Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система образования в современной России: резервы и тенденции развития 1 страница




Научно-технический прогресс, вечные ценности жизни и воспитание человека

В 60-е гг. XX в. в связи с развитием научно-технического про­гресса рядом крупных ученых и государственных деятелей (Дж. Гэлбрейт, Д.Белл, 3. Бжезинский, Ж. Фурастье и др.) ак­тивно разрабатывалась концепция индустриального, постиндуст­риального, технотронного общества, которая определяла главным фактором прогресса общества техническую вооруженность. Была сделана попытка доказать, что научно-техническая революция, повышая жизненный уровень людей, способна устранить соци­альное неравенство, сделать общество гармоничным и бесконф­ликтным, обеспечить необходимые условия для полноценного развития человека.

Жизнь опровергла надежды на «индустриальный рай» на пла­нете. Ценой материального благополучия стало увеличение напря­женности, конфликтности, стрессов в отношениях между людь­ми, повсеместно наблюдается рост алкоголизма, наркомании.

Резко критикуя действительность второй половины XX столе­тия, известные мыслители Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др. были едины во мнении, что в современном технологическом обществе человек все более отчуждается от общества, замыкается в себе, обезличивается, теряет свое «я». Он остро осознает, что жизнь его не только вне дома, но и в его доме направляется чуж­дыми его духовной природе силами. Мощные средства массовой информации, реклама, индустрия массовой культуры формируют его вкусы, потребности, жизненные ценности:, отношения, характер поведения.

В обществе с унифицированной системой мышления возника­ет одномерный человек. (Книга Г. Маркузе «Одномерный чело­век» получила широкую известность в мире.) Примитивный по­требитель «благ» цивилизованного общества, пленник комфорта, бытовых удобств, острых и грубых ощущений — таков облик на­шего современника.

Разрушение социальной экологии происходит так же интен­сивно, как природной. По данным служб ООН, на Земле во все более возрастающем темпе уничтожаются леса, возрастает потреб­ление промышленностью пресной воды и отравление ее химиче­скими отходами производства. Самолеты и автомобили усиленно насыщают воздух углекислым газом, что ведет к потеплению кли­мата, вследствие химических загрязнений атмосферы наблюдает­ся сокращение озонового слоя Земли. Уменьшаются ллощади пло­дородной почвы, сокращается биопродуктивность мирового океана. Мы стали свидетелями Чернобыльской и Аральской катастроф. Нам угрожает катастрофа генофонда — прямое следствие роста употребления алкоголя и наркотиков.

Ученые говорят о реальной опасности экологической катаст­рофы на Земле как следствия кризиса классического Человека, классической культуры, классической науки и классического об­разования.

В конце XX столетия все более настойчиво стали говорить о человеческом измерении прогресса общества. «Все прогрессы ре­акционны, если рушится человек», — написал поэт А. Вознесен­ский, наш соотечественник.

Человек был определен как мера и ведущий фактор развития общества по. пути прогресса.

Огромное влияние на мировую общественность в связи со всем сказанным выше оказала деятельность Римского клуба, соединив­шего крупных ученых и мыслителей разных стран. Главная тема в работе Римского клуба — преодоление кризиса современного об­щества. В поисках ответа на кардинальный вопрос — как сохра­нить планету и человечество — участники клуба провели много дискуссий и опубликовали большое число работ.

Ответ на поставленный главный вопрос в наиболее обобщен­ном виде представлен в книге президента Римского клуба А. Печ-чеи «Человеческое качество». Выход из мирового кризиса автор видит в усилении гуманистических начал в жизни как отдельного I индивида, так и общественных образований. Совершенствование человека, раскрытие присущих ему «человеческих качеств» — глав­ный путь прогресса на новом, научно-техническом этапе разви­тия человечества.

Но как вернуть человеку его подлинную человеческую сущ­ность?

Человек духовен. Если природа материальна, то человек мате­риален и духовен одновременно. В этом ключ и сущностное нача­ло его уникальной природы. Обладая интеллектом, человек спо­собен творить материальный мир и управлять им. В последние полвека наблюдается мощное развитие интеллектуальных способ­ностей людей. Французский философ и писатель А. Моруа отме­тил, что за последние десятилетия человек постиг больше секре­тов природы, чем наши предки за 20 тыс. лет; он открыл такие источники энергии и стал таким могущественным, что собствен­ная сила может его погубить.

