Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карьера педагога




В этом параграфе речь пойдет о профессиональном продвиже­нии человека, о путях построения карьеры и личностной профес­сиональной перспективы.

Ученые подчеркивают неравномерность этапов и ступеней про­фессионального становления личности, обозначая ее как инди­видуальную траекторию профессионального роста.

Когда начинается карьера? Однозначного ответа не существует. Одни считают, что карьера начинается с окончанием специали­зированного образовательного заведения, другие — что с нача­лом реальной трудовой деятельности, третьи — с возникновени­ем взаимоотношений с работодателем или получением первой трудовой книжки.

В широком смысле карьера определяется как общая последова­тельность этапов развития человека в основных сферах жизни (се­мейной, трудовой, досуговой). При этом карьера представляется динамикой социально-экономического положения, статусно-ро­левых характеристик, форм социальной активности личности. Сущностной составляющей понятия «карьеры» является продви­жение, т. е. движение вперед. И чем стремительнее общее движе­ние, тем опаснее замедление и тем необходимее человеку гото­вить себя к встрече с будущими событиями. Отсюда понимание карьеры как активного продвижения человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его ус­тойчивость в потоке социальной жизни [14].

В нашей стране совсем недавно слово «карьера» употреблялось с негативным оттенком, «карьеристами» были в нашей литерату­ре отрицательные герои, в то время как на Западе это понятие общеупотребительно (профориентация в США часто называется психологией карьеры).

Успешная карьера во многом зависит от того, насколько пра­вильно сделал человек свой профессиональный выбор, а вернее, насколько удачным было его профессиональное самоопределение.

Следует различать понятия «профессиональное самоопределе­ние» и «профессиональный выбор». Профессиональный выбор за­трагивает лишь ближайшую перспективу, он может быть осуще­ствлен как с учетом, так и без учета определенных последствий принятого решения (Е. И. Головаха). Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов, т. е. сама карьера — это «чередующиеся выборы».

Как вы знаете из предыдущих глав, разные люди имеют разные личностные особенности, обладают разными умениями и разными ценностными установками. И, естественно, каждый человек выст­раивает свое профессиональное движение исходя их этих особен­ностей и своего отношения к профессиональному росту.

Итак, какие же бывают виды карьеры?

Линейная карьера. Человек с самого начала своей трудовой дея­тельности выбирает понравившуюся ему область и упорно шаг за шагом на протяжении всей жизни поднимается по иерархической лестнице. Например, учитель — руководитель методического объе­динения — завуч — директор школы — инспехтор РОНО — работ­ник городского Комитета по образованию — работник министер­ства и т. д. У людей, целенаправленно делающих карьеру, линейная конфигурация — одна из наиболее распространенных.

Стабильная карьера. Лицо, которое имеет стабильную конфи­гурацию карьеры, также еще в молодости выбирает область своей деятельности и до конца остается в ней. И хотя такой человек со временем повышает уровень мастерства и имеет более высокий доход, он не стремится продвигаться по иерархической лестнице своего ведомства. Это довольно распространенный вид карьеры. Примером могут служить такие профессии, как учитель, врач, различного рода специалисты. Их повседневная работа по своему содержанию изменяется незначительно. Здесь скорее речь может идти о повышении квалификации, духовном обогащении.

Спиральная карьера. Такая карьера для беспокойных людей, мя­тущихся натур. Они с энтузиазмом погружаются в работу, трудят­ся напряженно и делают свое дело хорошо, продвигаются в своем статусе и ранге. Однако лет через 5—7 их интерес затухает, при­чем настолько, что они уходят на другую работу, и все повторяет­ся заново. Видимо, поэтому иногда на работу в школу приходят случайные люди, не определившиеся до конца со своими про­фессиональными пристрастиями. Как правило, надолго они в учеб­ном заведении не задерживаются.

Кратковременная карьера. Человек часто переходит с одной ра­боты на другую. Он особо не выбирает область деятельности и лишь случайно и временно получает незначительное повышение. Таких людей нередко называют «летунами». Как правило, это неквалифи­цированные и нередко недисциплинированные работники.

Платообразная карьера. Если человек успешно справляется со своими обязанностями, его считают подходящей кандидатурой для выдвижения. После ряда выдвижений он достигает уровня, где обнаруживается предел его компетентности. Больше его не повышают, и он остается на этом месте до ухода на пенсию. О таких работниках говорят, что они попали в «мертвую зону», на плато, где им присваивается нулевой коэффициент продвижения.

