Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этика и эстетика педагогического труда




Важным основанием профессиональной культуры педагога яв­ляется педагогическая этика, или деонтология (от греч. с1еоп — долг и 1о§О8 — учение). Как известно, этика (от греч. еШоз — нрав, обычай) — наука о нормах и правилах поведения, взаимоот­ношений между людьми. Педагогическая этика (педагогическая деонтология) на основе общеэтических норм определяет те нор­мативные нравственные позиции, которыми необходимо руко­водствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их ро­дителями, коллегами.

Гуманистическая педагогика на протяжении веков устами ее лучших представителей называла в качестве исходной этической нормы любовь к детям. При этом эмоционально-ценностное от­ношение к ребенку проявлялось по-разному. Для Ж. Ж. Руссо, Льва Толстого, Р. Штайнера любить детей означало предоста­вить им в соответствии с возрастными потребностями макси­мальную свободу творческого самовыражения. И. Г. Песталоцци и Януш Корчак были верны принципу: «Жить не только ради детей, но вместе с детьми, разделяя все их радости и невзгоды». Р. Оуэн, А. С. Макаренко, заботясь о своих воспитанниках, стре­мились научить их быть счастливыми в настоящей и грядущей жизни.

И что бы ни говорили сторонники жестких методов в педаго­гике, без взаимной привязанности, симпатии, заботы, понима­ния невозможно добиться духовного единства педагога с детьми, которое В. А. Сухомлинский справедливо считал альфой и омегой учебно-воспитательного процесса.

Если вы еще не готовы полюбить всей душой каждого вверен­ного вам воспитанника (и послушного, и озорного, и прилежно­го, и нерадивого, и аккуратного, и неряху), то прислушайтесь к мнению Я. А. Коменского, который еще в эпоху позднего средне­вековья полагал, что все детские учреждения должны стать «мас­терскими гуманности». Позднее об этом писали И.И.Бецкой, Н. И. Пирогов, П. П. Блонский, М. Монтессори. Требование гу­манного, т.е. чуткого, заботливого, бережного отношения к де­тям актуально и сегодня, когда в условиях экономической не­стабильности, экспансии антикультуры, неустойчивого мира под­растающее поколение нуждается в особой защите.

Быть гуманным к воспитаннику детского учреждения — значит укреплять его здоровье, создавать условия для его полноценного физического и духовного развития с учетом особенностей пола, возраста, индивидуальности.

Гуманность педагога проявляется также в неуклонном соблю­дении прав и свобод ребенка, зафиксированных в отечественных и международных документах об образовании, защите детства и т. п. В Конвенции ООН о правах ребенка (20.11.1989) говорится, что каждый ребенок имеет право на полноценное образование, занятия искусством, спортом, на собственное мнение и т. д. В ус­тавах детских домов Януша Корчака среди многих прав воспитан­ников были названы право на игру, на тайну, на внимательное отношение к своим проблемам, на протест, право ребенка быть тем, кто он есть. Особо следует сказать о недопустимости любых насильственных действий в отношении детей: навязывания чужо­го мнения, ущемления личного достоинства, применения теле­сных наказаний, ограничения свободы, лишения пищи, сна. Эти нормы в равной мере относятся к общественному и семейному воспитанию.

Спектр этических качеств, которые проявляются в общении педагога с воспитанниками, широк и многообразен. Специальные исследования показывают, что, например, подростки и старшие школьники больше всего ценят в учителях тактичность, доброту, справедливость, понимание детских проблем, желание оказать уче­нику помощь в овладении программным материалом, общитель­ность, добросовестность, трудолюбие, сдержанность, веру в по­знавательные способности ученика, терпение, требовательность и ряд других профессионально значимых личностных черт. Но глав­ное, чем дорожит воспитанник, — это душевная щедрость, ис­кренность и сердечность отношений. И глубоко права режиссер, профессор М. О. Кнебель, утверждая, что педагогика требует от человека качеств, близких к материнским. В своей книге «Поэзия педагогики» она писала, что как мать отдает своим детям лучшее, чем она владеет, так и педагог вкладывает свою душу в учеников.

