Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общечеловеческое и национальное в образовании




Конец XX столетия. Человечество все более осознает себя еди­ным целым: формируется всемирное хозяйство как целостный экономический механизм, развиваются наука и техника, инфор­мационные системы и системы связи, совершенствуются транс­портные средства. Человек все более отчетливо осознает, что Зем­ля — общий дом для всех живущих на ней людей.

Одна из важнейших особенностей современного мира — пони­мание универсальной общечеловеческой миссии образования. К проблемам образования приковано внимание правительств и парламентов, политических партий, видных ученых, обществен­ных деятелей.

В экономически развитых странах мира состояние образования непосредственно связано с потребностями научно-технического прогресса — «третьей промышленной революции». В производствен­ной сфере этих стран широко используются электроника, робо­тотехника, биотехника и энергосберегающие устройства, компь­ютеры, современные средства связи, что влечет за собой поистине революционные перемены в общественной жизни, в сфере ин­теллектуального труда, в быту. Все это приводит к глубоким изменениям профессионального состава населения и его образователь­ного уровня. Растут масштабы научных исследований и число научных работников. Интеллектуальные профессии стали мас­совыми. Так, в нашей стране в 1960 году специалистов с высшим образованием было 5,2 млн человек, а в 1984 году — 19 млн. В США в 1970 году диплом об окончании колледжа имел каждый из семи работников, а в 1983 — каждый из четырех. Общей тен­денцией в этих странах является превращение среднего образова­ния из элитарного в массовое.

Все более крепнущая экономическая интеграция развитых стран стимулирует процесс интернационализации образования. Этим активно занимается ряд международных организаций. Первое ме­сто среди них принадлежит ЮНЕСКО: в ее деятельности лробле-мы образования являются приоритетными. В рамках ЮНЕСКО или в тесном сотрудничестве с ней функционируют научные цент­ры, советы и ассоциации, занятые проблемами образования. ЮНЕСКО организует и финансирует исследования глобальных и региональных проблем образования, издает педагогическую ли­тературу, информационные материалы и справочники, проводит конгрессы, конференции, рабочие совещания руководителей ве­домств просвещения и специалистов.

Интернационализация образования непосредственно осуществ­ляется главным образом в масштабах геополитических регионов, объединяющих страны со сходными условиями исторического развития и более или менее схожей социально-экономической структурой. Так разрабатывается большинство «наднациональных» программ развития образования.

Вполне объясним тот факт, что наибольшее развитие интегра­ция образования получила в Западной Европе: объединяющие процессы пронизывают всю ткань европейской экономической и политической жизни. Этот процесс имеет глубокие исторические корни: общность европейской цивилизации складывалась на про­тяжении многих веков.

Для координации интеграционных процессов в 1949 году был создан Европейский Совет, куда входят почти все западноевро­пейские страны. Его решения по проблемам развития гуманитар­ных сфер жизни, в том числе культуры и образования, носят кон­сультативный характер. В 1951 году образовалось Европейское сообщество (ЕС) 12 ведущих европейских государств. В ЕС суще­ствует свой Европарламент, Совет министров, суд, формируется единая стратегия научно-технического развития и охраны окру­жающей среды. В 1976 году в рамках этого сообщества государств был организован постоянно действующий Комитет образования государств—членов ЕС, в функции которого входит разработка стратегии сотрудничества с целью «гармонизации» систем образования в западноевропейских странах. Под эгидой ЕС действует находящийся в Париже Европейский институт воспитания и со­циальной политики.

Международное сотрудничество в области образования в За­падной Европе в какой-то мере можно рассматривать как возрож­дение давней исторической традиции. В средние века университе­ты разных стран нередко обменивались учеными и профессорами. Широкое распространение получил тип «кочующего студента». Молодые люди переходили из Оксфорда в Сорбонну, из Болоньи в Гейдельберг и т. п. Это было возможно потому, что обучение всюду велось на латинском языке.

