Для успешной деятельности необходимо быть подготовленным соот­ветствующим образом. Профессионал должен обпадать определенными качествами, иметь необходимые знания, уметь выполнять различные опе­рации.

3.1. Какими качествами должен обладать педагог? Какие особенности личности способствуют успеху педагогической деятельности?

3.2. Какие знания и умения наиболее необходимы педагогу?

3.3. Какие учителя нравятся детям?

3.4. Какие требования предъявляет к педагогу администрация?

3.5. Какие качества педагога наиболее значимы при взаимодействии с коллегами?

3.6. Каких педагогов желают родители своим детям?

3.7. Как влияет педагогическая деятельность на самого педагога?

3.8. Кому противопоказано быть педагогом? Каким не должен быть пе­дагог?

4. Любой труд связан с выполнением определенных обязанностей и пре­доставляет определенные права.

4.1. Перечислите основные должностные обязанности учителя.

4.2. Какие права имеет педагог?

4.3. Как оплачивается труд педагога?

4.4. Как может педагог влиять на условия своего труда?

4.5. Какие существуют пути повышения педагогической квалификации?

4.6. Какие перспективы профессионального и социального продвиже­ния имеет педагог?

4.7. Перечислите предметы профессиональной гордости педагога. Чем он может гордиться?

4.8. Что стимулирует педагога хорошо выполнять свои обязанности?

4.9. Почему люди выбирают профессию педагога?

5. Любая профессиональная деятельность предполагает выполнение определенных трудовых операций (трудовых действий).

5.1. Перечислите, пожалуйста, основные трудовые операции, соверша­емые педагогом. Что делает педагог в процессе своей деятельно­сти?

Наконец, для самооценки коммуникативных и организаторских способностей можно использовать методику В.В.Синявского и Б. А. Федоришина, которую эти авторы предложили для тестиро­вания старшеклассников при выборе профессии.

Ответьте на 40 вопросов. Против вопросов слева поставьте знак плюс, если ответ положительный, и минус, если отрицатель­ный.

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли вам удается убедить большинство своих друзей в пра­воте вашего мнения?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся крити­ческой ситуации?

5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книга­ми или за каким-то занятием, чем с людьми?

8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших пла­нов, намерений, то легко ли вы отступаете от своих намерений?

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые зна­чительно старше вас по возрасту?

10. Любители вы придумывать и организовывать со своими това­рищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании?

12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нуж­но было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли устанавливаете контакт с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побе­седовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам по­быть одному?

20. Правда ли, что выобычно плохо ориентируетесь в незнако­мой обстановке?

21. Нравится ли вам находиться постоянно среди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закон­чить начатое дело?

23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стес­нения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товари­щами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, за­трагивающих интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди мало­знакомых людей?

28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

28. Полагаете ли вы, что вам не представляет особ о го труда вне­сти оживление в малознакомую для вас компанию?

30. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе?

31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих.знакомых небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?

33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую обстановку, компанию?

34. Охотно ли вы приступаете к организации различных меропри­ятий?

35. Правда ли, что вы чувствуете себя достаточно уверенно и спо­койно, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении; малознакомыми людьми?

39. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своихтовари-цей?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окру-кении большой группы своих товарищей?

Итак, вы ответили на сорок вопросов.

Коммуникативные способности оцениваются по ответам на не­четные вопросы. Свои ответы в виде плюсов и минусов сравните с предлагаемыми «идеальными» плюс стоит рядом с вопросами 1, 1,5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; минус — против вопросов 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39. Подсчитайте количество ответов, совпадающих с «идеальными», разделите полученную сумму на 20 (количество нечетных вопросов). Полученная цифра — коэффи­циент коммуникативных способностей.

0,10—0,45 — низкий уровень проявления способностей; 0,46—0,55 — ниже среднего; 0,56—0,65 — средний; 0,66—0,75 — высокий; 0,76—1,00 — очень высокий.

Организаторские способности оцениваются при сравнении от-пстов на четные вопросы с «идеальными»: плюс стоит против 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38, а минус — против 4, 8, 12, 20, 24, 28, 32, 36, 40. Далее проделайте уже знакомую операцию: ко-мичество ответов, совпадающих с «идеальными», разделите на 20 (количество четных ответов). Вы получили коэффициент организа­торских способностей.

0,20—0,55 — это низкий уровень проявления организаторских способностей;

0,56—0,65 — ниже среднего;

0,66—0,70 — средний;

0,71—0,80 — высокий;

0,81—1,00 — очень высокий.

Сделайте выводы. Продумайте программу личностного и про­фессионального развития. Желаем успехов.

 

Рекомендуемая литература

Леонтьева Т. В. Введение в педагогику: Базовое педагогическое обра­зование. Материалы к учебной программе (Методические рекомендации для преподавателей и студентов). — СПб., 1996.

Леонтьева Т. В. и др. Введение в учительскую профессию: Методиче­ские рекомендации по проведению педагогической практики на ХГФ (1 курс). - Л., 1990.

Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию: Учебное пособие для учащихся старших классов средней школы. — М., 1991.

Крутецкий В. А. Психология. — М., 1986. — Глава «Некоторые вопросы психологии учителя».

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. — М., 2000.

Источники

1. Онушкин В. Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: Междисципли­нарный словарь терминологии. — СПб.; Воронеж, 1995.

2. Психологические характеристики профессии / Сост. Ф. И. Иващек-ко, В. А. Карпич. — Минск, 1979.

3. Методические рекомендации и материалы к профессиограмме со­временного учителя / Под ред. Г. А. Бордовского. — Л., 1987.

4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М., 2000.

5. Болдырев Я. И. Классный руководитель. — М., 1978.

Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя: Спецкурс для студентов педагогических институтов. — М., 1984.

6. Макаренко А. С. Собр. соч.: В 7 т. — М., 1957. — Т. 4.

7. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М., 1988.

8. Крутецкий В. А. Психология. — М., 1986.

9. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. — М., 1982.

10. Педагогика/ В. А. Сластенин и др. — М., 1997.

11. Мижериков В. А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую про­фессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заве­дений. — М., 1999.

Глава 3. ОБЩЕНИЕ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Сущность педагогического общения

3.2. Функции и средства общения

3.3. Стили общения и стили педагогического руководства

3.4. Педагогический такт

3.5. Общение: наука и искусство

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.