Конечно, может, если «цивилизация знания» не будет сохра­нена, защищена, согрета «цивилизацией любви», по мнению уче­ного из Новосибирска В. П. Казначеева [], с. 282].

Задача состоит в том, чтобы пришли в движение, ожили чи­стые родники в сердцах людей, чтобы потребность любить, за­ботиться, охранять, дарить, жертвовать стала первой и главной потребностью человеческого сознания и руководителем воли че­ловека.

Так на исходе XX столетия мировая общественность произна-ла, что гуманизм — основополагающий признак и критерий об­щественного прогресса.

Гуманизм — совокупность идей и взглядов, утверждающих цен­ность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил; в основе гуманизма — принципы равенства, справедливости, че­ловечности отношений между людьми.

Гуманность — человечность, человеколюбие, уважение к лю­дям.

Проблема не просто в декларации гуманизма как теоретиче­ской основы образования, но в отчетливом представлении того, что конкретно нужно и не нужно предпринимать, с тем чтобы подходить к образованию человека с позиций умной, мудрой любви. Человеколюбие, любовь к человеку — что это? И что это значит применительно к педагогике? Было бы большой ошибкой упро­щать понимание этого явления и толковать его только как добро­ту и заботу о человеке, уважение его права на самоопределение и свободу выбора, предупреждение его желаний, учет личностных потребностей в выборе профиля обучения, создание комфортных условий пребывания в стенах школы и на пути к успеху. Нетрудно представить, что упрощенное понимание гуманности в педагоги­ке грозит сформировать личность с завышенной, неадекватной самооценкой, ведущим жизненным мотивом которой будет стрем­ление к потреблению жизненных благ самого разного вида, эгоцентричная позиция, требование собственного признания всегда, во всех жизненных ситуациях.

На новом уровне осознается необходимость воспитания: ребен­ка в духе вечных человеческих ценностей: бескорыстной помощи людям, милосердия, честности, уважения старших, заботы о де­тях и стариках, трудолюбия, миролюбия:, не стяжательства, мо­ральной чистоты, целомудрия, так как эти качества определяют меру человеческого в каждом человеке.

Главной причиной катастрофической девальвации нравствен­ных, духовных ценностей цивилизации и все более очевидных мировоззренческих тупиков на пороге XXI в. и третьего тысяче­летия является системный кризис, который охватил три важ­нейших сферы духовной жизни общества — науку, религию и образование.

Необходимо согласиться с учеными из Санкт-Петербурга (в частности, с И. А. Колесниковой) в определении стратегии раз­вития образования в сложную эпоху цивилизационного и про­мышленного кризиса. И. А. Колесникова считает, что образо­вание способно стать источником гармонизации отношений человека с миром за счет интеграции технологий получения, обработки, хранения и передачи информации, наработанных на­укой, религией, искусством как фундаментальными, равноправ­ными по смыслу, но принципиально различающимися по внут­ренней природе способами познания, описания и оценки мира человеком.

Ее точка зрения совпадает с мнением ученого-педагога Б. С. Гер-шунского, который пишет, что именно образование должно обес­печить мировоззренческий синтез знания и веры как необходи­мое условие их взаимодополнения и взаимообогащения в едином процессе миропонимания.

Науку, религию и образование объединяет интегральный про­цесс приобщения человека к Истине, к базовым ценностям жиз­ни. И нужно помнить, что именно религия привнесла в мир само понятие об абсолютных ценностях бытия, ценностях не столько материальных, сколько духовных, нравственных.

Современная цивилизация обусловливает усиление настроений пессимизма, неверия в светлые жизненные перспективы. Особен­но это заметно в среде молодежи.

Во Франции, например, из 5 тыс. опрошенных в 1978 году под­ростков каждый второй заявил о разочаровании в таких ценнос­тях, как гуманизм и прогресс. Из опрошенных в 1991 году 12 тыс. японских школьников 39% увидели будущее в сером цвете, 15% — в черном.

Растут жестокость и правонарушения в школах Западной Ев­ропы. В Германии, например, в 29 учебных заведениях Берлина лишь за один месяц 1990 года было зарегистрировано около 100 преступлений (разбой, вымогательство, шантаж).

Лавина детской преступности нахлынула на школу России:. В одном только 1997 году детьми и подростками было совершено свыше 2000 уголовных преступлений.

Изъяны в духовном становлении учащихся — результат мно­жества слагаемых. Здесь и неблагоприятные семейные, социальные условия, и массовая культура с ее насилием и жестокостью, и особенности групповой психологии подростков и, наконец, про­блемы школьного воспитания.