Возвращая старую традицию, Совет министров просвещения го­сударств-членов ЕС в 1987 году утвердил программу «ЭРАЗМУС» — по имени ученого-гуманиста Эразма Роттердамского. Главная цель программы — способствовать расширению обмена студентами | между высшими учебными заведениями стран—членов ЕС. На это планировалось потратить значительную сумму денег.

Координационные органы Европейского сообщества государств в сотрудничестве с ЮНЕСКО провели работу по унификации педагогической терминологии и параметров национальной стати­стики образования. Это позволило проводить международные пе­дагогические сопоставления с большей точностью и методиче­ской чистотой.

Обозначилась проблема повышения эффективности изучения иностранных языков, особенно французского, английского, на которых традиционно осуществлялось межнациональное общение в европейских странах. При этом подчеркивается необходимость овладения прочными навыками разговорной речи, нужными для живого общения, а не только усвоения грамматических структур, как это было в недалеком прошлом.

В программу подготовки учителей было решено ввести обстоя­тельные курсы сравнительной педагогики, которые знакомили бы с тенденциями развития мировых процессов в образовании, с об-| щеевропейской и национальной спецификой образования разных стран.

Интересно, что специфический интерес к проблемам образо­вания проявляют исполнительные органы НАТО. Их представи­тели не раз высказывались за большую унификацию в обще­образовательных программах школ государств—членов НАТО, рассматривая их учащихся как будущих солдат объединенной ар­мии этого военного союза. Финансировался ряд исследований, связанных с ускоренным обучением офицерского состава иност­ранным языкам.

Успехи в совершенствовании образования, достигнутые эко­номически развитыми странами мира, имеют свойство «переливаться» из одной страны в другую, пополняя общую сокровищ­ницу мировой педагогической мысли.

В 1972 году при ЮНЕСКО был основан Европейские центр высшего образования, куда вошли представителя стран Западной и Восточной Европы. Этот центр издает ежеквартальный журнал «Высшее образование в Европе» на английском, французском и русском языках. По инициативе центра проводятся конференции ректоров университетов европейских стран, разнообразные науч­ные совещания, происходит обмен студентами и преподавателя­ми между высшими учебными заведениями стран, входящих в центр.

На пороге XXI в. актуальна задача выработки общемировых ма­териальных и культурных ценностей, формирования планетарно­го сознания всех землян, актуален поиск оптимальных путей раз­вития образования, соответствующего потребностям общества и личности.

Интеграционные процессы в мировом сообществе государств обозначили необходимость с особой ответственностью отнестись к судьбам народов разных регионов планеты.

Символична в этом плане общеевропейская встреча руководи­телей 34 государств мира, состоявшаяся в ноябре 1990 года. На встрече отчетливо прозвучало предупреждение об ответственно­сти развитых государств мира за то, чтобы стрелка мирового анта­гонизма, которая долго держалась в направлении Запад—Восток, не повернулась в направлении Север—Юг, — так остры пробле­мы стран «третьего мира»: развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки.

Если развитие общеевропейского процесса, говорилось на встре­че, будет иметь главным результатом создание цивилизованного «оазиса процветания» в северной половине планеты при сохране­нии нищеты, отсталости, очагов конфликтов в большинстве ре­гионов ее южной части, то это не будет способствовать возникно­вению более безопасного и справедливого мира.

Отсталость большинства государств Юга, углубление пропа­сти, отделяющей их от развитых стран мира, — одна из глобаль­ных проблем современности, чреватая непредсказуемыми послед­ствиями. Речь идет о трагедии сотен миллионов людей, живущих в условиях крайней нищеты, голода, болезней, неграмотности и зачастую фактически обреченных на вымирание, что свидетель­ствует о глубоком кризисе современной цивилизации и создает взрывоопасную ситуацию в мире.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), свыше 300 млн африканцев, т. е. около 70% всего населения кон­тинента, живут на грани или в условиях крайнего обнищания. Недостаточность питания играет решающую роль в 50% случаев смерти детей в возрасте до 5 лет, а у 40% живущих детей этой зозрастной группы отчетливо выражена бе л ко в о-калорийная не-юстаточность.