В этом внутренний смысл профессии. Отдавать душу к трудно, и радостно. Трудно потому, что это требует огромной затраты не только душевных, но и физических сил. Радостно потому, что в ответ ты получаешь такой поток молодой энергии, который с лихвой окупает все затраты, все трудности и все твои мухи.

Чтобы обеспечить единство педагогических требований к фор­мированию личности ребенка в семье и детском учреждении, молодому учителю, воспитателю следует избрать верный стиль и тон общения с родителями своих питомцев: не упрекать отца или мать в плохом воспитании «трудного подростка*, отказаться: от нравоучений и терпеливо, убедительно разъяснять причины воз­никшего конфликта и пути его разрешения. А главное — постоян­но вести социально-профилактическую работу, искать эффектив­ные формы плодотворного сотрудничества семьи и школы.

Существует также «этический кодекс» взаимоотношений педа­гога с коллегами по работе. Заглянем в обозримое будущее. Пред­ставьте себя в такой ситуации. Вы, молодой специалист, выпуск­ник вуза или колледжа, пришли в новый педагогический коллектив. Советуем придерживаться нескольких правил.

– Не спешите подвергать критике установившиеся годами в этом учреждении традиции, формы работы и «с ходу» предлагать те или иные нововведения. Постарайтесь внимательно разобраться в об­становке, достижениях и недостатках своих коллег — представите­лей разных поколений.

– Обсуждая открытый урок или занятие преподавателя, осо­бенно в присутствии инспектирующих лиц, начните с характери­стики положительных моментов; этим вы окажете ему моральную поддержку.

– Если в классе, где вы ведете свой предмет, учащиеся не справились с заданием или плохо вели себя на уроке, некоррект­но винить в этом детей, классного руководителя, родителей. Надо искать причины неудач в собственных методических просчетах.

– Если вы не согласны с мнением старшего, уважаемого кол­леги или администрации, не следует занимать соглашательскую позицию, но и не стоит обострять отношения. Лучше всего приве­сти веские аргументы в пользу вашей позиции и постараться убе­дить оппонентов в их неправоте.

Помните: ваша доброжелательность, контактность, стремле­ние к деловому сотрудничеству, готовность учесть лучший опыт, поддержать новое начинание — главные предпосылки благопри­ятной атмосферы успешной деятельности и хорошего творческо­го самочувствия в трудовом коллективе.

Этика педагога тесно соприкасается с эстетикой профессио­нального труда (одним из критериев высокого уровня педагоги­ческой культуры личности). Мы говорим: «эстетика», «прекрас-

ное», «красота». А что означают эти понятия:? Эстетика (греч. ■Цкоз — чувствующий, чувственный) — наука о природе эмоцио­нально-ценностного отношения человека к миру, о прекрасном (красоте) в жизни и в искусстве. Б истории эстетических, учений наиболее известны две концепции прекрасного: идеалистическая и материалистическая. Сторонники одной концепции полагали, что «прекрасное должно быть постигнуто как идея:» (Г. В. Гегель); другие, напротив, считали источником прекрасного объективную реальность (Д.Дидро, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский).

Более глубокую трактовку прекрасного, красоты дает Л. Н. Тол­стой, подчеркивая их объективно-субъективный характер. Кра­сотой в смысле субъективном, писал Л. Н. Толстой в статье «Что такое искусство», мы называем то, что доставляет нам известно­го рода наслаждение; в объективном же смысле красотой мы на­зываем нечто абсолютно совершенное, вне нас существующее.

Такой подход к пониманию сущности прекрасного разделяет­ся многими современными философами. Он дает возможность уяс­нить личностный характер эстетического отношения, «механизм» благотворного влияния красоты на человека. Удовлетворяя потреб­ность в прекрасном — «человечнейшую из всех человеческих по­требностей» (С. Л. Рубинштейн), мы обогащаем себя духовно, по­стигаем сердцем и разумом высшие ценности. Следует помнить, что для педагога красота — не только предмет эстетического лю­бования, но и верный союзник в его профессиональной работе.