Снижающаяся карьера. Такая конфигурация карьеры трагична. Человек неплохо начинает свою карьеру и добивается неодно­кратного повышения. Однако в его жизни происходит нечто не­предвиденное (болезнь, злоупотребление алкоголем и т.п.), что перманентно снижает качественный уровень его работоспособно­сти. В силу этого он начинает не соответствовать требованиям занимаемых должностей и постепенно опускается до самого низко­го уровня.

Итак, профессиональное продвижение — это прежде всего движение. А движение не может быть без цели, иначе вы заблу­дитесь и неразумно распорядитесь теми ресурсами, которыми обладаете.

Для того чтобы определить, в каком направлении вам двигать­ся, давайте подумаем, а что же это такое — жизненный успех? Что он означает?

Обычно успех рассматривают как событие, получающее соци­альную и общественную поддержку, хотя, на наш взгляд, это прежде всего вопрос масштаба ожидаемых результатов, вопрос вашей це­левой установки, т. е. это субъективное мироощущение. (Но не вся­кая цель, заметим, заслуживает социального оправдания.)

Для того чтобы определиться с именно вашим собственным представлением о жизненном успехе, предлагаем вам ответить самим себе на несколько вопросов:

– Чего вы хотите больше всего на свете?

– Если бы у вас был миллион, как бы вы им распорядились?

– Какое особое качество характера, увиденное в других, вы бы хотели иметь у себя?

– Если бы вы могли выбрать любимую работу, то чем бы тог­да занимались?

– Какое ваше самое заветное желание?

– Каким вы представляете себя через 10 лет? Через 20? Через 30?

Разобравшись с целями, необходимо задуматься — а как же их достичь?

Вероятно, для этого необходимо еще одно важное умение — планирование.

Существует такое понятие как личностная профессиональная перспектива (ЛПП).

Е. А. Климов предложил следующую схему ее построения.

1. Осознание ценности честного труда (ценностно-нравствен­ная основа самоопределения).

2. Осознание необходимости профессионального образования после школы.

3. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование ее изменения.

4. Знание мира профессионального труда (макроинформаци-онная основа самоопределения).

5. Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями.

6. Выделение ближайших и ближних профессиональных целей (как этапов и путей к дальней цели).

7. Знание конкретных выбираемых целей: профессий, учеб­ных заведений, мест работы (микр о информационна я основа вы­бора).

8. Представление о своих возможностях и недостатках, могу­щих оказать влияние на достижение поставленных целей.

9. Представление о путях преодоления своих недостатков (и о путях оптимального использования своих возможностей).

10. Представление о внешних препятствиях на пути к целям.

11. Знание о путях преодоления внешних препятствий.

12. Наличие системы резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основному варианту).

13. Представление о смысле своего будущего профессиональ­ного труда.

14. Начало практической реализации ЛПП.

Очень часто молодые специалисты затрудняются со способами достижения жизненных целей, не могут правильно организовать выполнение задуманного. Однако есть методика, позволяющая помочь в этом.

Фирма «Тайм-Менеджер» (США) вводит понятия «слоновая задача», «слоновая техника» и широко использует их при обуче­нии менеджеров решению очень сложных проблем и задач. Есть задачи, которые настолько сложны, что образно их можно срав­нить с величиной слона.

Примеры «слоновых задач»: выучить иностранный язык, на­учиться использовать персональный компьютер, написать книгу и т. п. Решить такие задачи за короткое время, как правило, не удается, как и, образно говоря, никому не удается за один прием съесть слона.

К решению «слоновой задачи» можно приступить двумя спо­собами.

1. Отодвинуть ее решение.

2. Разрезать ее на маленькие, доступные кусочки. Это единствен­ный метод, ведущий к заглатыванию слона, т. е. к результату. «Сло­новая техника» «Тайм-Менеджера» будет вашим решением про­блемы:

– разрежьте «слона» на маленькие удобные кусочки;

– присоедините заглатывание отдельных кусочков к выполняе­мым вами повседневным, обыденным делам;

– позаботьтесь о том, чтобы вы ели одного и того же «слона», пока от него ничего не останется;

– не переживайте ежедневно из-за этих «слонов»; отнеситесь к «слонам», как к большим, красивым и впечатляющим животным, какими они и являются; отнеситесь к «слонам», как к захватыва­ющим возможностям; сосредоточьтесь на «слоновом бифштексе» дня и будьте довольны, когда задача дня выполнена.