Воспитание должно быть главным направлением деятельности школы.

Перед мировым сообществом стоит глобальная цель: опреде­лить иерархию целей, задач, приоритетов воспитания исходя из общечеловеческих, фундаментальных ценностей.

Экс-президент Всемирного совета по сравнительной педагоги­ке В. Миттер предлагает такие положения:

1) воспитание толерантного отношения к иным людям, расам, религиям, социальным устройствам, идеалам воспитания;

2) воспитание персональных нравственных высоких хачеств;

3) воспитание навыков сосуществования с людьми — предста­вителями иной расы, языка, религии, этноса и т.п.;

4) воспитание чувства сострадания и готовности помочь дру­гим людям;

5) воспитание во имя мира.

В каждой стране проблемы воспитания рассматриваются с уче­том собственных задач и приоритетов.

К примеру, в США документ «Америка-2000: стратегия разви­тия образования» (1991) предусматривает использовать школу как «центр, способный перестраивать развитие цивилизованного об­щества». Программу нравственного воспитания предлагается ос­новывать на библейских ценностях и принципах. На первый план выдвигаются такие черты характера, как цельность, честность, прилежание, личная ответственность. В программе определено, что образование — это не только передача знаний, но и «наделение людей моральной, нравственной, духовной силой».

Обновленная программа воспитания представлена в офици­альных документах Министерства образования России 90-х гг. Перед школой поставлена цель содействовать духовному обнов­лению общества. Отказавшись от авторитарного догматичного воспитания, отечественная школа должна обеспечить персональ­ное внимание к учащимся, привить им идеалы демократии, ува­жения прав и свобод человека, открытости, плюрализма, при­вить навыки самоуправления, а также высокие нравственные качества.

Понимание того, что Россия — страна великой культуры, мно­говековых духовных традиций, в значительной мере обогащает и расширяет видение перспектив развития отечественного образо­вания.

Во многих ведущих странах мира общественные учебные заве­дения: отделены от церкви и религии (США, Франция, Япония, Россия). В этих странах религиозное обучение — частное дело граж­дан. А в Англии и Германии религия включена в стандартные про­граммы общего образования. Вместе с тем все более: ощутимой становится тенденция сотрудничества церкви и государства в воп­росах образования.

В деле воспитания огромно значение личности учителя, воспи­тателя, духовного наставника молодежи. Очевидно, что значение будет возрастать несмотря на особенности цивилизационного развития общества. Значит, должно быть изменено в сторону обогащения общекультурной составляющей и образование учителей.

Вопрос для самоконтроля

Согласны ли вы с высказыванием ученого-педагога Э. Д. Днепро-ва о том, что «образование — либо воспроизводство прошлого, либо производство будущего»? Постарайтесь обосновать свою точку зре­ния.

 

Образование в широком смысле слова понимается многими современными отечественными учеными как процесс вочелове­чения индивида, преобразование биологического естества чело­века в зрелую личность, раскрывающую свои идеальные способ­ности в трудовых и творческих процессах, благодаря которым облагораживается и преобразуется окружающий мир. В этом смыс­ле образование личности понимается как обретение образа, скла­дывание, становление, развитие личности и далее — как огранка неповторимых индивидуальных черт. Поэтому процесс образова­ния может длиться всю жизнь.

Состав и неповторимость образования каждого человека скла­дываются в процессе жизнедеятельности и определяются ее осо­бенностями: неповторимостью природных задатков личности и всей совокупности обстоятельств внешнего окружения.

В развитых странах мира создаются непрерывные системы об­разования, которые позволяют человеку совершенствовать свой образовательный уровень так долго, как это ему представляется необходимым. Сравнительно недавно возникла и наука об образо­вании — эдукология.

Система народного образования призвана охватывать весь жиз­ненный цикл человека — от рождения до старости.

В связи с этим идет процесс развития и обогащения педагоги­ческого знания. Исходно педагогика понимается ках наука об обу­чении и воспитании детей: буквально педагогика — детовождение. Проблемами же обучения взрослых стала заниматься андрогогика (вождение человека), проблемами самообразования человека — аутогогика (самовождение).

В советский период истории нашей страны под системой на­родного образования понималась совокупность образовательно-воспитательных учреждений, организуемых каждым государством в соответствии с его политическим и экономическим строем.