Во-первых, прекрасное, искусство дают возможность и взрос­лым, и детям получить наглядно-образное представление об иде­але совершенной личности и тем самым наполнить конкретным содержанием цели воспитания. Поскольку красота выступает для человека «кумиром без всяких условий» (Ф. М.Достоевский), ее притягательная сила, особенно в пору отрочества и юности, по­буждает следовать образцам.

Во-вторых, еще во времена античности древними философами (Пифагор, Платон, Аристотель) было установлено родство таких категорий этики и эстетики, как добро и красота. Идея единства прекрасного и нравственного красной нитью проходит через всю историю педагогической мысли. Не случайно В. А. Сухомлинский считал, что главная задача воспитания средствами эстетики — вести детей через красивое к гуманному, человечному. Кроме того, ис­кусство, художественная деятельность помогают ребенку удовлет­ворить потребность в самовыражении, несут ему информацию особого рода — о «диалектике души», служат своеобразным учеб­ником жизни. Умелое использование педагогом в работе с детьми произведений искусства, эстетических аспектов учебного матери­ала одухотворяет педагогический процесс, создает положитель­ный эмоциональный настрой.

В-третьих, эстетика, красота — незаменимый компонент пе­дагогического мастерства, источник творчества учителя, воспи­тателя. В этом смысле каждый педагог должен быть хотя: бы чу­точку художником своего дела, поэтом, артистом. Особенно тесно соприкасаются педагогика и сценическое искусство. И дело не только в том, что педагогу приходится сочетать в одном лице функции, сходные с работой драматурга, режиссера, актера, но и в публичном характере, зрел ищи ости урока, воспитательного мероприятия, которые так же, как и настоящий спектакль, дол­жны производить на участников «театрального действия» ожида­емое впечатление с помощью особых форм выразительности. В театре к этим средствам воздействия относятся фабула, сцени­ческая речь, сценическое движение (игра актеров), внешность персонажей, декорации, музыкальный фон. И хотя в педагоги­ческой деятельности совсем не обязательно демонстрировать про­фессиональное актерское мастерство, работник образовательно­го учреждения должен в определенной мере владеть техникой игры — «искусством переживания» и «искусством представле­ния», уметь, пользуясь словами К. С. Станиславского, управлять своим вдохновением и настраиваться на творческую работу неза­висимо от личных обстоятельств.

Учитель-словесник Е. Н. Ильин в своей работе «Искусство об­щения» пишет, что ученики — не просто «класс», «кабинет», «ауди­тория». Это и зрительный зал. Моя заветная мечта, говорит он, парты сделать партером! По его мнению, кино, телевизор — дав­но уже не только союзники учителя, но и самые опасные конку­ренты, открыто намекающие, что из обычного «учебного сред­ства» урок литературы должен вырасти в произведение искусства. Лишь там, где урок — искусство, есть место искусству. Во всех иных случаях мы имеем дело с тенями прошлого: «галереями» образов, фигур, персонажей, куда неожиданно попадает и сам учитель-«академист» как один из «типичных представителей» не­живой литературы. Художественную мысль, не «разыграв» и не создав сценического сюжета в анализе, исследовать в школе не­возможно. Учитель, по словам Е. Н. Ильина, должен быть худож­ником своего урока, т.е. сценаристом, режиссером, исполнителем и, конечно же, взыскательным критиком [3, с. 229].

Завершим размышления о связи педагогической и художе­ственной деятельности строками А. А. Ахматовой, адресованны­ми собратьям по перу.

Нам свежесть слов и чувства простоту Терять не то ль, что живописцу зренье Или актеру — голос и движенье, А женщине прекрасной — красоту?

Не относится: ли этот вопрос в той же мере к людям, посвя­тившим себя служению педагогике?

Заметим, однако, что успешное использование средств эсте­тики в учебно-воспитательных целях возможно лишь тогда, когда учитель, воспитатель имеет соответствующую подготовку. Ему не­обходимо разбираться в различных сферах прекрасного; он дол­жен обладать «музыкальным ухом», чувствующим красоту формы глазом, развитым эстетическим вкусом. Для него важно развивать такие актерские и режиссерские качества, как образное мышле­ние, зрительная память, пространственное и временное вообра­жение, умение перевоплощаться и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.