Слишком много людей напрасно мучают себя из-за «слонов», с которыми они все равно не могут разделаться сегодня.

Иногда люди и не берутся за какое-то сложное дело, испугав­шись того тернистого пути, который надо преодолеть для осуще­ствления своей мечты. Но вспомните поговорку: «Глаза боятся, а руки — делают».

Очень важно для профессионального продвижения умение со­здать свой имидж. Ранее уже говорилось о таком значимом факто­ре, как репутация. Но репутация — это лишь часть вашего имид­жа, который представляет собой целый комплекс качеств личности и способов самовыражения.

Дословно с английского «1та§е» переводится как «образ», при­чем под образом понимается не только визуальный, зрительный образ (вид, облик) человека, но и образ его мышления, дей­ствий, поступков.

Имидж может иметь не только человек, но и организация, и даже страна. Таким образом, можно говорить о двустороннем вли­янии — и имидж каждого специалиста влияет на имидж учрежде­ния, и, соответственно, статус учреждения определяет то, каким должен быть каждый его сотрудник. Естественно, что для того чтобы «вписаться» в коллектив, где вам предстоит находиться определенное время и пройти адаптацию в нем с наименьшими издержками, надо обязательно знать мнение других об этой орга­низации (предприятии, сфере деятельности).

Почему имидж так важен?

Дело в том, что когда у какого-то человека складывается опре­деленное мнение о другом человеке или о каком-то объекте-, то это сформированное в сознании (подсознании) отношение фор­мирует готовность действовать применительно к этому объекту (человеку) определенным образом, т. е. создается определенная психологическая установка. И для того чтобы вызвать ту или иную установку у окружающих, нам необходимо изменить их пред­ставление о себе в соответствующую (оптимальную для нас) сто­рону. Для педагога имидж важен, возможно, больше, чем для любого другого специалиста, потому что именно он влияет на формирование установок, ценностей и представлений у воспи­танников. Известно, что хорошо выглядящие и опрятные люди обычно вызывают симпатию и доверие, к их словам вниматель­нее прислушиваются.

Каким может быть имидж?

Он может быть положительным и отрицательным. Профессио­нальным (т. е. в области ваших профессиональных качеств) и лич­ностным (во внепрофессиональной сфере). Например, о вас могут сказать: «Он замечательный специалист, но непорядочный человек». И в этом нет никакого противоречия. Что же лучше —быть хорошим человеком или хорошим профессионалом? Имидж­мейкеры считают, что важнее именно личностные качества, так как степень доверия к специалисту напрямую зависит от того, насколько он нравственен. К порядочным к обязательным людям чаще обращаются за помощью и охотнее следуют их советам, их авторитет гораздо выше.

Имидж всегда субъективен и вполне может отличаться от ва­шего собственного представления о ваших достоинствах и недо­статках. И еще одним свойством обладает ваш имидж — прочно­стью. Его очень трудно изменить! Не зря же говорят, что произвести первое впечатление вы можете только один раз.

На чем основывается представление о вас у других людей?

Во-первых, на информации — полученной от вас и о вас. Не секрет, что некоторые педагоги имеют даже прозвища, которые даются на основании их личностных характеристик или привычек.

Во-вторых, на той социальной роли, в которой вы находитесь. Молодой учитель — значит, неопытный; бездетный — значит, не имеющий представления о воспитании маленьких детей, и т. д.

Имидж может создаваться произвольно («какой есть, такой есть»), а может — вполне осознанно, т. е. его формированием надо заняться специально.

Что же такое «формирование»? В контексте нашего разговора его можно определить как перевод программ поведенческих (или оценочных) актов из сознания в подсознание. Если вы сможете изменить свои установки, то реагировать на происходящее будете автоматически, демонстрируя окружающим оптимальный способ поведения.

Каковы составляющие вашего имиджа?

Первая группа качеств — природные качества (коммуникабель­ность, эмпатичность, рефлексивность, красноречивость), кото­рые вы можете постоянно совершенствовать.

Вторая группа — характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. К ним относятся нравственные ценно­сти, психическое здоровье, владение набором человековедческих технологий (межличностное общение, способы разрешения кон­фликтов и т. д.).

К третьей группе следует отнести то, что связано с жизнен­ным и профессиональным опытом личности. Особенно ценно, когда опыт помогает выбрать правильную тактику в любой ситуа­ции общения.