В те годы в нашей стране существовала единая сеть по преиму­ществу государственных образовательно-воспитательных учрежде­ний. Она была построена на следующих принципах:

– равенство всех граждан страны в получении образования, не­зависимо от расовой, национальной принадлежности, пола, от­ношения к религии, имущественного и социального положения; обязательность образования для всех детей и подростков; свобода выбора языка обучения — родного или государствен­ного;

– бесплатность всех видов образования;

– единство систем народного образования и преемственность всех типов учебных заведений;

– связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жиз­нью страны;

– научный характер образования;

– гуманистический и высоконравственный характер образования и воспитания;

– совместное обучение лиц обоего пола; светский характер образования.

Основные положения и принципы, положенные в основу сис­темы образования, были законодательно закреплены в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (1973).

Система народного образования в нашей стране включала: дош­кольное воспитание, общее среднее образование, профессиональ­но-техническое образование, среднее специальное и высшее об­разование.

В 1996 году был утвержден текст нового Закона Российской Федерации об образовании. Согласно ему были определены сле­дующие принципы государственной политики на новом, демокра­тическом, этапе развития нашей страны.

1. Гуманистический характер образования, приоритет общече­ловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

2. Единство сфер культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций в условиях многонациональ­ного государства.

3. Общедоступность образования, адаптивность системы обра­зования к уровням и особенностям развития и подготовки обуча­ющихся, воспитанников.

4. Светский характер образования в государственных и муни­ципальных образовательных учреждениях.

5. Свобода и плюрализм в образовании.

6. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреж­дений.

Законодательство Российской Федерации в области образова­ния включает статьи Конституции РФ (ст. 43 и др.), федеральный Закон «Об образовании» и принимаемые в соответствии с ним другие законы и правовые акты субъектов РФ.

Согласно ст. 8 Закона, система образования — это «совокуп­ность взаимодействующих программ и государственных образова­тельных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, органов управ­ления образованием и подведомственных им учреждений и орга­низаций». Систему образования объединяет положение о пре­емственности образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня.

В свою очередь, государственные образовательные стандарты устанавливают содержание федерального и национально-регио­нального компонентов образования. Федеральный компонент ус­танавливает обязательный минимум содержания основных обра­зовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, а также требования к уровню подготовки выпускников школ, рас­положенных в разных регионах нашей страны.

Содержание государственных образовательных стандартов раз­рабатывается на конкурсной основе и уточняется на той же осно­ве не реже одного раза в 10 лет. Это создает основу объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников неза­висимо от форм получения образования.

С учетом потребностей и возможностей личности образование усваивается в условиях образовательного учреждения — в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах; индивидуально — в форме семейного образования, самообразования, экстерната. При этом выполняется требование соответствия знаний единому госу­дарственному образовательному стандарту.

Образовательное учреждение, согласно ст. 12 Закона, являясь юридическим лицом, призвано реализовывать образовательный процесс (обучения и воспитания). Оно может быть государствен­ным, муниципальным и негосударственным (частным, учрежде­нием общественных и религиозных организаций, объединений).

Учредителями образовательного учреждения по закону могут быть органы государственной власти и местного самоугравления, отечественные и иностранные организации всех форм собствен­ности, их ассоциации и союзы, отечественные и иностранные общественные и частные фонды, а также граждане РФ и иност­ранные граждане. Исключение сделано для военных специальных учебных заведений и специальных учебно-воспитательных учреж­дений закрытого типа для подростков с девиантньтм поведением. Это государственные учреждения.

Таким образом, нашим соотечественникам предоставлена воз­можность пользоваться достижениями демократии, которые ста­ли необходимым атрибутом жизни европейских странах. Так, в «Хартии прав и обязанностей родителей в Европе» говорится, что родители имеют право выбирать для своих детей тот путь образо­вания, который как нельзя лучше отвечает их убеждениям к цен­ностным ориентациям, которыми они руководствуются в воспи­тании детей (п. 5 Хартии). Учтено также право родителей учитывать при выборе системы образования те духовные и культурные усло­вия, которые образуют основу воспитания, получаемого их деть­ми в семье.

Облик каждого негосударственного образовательного учрежде­ния неповторим.

Так, открыв наугад с. 112 «Путеводителя по школам Петербур­га» (1996 г.), можно, будучи заинтересованным родителем, про­честь, что школа «Взмах» — это учебно-образовательный комп­лекс... «Цель школы — воспитание свободного, творчески мысля­щего человека, широко образованного — гражданина мира, уверенного в себе, открытого людям, умеющего быть счастливым в жизни». 7—11-е классы комплекса — это «бизнес-школа», где дополнительно изучаются «право, охрана интеллектуальной соб­ственности, управление и финансы, журналистика, реклама, пе­ревод, педагогика». Дети этой школы могут выехать на летний от­дых в Болгарию.