Руководители этих стран весьма односторонне склонны трак-эвать роль образования в жизни своего народа. Нередко они счи­тают целесообразным развивать среднюю и высшую школу, кото-эые непосредственно связаны с подготовкой квалифицированной абочей силы и специалистов, необходимых для нужд производ­ства и экономического роста.

Так, в своем докладе на съезде правящей партии Сенегала в 1976 г. президент этой страны Л. С. Стентор заявил, что только за | горизонтом 2000 года, когда страна войдет в «цивилизацию инду­стриального общества», можно будет «принять в шхолу всех де-}Й> подлежащих обучению». Он призвал не создавать из этого «комплекса неполноценности», ибо, по его словам, умение чи­тать, писать и считать вовсе не обязательно делает из ребенка ультурного человека.

Однако по данным 18 крупных исследований, проведенных в странах Азии, Африки и Латинской Америки, производительность сельских фермеров, получивших четырехгодичное начальное об­разование, была на 7,7% выше, чем у тех, кто никогда не посе­щал школу. Эта и понятно: элементарной грамотности требует гение простейших инструкций, в которых рассказывается о том, сак пользоваться удобрениями, как бороться с вредителями ельскохозяйственных культур, как правильно ухаживать за ско-эм, как лечить его и т.д.

Исследования начала 80-х гг., проведенные в странах Латин­ской Америки, свидетельствуют о том, что у матерей, которые [никогда не учились в школе, дети умирают в 5 раз чаще, чем у матерей, проучившихся в течение 10 лет и более.

Не случайно поэтому в начале 1990 года в Таиланде по иници­ативе ЮНЕСКО была проведена конференция под символиче­ским названием «Образование для всех». Она носила поистине все­мирный характер: на ней присутствовало 1500 делегаций из 165 стран мира. Главным был вопрос: по каким путям должно идти | развитие образования в мире на пороге XXI в.

Чтобы найти ответ на этот вопрос, важно внимательно сле­дить за теми процессами, которые идут в мире. Один из самых очевидных и трудных — процесс, прямо противоположный ин-еграции, объединению и унификации разных культур в ходе таучно-технического прогресса, — это процесс национальной центификации жизни в целом, культуры и образования разных гародов.

В этой связи интегративные процессы в Европе имеют свой ггубинный смысл и свою оборотную сторону.

Так, в связи с расширением зоны применения английского языка в качестве языка межнационального общения в континен­тальных странах Западной Европы многие представители интел­лигенции, общественные деятели высказывают небезоснова­тельное опасение, что это содействует усилению американского «культурного империализма», подтачивает традиционные осно­вы европейской цивилизации и национальной самобытности ее народов.

В конце 80-х гг. XX в. усилились процессы создания «Объеди­ненной Европы» в сфере воспитания и образования. Комплекс конкретных предложений изложен в специальном документе «Го­лубая книга: за европейское воспитание и европейскую культу­ру», где отмечается, что европейское сотрудничество в области образования приобрело первостепенное значение для судеб всех стран и народов региона. Важно создать в учебных заведениях та­кую обстановку, чтобы учащиеся «почувствовали себя европейца­ми». Было рекомендовано ежегодно проводить во всех школах стран европейского сообщества «День Европы». В этот день, единый для всех стран-участниц, внимание учащихся должно быть сконцент­рировано на какой-то определенной «европейской» теме.

Для достижения духовного сближения народов Европы было решено обобщать опыт совершенствования содержания, методов воспитания и обучения в отдельных европейских странах для вза­имного обогащения в масштабе всей Европы.

Группа экспертов из всех стран — членов ЕС выработала педа­гогические рекомендации, создала модель образовательного уч­реждения в качестве образца для западноевропейских стран. Это новый тип общеобразовательной школы, не имеющий аналога в предшествующей истории европейского образования. В Англии они получили название объединенные школы, во Франции — колле­жи, в Германии — общие школы. Йти школы представляют собой среднее звено между начальным циклом образования и старшими классами полной средней школы. Возраст учащихся — 11 — 16 лет.