Выражением всех этих групп качеств служат следующие уме­ния:

умение общаться с людьми (и говорить, и слушать);

умение хорошо выглядеть (опрятно и в соответствии с обста­новкой).

Занимаясь формированием своего имиджа, задайте себе два вопроса: какой имидж я имею и на кого хочу произвести впечат­ление? Известно, что в каждой социальной группе приветствует­ся совершенно определенный образ и в случае несоответствия ему вам придется упорно преодолевать возникшее отчуждение.

О наиболее значимых личностных качествах вы уже прочли в предыдущих главах. Здесь же мы остановимся на формировании имиджа с помощью одежды [15].

Основные этапы выглядят так.

1. Осознание необходимости целенаправленного конструиро­вания имиджа.

2. Определение целей построения имиджа (зачем мне это надо? какова основная цель?)

3. Формулировка впечатления (каково то впечатление, кото­рое я хочу произвести?)

4. Формулировка количества и видов необходимых визуаль­ных образов-имиджей.

5. Определение адресата имиджа (для кого?)

6. Выявление субъективных и объективных ограничений имиджа.

7. Самооценка внешности.

8. Овладение технологией презентации внешности.

9. Поиск девиза-установки для себя.

10. Создание банка приемов формирования индивидуального имиджа каждого вида.

11. Предварительное построение образа («разведка боем»).

12. Самооценка успешности «предварительного имиджа», вне­сение корректировок.

13. Отшлифовка имиджа, формирование гардероба.

14. Анализ вероятности достижения поставленной цели и вы­явление причин понижения этой вероятности.

15. Внедрение имиджа, проверка практикой общения.

16. Дальнейшее самосовершенствование и развитие.

Таким образом, уже на этапе обучения необходимо задуматься о том впечатлении, которое вы будете производить на окружаю­щих. И пока есть время, постарайтесь откорректировать не только свои установки, но и внешний облик. Помните слова А. П. Чехов? «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

В заключение хотелось бы еще раз напомнить, что профессио­нальное становление тесно связано со становлением личностным. Педагог воспитывает прежде всего собственной личностью, ибо, как говорили древние, нельзя дать того, чего не имеешь. Но так же важна и технологическая составляющая: если вы освоите раз­личные педагогические приемы и техники, у вас высвободится место для Творчества. Профессиональное самосовершенствование не отнимает у вас ресурсы (силы и время), а, наоборот, обогаща­ет вас, ведь сколько сил и нервов отнимают поначалу те же про­блемы с дисциплиной, с грамотным распределением учебного времени, с организацией собственной методичесхой работы! И пока вы в начале пути, постарайтесь использовать все возмож­ности для лучшего освоения профессии. В этом вам помогут даль­нейшие курсы по педагогическим дисциплинам и обязательная производственная практика. Все эти курсы в той или иной мере отвечают на вопросы: как шел процесс воспитания ребенха на протяжении истории развития человечества? как и почему меня­лось отношение общества к детям и взрослым? какими средства­ми пользовались люди, обучая и воспитывая молодое поколение? что актуально для современной образовательной ситуации?

Ответы на эти вопросы помогут и вам сформировать свою пе­дагогическую позицию, овладеть необходимыми умениями для занятия педагогической деятельностью, сориентироваться в том информационно-образовательном поле, на которое вы ступите после обучения в вузе.

Вопросы для самоконтроля

1. Какой тип карьеры представляется вам наиболее вероятным для вас?

2. Как вы определяете для себя понятие «жизненный успех»?

3. Почему некоторые люди не придают значения тому, как они вы­глядят? Как это сказывается на их профессиональном продвижении?

4. Составьте план действий на ближайший год. Какие результа­ты вы хотели бы получить по его окончании?

5. Опишите, как вы представляете себе человека, имеющего оп­тимальный имидж.

 

Рекомендуемая литература

Есаулова М.Б., Лобанова Н.Н. Самоанализ профессиональной педа­гогической деятельности. — СПб., 1999.

Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ро­стов н/Д, 1996.

Князева М. Ключ к самосозиданию. — М., 1990.

Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. — М., 1989.

Малинин Е.Д. Философия жизненного успеха. — М.; Воронеж, 1999.

Поляков В. А. Технология карьеры. — М., 1995.

Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика. — Ростов н/Д, 1996.

Соломенчук В. Г. Интернет: поиск работы, учеба, гранты. — СПб., 2000.

Учитель: крупным планом / Сб. под ред. С. Г. Вершловского. — СПб., 1994.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.