Понятно, что обучение в такой школе платное.

По данным статистики, в 1994/95 учебном году в Российской Федерации насчитывалось около 450 негосударственных начальных и средних школ. В них обучалось около 40 тыс. школьников, что составило приблизительно 0,1% всех учащихся.

Анализ динамики развития таких школ по Санкт-Петербургу указывает на тенденцию существенного сокращения их числа. В 1994 году в городе действовало 59 негосударственных центров и школ, а в 1999 году — 12.

Вернемся к ключевому слову определения системы образова­ния — программа.

Закон «Об образовании» (ст. 9 главы II) определяет понятие «образовательная программа» как «содержание образования опре­деленных уровня и направленности». Программы подразделяются на два вида: общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на формирова­ние «общей культуры личности, адаптацию ее к жизни в обще­стве». В образовательных программах выделяются четыре уровня: дошкольного образования, начального общего образования, ос­новного общего образования и полного общего образования.

Общеобразовательные программы рассчитаны на занятия с деть­ми, подростками, молодежью в возрасте от полутора до 18 лет.

Профессиональные программы (основные и дополнительные) ориентированы на получение молодежью начального профессио­нального образования, среднего профессионального образования, людьми более зрелого возрасте — высшего профессионального и послевузовского образования. «Профессиональные образователь­ные программы направлены на решение задач последующего по­вышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации», — так записано в Законе «Об образовании».

Во всех странах система народного образования опирается на возрастную периодизацию жизни человека. В каждой стране эта система имеет свою специфику — ее определяют национальные особенности культуры. Но уже сейчас можно говорить об опре­деленной выраженности следующих ступеней систем народно­го образования, свойственных многим странам, в том числе и нашей:

– дошкольное образование для детей до 7 лет;

– всеобщая начальная школа для детей 7—11 лет;

– неполная общая школа для подростков 12—15 лет;

– полная общая или профессиональная школа для молодежи 16— 20 лет;

– специальные профессиональные и высшие учебные заведения для людей 20—25 лет;

– учреждения для повышения квалификации и переподготовки специалистов, уже имеющих образовательный статус.

Как подсистемы народного образования могут быть обозначе­ны такие ее звенья: образование родителей, пренатальное (внут­риутробное) воспитание человека, семейное воспитание, допол­нительное образование для одаренных в той или иной области искусств или спорта детей и подростков.

Для того чтобы отчетливее обозначились резервы и тенденции развития образования, предлагаемый читателю паратраф постро­ен по возрастному принципу, в единстве всех систем, подсистем и звеньев системы образования.

Думается, что бесспорной заслугой активно идущего в послед­нее время процесса «психологизации» и гуманизации педагогики является все более отчетливая ориентация образования на осо­бенности развития человека в онтогенезе, т. е. на специфику по­требностей каждого возрастного периода жизни человека в обра­зовательных услугах (как сейчас принято говорить).

Не человек для системы образования, но система образова­ния для удовлетворения потребности полного, всестороннего рас­крытия всех природных способностей, талантов и дарований че­ловека с тем, чтобы уже будучи вооруженным профессиональными умениями, он с полной отдачей сил служил своему народу и сво­ей стране.

Это вполне осознают и руководители нашего образования, и простые граждане страны.

Так, 31 марта 1998 года на коллегии Министерства образова­ния его глава А. Н. Тихонов в докладе «Об основных ориентирах в сфере образовательной политики России» подчеркнул необходи­мость постановки вопроса о детстве как стержневого для образо­вательной и — шире — социальной политики, необходимость учитывать не только потребности высших учебных заведений в обеспечении контингента обучающихся, но — в первую оче­редь — нужды главных потребителей сферы образовательных ус­луг — детей, учащейся молодежи.

Важно понять в этой связи, когда начинается тот период чело­веческой жизни, который нуждается в педагогической и государ­ственной опеке.

Во Франции жизнь ребенка начинает защищаться государст­венными законами через 10 недель после зачатия, в Дании — че­рез 12 недель, в Швеции — через 20. Но во многих странах жизнь человека юридически защищена только после рождения. Лауреат Нобелевской премии доктор Джеймс Уотсон предложил охранять жизнь ребенка через 3 дня после рождения. Кто же прав?