Но не все тут гладко. Проблема в том, что любая национальная система образования складывалась веками и отражает в той или иной форме особенности социально-экономического развития и специфику историко-культурных традиций данной страны. Кри тики правы, говоря, что игнорирование национального своеоб разия может привести исследователей к созданию искусственных, «университетских» образовательных конструкций, в угоду кото рым подбирается материал и отсекается все, что противореча априорно заданной схеме.

Современная история учит, что проблемы национального са моопределения даже малых народностей Европы не могут игно рироваться, так как это корневые, бытийные проблемы. Тому свидетельство — незатухающий очаг межнациональных к религиоз­ных противоречий в Ольстере, фламандско-валлонская рознь в Бельгии, борьба басков Испании за расширение своей националь­ной автономии, борьба сербов и албанцев в провинции Косово. Тому свидетельство — мощные процессы распада единого СССР и создание новых федеративных объединений и самостоятельных государств из бывших союзных республик огромной страны.

Развитые европейские страны, принимающие иностранных рабочих из стран «третьего мира», стоят перед проблемой приоб­щения эмигрантов к культуре страны проживания, с одной сто­роны, а с другой — перед необходимостью создания условий, которые обеспечивали бы им возможность сохранения родной на­циональной культуры. Четких рекомендаций по этому вопросу несмотря на прилагаемые усилия выработать не удается.

Необходимо констатировать, что декларация универсальной общечеловеческой миссии образования, продиктованная эконо­мической интеграцией стран, со всей очевидностью входит в про­тиворечие со стремлением малых и больших народов сохранить национальную систему образования в качестве эффективного ме­ханизма передачи уникального этнокультурного наследия от по-холения к поколению и сохранения национальной идентичности.

Перед каждым народом возникает непростая, но насущная про-| блема — «осмыслить свое место в мире, определить его так, что­бы не раствориться среди других и не уклониться в самоизоля­цию» [2]. Весьма нежелательны как стирание этнокультурной самобытности народа, так и упрощение его этнокультурного на­следия в форме канонизации и воспроизводства в музейно-фольк­лорном стиле. Важно не просто «законсервировать» для потомков своеобразие культуры народа, но сохранить соответствующие об­разу жизни данного народа природно-хозяйственные условия. Это поможет воспрепятствовать разрушающему воздействию индуст­риальной цивилизации на хрупкие социокультурные системы ма­лых и больших народов и народностей.

В этой драматичной ситуации перед представителями науки, культуры и образования стоит задача нового определения культу­ры, нового понимания этнокультурных потребностей и новой:онцепции образования. Во всем мире наблюдается «парадокс эт­ичности»: по мере углубления интернационализации культуры.озрастает уровень национального самосознания. Весьма актуаль­но это для нашей страны. В истории отечественного образования: конец второго тысячелетия ознаменовался разработкой Нацио­нальной доктрины образования.

В этой связи необходимо заметить, что с эпохи Просвещения под образованием понимался лишь один культурно-исторический тип обучения., воспитания и устроения школы, возникший в Европе и ориентированный на классическую науку, на знание, а затем и на профессиональную подготовку. Другие типы образова­ния, сложившиеся в Азии, Африке и доколумбовой Америке и насчитывающие подчас тысячелетия самобытной истории, б рас­чет не принимаются, так как их реальная роль в становлении на­учно-технической цивилизации XX в. оказывается ничтожной. Так ли бесспорно торжество европоцентризма в общечеловеческом из­мерении на сегодня? Этот вопрос, при всей его сложности, необ­ходимо задавать всем, кому не безразлична судьба культуры и жизни на Земле.

Вопрос для самоконтроля

Английский ученый М. Садлер не без юмора пишет: «Когда речь заходит об образовании, немец спрашивает, что будет знать, фран­цуз — какие экзамены, американец — что будет уметь, англичанин — какой будет карьера». А какой вопрос задали бы вы, читатель?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.