Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение: наука и искусство




Рассматривая общение как сущностную основу педагогической деятельности, необходимо ответить еще на один вопрос: «Обще­ние — это наука или искусство?»

Когда мы задали этот вопрос студентам педагогического уни­верситета, большинство убежденно ответили, что общение с вос­питанниками — это и наука, и искусство. Нельзя не согласиться с ними. Почему?

Очень важны знания научных основ общения: его структуры, видов, форм, средств, стилей, технологии. Но ни в какие алго­ритмы живое общение педагога с воспитанниками не укладыва­ется. Сформулировать неизменные правила общения без учета ситуации, конкретных условий, возраста, индивидуальных осо­бенностей педагога и воспитанников невозможно. Личность тре­бует личностного общения, при внешней схожести разных педа­гогических ситуаций, действия педагога в них неповторимы. Общение — исключительно индивидуально-творческая сфера лич­ности. Знания же являются базисом искусства общения. Творче­ство педагога в использовании научных основ общения с учетом личностных качеств и есть искусство.

Ранее мы говорили о стилях руководства. Педагог—мастер сво­его дела и демократичен, и авторитарен, и либерален одновре­менно. Искусство его общения с воспитанниками состоит в том, чтобы определить, каким быть стилю руководства в конкретной учебно-воспитательной ситуации.

Около школы старшие подростки увлеченно играют в футбол. В это время привезли новую мебель для учебных кабинетов.

Как вы предложите учащимся оставить игру и помочь в разгрузке машины?

Все учащиеся 9-го класса ушли с последнего урока. Завуч предложил классному руководителю разобраться. Как вы построите диалог с воспи­танниками?

Искусство общения лежит в основе профессионального успеха и обусловлено оно развитием у педагога комплекса умений: уп­равлять своим поведением, своими чувствами, уметь наблюдать, переключать внимание, понимать и учитывать душевное состоя­ние воспитанников, мотивы действий, поступков, оценок, уметь читать по лицу», подать себя в общении с другими:, уметь уста-авливать речевой и неречевой контакт с учащимися.

Искусству общения надо учиться, но «нельзя: научить человека приемам общения, если он не чувствует себя педагогом, если он, откровенно говоря, не любит детей, не любит профессии», — утверждает А.А.Леонтьев [10, с.11].

Тем, кто любит детей, кто ориентирован на педагогическую деятельность, предлагаем мудрые советы известных педагогов и психологов.

– В педагогической деятельности необходимо использовать весь многочисленный репертуар общения, т.е. обмен информа­цией, организацию взаимоотношений, познание личности ре­бенка, оказание воздействия.

– Четко формулируйте конкретную задачу, которую вы реша­ете в общении и через общение.

– Продумайте стратегию и тактику общения, отберите воз­можные приемы взаимодействия и воздействия на сознание и по­ведение детей.

– В процессе общения концентрируйте внимание на реализа­ции своей конкретной задачи, ей подчиняйте все свои действия, все свои личностные свойства.

– Общение с детьми важно строить не «от себя», а «от них», тогда ребенок будет попадать в радиус нашего педагогического видения.

– Вступая в контакт с воспитанниками, организуйте с ними общение не «по вертикали», сверху вниз (педагог выше ученика), а в горизонтальной плоскости (педагог—ученик на равных).

– Организуя общение с детьми, постоянно стремитесь понять их настроение, улавливайте малейшие изменения в микроклима­те класса, не воспринимайте психологическую ситуацию, как нечто стабильное.

– Будьте инициативны в общении с воспитанниками, помни­те, что инициатива в общении поможет вам успешнее управлять деятельностью, организовать сотрудничество.

– В общении старайтесь чувствовать себя свободно и непри­нужденно. Никакой скованности, бесцельных движений, извиня­ющейся улыбки и тому подобное, что бы выдавало вашу робость, боязнь, страх.

– Избегайте штампов в общении с детьми: в манере вести себя, в стереотипных реакциях на поведение учащихся, в механичес­ком следовании запланированной схеме разговора и т. п.

– Старайтесь преодолевать негативные установки по отноше­нию к некоторым школьникам.

– Специально думайте над построением своих взаимоотноше­ний с трудными воспитанниками.

– Стремитесь, чтобы в процессе вашего взаимодействия с деть­ми чаще звучали одобрение, похвала, поощрение.

– Следите за собственной речью, помните, что она — отра­жение вашей личности.

– Умейте слушать детей.

– Чаще улыбайтесь детям. Улыбка говорит о том, что встреча с воспитанниками приятна вам.

Заметки на полях

Для того, чтобы общение с людьми не было страданием для тебя и для них, не вступай в общение с людьми, если не

чувствуешь любви к ним.

Л. Н. Толстой

Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достиг­нет глубокого знания людей.

Я. Г. Чернышевский

В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспи­тания — обучение красноречию следовало бы считать не­избежным.

А. П. Чехов

Стиль — это соответственные слова в соответствен­ном месте.

Д. Свифт

Чтобы остаться в профессионально-педагогической де­ятельности надолго или на всю жизнь, необходимо к нача­лу самостоятельной работы иметь на достаточно высо­ком уровне развитые коммуникативные, организаторские изменения и ответственное отношение к делу.

Н, В. Кузьмина

 

Рекомендуемая литература

Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987. Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятель­ности. — СПб., 1993.

Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М., 1979. Рыданова И. И. Основы педагогики общения. — Минск, 1998. Самоукина Н. В. Игры, в которые играют... —Дубна, 1996.

Источники

1. Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.

2. Ильин Е. Н. Минувших дней итоги... — Л., 1991.

3. Леей В. Исповедь гипнотизера. — Кн. 2. — М., 1994.

4. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. — М., 1992.

5. Самоукина И. В. Игры, в которые играют... — Дубна, 1996.

6. Атватер И. Я Вас слушаю. — М., 1988.

7. Радионова Н. Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников. — Л., 1989.

8. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.

9. Российская Педагогическая Энциклопедия. — М., 1999. — Т. 2.

10. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М.; Нальчик, 1996.

Глава 4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

4.1. Общая культура — условие профессионализма педагога

4.2. Научная эрудиция, ценностные ориентации как компонен­ты педагогической культуры

4.3. Этика и эстетика педагогического труда

4.4. Педагогическое творчество и мастерство

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.