Сегодня считается бесспорно установленным научным фак­том то, что человеческая жизнь начинается в тот момент, когда встречаются и соединяются две половые клетки — мужская и женская — ив результате этого соединения образуется одна новая клетка. И в этой одной клетке заложено все будущее: человека: его пол, группа крови, цвет волос и глаз, а также все> что в даль­нейшем будет только развиваться и выявляться. Каждый такой за­родыш есть уже уникальный и неповторимый человек. На этом основано пренатальное воспитание.

Самое быстрое развитие и бурный рост ребенка совершается сразу после имплантации (внедрения) зародыша в стенку матки. В 10—11 недель, к середине третьего месяца беременности, все системы органов человеческого организма полностью сформиро- ваны. Во Франции с этого периода жизнь нерожденного человека защищена законом и предусмотрено оказание ему необходимой психолого-педагогической поддержки. Этим занимается Француз- екая национальная ассоциация пренатального (внутриутробного) воспитания.

После рождения ребенка процесс его воспитания характеризу­ется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что же касается впитывания ин­формации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из периодов своей дальнейший жизни человек не раз­вивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде. Прези­дент ассоциации Андрэ Бертин пишет, что мы не можем отри­цать важность воспитания ребенка, особенно в первые годы жизни,)авно как и эффективность самовоспитания, когда взрослый че­ловек берет на себя ответственность за собственное развитие пу-:м упорной работы над собой; однако ни первое, ни второе не жазывают того фундаментального воздействия, которое присуще пренатальному воспитанию.

В этом процессе огромна роль матери. «Мать — это первая все­ленная ребенка», источник жизни не только в материальном, но и в духовно-психическом плане. Все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Не имея возможности прямых контактов с миром, дитя непрерывно улавливает ощущения, чувства и мыс­ли, которые вызывает у матери окружающий мир. Эти сведения регистрируются в тканях клеток будущей личности, в органиче­ских тканях и на уровне зарождающейся психики. Именно в это время формируются качества личности, сохраняющиеся на про­тяжении все последующей жизни человека.

Огромное значение имеет любовь матери к своему ребенку. Да­леко не всегда женщине в период беременности удается избежать жизненных трудностей, даже несчастий, но чувство любви к ре­бенку способно сводить на нет действие этих негативных процес­сов, защищая ребенка. И наоборот, дети матерей, которые не за­ботятся о вынашиваемом ребенке, чаще рождаются ниже средних жазателей в весе, у них чаще наблюдаются различные серьезные нарушения в работе пищеварительного тракта, нервные рас­стройства. Они нередко испытывают трудности в процессе адапта­ции к окружающим и к жизни в последующие годы.

К. Д. Ушинский видел всю огромную меру женской, материн­ской ответственности не только перед ребенком, но и перед об­ществом. Он писал, что именно через женщину прогресс чело­вечества проникает в нравы людей, в характер народа и его общественную жизнь. То, что любит женщина, как правило, пря­мо передается спутнику ее жизни и рожденным ими детям. Нич­то не проникает в жизнь, в нравы народа без прямого участия женщины, которая способна гораздо быстрее всякого мужчины схватывать мысль, чувство, идею и перерабатывать их в свою женскую плоть и кровь.

Как важно воспитывать в будущих матерях мудрость, способ­ность любить другого человека, как важна настроенность их души на возвышенное и значительное! Достоянием культуры любого народа является женская воспитанность, женское достоинство и благородство. И очевидно, что воспитывать девочку надлежащим образом нужно задолго до того, как она примет в себя ответ­ственность за новую жизнь.

Система семейного воспитания

Ребенок растет, семья развивается. Проблемы воспитания де­тей не только не теряют своей остроты, но зачастую и усиливают­ся с годами. Многие семьи испытывают трудности в воспитании детей. Как они их решают? В основном ориентируясь на свой жиз­ненный опыт, опыт знакомых, на сведения, случайно и бессис­темно почерпнутые из средств массовой информации. Но проти­воречия прошлого и настоящего нашей жизни, традиционного и нового в жизненном укладе семей, особенности разных этапов становления семьи — все это озадачивает родителей. Каждый из них сам проходит школу родительского становления методом проб и ошибок. Как правило, процесс этот носит индивидуальный и стихийный характер личностного поиска и выражается, напри­мер, в чтении специальных психолого-педагогических изданий, в просмотре соответствующих телепередач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.